Научная статья на тему 'Проблемы подготовки будущего учителя в условиях модернизации образования'

Проблемы подготовки будущего учителя в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / INFORMATION SOCIETY / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERACTIVE COMPUTER-BASED COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидинов М. Г., Гаджиев Т. С., Дзамыхов Х. Д.

В статье рассмотрены возможности реализации требований нового ФГОС в условиях модернизации образования через формирование информационно-коммуникационной образовательной среды на базе средства ИКТ. Обоснована необходимость совершенствования уже существующего учебно-методическго, технико-технологического обеспечения системы профессиональной подготовки будущего учителя. Глобальные изменения в обществе привели к изменению потребностей социума и определили необходимость модернизации образования и перехода высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухидинов М. Г., Гаджиев Т. С., Дзамыхов Х. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

The article discusses a possibility of implementation of the requirements of the new Federal Educational Standard in terms of modernization of education, through the formation of information and communication educational environment and interactive computer-based tools. It substantiates the necessity of improving the existing teaching methods, technical and technological support of the system of professional training of future teachers. The global changes in the society have led to the changes of needs of the society and have identified the need to modernize the education and the transition of higher education in the multi-level system of training specialists.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки будущего учителя в условиях модернизации образования»

УДК 378

Muhidinov M.G., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: muhidinov59@mail.ru

Gadzhiev T.S., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: muhidinov59@mail.ru

Dzamyhov H.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Mathematics and Methods of Teaching, Karachay-Cherkessia State University (Karachaevsk, Russia), E-mail: dzamyhov63@mail.ru

PROBLEMS OF TRAINING FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION. The article discusses a possibility of implementation of the requirements of the new Federal Educational Standard in terms of modernization of education, through the formation of information and communication educational environment and interactive computer-based tools. It substantiates the necessity of improving the existing teaching methods, technical and technological support of the system of professional training of future teachers. The global changes in the society have led to the changes of needs of the society and have identified the need to modernize the education and the transition of higher education in the multi-level system of training specialists.

Keywords: modernization of education, information society, means of information and communication technology, interactive computer-based competence.

М.Г. Мухидинов, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Е-mail: muhidinov59@mail.ru

Т.С. Гаджиев, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: muhidinov59@mail.ru

Х.Д. Дзамыхов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. математики и методики её преподавания, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачевск, Е-mail: dzamyhov63@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены возможности реализации требований нового ФГОС в условиях модернизации образования через формирование информационно-коммуникационной образовательной среды на базе средства ИКТ. Обоснована необходимость совершенствования уже существующего учебно-методическго, технико-технологического обеспечения системы профессиональной подготовки будущего учителя. Глобальные изменения в обществе привели к изменению потребностей социума и определили необходимость модернизации образования и перехода высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки специалистов.

Ключевые слова:модернизация образования, информатизация общества, средства информационных и коммуникационных технологий, ИКТ-компетентность.

Главной целью высшего педагогического образования (ВПО) является обеспечение всех уровней образовательных структур квалифицированными и компетентными педагогами. В условиях модернизации образования в целом и при переходе ВПО на многоуровневую систему подготовки специалистов, необходимо ориентировать педагогические вузы на выполнение динамического социального заказа и поиск новых образовательных моделей качественной подготовки творческих учителей, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Поэтому в условиях реализации в практику новых ФГОС перед педагогическими вузами стоит задача устранить разницу между требованиями ФГОС, предъявляемыми к профессиональной деятельности учителей, и сложившейся традиционной системой его подготовки.

В педагогике профессиональная деятельность учителя всегда культивируется как одна из базовых категорий и традиционно является предметом научных исследований, но в условиях модернизации образования её изучение приобретает особый смысл, так как от сегодняшнего этапа развития образования во многом зависит будущее нашей страны. Анализ литературы указывает нам на то, что сегодня мы являемся свидетелями цивили-зационного перелома, а информационные технологии привели к изменению экономики и организации общества, развитию демократии и рыночной экономики, актуализации экологического сознания, модернизации образования, науки, техники и усилению гуманитарных ценностей.

Ю.И. Калиновский в своей работе «Философия образовательной политики» приводит цитаты Збигнева Бжезинского касательно значимости образования для развития общества: «Компетентность, знания становятся инструментом власти, специалисты занимают привилегированное положение»; «университеты превращаются в «мыслящие танки» и вторгаются в саму сердцевину жизни общества»; «учёба и самообразование необходимы человеку на протяжении всей жизни» [1].

