Научная статья на тему 'Технология интенсификации обучения: использование опорных конспектов и кейс-ситуаций при изучении лексики и фразеологии'

Технология интенсификации обучения: использование опорных конспектов и кейс-ситуаций при изучении лексики и фразеологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-ЗАДАНИЕ / ЛЕКСИКА / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / TECHNOLOGY OF INTENSIFI CATION OF EDUCATION / SUPPORTING ABSTRACTS / CASE TECHNOLOGY / CASE TASK / LEXIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губчевская Екатерина Алексеевна

В статье рассматривается вопрос совершенствования процесса обучения с помощью внедрения в образовательный процесс инновационных технологий: технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и кейс-технологии. Также приведены примеры использования технологий в процессе изучения лексики и фразеологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF INTENSIFICATION OF LEARNING: USE OF SUPPORT CONSPECTIONS AND CASE-SITUATIONS IN STUDYING LEXIS AND PHRASEOLOGY

The article discusses the issue of improving the learning process by introducing innovative technologies into the educational process: technology to intensify training based on schematic and iconic models of educational material and case technology. Examples of the use of technology in the process of studying lexis and phraseology are also given

Текст научной работы на тему «Технология интенсификации обучения: использование опорных конспектов и кейс-ситуаций при изучении лексики и фразеологии»

Образовательные технологии: наука и практика

Сведения для цитирования: Губчевская, Е. А. Технология интенсификации обучения: использование опорных конспектов и кейс-ситуаций при изучении лексики и фразеологии / Е. А. Губчевская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 33-37.

УДК 372.016:81 ББК 74.202

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И КЕЙС-СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

Е. А. Губчевская

В статье рассматривается вопрос совершенствования процесса обучения с помощью внедрения в образовательный процесс инновационных технологий: технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и кейс-технологии. Также приведены примеры использования технологий в процессе изучения лексики и фразеологии.

Ключевые слова: инновационные технологии, технология интенсификации обучения, опорные конспекты, кейс-технология, кейс-задание, лексика.

В настоящее время в условиях непрерывного обновления и видоизменения всех сфер человеческой жизни к образованию предъявляются новые требования. Поиск новых методов, средств, подходов к обучению и их применение на практике — актуальная для всех предметов и дисциплин задача; не является исключением и процесс обучения русскому языку. Инновационные технологии призваны, с одной стороны, совершенствовать непосредственно образовательный процесс и, с другой, предлагать формы деятельности, которые актуальны и вне процесса обучения, которые могут найти применение в потенциальной деятельности обучаемого в любой сфере.

При выборе средств и способов обучения необходимо также учитывать возрастные психологические особенности обучающихся.

В этом контексте обратим внимание на две инновационные образовательные технологии:

технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и кейс-технологию.

В. Ф. Шаталовым была разработана собственная педагогическая технология — технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала [1].

Суть технологии состоит в использовании опорных сигналов — знаков, слов, прочих опор для мысли, последовательно изложенных на листе. Такая форма фиксации материала позволяет обучающимся свертывать и развертывать текст, в котором содержится учебный материал. Подобный подход, во-первых, способствует пониманию и запоминанию необходимой информации и, во-вторых, полностью исключает бездумное заучивание наизусть [2].

Говоря о применении технологии интенсификации обучения на основе схемных

и знаковых моделей учебного материала на уроках русского языка, сделаем акцент на еще одном немаловажном факторе: при реализации данной технологии в той или иной степени активизируются все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Одной из главных задач, которые стоят перед учителем русского языка, является речевое развитие обучающихся. При этом под речевым развитием обучающихся подразумевается педагогически мотивированный процесс развития способности воспринимать и продуцировать тексты различных стилей и жанров [3].

Кроме того, современные обучающиеся обладают специфической психологической чертой — клиповым мышлением, позволяющим воспринимать информацию через зрительные образы, ключевые слова, что также является основанием для внедрения этой технологии в процесс обучения.

В 2016 г. среди 50 студентов II курса Многопрофильного колледжа в структуре ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» был проведен опрос, направленный на выявление особенностей восприятия информации. Примечательны результаты анализа ответов респондентов на вопрос о том, какие информационные блоки в социальных сетях привлекают наибольшее внимание. Данный вопрос был ориентирован на выявление подсознательно удобных для обучающихся форм представления разного рода информации. Обучающиеся могли выбрать несколько вариантов ответа. Интерес для студентов формы информационных блоков представляют в следующем соотношении (форма — количество обучающихся в процентном выражении):

- фото или картинка с коротким текстом — 94 %;

- короткий текст — 81 %;

- видео — 69 %;

- фото или картинка — 50 %;

- длинный текст — 18 %.

Результаты анкетирования подтверждают преимущество опорных конспектов перед классическим вербальным текстом в качестве способа фиксации учебного материала, что свидетельствует об актуальности использования в учебном процессе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей.

Технология включает следующие этапы.

