Научная статья на тему 'Речеактовая структура монологического высказывания ретроспективной направленности'

Речеактовая структура монологического высказывания ретроспективной направленности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ МОНОЛОГ / МАКРОРЕЧЕВОЙ АКТ / ПРАГМАТИЧЕСКАЯ МАКРОСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тивьяева И. В.

Посвящена исследованию ретроспективного монолога как прагматической макроструктуры, реализующей макроречевые акты различных видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACT-OF-SPEECH STRUCTURE OF RETROSPECTIVE MONOLOGUE

The article dwells on peculiarities of the retrospective monologue functioning as a pragmatic complex.

Текст научной работы на тему «Речеактовая структура монологического высказывания ретроспективной направленности»

Y. V. Skoromolova

THE PROBLEM OF SITUATIONAL REFERENCE OF THE SUBJECT NAME. EVENT AND SITUATION.

The article offers the study of sentences in which the position of the subject is occupied by the so-called "situation name" which denotes some extralinguistic situation, mainly interpreted subjectively. There is given a detailed analysis of event names and situation names, the latter considered as being semantically wider and including the notions of events, facts, states, processes and other references.

Key words: sentence semantics, subject, reference, event name, situation.

Получено 20.10.2011 г.

УДК 81'42

И.В. Тивьяева, канд. филол. наук, доц., (4872) 35-37-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

РЕЧЕАКТОВАЯ СТРУКТУРА МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕТРОСПЕКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Посвящена исследованию ретроспективного монолога как прагматической макроструктуры, реализующей макроречевые акты различных видов.

Ключевые слова: ретроспективный монолог, макроречевой акт, прагматическая макроструктура.

Мнемический процесс восстановления информации из памяти может быть представлен в языке в различных формах. Среди них особое место занимает ретроспективный монолог (далее РМ), под которым мы понимаем речь индивидуума (вербализованную или невербализованную, устную или письменную) наедине с самим собой или продолжительную речь одного лица, обращенную к слушателям, темой которой являются воспоминания о событиях прошлого.

В данной статье предметом нашего исследования являются прагматические особенности РМ, в частности, представляется интересным выявить и описать особенности функционирования РМ как прагматической макроструктуры, реализующей макроречевые акты различных видов. Наблюдения позволяют утверждать, что в большинстве случаев монологическое высказывание не ограничивается единичным речевым актом, а представляет собой последовательность нескольких контекстуально связанных речевых актов, объединенных единой макротемой. Цель настоящего исследования - установить статус РМ как прагматической макроструктуры и выделить наиболее распространенные типы РМ с учетом его речеактовой составляющей. В силу специфического содержания РМ чаще всего встречается в ситуации повседневного бытового общения, поэтому материалом для нашего исследования послужили отрезки монологических текстов ретроспективной

направленности, отобранные методом сплошной выборки из англоязычных художественных произведений бытовой тематики, изданных в последние два десятилетия.

Рассмотрим следующий пример:

(1) "I remember that. The door of her locker fell on her. All the guys were questioned about it. I always thought that they should have been talking to the girls. A lot of them couldn't stand her. Look, this is going to get you nowhere. As I told you, I would bet my bottom dollar the other four lunch table deaths were accidents. There's absolutely no pattern to them. On the other hand, Alison was a mean kid. She trampled on people. From what I read about her, she never changed. I could see where someone might decide she'd been swimming long enough the day she drowned." [1]

В примере (1) представлен отрывок из романа М.Х. Кларк "Мое время - ночная пора", в котором героиня делится воспоминаниями об однокласснице. Коммуникативная цель эмитента ретроспективного сообщения - информирование собеседника о развитии событий в прошлом. Высказывание является адресатно-инициированным, то есть появляется в процессе интеракции как реакция на инициирующую реплику коммуниканта. Прагматическая структура РМ представлена последовательностью ассертивов. Излагая факты из своей школьной жизни, героиня стремится помочь собеседнику составить психологический портрет Элисон, не пытаясь оказать какое-либо воздействие на адресата.

В структуре следующих ретроспективных монологических высказываний также присутствует ассертив, однако на этот раз он выступает в сочетании с речевыми актами других типов:

(2) I lost track of everyone except Alison and Laura after graduation, she remembered. The year Catherine died, I was in Chicago, supposedly choosing to work for a year before college. I knew that Debby Parker's plane crashed, but I didn't know about Cindy Lang and Gloria Martin. And only last month, Alison. Dear God, we all used to sit at the same table. [1]

(3) I always wanted the window seat too when I traveled by train, Sterling remembered. When Annie and I went to visit our friends in Westport, I always grabbed the window seat, and Annie never complained. I wonder if that's what the Heavenly Council meant when they called me "passive-aggressive"? [2]

(4) I remember how she acted when I tried to talk to her before the honoree dinner. I asked her if she had seen anyone carrying a rose at the cemetery. She kept trying to brush me off, and finally she practically threw me out of her room. Was it because she could see how upset I was and felt guilty about what she was doing to me? Jean wondered. I'll bet anything she put the rose on the tombstone. She would have guessed that I'd visit Reed's grave. [1]

Структура РМ (2) образована последовательностью ассертива и экспрессива. Узнав о смерти школьной подруги, героиня вспоминает

обстоятельства, связанные с другими одноклассниками, и выражает свое отношение к случившемуся.

