УДК 330.3
РЕАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, ректор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, e-mail: [email protected] © Евгения Константиновна КАРПУНИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом, директор института экономики, e-mail: [email protected] © Елена Александровна КОЛЕСНИЧЕНКО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Обосновано, что сложившаяся в России тенденция усиления внимания к импортозамещению является закономерной как с точки зрения развития национальной экономики, так и с точки зрения изменения геополитического положения России. Указано, что тенденции усиления импортозамещения были свойственны российской экономике в период перехода на рыночный путь развития и в период модернизации российской экономики. В настоящее время необходимость импортозамещения обусловлена введением масштабных санкций со стороны стран Запада. Исследованы различные определения категории «импортозамещение» и определено, что это рассчитанная на долгосрочную перспективу система мер, обеспечивающих достижение намеченных целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. Выделено несколько альтернативных вариантов стратегии развития промышленного производства на основе импортозамещения и рассмотрены основные препятствия для решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В качестве наиболее перспективных, с точки зрения импортозамещения, рассмотрены следующие сферы для принятия антикризисных мер: станкостроение, тяжелое машиностроение, легкая промышленность, электронная промышленность, фармацевтическая, медицинская промышленность, машиностроение для пищевой промышленности. Одним из инструментов преодоления импортной зависимости определено стимулирование инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в технических отраслях, а также создание ряда новых производств. Немаловажная роль отведена государственным субсидиям, в т. ч. на исследовательские и конструкторские работы, техническое перевооружение в различных отраслях экономики.
Ключевые слова: импортозамещение; инструменты импортозамещения; стратегия импортозамещения.
Сложившаяся геополитическая ситуация, а также перспективы развития национальной экономики России являются на сегодняшний день весьма неоднозначными и противоречивыми, что заставляет правительственные круги и широкие слои общественности изыскивать варианты оптимизации и улучшения реального положения страны в мировом глобальном хозяйстве. В данном контексте следует отметить, что, начиная с весны 2014 г., огромное внимание было привлечено к проблеме импортозамещения. Сейчас дискуссия вокруг импортозамещающих технологий вышла на новый этап.
Ранее вопросы импортозамещения рассматривались, прежде всего, в контексте модернизации российской экономики (финансовый кризис 2008 г. был одной из причин роста этого интереса). Так, в 2010 г. была разработана стратегия модернизации экономики России и определены стратегические отрасли промышленности, на которых были сконцентрированы максимальные усилия государства, в т. ч. и путем реализации стратегии импортозамещения.
Сегодня же угроза введения масштабных санкций со стороны стран Запада актуализирует вопросы, связанные с развитием на-
правлений, лежащих в основе обеспечения внутренней безопасности страны. Российская экономика в значительной мере зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80 %, что создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентоспособности российской экономики в целом.
О фактическом курсе на импортозаме-щение объявил В.В. Путин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме: «Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям» [1]. Премьер-министр Д.А. Медведев также назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики: «Всего делать невозможно, но очень многие вещи, которые покупаем, мы способны делать сами».
Так что же представляет собой импорто-замещение как экономический процесс, каковы инструменты стратегии импортозаме-щения, и насколько целесообразна реализация импортозамещающей политики в российских условиях хозяйствования? С этими вопросами попытаемся разобраться в рамках данной статьи.
В экономический литературе импорто-замещение часто трактуется как «целевая установка обеспечения роста экономики за счет развития внутреннего рынка промышленных товаров» [2]. На это указывали представители неокейнсианской школы Н. Картер [3], П. Линдерт [4], Х. Ченери [5].
Кроме того, импортозамещение может быть определено как «...тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства на этапе индустриализации» [2].
Импортозамещение также представляет собой «процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потреби-
тельскими свойствами и стоимостью не выше импортных» [6].
Под стратегией импортозамещения понимают «рассчитанную на долгосрочную перспективу систему мер, обеспечивающих достижение намеченных целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров» [7].
Вопросы теории и практики разработки и реализации стратегии импортозамещения на протяжении длительного времени остаются объектом исследования и отечественных авторов. Так, А.П. Киреев предпринял попытку обоснования преимуществ импортозамещающего роста, а также предложил механизм его обеспечения [8]. Известны также труды российского ученого П.А. Кадочникова, который исследовал воздействие макроэкономической сферы на процесс реализации стратегии импортозамещения [9].
Выбор конкретной стратегии импорто-замещения зависит от возможностей текущей экономической ситуации: будь то девальвация рубля и рост цен на импортные товары, либо сокращение присутствия на рынке зарубежных компаний (в связи с санкциями и контрсанкциями и др.).