1. Изучение теории в классе:

а) объяснение у доски (в процессе диалога с группой преподаватель отражает на доске ключевые понятия и отношения между ними в форме опорного конспекта);

б) повторное краткое объяснение (обучающиеся соотносят материал с готовым опорным конспектом);

в) фронтальное закрепление (обучающиеся переносят конспект в тетрадь).

2. Самостоятельная работа дома (обучающиеся осмысливают конспект, перерабатывают, возможно, трансформируют каждый в соответствии со своим видением).

3. Первое повторение — фронтальный контроль усвоения конспекта (на следующем занятии проводятся различные виды опросов).

4. Устное проговаривание опорного конспекта.

5. Второе повторение — обобщение и систематизация [4].

Безусловным достоинством данной технологии является и то, что обучающийся при многократном повторении, подкрепляемом зрительным, слуховым и моторным видами памяти, независимо от желания или нежелания освоит необходимый объем информации и приобретет определенные умения и навыки.

Приведем примеры элементов опорного конспекта к разделу «Лексика и фразеология» (рис. 1, 2). Отметим, что приведенный образец является вариативным, так как в процессе создания опорных сигналов соавторами становятся сами обучающиеся, предлагающие собственные варианты графического представления материалов.

Современное образование ориентировано на становление личности обучающегося, обладающего не только определенным объемом учебного материала, но и способностью к действиям в различных условиях реальной жизни.

Среди обязательных способностей следует отметить способность к коммуникации, поиску и анализу необходимой информации для решения определенных проблем и задач, действиям в самых разных ситуациях. В этом контексте актуальным представляется применение в процессе обучения кейс-технологии, разработанной в Гарвардском университете, сущность которой состоит в анализе конкретных ситуаций [5].

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

Рис. 1. Фрагмент опорного конспекта к разделу «Лексика и фразеология»

= часть речи Омонимы =ЗЕучание

= написание Фзначение Лук (растение) - Лук (оружие)

ОМО-

= звучат

фоны , лук-луг

ф пишутся —-—

- графы = пишутся 1 /

Ф звучат -д—

- формы = звучат

три (гл.) - три (чжл.) = пишутся

Ф грамматичесике формы (части речи)

Рис. 2. Фрагмент опорного конспекта к разделу «Лексика и фразеология»

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс-технология имеет ряд преимуществ, таких как ориентация на разностороннее развитие личности в сотрудничестве, гармоничное сочетание теории и практики, осознание связи между процессом обучения и реальной жизнью.

Одна из задач при изучении лексики и фразеологии — формирование представления у обучающихся о роли различных лексических явлений в тексте. Эту задачу были призваны решить кейс-задания.

В качестве кейс-заданий предлагается анализ текстов художественного, научного и публицистического стилей. Каждое из заданий

включает в себя ряд задач, которые обучающимся необходимо решить, чтобы прийти к выводу о значении лексических явлений в тексте.

Проецируя применение кейс-технологии на процесс обучения русскому языку, назовем еще один значимый аспект: использование текста в качестве материала кейсов. Обучение русскому языку происходит в том числе с использованием текстов художественной литературы, публицистики, научных и официально-деловых текстов.

Согласно определению И. Р. Гальперина, текстом можно назвать «произведение рече-творческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц

(сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку» [6].

Реализация кейс-технологии в рамках процесса обучения русскому языку, на наш взгляд, возможна при любом обращении к тексту, но с обязательным условием анализа всех признаков текста, указанных в определении текста И. Р. Гальперина. Помимо этого, кейс-задания должны быть ориентированы на реальную жизнь как минимум с точки зрения осознания обучающимися целей предлагаемого задания.

Кроме того, так как кейс-технология отражает взаимосвязь обучения с реальными условиями современной жизни, то, соответственно, представляется целесообразным применять в качестве кейс-заданий тексты, отражающие интересы современной молодежи (например, разносторонний анализ жанра интернет-блога).

Приведем кейс-задание для обучения лексике и фразеологии в старших классах. Предполагается, что обучающиеся старших классов владеют достаточной теоретической базой, полученной на предыдущих этапах обучения русскому языку в целом и лексике и фразеологии в частности [слово и его значение, многозначность слова, синонимия, антонимия, иноязычная лексика, лексика общеупотребительная и ограниченного употребления, просторечия, устаревшая лексика (архаизмы и историзмы), неологизмы, фразеологизмы].

Материалом для кейс-задания является текст стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», к которому прилагаются несколько вопросов и практическое задание.

Ответьте на следующие вопросы и выполните задания.

1. Какие слова (словосочетания) в стихотворении вам непонятны? В значении каких слов вы не уверены? Почему? Подчеркните эти слова.

2. Предположите, значение каких еще слов в стихотворении «Пророк» может быть непонятно современному человеку (подумайте о людях разного возраста, представителях разных социальных слоев)? Отметьте эти слова.

3. Как вы считаете, почему А. С. Пушкин использует именно эту лексику? Ведь он считается основоположником современного русского языка, соответственно, мог употребить «современные» синонимы.