Профессиональная деятельность педагога - это направленное и мотивированное воздействие учителя, ориентированное на всестороннее развитие личности обучаемого и подготовку его

к жизни в современных динамических условиях развития общества, а результатом этой деятельности является создание педагогических условий для перспективного развития обучаемого как объекта и субъекта развития, обучения и воспитания. Процесс информатизации общества и образования изменяет характер профессиональной деятельности современного учителя, так как появляются новые, современные инструменты, методики и технологии, позволяющие педагогу организовать и конструировать образовательный процесс на новом уровне.Следовательно, необходимо поменять систему инструментальной подготовки будущего учителя и обновить базу его знаний, умений и компетенций в конкретной предметной области, сделав её более открытой и динамической. Информатизация образования - процесс, который обеспечивает сферу образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и развития.

Стремительное проникновение и внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (СИКТ) во все сферы деятельности человека, в том числе и в сферу образования, актуализировало необходимость использования СИКТ в профессиональной деятельности учителя как одного из системных инструментальных средств решения педагогических задач. В связи с внедрением в практику ВПО федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и профессионального стандарта педагога (ПСП) законодательно определена необходимость подготовки будущего учителя к решению профессиональных задач с использованием СИКТ, что и является сегодня одним из основных показателей готовности учителей к реальным условиям педагогической действительности.

В исследованиях М.М. Абдуразакова, С.А. Жданова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчик и др. показано, что при подготовке к применению СИКТ в учебном процессе модель деятельности учителя необходимо разбить на две составляющие: инвариантную и вариативную. Согласно модели Э.И. Кузнецова, в содержание инвариантной составляющей деятельности учителя можно включить общеобразовательный, мировоззренческий, психоло-

го-педагогический и технологические компоненты, а вариативная составляющая этой модели специфична для каждой учительской специальности и содержит перечень знаний и умений по применению информационных технологий, отражающих специфику предметной области и особенности частной методики преподавания [2].

Как отмечается в ПСП, если педагог готов использовать СИКТ в решении педагогических задач, можно говорить о его ИКТ компетентности. ИКТ компетентность в ПСП разбивается на три компонента: общепользовательский, общепедагогический и предметно-педагогический, а в приложении №1 стандарта приводится перечень ИКТ компетенций педагога, которые можно использовать как критерий оценки его деятельности в условиях реализации новых ФГОС в практике образования.

Согласно ФГОС ВПО, современный педагог должен не только иметь высокий уровень базы предметных знаний, умений и навыков, готовность к использованию современных технологий, методов, форм и средств обучения, но и высокий уровень ИКТ-компетентности, который необходим для систематического использования СИКТ в профессиональной деятельности. В рамках реализации этих задач новые ФГОС снимают множество ограничений в реализации и организации образовательной деятельности, которые имелись в предыдущих версиях ФГОС. С этой точки зрения главным его преимуществом является направленность на формирование профессионально компетентного педагога, что предполагает развитие умений и навыков, базирующихся на фундаментальных знаниях.

Согласно Фз «Об образовании в РФ», образовательные организации самостоятельно: определяют содержание и структуру образования; выбирают учебное и методическое обеспечение образовательного процесса; проектируют свой алгоритм реализации основной образовательной программы и др. Бесспорно, эффективностьэтих решения зависит от умения использовать СИКТ в раках ИКОС образовательного учреждения.

В системе профессиональной подготовки учителей информатики в плане использования СИКТ М.М. Абдуразаков выделяет основные недостатки: пробелы методической подготовки; подготовки в области использования средств ИКТ без системного учёта методологических, психолого-педагогических и дидактических его основ; оторванность формируемых ИКТ навыков от контекста будущей профессиональной деятельности и др. [2]

А.Ю. Кравцова предлагает включать следующие направления в систему подготовки учителя информатики в области использования СИКТ [3]: изучение основных направлений модернизации образования на основе использования СИКТ; формирование базовых ИКТ компетенций в сфере использования СИКТ; изучение и сравнительный анализ современных психологических и педагогических технологий, использующих СИКТ для повышения эффективности учебного процесса.

По мнению И.В. Роберт, учитель должен соответствовать требованиям современного процесса информатизации школьного образования, который поддерживает интеграционные тенденции процесса познания, и предполагает наличие у него следующих компетенций: работы в условиях практической реализации новых ФГОС; организации деятельности школьной ИКОС с использованием средств ИКТ; школьного образовательного процесса с указанием списка актуальных СИКТ; использования средств ИКТ, обеспечивающих функционирование педагогического взаимодействия в образовательном пространстве школы и др. [4].