Государство является ключевым субъектом реализации стратегии импортозамеще-ния: оно способствует формированию внутреннего спроса своей стороны (госзакупки, преференции поставщикам товаров при выполнении госзаказов, госинвестиции), а также со стороны населения (увеличение пенсии и оплат труда).
В любом случае целевыми ориентирами разработки и реализации стратегии импорто-замещения (как совокупности последовательно реализуемых этапов) являются: рост занятости населения и повышение уровня жизни населения; интенсификация научно-технического прогресса; укрепление экономической и продовольственной безопасности страны; стимулирование спроса на товары внутреннего производства, а также расширение производственных мощностей национальной экономики; сохранение валютной выручки внутри страны, рост валютных резервов и стабилизация торгового баланса страны [10].
Выделяют несколько альтернативных вариантов стратегии развития промышлен-
ного производства на основе импортозамещения:
- стимулирование относительно слабых производств (усилия государства направлены на развитие производств неконкурентоспособной продукции относительно товаров внешних производителей даже на внутреннем рынке);
- активизация развитых отраслей, имеющих достаточный потенциал для реализации внешнеторговых операций (государство стремится закрепить успешных экспортеров на внешних рынках);
- реализация стратегии импортозаме-щения как инструмента промышленной политики «опоры на собственные силы» (государство стремится производить своими силами большее количество товаров, импорт осуществляется при отсутствии национальных товаров-аналогов);
- создание отсутствующей отрасли (поддержка государства направлена на вновь создаваемые сегменты промышленного производства на начальном этапе их существования, когда существует необходимость оказания преференций, обеспечивающих ценовые преимущества товаров, замещающих импортные);
- перемещение ресурсов в эффективно функционирующие отрасли (государственная поддержка существующих эффективно функционирующих отраслей, обладающих экспортным потенциалом).
Все страны, рано или поздно прошедшие стадию индустриализации, так или иначе использовали стратегию импортозамещения. Страны Западной Европы и США впервые прибегнули к данной политике в 1850 г. с целью поддержания собственной промышленности.
Однако широкое распространение она получила уже к середине XX в. в развивающихся странах, для которых актуализировалась проблема сокращения разрыва с индустриально развитыми странами. Впервые в 50-60-е гг. ХХ в. Латинская Америка для защиты своей экономики от экспансии со стороны Северной Америки реализовала систему мер для снижения цен на продукцию отечественного производства, при этом средства, удержанные таким образом, были успешно перенаправлены на модернизацию промышленного комплекса. Вскоре данную стратегию попытались внедрить в странах Азии и Африки. Однако незначительный
объем экспорта наряду с имеющимся дефицитом платежного баланса, неспособность стран преодолеть технологическое отставание негативно отразились на темпах экономического роста. Современная политика Бразилии ориентирована на создание открытой экономики, создание условий здоровой конкуренции на внутреннем рынке, снижение импортных тарифов.
Страны Азии (Тайвань, Южная Корея и др.) также в начале своего развития непродолжительный период опирались на политику импортозамещения, однако, это позволило им укрепить национальную экономику и создать базис для реализации экспортоориенти-рованной стратегии.
Начало процесса импортозамещения в России началось в 1998 г. [11]. В связи с финансовым кризисом и девальвацией рубля 1998 г. важнейшим условием экономического роста стало сокращение импорта. После десятилетнего цикла проведения реформ отечественные товаропроизводители смогли адекватно среагировать на сигналы рынка, расширить и модернизировать производство. С окончанием кризиса 1998 г. произошло повышение спроса на товары отечественных производителей, который был удовлетворен за счет не загруженности производственных мощностей. Так, объем импорта к 1999 г. сократился на 30 % относительно докризисного периода. Благодаря реализации стратегии импортозамещения экономический рост в 1997-1999 гг. составил порядка 13 % ВВП. К концу 2009 г. было принято решение о снижении импортозамещения, вследствие чего с 2010 г. наблюдался спад ВВП.
Оценка вероятности успеха обеспечения экономического роста за счет замены ввозимой из-за рубежа продукции локальными субститутами должна учитывать множество факторов, среди которых: существующий уровень качества, обеспечиваемый внутренними производителями; реальные и потенциальные рынки сбыта; сочетание методов защиты внутреннего рынка и поощрения конкуренции и т. д.
