Научная статья на тему 'Реализация технологий социально-культурной реабилитации, основанной на традиционной игре'

Реализация технологий социально-культурной реабилитации, основанной на традиционной игре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛАКСАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / RELAXATION / ADAPTATION / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прокофьева Нинель Владимировна

В статье рассмотрен анализ социологического исследования по вопросам социально-культурной реабилитации на основе места и роли игры в жизни. Приведены рекомендации методического плана на основе размышлений образовательного, психологического и медицинского плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прокофьева Нинель Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of technologies of social-cultural rehabilitation based on the traditional play

The article considers the analysis of the sociological research on the issues of socio-cultural rehabilitation on the basis of the place and role of play in life. The methodic recommendations on the basis of reflections of the educational, psychological and medical aspects are given.

Текст научной работы на тему «Реализация технологий социально-культурной реабилитации, основанной на традиционной игре»

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЕ

Н.В. Прокофьева

В статье рассмотрен анализ социологического исследования по вопросам социально-культурной реабилитации на основе места и роли игры в жизни. Приведены рекомендации методического плана на основе размышлений образовательного, психологического и медицинского плана.

Ключевые слова: релаксация, адаптация, социально-культурная реабилитация.

Для выявления особенностей современного состояния и перспективы развития социально-культурных особенностей реабилитации, связанных с дидактической игрой, нами был проведен констатирующий эксперимент. Технология эксперимента предполагала проведение социологического исследования, направленного на выявление следующих социально-культурных аспектов:

- интересы и ценностные ориентации населения в области истории игры;

- знание об эстетических и специфических аспектах игровых ситуаций;

- осведомленность жителей региона относительно семейных игр, школьных, народных;

- интересы, вкусы, суждения жителей относительно традиционного использования игры в социуме;

- нравственно-воспитательные психо-лого-педагогические идеалы игровых аспектов в представлении жителей региона;

- степень включенности дидактической игры в социально-культурный комплекс;

- отношение к арт-терапии и соцкуль-турной реабилитации;

- отношение к развитию образовательных технологий на основе дидактической игры.

В качестве инструментария эксперимента были разработаны три анкеты, одна их которых предназначалась для опроса учащихся школ (1 этап), вторая - для преподавателей (2 этап), а третья - для родителей (3 этап). Опрос проводился в четырех Субъектах федерации, выбор которых обусловливался территориальной близостью к Пензенскому региону. В опросе приняли участие 321 человек. Как основа был применен тип стратифицированной случайной выборки.

На первом этапе изучения мнений школьников выборочная совокупность исследования составила 221 человек.

Опрос проводился в Пензенской, Тамбовской, Липецкой и Саратовской области.

При проведении исследования ставилась задача: познать процессы субъектно-объектных и субъектно-субъективных отношений к игровым процессам, игре как виду социума.

48,1 % участников опроса оказались в возрастной категории от 7 до 10 лет, 42,9 % опрошенных - в возрасте то 10 до 17 лет, 9 % - от 14 до 17 лет.

При анализе результатов социологического исследования нами было высказано предположение, что на формирование интереса к дидактическим играм оказывают влияние такие факторы, как участие в игровом поле; собственная увлеченность игрой; наличие опыта игры; интерес к дидактической игре и др. Исходя из этого был проведен корреляционный анализ с учетом вышеперечисленных параметров.

При анализе ответов положительным является то, что дети любят играть, но не связывают игровые моменты с научением и приобретением опыта и последующим применением в социуме. Развивается тенденция того, что стабильный интерес к игровому творчеству может быть обусловлен опытом самостоятельной творческой деятельности учеников.

При ответе об отношении к игре 8 % указали, что не любят играть. Это является сигналом нравственного и морального неблагополучия в детской среде (душевная усталость - депрессия). Данный сигнал говорит о том, что крайне необходима арт-терапия, возможно в содружестве с медицинским обследованием. Следовательно, опрос зафиксировал положительное эмоциональное отно-

шение респондентов к игре и их активную включенность в игровое творчество.

Специальный вопрос был посвящен видовому составу игры. Гармоничная нагрузка при работе с подрастающим поколением дает хорошие результаты в любой области игровой творческой деятельности.

Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочению взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение [1]. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные и согласованные движения, играющие приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что чрезвычайно важно в жизни.

С помощью следующего вопроса мы смогли выяснить, насколько необходимы навыки игры ребенку. Данные ответов характеризуют позитивное отношение к игре, но удручает, что игра из научающей и обучающей может превратиться в заполнение времени разного рода азартным сжиганием досуга. Поэтому игры должны быть контролируемые и регламентированные, а также должны иметь четкую цель и итоговую оценку.

Ответы респондентов «игра в вашей жизни» не столь единодушны. Можно констатировать, что игра находится в центре внимания учащихся и подавляющее большинство понимает игру как творческую и учебную деятельность. Хотя в последнее время широко наблюдается игромания, уход в виртуальность за счет здоровья.

