Научная статья на тему 'Реализация требований нового ФГОС через использование современных информационных технологий в профессиональной подготовке будущего педагога'

Реализация требований нового ФГОС через использование современных информационных технологий в профессиональной подготовке будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / INFORMATIZATION OF SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ФГОС ВПО / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плутенко Андрей Долиевич, Карев Борис Анатольевич, Лейфа А. В.

В статье рассмотрены возможности реализация требований нового ФГОС через использование современных информационных технологий в педагогическом образовании, необходимость совершенствования уже существующего учебно-методического и технико-технологического обеспечения методической и специальной подготовки будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плутенко Андрей Долиевич, Карев Борис Анатольевич, Лейфа А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the requirements of new federal state educational standards through the use of modern information technologies in future teacher''s vocational training

The article considers the opportunities of implementation of requirements of new federal state educational standards through the use of modern information technologies in pedagogical education and analyzes the need of the improvement of already existing educational and methodical as well as technical and technological support of methodical and special training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Реализация требований нового ФГОС через использование современных информационных технологий в профессиональной подготовке будущего педагога»

1УДК 37.018.46 ББК 74.584(2)738.8

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ФГОС ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

А. Д. Плутенко, Б. А. Карев, А. В. Лейфа

В статье рассмотрены возможности реализация требований нового ФГОС через использование современных информационных технологий в педагогическом образовании, необходимость совершенствования уже существующего учебно-методического и технико-технологического обеспечения методической и специальной подготовки будущего учителя.

Ключевые слова: информатизация общества, информационные и коммуникационные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS THROUGH THE USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN FUTURE TEACHER'S VOCATIONAL TRAINING

A. D. Plutenko, B. A. Karev, A. V. Leyfa

The article considers the opportunities of implementation of requirements of new federal state educational standards through the use of modern information technologies in pedagogical education and analyzes the need of the improvement of already existing educational and methodical as well as technical and technological support of methodical and special training of future teachers.

Keywords: informatization of society, information and communication technologies, federal state educational standard of higher education.

-щ- -«-елью педагогического образования яв-I ляется обеспечение эффективной под-Д Щ. готовки кадров для всех образовательных структур, связанных с профессиональным обучением, для внесения вклада в решение социальной проблемы занятости населения в условиях рынка труда и рабочей силы.

В условиях перехода высшего педагогического образования на многоуровневую систему подготовки кадров, ориентации вузов на выполнение социального заказа, усиление практической составляющей образовательного процесса вуза возникает необходимость поиска путей качественной подготовки педагогов, способных эффективно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятель-

ность. Перед вузами, занимающимися подготовкой педагогов, поставлена задача преодоления разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности педагога, и сложившейся системой профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

Результатом педагогической деятельности является создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной

цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершении.

Стремительное развитие и внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу педагога, обусловило использование ИКТ в профессиональной деятельности дизайнера как одного из основных средств решения профессиональных задач. В связи с ориентацией системы профессионального образования на выполнение социального заказа первостепенное значение имеет подготовка будущего педагога к решению педагогических задач средствами ИКТ, направленная на формирование готовности педагогов к реальным условиям педагогической деятельности.

Процесс информатизации общества оказывает влияние на характер профессиональной деятельности педагога, на появление современного инструментария и технологий, позволяющих педагогу на новом уровне организовывать деятельность обучаемого, конструировать образовательный процесс. Поэтому особенно важна организация практической инструментальной подготовки будущего педагога, обладающего суммой знаний, умений и компетенциями в конкретной предметной области науки, что предопределяет требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

В ФГОС ВПО предъявляют новые требования квалификации современного педагога: не только к уровню сформированности знаний предметной области и готовности к использованию современных методов, форм и средств обучения, но и к уровню сформированности ИКТ-компетентности, необходимой для систематического использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в информационно-коммуникационной среде образовательного учреждения. С этой точки зрения одним преимуществом стандарта третьего поколения является их (требования квалификации) направленность на формирование профессиональной компетентности педагога, что предполагает

развитие практических умений и навыков, базирующихся на фундаментальных теоретических знаниях.