При реализации политики импортозаме-щения основным источником средств для придания экономике первоначального импульса роста являются доходы экспортного сектора. Для достижения максимально положительного эффекта необходимо создание открытой экономики и обстановки конкурентной борьбы на внутреннем рынке. При
этом создаваемая на импортозамещающих производствах продукция должна быть ориентирована как на внутренний рынок, так и на внешний. Это обязательное условие достижения приемлемого уровня конкурентоспособности отечественной продукции, поскольку ограничение конкуренции со стороны импортных производителей может снизить стимулы организации заниматься развитием инноваций, повышением конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости компании от государственных субсидий. При этом в процессе реализации стратегии импортозамещения следует делать акцент не на копирование технологий производства продукции, а, прежде всего, на развитие собственных, уникальных.
По мнению экспертов, основными препятствиями для решения проблемы импорто-замещения и повышения конкурентоспособности промышленного сектора национального хозяйства являются [12]:
- отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции носит бессистемный характер и остается малоэффективным;
- слабый уровень осведомленности предприятий о реализуемых мерах господдержки, а также препятствия в процессе получения информации;
- отсутствие полноценной и эффективно функционирующей инфраструктуры продвижения экспортной продукции, в т. ч. предпродажной подготовки, сервиса и т. д.;
- ограничения доступа предприятий реального сектора экономики к кредитным ресурсам;
- бюрократия разрешительных и таможенных процедур;
- низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспортную деятельность;
- нехватка высококвалифицированных кадров.
Вместе с тем, исходя из зарубежного опыта, решение проблемы развития импор-тозамещения и повышения конкурентоспособности конкретных отраслей национального хозяйства видится при наличии следующих условий, обусловленных деятельностью государства:
- наличие основополагающего государственного закона о промышленной политике;
- разработки и реализации комплекса целевых программ развития экспорта, им-портозамещения и повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом региональной специфики на базе имеющихся производственных мощностей и высоких технологий;
- государственного регулирования тарифных и нетарифных ограничений для импорта продукции - аналогов производимого на отечественных предприятиях;
- соответствия техническим стандартам в отношении экспортной и импортозамещающей продукции международным (ISO, API и др.);
- наличие развитой системы специализированной подготовки кадров (по заказам предприятий).
При всех положительных эффектах реализация стратегии импортозамещения может приносить и определенный ущерб развитию национальной экономики. Поскольку данная политика носит неопротекционистский характер и в определенной мере противоречит принципам свободной международной торговли, ее реализация может привести к тому, что неэффективно работающие отечественные предприятия будут продолжать получать прибыль, пользуясь своим монопольным положением и необоснованно поднимая цены. Во избежание подобных ситуаций необходим тщательный анализ и обоснование реализуемых тарифных механизмов и протекционистских барьеров.
Кроме того, реализация стратегии им-портозамещения может иметь побочный результат в виде роста коррупции в силу доступа аппарата чиновников к процессу субсидирования определенных направлений производства.
С введением европейских санкций применительно к российским товаропроизводителям все чаще разгораются дискуссии не только о целесообразности реализации импортозамещающей политики, но, прежде всего, о ее характере, которые до сих пор не получили однозначной оценки.
Правительство намерено перестроить экономическую модель развития и перейти на импортозамещение технологий в стратегически важных отраслях, используя внут-
ренние источники роста. При этом, при решении задач импортозамещения в промышленности, не отрицаются принципы международной экономической интеграции, не исключаются возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций [13].
Безусловно, российская экономика сильно зависит от поставок импортной продукции и оборудования. Практически во всех стратегически важных отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80 %, что создает потенциальную угрозу для конкурентоспособности российской экономики и национальной безопасности государства.
К примеру, проведенный анализ структуры потребления в Тамбовской области показал, что 63,8 % продуктов питания и сельскохозяйственного сырья составляет импорт; 66,9 % в потреблении продукции химической промышленности также составляет импорт. В потреблении машин и оборудования импорт занимает 66,5 % [14].
Правительство определило наиболее перспективные, с точки зрения импортоза-мещения, сферы для принятия антикризисных мер. Это, прежде всего, станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90 %), тяжелое машиностроение (60-80 %), легкая промышленность (70-90 %), электронная промышленность (80-90 %), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80 %), машиностроение для пищевой промышленности (60-80 %) [16]. Реализация стратегии импортозамеще-ния применительно к этим отраслям возможна при условии наличия свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, выпускающих качественную продукцию по рыночным ценам.
Следующим этапом преодоления импортной зависимости может стать стимулирование инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в технических отраслях, а также создание ряда новых производств. По оценке Минпромтор-га, в случае реализации политики импорто-замещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90 % до уровня 50-60 % [15]. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. Некоторые отрасли у нас основываются на государственных закупках, и там государст-
во является основным регулятором и основным покупателем.