Специальный вопрос анкеты был направлен на выявление степени взаимодействия учащихся с игровым потенциалом. Большинство респондентов отвечают положительно, а 10 % не связывают игру со знаниями.

Следовательно, игра помогает расширять образовательный потенциал.

С помощью следующего вопроса нами исследовалась проблема диагностики уверенности ученика в своих силах при помощи игры.

Таким образом, игра дает психолого-пе-дагогическую установку на проверку своих сил. Данные ответы доказывают, что игра не только учит, но и лечит, раскрепощая ребенка,

дает ему не только игровой опыт, но и возможность проявить накопленное в социуме.

Опрос по значимости игр на площадках показал их актуальность и востребованность. Тяга к зрелищности и публичности - двигатель прогресса, подрастающее поколение в этом остро нуждается, хотя настораживает, что у части детей идет резкий спад этого интереса, что говорит о нервном расстройстве.

О роли игры в образовательном процессе свидетельствуют ответы, согласно которым опыт и выводы из этого опыта облегчают работу учителя, с любой возрастной категорией используя во время занятий не только приемы игры, но и объяснение этих приемов.

Вопрос о приобщении к игровым ситуациям в школе позволил сделать следующие выводы: игровые ситуации в школе должны распределяться во всех видах деятельности (урок, перемена, внеклассные мероприятия). Изменение отношения детей к игровым ситуациям должно исходить от взрослого: учителя, воспитателя, родителя. Игра снимает напряжение, тревожность, делая из сложного, непонятного интересное, увлекательное и нужное. Поэтому контроль и инструктаж в игре помогает раскрыть творческое начало.

Большинство респондентов считают, что игра дает возможность справиться с жизненными проблемами, а 5 %, которые затруднились ответить, дают импульс для размышления в том плане, что растет поколение людей зомбированных СМИ (мало информированных), душевно ленивых. Работа с этими детьми должна носить первоочередную задачу по вовлечению детей в коллектив игры, вернее, научить их играть, не боясь отрицательных эмоций и негативных ярлыков.

Результаты исследования подтвердили важность разработки педагогической модели игровой подготовки, основными ориентирами которой должны стать ролевые и дидактические игры; их включение в учебную и творческую деятельность; активное внедрение проблемных методик и технологий, позволяющих освоить не только теоретически и практически, но и самостоятельно включится в работу по повышению творческого потенциала нации.

С целью выявления социально-педагогических игровых ситуаций в школьной жизни проводился второй этап анкетирования среди коллектива учителей. Базовыми исследо-

ваниями стали средние школы Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой области.

В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:

- выявить психолого-педагогическое отношение респондентов к игровому творчеству;

- установить степень включенности респондентов и их окружения в игровое пространство;

- конкретизировать спектр интересов к данному виду дидактических игр;

- определить перспективное направление развития игры.

В анкетировании приняли участие 50 человек. Среди них - 88 % составляют женщины и 12 % - мужчины. Возрастной состав представлен следующими категориями: 24 % с 45 до 55 лет, 54 % с 25 до 35 лет, 22 % с 35 до 45 лет.

Опросный лист содержал 13 вопросов, каждый из которых предполагал несколько вариантов ответов.

Опрос вывел следующую зависимость психолого-педагогических установок и игровых ситуаций, и только небольшая группа учителей связывает игру и обучение. Классическая форма обучения привычна для учителя, новейшие технологии не используются активно, поскольку требуют не только сил и разработок, а просто являются, по мнению педагогов, не серьезными по сравнению с «рамочным» обучением. Ломка стереотипов в среде педагогов более болезненна, чем в среде детей.

На вопрос об отношении учителей к дидактическим играм можно констатировать, что учителя, применяющие игровые разработки, имеют опыт и результаты по применению дидактических игр, сведение школьной жизни к тестам очень опасно, т. к. не показывает истинную картину.

Следующий вопрос по видам психологических игр позволил констатировать, что ролевые игры более приемлемы педагогическими коллективами, нежели проектные. Литературные персонажи так же используются в игре, хотя творческий потенциал психологических игр остается небольшим, поэтому нужно методическое обоснование игротера-пии в творческом потенциале школы.

Участие в игре объясняется: удовольствием, объединяет друзей, повышает престиж

и дает новое виденье мира. В социуме игра занимает ведущее место, осознанно или не осознанно индивидуум включается в игру, хотя четко понять свое место в игровых ситуациях и сделать верный выбор затрудняются многие.

Игра в жизни учителя занимает определенную нишу и дает возможность профессиональному и творческому росту, хотя перегрузка в профессиональном плане показывает, что учитель активно отдыхать не умеет, поэтому тренажерные и соцкультурные реабилитации очень нужны данной профессии.

Психологические знания и игра раскрывают портрет ученика, дают дополнительные знания по психологической характеристике, которые подтверждаются или опровергаются в экстремальных ситуациях, создаваемых игрой [2]. Поэтому проведение и создание определенного вида ситуаций должно проводиться с определенным настроем и выводами.