Вместе с тем организация учебного процесса, выбор современных образовательных технологий выдвигают и новые требования к самой профессионально-методической подготовки учителя: он должен уметь генерировать и осваивать новые знания, уметь ориентироваться в информационном поле и непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство, используя компьютерные технологии для принятия практических решений и реализации коммуникации и т. д.

Для педагога, увлеченного содержанием учебного предмета, стремящего овладеть инновационными технологиями организации обучения, средства ИКТ становятся необходимым инструментом целенаправленного использования в профессиональной деятельности для самоподготовки, самообразования и на практике для организации познавательной деятельности обучающихся. Несомненно, велика роль высшего педагогического образования, обеспечивающего профессиональную мобильность педагога, его готовность к освоению новых технологий, в том числе информационных.

Опыт работы (руководство педагогической или квалификационной практикой) показывает, что студенты далеко не в полной мере владеют новыми видами профессиональной деятельности, новыми организационными формами учебной деятельности в условиях развития новой информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС). К примеру, это проявляется:

• в затруднении в обоснованном выборе методов и средств передачи информации учащимся логически законченными частями;

• в неумении студента осуществлять проектную деятельность по построению урока;

• в постановке вопросов, лишенных про-блемности и познавательной значимости для решения дидактических задач;

• в излишней скованности, неуверенности в себе, неумении входить в контакт с обучаемыми, не владении различными видами педагогической техникой и т. д.

На наш взгляд, эти недостатки в значительной мере обусловлены методами и формами

существующей практики подготовки будущего учителя, которая не в полной мере обеспечивает формирование объективно необходимого состава профессиональных компетенций.

Модернизация высшего профессионального образования проявляется в различных направлениях, среди которых: построение системы непрерывного образования, появление форм альтернативного обучения, разработка новых подходов к формированию содержания образования, применение инновационных методов и форм обучения, создание новой информационно-коммуникационной образовательной среды обучения и т. д. Но этого мало.

Образовательный процесс можно определить как осознание собственных действий с окружающим миром. Если образовательный процесс специально организован, то он называется педагогическим.

Исходя из логики рассуждений заметим, что всякий образовательный процесс осуществляется в определенной информационно-образовательной среде и его результат во многом зависит от этой среды, ее возможностей, наполнения, структурной организации. В связи с тем, что в школу в результате внедрения новых средств ИКТ проникают новые инструменты деятельности, на основе которых создается современная информационно-образовательная среда, необходимы условия для развития профессиональной деятельности учителя в этой среде.

Этот фактор во многом определяет необходимость создания нового и совершенствования уже существующего учебно-методического и технико-технологического обеспечения методической и специальной подготовки будущего учителя в условиях реализации требований ФГОС нового поколения, реализующего:

1. Инновационность. Использование наряду с традиционными формами построения образовательного процесса определенных активных механизмов взаимодействия (контроль, тренинг и т. д.) может быть возложено на средства ИКТ. Это может изменить систему обучения в основном в двух аспектах: сократить время на рутинные компоненты деятельности учителя (принципиально новые образовательные результаты в этом случае вряд ли могут быть достигнуты, поскольку средства ИКТ при этом не

реализуют свои специфические функции); реализация инновационной модели подготовки требует приоритетного использования для реализации иных функциональных возможностей средств ИКТ (доступ к новым источникам знаний, компьютерное моделирование, создание новой ИКОС и т. д.) с целью отработки важнейших общенаучных и предметных умений и навыков у каждого обучаемого.

2. Личностно-ориентированный подход к обучению, под которым мы понимаем определенным образом спроектированную организацию процесса обучения, создающего условия для развития интеллекта и личностных качеств обучаемого, его творческих, социальных и коммуникативных способностей, способностей к самообучению, саморазвитию и самореализации, ориентация образования на личность обучаемого, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности.

Практическая реализация личностно-ори-ентированного подхода на базе средств ИКТ требует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных учебно-информационных средств, которые содержат обширные базы данных, базы знаний, системы искусственного интеллекта, экспертно-обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов и т. д.