В настоящее время Минпромторг РФ осуществляет разработку планов содействия импортозамещению в промышленности, а также корректировку существующих и формирование новых механизмов и мер государственной поддержки. «Для стимулирования отечественного производства рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры. Одновременно в качестве меры содействия импортозамещению рассматривается возможность снижения ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие, в частности для медицинской промышленности. Это позволит стимулировать российские предприятия к освоению производства и выводу на рынок отечественной продукции», - заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ С. Цыб [13].
Кроме того, сейчас проводится работа по составлению перечня наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно начать переговоры об изменении ставок ввозных таможенных пошлин. Для защиты внутреннего рынка также могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры [16].
В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действительными мерами по содействию импортозамещению может стать стандартизация, являющаяся средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, обеспечение норм безопасности и экологических требований. В данном контексте разработка национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции и стимулировать российского производителя на выпуск конкурентоспособной продукции.
Еще одним инструментом содействия импортозамещению могут стать государственные закупки, призванные обеспечить начальный спрос и поддержать товаропроизводителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства [17].
Немаловажная роль отводится и государственным субсидиям, в т. ч. на исследовательские и конструкторские работы, техническое перевооружение в различных отраслях экономики. Они могут предоставляться как на развитие инфраструктуры, техниче-
ское перевооружение, модернизацию производств, так и на субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидирование НИОКР в рамках инвестиционных проектов в том случае, если исполнитель достигает определенного уровня промышленного выпуска (в соответствии с разработанными Минпром-торгом индикаторами).
Перечисленные инструменты реализации политики импортозамещения не замыкают список имеющихся в арсенале органов и структур государственной власти. В настоящее время необходимо особое внимание к вопросам разработки и реализации конкретных механизмов и мероприятий, направленных на решение задач импортозамещения с учетом российской специфики и проблем каждой из отраслей хозяйственного комплекса.
К примеру, в Тамбовской области проблеме импортозамещения уделяют внимание довольно давно. «Первыми ласточками» на данном пути было подписание крупных инвестиционных проектов по строительству свинокомплексов еще в 2010 г. По нашему мнению, основными «проблемными» сферами деятельности в Тамбовской области, требующими особого внимания в рамках им-портозамещения, является производство овощей и фруктов. Однако уже планируется строительство инфраструктурных объектов и оказание поддержки садоводству и овощеводству [18].
В настоящее время актуальность приобретает импортозамещение в сфере промышленного производства. В этом направлении предпринимается немало. Так, на основе функционирования завода «Первомайскхим-маш» планируется создание технопарка для импортозамещения в нефтегазовой отрасли. Создание такого технопарка обеспечит им-портозамещение по крупным проектам (строительство газопроводов, нефтепроводов, осваивание новых месторождений). Основой создания технопарка выступает сотрудничество между региональной администрацией и промышленной группой «Содействие», объединяющей предприятия Воронежской, Тамбовской и Калужской областей.
1. Официальный сайт Президента РФ. Заседание 18 Петербургского международного экономического форума. Выступление Пути-
на В.В. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/ 21080 (дата обращения: 12.11.2014).
2. Семенов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2014.
3. Ченери X., Картер Н. Внутренние и внешние аспекты планов и процесса экономического развития // Конференция по долгосрочному планированию и прогнозированию. М., 1972.
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: пер. с англ. М., 1992.
5. Chenery H., Straut A. Foreign Assistance and Economic Development // American Economic Review. 1966. Vol. 56.
6. Лукьянчук Е. Импортозамещение: зарубежный опыт. URL: http://apteka.ua786(15) (дата обращения: 18.04.2011).
7. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 5. С.36-40.
8. Киреев А.П. Международная экономика: в 2 ч. Ч. 1. М., 1997.
9. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 г. М., 2006.
10. Перегородиева Л.Н. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России // Материалы 4 Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М.И. Абрамовой. Саратов, 2011.
11. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. № 11.
12. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике // Экспертный союз. 2014. № 12.
13. Цыб С., заместитель министра промышленности и торговли РФ: Интервью «Лекарство от зависимости» Российской газете // Российская газета. 2014. 5 авг.
14. По данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.11.2014).
15. Данные официального портала Комитета промышленности и торговли. URL: http:// mpt.volganet.ru/ (дата обращения: 12.11.2014).
16. Импортозамещение: первые шаги // Бизнес России. URL: http://businessofrussia.com/ (дата обращения: 12.11.2014).
17. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
18. Колесниченко Е.А., Нестерова Н.Н. Методические аспекты оценки ресурсного потенциала региона // Вестник Тамбовского универси-
тета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. б (122). С. 20-25.
1. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta RF. Zasedanie 18 Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekono-micheskogo foruma. Vystuplenie Putina V.V. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/21080 (data obrashcheniya: 12.11.2014).
2. Semenov A.M. Politika importozameshcheniya v razvitii farmatsevticheskoy promyshlennosti Rossii: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. M., 2014.
3. Cheneri X., Karter N. Vnutrennie i vneshnie aspekty planov i protsessa ekonomicheskogo razvitiya // Konferentsiya po dolgosrochnomu planirovaniyu i prognozirovaniyu. M., 1972.
4. Lindert P.Kh. Ekonomika mirokhozyaystven-nykh svyazey: per. s angl. M., 1992.
5. Chenery H., Straut A. Foreign Assistance and Economic Development // American Economic Review. 1966. Vol. 56.
6. Luk'yanchuk E. Importozameshchenie: zaru-bezhnyy opyt. URL: http://apteka.ua786(15) (data obrashcheniya: 18.04.2011).
7. Makarov A.N. Importozameshchenie kak instrument industrializatsii ekonomiki regiona: innovatsionnyy aspekt (na primere Nizhegorodskoy oblasti) // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2011. № 5. S.36-40.
8. Kireev A.P. Mezhdunarodnaya ekonomika: v 2 ch. Ch. 1. M., 1997.
9. Kadochnikov P.A. Analiz importozameshcheniya v Rossii posle krizisa 1998 g. M., 2006.
10. Peregorodieva L.N. Perspektivy realizatsii stra-tegii importozameshcheniya v Rossii // Materia-ly 4 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii / pod obshch. red. M.I. Abramovoy. Saratov, 2011.
11. Burko R.A. Rol' importozameshcheniya v ekonomike Rossii // Molodoy uchenyy. 2013. № 11.
12. Polovinkin V.N., Fomichev A.B. Problemy importozameshcheniya v otechestvennoy ekonomike // Ekspertnyy soyuz. 2014. № 12.
13. Tsyb S., zamestitel' ministra promyshlennosti i torgovli RF: Interv'yu "Lekarstvo ot zavisimosti" Rossiyskoy gazete // Rossiyskaya gazeta. 2014. 5 avg.
14. Po dannym Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 12.11.2014).
15. Dannye ofitsial'nogo portala Komiteta promyshlennosti i torgovli. URL: http:// mpt.volganet.ru/ (data obrashcheniya: 12.11.2014).
16. Importozameshchenie: pervye shagi // Biznes Rossii. URL: http://businessofrussia.com/ (data obrashcheniya: 12.11.2014).
17. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: federal'nyy zakon ot 5.04.2013 g. № 44-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".
18. Kolesnichenko E.A., Nesterova N.N. Metodicheskie aspekty otsenki resursnogo potentsiala regiona // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 6 (122). S. 20-25.
Поступила в редакцию 22.12.2G14 г.
UDC 330.3
REAL MODELS AND INSTRUMENTS OF IMPORT REPLACEMENT IN ECONOMICS OF RUSSIA
Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Rector, Honored Worker of Science of Russian Federation, e-mail: [email protected]
Evgeniya Konstantinovna KARPUNINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Personnel Management Department, Director of Economics Institute, e-mail: [email protected]
Elena Aleksandrovna KOLESNICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
Was found, that the built in Russia tendency of intensification of attention to import replacement is regular as at the point of view of development of national economics and both at the point of view of changing of geopolitical state of Russia. Was pointed that tendency of intensification of import replacement were peculiar to Russian economics at the period of transition to market way of development and at the period of modernization of Russian economics. At the present time a need in import replacement is found by the consummation of scale sanctions by the countries of the West. Were investigated different definitions of category "Import replacement" and was defined that this was estimated for a long-lasting prospect system of measures providing reaching of the aims at the volumes and structure of producing of native products at the same reducing of taking import products. Were distinguished some alternative variants of strategy of development of industrial producing at the base of import replacement and were reviewed the basic obstacles for deciding problems of import replacement and improving competitiveness of national economics. As the most prospective at the point of view of import replacement were reviewed the following spheres for taking anti crisis measures: machine-tool construction, heavy engineering, light industry, electronic industry, pharmaceutical, medical industry, machine-building for food industry. One of the tools of overcoming of import dependence was defined as stimulating of innovational and investment activity of an economic subject in technical branches and also creation of a number of new productions. Important role is given to state subsidies including investigating and designing works, technical rearmament in different branches of economics.
Key words: import replacement; instruments of import replacement; strategy of import replacement.