Несомненно, изменения в организации образовательной деятельности СИКТ актуализируют и новые требования к профессионально-методической подготовке педагога. Он должен уметь: учиться осваивать и генерировать новые знания; ориентироваться в информационно-образовательном и социальном поле; непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство, используя СИКТ для принятия управленческих решений на практике; реализовывать педагогическое взаимодействие и коммуникации в образовательном пространстве; овладеть инновационными технологиями организации обучения на базе СИКТ; на практике организовать познавательную деятельность обучающихся в рамках решения предметных задач;обеспечить свою профессиональную мобильность и готовность к освоению новых технологий обучения, в том числе СИКТ и т. д.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС, учитель должен быть готов проектировать учебный процесс, используя возможности ИКОС на базе СИКТ, т. е. он должен уметь: управлять учебным процессом, создавать и редактировать электронные

таблицы, тексты и учебные презентации; проектировать, создавать и редактировать интерактивные педагогические программные средства и проектные работы студентов; создавать ленты времени и работать с геоинформационными системами; классифицировать, размещать, систематизировать и накапливать учебные образовательные ресурсы; управлять процессом освоения основной образовательной программы общего образования; использовать всевозможные формы контроля и диагностики качества образовательного процесса на всех его этапах; осуществлять педагогическое взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса использованием СИКТ при решении различных управленческих задач в образовании.

Анализ литературных источников, педагогической деятельности в рамках педагогической и квалификационной практик показывает, что будущие учителя не всегда в достаточной мере владеют новыми видами педагогической деятельности, новыми организационными формами образовательной деятельности в условиях развития новой информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС). К примеру, перечислим наиболее часто встречающиеся проблемы и затруднения: обоснование выбора методов и средств передачи учебной информации учащимся; в выделении логически законченных образовательных единиц при решении дидактических задач; в осуществлении проектной деятельности по построению урока; в постановке проблемных и познавательных вопросов, значимых для решения дидактических задач; скованность и неуверенности в себе;неу-мение организовывать педагогическое взаимодействие с обучаемыми; слабое владение различными видами педагогической техники и т. д.

ИКОС - совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебные коммуникации, прежде всего, на базе ИКТ и т.д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы [5].

Согласно ФГОС основного общего образования, основным критерием качества информационно-образовательной среды является обеспечение образовательными возможностями всех субъектов образовательного процесса. Для получения новых образовательных результатов СИКТ и ИКОСнеобходимо включить в новую модель обучения, иначе эта среда, адаптированная под традиционное вузовское образование, будет больше препятствовать, чем способствовать развитию профессиональных компе-тентностей будущих учителей.

Образовательный эффект информационно-образовательной среды состоит в том, что в нём интегрируются все компоненты педагогического процесса для обеспечения качественного образования; как отмечается в ФГОС, это система ресурсов и инструментов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения.

«Базовую роль в профессиональной деятельности учителя информатики начинают играть умения проектирования деятельности участников образовательного процесса в рамках формирования открытой образовательной среды с использованием средств ИКТ, которые обеспечивают его готовность учителя к работе в ИКОС» [б].

М.А. Сурхаев отмечает, что особую роль в готовности к профессиональной деятельности учителя информатики играет умение проектировать образовательный процесс в новой образовательной среде на основе СИКТ [7].

С.В. Зенкина в своей докторской диссертации приходит к выводу, что «... новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательного процесса. Поэтому одним из главных факторов модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является использование в образовании средств ИКТ, создания на их основе новой образовательной среды» [8].

По нашему мнению процесс создания ИКОС и внедрение его в практику в полном объёме - это работа не одного дня. Чтобы настроить эту работу и направить её в эффективное русло, необходимо перестроить множество компонентов, от которых этот процесс зависит, и, в первую очередь, перестроить систему подготовки учителя к профессиональной деятельности в условиях реальной ИКОС. Сегодня общеизвестно, что существующая

система подготовки будущего учителя (бакалавра и магистра педагогического образования и профессионального образования) не в полной мере обеспечивает формирование объективно необходимого состава востребованных профессиональных компетенций, связанных с процессом формирования ИКОС на базе СИКТ.

Существующая практика модернизации ВПО проявляется в разных направлениях: развитие системы непрерывного образования; конструирование альтернативных форм обучения; разработка инновационных подходов к формированию структуры и содержания образования; применение нетрадиционных методов и форм обучения (тренинги, конференции, игры, экскурсии и др.); создание ИКОС и т. д. Но этого недостаточно.

