ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:371.124 ББК Ч448.043
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Брунер Татьяна Ивановна,
ассистент, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 364; e-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО «МОЙ МАРШРУТ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ:
ПЛАНИРОВАНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ - РЕЗУЛЬТАТ!» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронный портфолио; структурные компоненты электронного портфолио; этапы работы с электронным портфолио; мониторинг и оценивание общепрофессиональных и общекультурных компетенций будущих педагогов
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы оценки и контроля формирования и развития общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов педагогического вуза с помощью электронного портфолио «Мой маршрут к самореализации: планирование - управление - результат!». Представлены многофункциональные возможности данного электронного портфолио, обуславливающие актуальность его использования. Главными механизмами портфолио как средства, с одной стороны, способствующего процессу овладения общекультурными и общепрофессиональными компетенциями будущих педагогов, а с другой - оценивания их сформированности, являются самооценка, самопланирование, рефлекися. Описаны этапы работы с данным портфолио, его структурные компоненты, а также область применения и возможные результаты применения.
Bruner Tatiana Ivanovna,
Assistant Lecturer of Department of Social Psychology, Conflictology and Management, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
ELECTRONIC PORTFOLIO "MY PATH TO SELF-REALIZATION:
PLANNING-MANAGEMENT-RESULT!" AS A MEANS OF DEVELOPMENT AND EVALUATION OF GENERAL CULTURAL AND GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS PEDAGOGICAL UNIVERSITY
KEY WORDS: electronic portfolio; structural components of an electronic portfolio; basic operations; monitoring and evaluation of general professional and general cultural competence of future teachers.
ABSTRACT. The article discusses the problem of evaluation and assessment of formation and development of general cultural and general professional competence of pedagogical university students with the help of the electronic portfolio "My path to self-realization: planning-management-result!" It presents the multifunctional character of the electronic portfolio that makes it so effective. The principal mechanisms of an electronic portfolio are defined as self-esteem, self-planning and reflexivity. The article also presents the basic operations while working with this portfolio, its structural components, as well as the scope and possibilities of its application.
П
ереход высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки специалистов, внедрение ФГОС ВПО и ФГОС ВО нового поколения стали ключевыми мерами по повышению качества и конкурентоспособности системы образования РФ. Успешность данных преобразований в свою очередь будет определяться качеством подготовки будущих учителей, а также созданием условий для их дальнейшего успешного трудоустройства и самореализации в профессии. Основная ответственность за решения этих важнейших задач ложится на педагогические вузы.
Реформирование современного образования предъявляет новые высокие требо-
вания к педагогическим кадрам [5]. Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 01.09.2013 года, сегодня требуется профессионал, реализующий целый спектр направлений педагогической работы: учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями; методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга (гл. 5, ст 48); а также требуется педагог, создающий оптимальные условия для развития у обучающихся по-
© Брунер Т. И., 2014
знавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирования гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (гл. 5, ст. 48, п. 4) [6]. Очевидно, что овладеть всеми обозначенными видами деятельности невозможно в рамках исключительно аудиторной работы со студентами, а традиционные тестирования, зачеты и экзамены не дают полной картины качества подготовки будущего педагога в соответствии с обозначенными требованиями [2]. Таким образом, сегодня необходимы новые измерители, которые позволят выявлять не только уровень усвоения информации, алгоритмических знаний и умений, но и демонстрировать позитивную динамику личностно-профессиональных изменений будущих учителей, их готовность к самореализации в будущей педагогической деятельности.
Одним из таких инструментов может стать электронное портфолио будущего учителя «Мой маршрут к самореализации: планирование-управление - результат!». Данное электронное портфолио - это инструмент, позволяющий студенту планировать, управлять, оценивать процесс своего профессионального и личностного роста, а также максимально полно и развернуто презентовать себя в качестве соискателя на виртуальном рынке труда и получить выгодную и интересную работу. Заметим, что наше портфолио предполагает не только накопление информации о достижениях и результатах владельца за период обучения в педагогическом вузе, но и активное управление процессом освоения компетенций в практической творческой деятельности самим студентом, то есть становится полноценной частью всего процесса обучения. Таким образом, электронное портфолио как часть виртуальной образовательной среды вуза становится максимально благоприятным условием, способствующим движению студента по пути самопланирования, саморазвития, саморефлексии и самореализации [1].
Областью применения электронного портфолио «Мой маршрут к самореализации: планирование - управление - результат!», таким образом, становятся:
1) комплексная оценка и контроль качества обучения студентов;
2) формирование у студентов педагогического вуза готовности к самореализации в профессиональной сфере;
3) осуществление сетевого взаимодействия со студентами других вузов и стран;
4) мониторинг развития общекультурных, общепрофессиональных компетенций будущих педагогов;
5) расширение возможностей для успешного трудоустройства выпускников через выход электронного портфолио на виртуальные рынки труда.