3. Оснащенность. Информационные технологии не могут развиваться без наличия информационной среды, включающей все необходимые компоненты - базы знаний, информационные ресурсы, развитую систему информационных коммуникаций и информационного сервиса, компьютеры и программное обеспечение, а главное, наличие специалистов в области информатики и информационных технологий. Поэтому важную роль играет материально-техническое обеспечение для формирования соответствующей ИКОС как необходимым элементом всей системы образования. Для этого необходимы:

• компьютерный класс с локальной сетью;

• компьютерный класс с локальной сетью с выходом в Internet;

• мультимедийный класс (этот класс представляет собой объединенные в локальную

сеть персональные компьютеры, с возможностью подключать любые источники видео- и аудио- информации (учебные фильмы и фонограммы). Это самый современный и наиболее полезный, на наш взгляд, из учебных классов на сегодняшний день;

• терминальные компьютерные классы (такие классы должны предоставлять возможности по обучению и контролю успеваемости);

• текстовые терминалы (обычно такие классы предназначаются для работы с любыми обучающими и деловыми программами, использующими текстовый интерфейс);

• графические терминалы (в таком классе можно использовать любые программы с графическим интерфейсом и большинство программ в среде WINDOWS).

4. Организационное и учебно-методическое обеспечение через использование научно-методического обеспечения развития педагогических коммуникаций в процессе взаимодействия преподавателей и студентов в условиях функционирования ИКОС (например, технология реализации дистанционной формы обучения). Телекоммуникационные средства и технологии дистанционного обучения являются одними из приоритетных инновационных технологий процесса модернизации в сфере образования.

5. Принципа непрерывности подготовки -«бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура - повышение квалификации». Становление непрерывной системы обучения будущего педагога предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатике в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании.

Следовательно, реализация требований ФГОС ФПО требует переосмысления многих позиций во всем образовательном процессе -в целях, содержании, формах, методах и средствах обучения. Вместе с этим необходимо переосмыслить роль личности педагога общеобразовательной и профессиональной школы, требований к уровню общего и профессионального развития, компетентности, его роль и

место в новой ИКОС и в учебно-воспитательном процессе и т. д. Формирование нового подхода пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, заставляет пересмотреть традиционные принципы отбора содержания образования, реализации учебного процесса. Решение этих проблем направлено, на наш взгляд, на устранение недостатков и противоречий существующей в профессионально-методической системе подготовки будущего учителя в условиях модернизации образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1996. - № 4 (50).

2. Кузнецов, А. А. Что значат требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ? [Текст] / А. А. Кузнецов // Стандарт общего образования: на пути к общественному договору / Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2006.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fgocvpo.ru (дата обращения: 16.09.2014).

REFERENCES

1. Bondarevskaya E. V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovani-ya. Pedagogika. 1996, No. 4 (50).

2. Kuznetsov A. A. Chto znachat trebovaniya k re-zultatam osvoeniya osnovnykh obshcheobrazo-vatelnykh programm? Standart obshchego obra-zovaniya: na puti k obshchestvennomu dogovoru / Ros. akad. obrazovaniya. Moscow: Prosvesh-chenie, 2006.

3. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii".

4. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifi-katsiya "bakalavr"). Available at: www.fgocv-po.ru (accessed: 16.09.2014).

Плутенко Андрей Долиевич, доктор технических наук, профессор, ректор Амурского государственного университета, г. Благовещенск e-mail: master@amursu.ru

Plutenko Andrey D., ScD in Engineering Sciences, Professor, Rector, Amur State University, Blagoveshchensk e-mail: master@amursu.ru

Карев Борис Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Амурского государственного университета, г. Благовещенск e-mail: Karevdok.27@mail.ru

Karev Boris A., ScD in Education, Professor, Chairperson, Psychology and Pedagogy Department, Amur State University, Blagoveshchensk e-mail: Karevdok .27@mail.ru

Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, и.о. ректора Благовещенского государственного педагогического университета e-mail: aleifa@mail.ru

Leyfa Andrey V., ScD in Education, Professor, Acting Rector, Blagoveshchensk State Pedagogical University e-mail: aleifa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.