В примере (3) субъект воспоминания восстанавливает в памяти факты из прошлого и задается вопросом, могло ли его поведение в прошлом стать причиной определенного отношения к нему в настоящем. Прагматическая структура рассматриваемого РМ имеет вид: ассертив + интеррогатив.

Интеррогатив также является структурной частью РМ (4), однако в данном случае он оказывается в медиальном положении между двумя ассертивами и комиссивом. Прагматически данное монологическое высказывание может быть представлено следующим образом: ассертив + интеррогатив + комиссив + ассертив.

В основе следующего монологического высказывания - речевой акт интеррогатива:

(5) Did we go for a latenight manicure last night or something and I've forgotten? Did I get acrylics? They must have some brilliant new technique, because I can t see the join or anything. [3]

Страдающая расстройством памяти героиня романа С. Кинселлы "Помнишь меня?" рассматривает свои руки и спрашивает себя, когда она успела сделать маникюр. В качестве адресата и адресанта интеррогативного высказывания выступает одно и то же лицо. Пытаясь вспомнить все обстоятельства происшедшего, девушка перебирает в памяти возможные ответы на свой вопрос. Таким образом, прагматическая структура РМ (5) образована интеррогативом в сочетании с ассертивом.

Функционирование ретроспективного монолога в качестве экспрессивного макроречевого акта может быть проиллюстрировано на примере письма Марка Фланнера из романа Н.Спаркса "Ночи в Роданте". В письме, полном воспоминаний об отце, герой обращается к его любимой женщине, чтобы выразить ей свою благодарность за перемены, произошедшие в жизни отца после их встречи, и за все, что она сделала для его счастья. Коммуникативная цель адресанта раскрывается в последних строках ретроспективного послания:

(6) He loved you, Adrienne. Please don't ever forget that. Despite the short time you spent with him, he adored you, and I'm terribly sorry for your loss. When things are hard, as they are for me, fall back on the knowledge that not only would he have done the same thing for you that he did for me, but because of you, I was given the chance to get to know, and love, my dad.

I guess what I'm trying to say is, thank you.

Mark Flanner [4]

Таким образом, РМ (6), представляющий собой последовательность ассертивов в сочетании с финальным экспрессивом, выступает в качестве макроречевого акта благодарности.

Наряду с ассертивами, интеррогативами и экспрессивами в ходе исследования нами были зарегистрированы случаи функционирования РМ в качестве директивного макроречевого акта. Так, коммуникативная цель адресанта монологического высказывания, представленного в примере (7), заключается в желании отговорить собеседника от поисков дочери:

(7) "Jean, you talked to me at that time. I remember that you said you wanted your baby to be happy and to be loved, and you hoped that it would grow up with a mother and father who were crazy about each other and who also thought the sun rose and set on their child. I'm sure you told Dr. Connors the same thing. Maybe, in a way, he thought he was carrying out your wishes by sparing Lily the longing to find you." [1]

Директивное содержание данного РМ актуализируется в конкретных условиях межличностного общения. Коммуникативный контекст позволяет рассматривать высказывание героини как побудительное, адресатно-инициирующее и ориентированное в пользу адресата. Пегги искренне полагает, что для всех будет лучше, если Джин откажется от идеи найти ребенка, которого она отдала на удочерение много лет назад.

Таким образом, из проведенного исследования следует, что ретроспективное монологическое высказывание, как правило, не ограничивается единичным речевым актом, а функционирует в речи как прагматическая макроструктура. В ходе анализа фактического материала нами были выявлены следующие наиболее распространенные структурно-прагматические типы РМ: последовательность ассертивов, ассертив в сочетании с экспрессивом или интеррогативом, интеррогатив в сочетании с ассертивом. С точки зрения участия в осуществлении макроречевых актов, нами были зарегистрированы следующие типы РМ: ассертивный, интеррогативный, экспрессивный и директивный.

Список литературы

1. Clark M.H. Nighttime Is My Time. Simon & Schuster, 2004. 384 p.

2. Clark M.H. He Sees You When You're Sleeping // Nowhere Land [сайт] URL: http://nowhereman.alfaspace.net/texts/fiction/clark_mary.html (дата обращения 22.09.2010.).

3. Kinsella S. Remember Me? New York: Dial Press, 2008. 390 p.

4. Sparks N. Nights in Rodanthe. Warner Books, 2002. 212 p.

I.V. Tivyaeva

ACT-OF-SPEECH STRUCTURE OF RETROSPECTIVE MONOLOGUE

The article dwells on peculiarities of the retrospective monologue functioning as a pragmatic complex.

Key words: retrospective monologue, macro-speech act, pragmatic complex.

Получено 19.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.