Результатом использования данного электронного портфолио становится комплексная оценка учебных, научных, вне-учебных достижений будущих педагогов, формирование адекватных представлений о своих возможностях в профессии и на рынке труда, получение студентами опыта планирования, управления и презентации своих результатов и достижений в виртуальном пространстве, формирование готовности к самореализации в профессиональной сфере будущих педагогов.
Электронное портфолио «Мой маршрут к самореализации: планирование -управление - результат!» заполняется студентами на учебном портале УрГПУ.
В первом семестре студент заполняет «Автопортрет», где описывает свою деятельность, ставит цель и задачи, выбирает и обозначает компетенции, которые хотел бы сформировать в течение первого года обучения, а также мероприятия (конкурсы, олимпиады, круглые столы, конференции и т. д.), которые направлены на формирование выбранных им компетенций. После окончания каждого курса студент анализирует свою деятельность, осуществленную в течение учебного года, и намечает новые цель и задачи, компетенции, мероприятия. В конце учебного года портфолио заполняется на основании выполненных студентом научно-исследовательских, творческих, общественных и др. работ (курсовые работы, отчеты по прохождению практики, проекты, статьи, тезисы, презентации и т. п.) и подтверждающих документов (зачетной книжки, дипломов, грамот и др.), копии которых загружаются в соответсвующие разделы электронного портфолио. После каждого года обучения основные результаты вносятся в мониторинг и сводную ведомость достижений студента.
В целом, работа с электронным портфолио «Мой маршрут к самореализации: планирование - управление - результат!» включает следующие этапы: мотивационно-постановочный, ресурсно-оценочный, этап планирования, накопительный этап, рефлексивный и презентационный этапы. Реализация каждого из обозначенных этапов предполагает решение студентом ряда задач.
1. Мотивационно-постановоч-ный этап:
1.1. Заполнение титульной страницы: указывается название вуза и учебного под-
разделения (факультета или института), фамилия и инициалы студента, год начала обучения в вузе.
1.2. Ознакомление студента с рекомендациями по заполнению электронного портфолио, с перечнем основных его элементов.
1.4. Вносятся основные сведения о владельце портфолио: фотография, ФИО, дата и место рождения, место проживания, данные об образовательном учреждении, которое окончил.
1.5. Формулировка жизненного кредо. Студент может сформулировать кредо в едином варианте на весь период заполнения портфолио либо создавать новое кредо на каждом последующем курсе обучения.
В ходе реализации данного этапа осуществляется взаимодействие преподавателя-куратора академической группы со студентами. В рамках данного взаимодействия преподаватель обсуждает со студентами предназначение электронного портфолио, проводит обучение по заполнению и пользованию, наглядно демонстрирует широкие возможности электронного портфолио с точки зрения оформления, самопланирования, самооцеивания и презентации достижений.
2. Ресурсно-оценочный этап (самооценка владения компетенциями)
2.1. Мониторинг личностных результатов состоит из перечня общекультурных и общепрофессиональных компетенций из ФГОС ВО «Педагогическое образование», «Педагогическое образование (с двумя профилями образования)», которые мы объединили в 4 компонента - когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой - исходя из структуры готовности к самореализации в профессиональной деятельности. В портфолио для студентов компоненты и компетенции представлены следующим образом.
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
1.1. Способен использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1).
1.2.Способен использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3).
1.3. Способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7).
1.4. Способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2).
1.5. Готов к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3).
1.6. Готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4).
МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
Профессиональное саморазвитие
2.1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).
Гражданская идентичность
3.1. Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2).
Ценность здорового образа жизни, здоровьесбережения
4.1. Готов поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8).
4.2. Способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
4.3. Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).
КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
5.1. Способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4).
5.2. Способен к работе в команде, толе-рантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).
5.3. Владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Саморегуляция
- Способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Таким образом, мы получили определенную универсальную матрицу, состоящую из представленных компонентов. Мы наполнили данную матрицу общекультурными и общепрофессиональными компетенциями из ФГОС ВО по «Педагогическому образованию» и «Педагогическому образованию (с двумя профилями образования)» [3; 4], но данная матрица может быть заполнена компетенциями и по другим направлениями подготовки, а также может быть конкретизирована на уровне профессиональных и профессионально-прикладных компетенций.
2.2. Студенту предлагается познакомится с перечнем компетенций и оценить степень сформированности у себя на данный момент каждой по ю-бальной шкале,
сделав соответствующую отметку на графике (см. рисунок 1).
2.3. Студенту предлагается последовательно соединить данные отметки для получения основной линии графика.
Данная процедура проводится дважды - в начале и в конце учебного года.
Основными задачами данного этапа становится знакомство студентов с компетенциями, которые необходимо формировать в течение всего периода обучения, развитие навыков самоанализа и самооценивания.
Рис. 1. Самооценка уровня сформированности общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов
3.Этап планирования мероприятий для развития / формирования компетенций, выбранных в качестве приоритетных
3.1. Студенту необходимо проанализировать, какие из перечисленных компетенций, по его мнению, необходимо формировать в предстоящем учебном году. Когда студент отмечает в электронной программе галочкой соответствующую компетенцию как приоритетную, перед ним разворачивается план мероприятий, участие в которых поможет в работе над формированием выбранной компетенции.