4. «Переведите» стихотворение, заменив потенциально непонятные слова таким обра-

зом, чтобы смысл текста был ясен любому современному человеку. Поможет в этом приложение, которое содержит словарные статьи.

Обращайте внимание на грамматические формы, не принятые в современном русском языке.

Помните, к какому стилю речи относится текст.

Стихотворную форму сохранять не обязательно, но и не запрещено.

К данному кейс-заданию прилагается подборка словарных статей, раскрывающих значения слов, которые потенциально обучающиеся могут выделить в качестве проблемных. Словарные статьи располагаются в алфавитном порядке, что способствует развитию навыка работы со словарями и справочной литературой.

Кейс-задание ориентировано, в первую очередь, на разграничение устаревшей лексики и лексики активного словарного запаса. Выбор текста для анализа и творческой переработки обоснован в вопросе кейс-задания № 3: А. С. Пушкин считается основоположником современного русского языка, тем не менее, в его поэтических текстах нередко встречаются архаизмы и историзмы. При анализе этого явления обучающиеся приходят к выводу, что устаревшая лексика используется в качестве средства художественной выразительности.

Находит отражение и творческий элемент: переработка стихотворения, его «перевод», во-первых, направлен на способность поиска синонимов, во-вторых, для обучающихся является возможностью проявить свои творческие качества.

Кроме того, анализ текста направлен на актуализацию знаний других разделов русского языка: в стихотворении присутствуют грамматические формы, не соответствующие современной языковой норме (в частности, формы прилагательного мудрыя, глагола в повелительном наклонении виждь могут вызывать затруднения при прочтении и понимании текста). Связь со стилистикой также очевидна: отсылка в памятке к заданию № 4 направляет обучающихся к актуализации знаний о художественном стиле речи, его характеристике, целях и языковых средствах, использующихся при создании текстов.

Подводя итог, отметим, что результаты нашей работы по использованию технологий интенсификации в преподавании русского языка в организациях среднего профессионального образования позволяют совершенствовать процесс обучения этой дисциплине.

Библиографический список

1. Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. — Москва : Педагогика, 1979. — 134 с.

2. Шаталов, В. Ф. Точка опоры / В. Ф. Шаталов. — Москва : Педагогика, 1987. — 159 с.

3. Пономарева, Л. Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Л. Д. Пономарева. — Санкт-Петербург, 2004. — 39 с.

4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. — Москва : Народное образование, 2005. — 556 с.

5. Каменский, А. М. Инновационные технологии организации самостоятельной деятельности учащихся в современном лицее / А. М. Каменский // Человек и образование. — 2007. — № 1-2. — С. 75-80.

6. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. — Москва : КомКнига, 2006. — 144 с.

For citation: Gubchevskaja, E. A. Technology of intensification of learning: use of support conspections and case-situations in studying lexis and phraseology / E. A. Gubchevskaja // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 33-37.

TECHNOLOGY OF INTENSIFICATION OF LEARNING: USE OF SUPPORT CONSPECTIONS AND CASE-SITUATIONS IN STUDYING LEXIS AND PHRASEOLOGY

E. A. Gubchevskaja

The article discusses the issue of improving the learning process by introducing innovative technologies into the educational process: technology to intensify training based on schematic and iconic models of educational material and case technology. Examples of the use of technology in the process of studying lexis and phraseology are also given.

Key words: innovative technologies, technology of intensification of education, supporting abstracts, case technology, case task, lexis.

References

1. Shatalov V. F. Kuda i kak ischezli trojki [Where and how did the triples disappear]. Moscow, Pedagogika, 1979, 134 p. (In Russian)

2. Shatalov V. F. Tochka opory [Point of support]. Moscow, Pedagogika, 1987, 159 p.

3. Ponomareva L. D. Razvitie obraznogo myshlenija uchashhihsja v processe hudozhestvennoj rechetvorcheskoj dejatel'nosti [The development of imaginative thinking of students in the process of artistic speech-writing activity], Dr. ped. sci. diss. Abstr. St. Petersburg, 2004, 39 p. (In Russian)

4. Selevko G. K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij [Encyclopedia of educational technologies], Vol. 1. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 2005, 556 p. (In Russian)

5. Kamensky A. M. Innovacionnye tehnologii organizacii samostojatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja v sovremennom licee [Innovative technologies for the organization of independent activity of students in the modern lyceum], Chelovek i obrazovanie /Man and education, 2007, no. 1-2, pp. 75-80. (In Russian)

6. Halperin I. R. Tekst kak ob#ekt lingvisticheskogo issledovanija [Text as an object of linguistic research]. Moscow, KomKniga, 2006, 144 p. (In Russian)

Губчевская Екатерина Алексеевна, преподаватель Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», аспирант ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]

Gubchevskaja Ekaterina Alekseevna, teacher, postgraduate of the Multidisciplinary College named after G. I. Nosov, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.