Исходя из логики предыдущих рассуждений, отметим, что: любой образовательный процесс осуществляется в определённой ИКОС, и его результат во многом зависит от её возможностей, наполнения и организации; в образовательные учреждения в результате построения новой ИКОС на базе СИКТ проникают новые инструменты деятельности, на основе которых должен построить свою деятельность учитель; существующая система профессиональной подготовки учителя не в полном объёме отвечает требованиям социального заказа, поэтому необходимы условия для подготовки и развития профессиональной готовности педагога в этой среде.

Библиографический список

Всё это определяет необходимость создания новой системы профессиональной подготовки и переподготовки будущих учителей, в рамках которой необходимо совершенствовать уже существующие учебно-методическую и технико-технологическую составляющие этой подготовки. В условиях модернизации образования новая ИКОС на базе СИКТ, актуализирует:

• инновационные технологии разных уровней и разной глубины, например, можно параллельно реализовывать различные образовательные модели: традиционными формами построения образовательного процесса, включением активных механизмов взаимодействия на базе СИКТ; это может не дать принципиально новых образовательных результатов, но зато сократит время на рутинные компоненты деятельности учителя, реализацию модели подготовки;

• дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению в процессе реализации технологических и методологических инноваций для построения индивидуальных образовательных траекторий на базе СИКТ;

• необходимый уровень материально-технического оснащения ИКОС (компьютеры, Интернет, педагогические программные средства и т. д.);

• непрерывное образование в ИКОС и его организационное, учебное и методическое обеспечение через использование СИКТ.

1. Калиновский Ю.И. Философия образовательной политики. Москва, 2000.

2. Абдуразаков М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компе-тентностного подхода. Информатика и образование. Москва, 2014.

3. Кравцова А.Ю. Современные тенденции в подготовке будущих учителей информатики.Available at: http://www.ito.edu.ru/sp/SP/ SP-0-2007

4. Роберт И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. Москва: ИНФО, 2005.

5. Кузнецов А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

6. Мухидинов М.Г. Развитие технологической компоненты профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование. Москва, 2015.

7. Сурхаев М.А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2010.

8. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.

References

1. Kalinovskij Yu.I. Filosofiya obrazovatel'nojpolitiki. Moskva, 2000.

2. Abdurazakov M.M. Razvitie komponentov professional'noj deyatel'nosti uchitelya informatiki v kontekste realizacii kompetentnostnogo podhoda. Informatika i obrazovanie. Moskva, 2014.

3. Kravcova A.Yu. Sovremennye tendencii vpodgotovke buduschih uchitelej informatiki.Available at: http://www.ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2007

4. Robert I.V. Koncepciya kompleksnoj, mnogourovnevojimnogoprofil'nojpodgotovkikadrovinformatizaciiobrazovaniya. Moskva: INFO, 2005.

5. Kuznecov A.A. Osnovy obschej teoriii metodiki obucheniya informatike: uchebnoe posobie. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2010.

6. Muhidinov M.G. Razvitie tehnologicheskoj komponenty professional'noj deyatel'nosti buduschego uchitelya informatiki. Informatika i obrazovanie. Moskva, 2015.

7. Surhaev M.A. Razvitie sistemy podgotovki buduschih uchitelej informatiki dlya raboty v usloviyah novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

8. Zenkina S.V. Pedagogicheskie osnovy orientacii informacionno-kommunikacionnoj sredy na novye obrazovatel'nye rezul'taty: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 20.04.16

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak,

Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: maxksu@rambler.ru

Berzina R.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak,

Russia), E-mail: berzina_r_f@mail.ru

THE ROLE OF ETHNOCULTURAL COMPONENT IN THE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article is dedicated to a relevant issue of a child's personality. In school education a huge role in the development and upbringing of students is given to ethnocultural education. The revival of the spiritual culture of people, interest to their history, and respect for their national traditions are very important. Without knowing the past, without respect for the history, without careful preservation of the great heritage of the ancestors, a person cannot be spiritually rich. Many regions of Russia are characterized as multiethnic, where cultures interrelate. This states a special task to teachers to use ethnocultural methods of teaching in education of schoolchildren. The article defines the appropriate conditions of educational organization that would use a possibility of a productive system to form a personality of the child in a multinational school. The material allows the authors concluding that the use of ethnopedagogy in teaching children involves the formation of ethnopedagogical culture, knowledge of the history of their country, the traditions and culture of national lifestyle.

Key words: personality development, junior high school student, ethnocultural component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.