3.2. Составление индивидуального календаря мероприятий.
Планируемое мероприятие студент маркирует в программе, тем самым создавая свой собственный календарь мероприятий на предстоящий учебный семестр/ год. Также необходимо отметить, что студент может добавлять в календарь свои мероприятия.
По итогам проделанной работы в календаре мероприятий отражены название и суть мероприятия, дата и место проведения
мероприятия, уровень мероприятия (вузовский, городской, областной, региональный, федеральный, международный) и возможные баллы, которые автоматически присваиваются студенту после внесения в порт-фолио необходимой информации об итогах участия в запланированном мероприятии.
Основными задачами данного этапа становятся сознательное принятие ответственности студентом за свой выбор, развитие навыков планирования и прогнозирования.
4. Накопительный этап. После завершения участия в запланированном мероприятии студент вносит отметку о выполнении, удовлетворен он или нет проделанной работой, а также загружает документы, подтверждающие выполнение ранее намеченного плана (копия зачетной книжки, диплом, грамота, сертификат и т. д.), и свои выполненные работы (текст и презентация проекта, курсовая работа, научно-исследовательская статья, фотографии, аудио- и видеоматериалы, схемы, таблицы, графики, диаграммы, анкеты и результаты их обра-
ботки, результаты интервью; образцы изобразительного творчества и пр.)
В ходе данного этапа студент осуществляет сбор, систематизацию, структурирование материала в электронном виде, развивает навыки самоконтроля.
5. Рефлексивный этап. В конце каждого семестра студент проводит самоанализ по результатам осуществления своего планирования, удовлетворенности процессом освоения своей будущей профессии. В результате идет процесс развития самопознания, а также поддержание интереса к получаемой профессии и развитие навыков самооценивани.
6. Презентационный этап. Презентация достижений в виртуальном пространстве (студентам других групп, вузов, стран и т. д., работодателям на виртуальный рынок труда и т. д.) помогает студентам представить свои достижения широкой аудитории и тем самым включает в процесс самопродвижения и трудоустройства.
Итак, мы можем отметить следующие возможности и достоинства применения электронного портфолио «Мой маршрут к самореализации: планирование - управление - результат!» в системе оценки качества подготовки выпускников педагогического вуза.
1. Интеграция количественной и качественной оценок.
2. Стимулирование целенаправленной учебной активности студентов.
3. Прозрачность информации: портфо-лио размещается на едином учебном портале университета, студенты легко могут вносить изменения в структуру и содержание материалов, а профессорско-преподавательский состав - непрерывно отслеживать и оценивать достижения студентов, на основе чего можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению.
4. Возможность дополнять и изменять универсальную матрицу, общекультурными, общепрофессиональными, профессио-
нальными и профессионально-прикладными компетенциями, обозначенными в ФГОС ВПО по разным направлениям подготовки студентов.
5. Расширение возможностей для успешного трудоустройства выпускников, поскольку портфолио демонстрирует неотраженные в дипломе, но существенные для работодателя достижения студента, а также позволяет выходить на виртуальные рынки труда в Интернете.
6. Предоставление возможности обеспечить содержательное сетевое взаимодействие студентов из разных вузов и стран.
7. Работа по заполнению электронного портфолио способствует развитию мульти-медиа-компетентностей будущих педагогов, которые должны в соответствии с новыми требованиями использовать информационные технологии как неотъемлемую часть целостного образовательно-воспитательного процесса.
8. Развитие навыков рефлексивной, оценочной (самооценочной) деятельности студентов;
9. Развитие навыков постановки цели, планирования и управления собственной учебной и внеучебной деятельностью.
10. Снижение ощущения неуверенности в собственном профессиональном потенциале с помощью отслеживания и анализа своих профессиональных и личностных продвижений в процессе обучения в вузе, сохранение интереса к выбранной профессии.
11. Портфолио позволяет сделать обучение более личностно ориентированным и индивидуализированным.
12. Возникают широкие возможности для художественного оформления портфо-лио с помощью различных графических пакетов, что способствует повышению интереса к работе с данным электронным документом, позволяет отразить студенту свою индивидуальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брунер Т. И. Виртуальная образовательная среда вуза как условие самореализации студентов (на примере международного виртуального культурно-образовательного проекта «Глобальное понимание» в Институте психологии Уральского государственного педагогического университета) //Педагогическое образование в России. 2013. №4. С. 43-46.
2. Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2012. №2. С. 1-4.
3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3+ по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование». URL: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=7836 (дата обращения 15.09.2014 г.).
4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3+ по направлению подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование (с двумя профилями образования)». URL: http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=7836 (дата обращения 15.09.2014 г.).
5. Симонова А. А., Минюрова С. А., Рубина Л. Я. Педагогический университет в центре регионального образовательного кластера / / Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 8-22.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения 15.09.2014 г.).
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. Н. Васягина.