Психологические игры тем хороши, что они возможны не только в привычной обстановке, но и при проведении экскурсий, выполнении поручений, исполнении обязанности, отношения к делу. Психологическая игра - копилка наблюдений и выводов.

Игра на массовых площадках вызывает неподдельный интерес учителей к этим играм. При проведении массовых игр (праздников) раскрывается творческий потенциал как организатора, так и организуемых. Четко высвечивается умение подчинять свое эго общему, быть солидарным, радоваться за победу, получать уроки гармонии, подвижности и интеллекта, но высвечивается боязнь травматизма, что еще раз высвечивает слабую методическую помощь системы социально-культурной реабилитации.

Ответы на вопрос о значимости игры в жизни респондента позволяют сделать вывод о том, что учителя заорганизованы, находятся под жесточайшим давлением, и данные ответы не точно отражают действительность, т. к. идет некоторое несовпадение с предыдущей выборкой. Поэтому рекомендовано проводить круглые столы для учителей в игровой форме с использованием психологических технологий, приглашая на эти заседания психологов, медиков, арт-терапевтов, новаторов в деле воспитания, а также авторов игровых программ (возможно просмотры видео фильмов).

Учителя как на уроках, так и при подготовке к ним, хотели бы приобщится к реабилитационному потенциалу игр, что видно из ответов на вопрос «приобщение к игровым ситуациям». Данный результат показывает, что в среде учителей проводящих игру больше, чем желающих поиграть; осуществление контроля, консультаций, методических указаний - все это хотя и приобщение к игре, но не игра, а надигра, т. е. учитель в большей степени осуществляет игру, нежели играет сам. Рекомендовано знать игру изнутри, тогда ведение игры будет результативным.

Ответы, касающиеся отношения к социальной реабилитации учителей, сводятся к внедрению новейших методик и знания медицинских показателей. Количество «уставших» детей с депрессивно-агрессивным комплексом с каждым годом растет, понижается интерес к обучению, теряется коммуникативность, все это требует социальной реабилитации. Классическое принуждение, воспитание примером и разговором мало действенны, поэтому игровой потенциал, игровые ситуации позволяют вывести ребенка из состояния тревожности и вернуть в реальный мир социума.

Мнения по технологии обучения на основе арт-терапии разделились практически пополам на знающих и незнающих. Данное соотношение указывает на актуальность поднятой проблемы.

Игровая оболочка снимает стрессы, улучшает настроение, дает здоровый азарт, слегка возвращая в детство, дает человеку возможность проявления творческой активности, что необходимо современной жизни. Данную позицию мы видим и в ответах на заданный вопрос, 8 % педагогического персонала ясно и четко признаются в профессиональной непригодности, невозможности не только ладить с учащимися, но и учить их.

Анкетирование помогло понять социально-психологический интерес учителя к реабилитационному потенциалу игры, обобщить наработки в этой области и методически грамотно решить проблему игры не только как стимула воспитательного аспекта, но и мощного рычага обучения.

Для выявления особенностей воспитательного, игрового потенциала и перспективы семьи, связанных с моментами воспитания в игре, был проведен третий этап иссле-

дования. Технология его шла на уровне социологического исследования по следующим социально-педагогическим аспектам:

- интересы и ценностные ориентации родителей в области игровой терапии;

- знания об арт-терапии;

- осведомленность родителей относительно социальной реабилитации в социуме;

- нравственно-эстетическое представление родителей о возможностях игры;

- степень включенности в досуговое, воспитательное время (игровых ситуаций);

- отношение к видам игры, как части культуры.

По возрастным показателям участники опроса среди родителей в количестве 50 человек распределились следующим образом. Большинство участников опроса 52 % - родители в возрасте от 28 до 35 лет, остальные 30 % - до 25 лет, 18 % - возраст до 45 лет.

При анализе результатов социологического исследования было высказано предположение, что на формирование интереса к игре в развитии ребенка оказывают влияние такие факторы, как наличие собственного опыта, интерес к игровым действиям.

Специальный вопрос анкеты был направлен на выявление роли игры в становлении личности ребенка.

В игре ребенок познает мир, и родители это четко понимают. Игрушки, пазлы, игры -все это присутствует практически в жизни любого ребенка, но азартные игры, игрома-ния настораживают родителей. Поэтому, чтобы убрать фактор разрушения их игры, нужна просветительская работа среди родителей.

Следующий вопрос был направлен на выявление лидера в организации игры в семье.

В целом родительская аудитория вовлечена в игровые ситуации (детьми, друзьями, родственниками). Желание побывать в игре разделяют как дети, так и родители, очень отрадно, что к игре привлекаются и друзья. Хотя часть родительского контингента сама нуждается в социальной реабилитации, т. к. сама не играет и запрещает играть детям.

Ответы о семейных играх дают картину неблагополучия в общении родителей и детей. Игра - воспитатель, воспитателем становится техника, технология. Родители уклоняются от воспитательных и игровых ас-

пектов, что доказывает актуальность поднятой проблемы.

Отдельный вопрос анкеты был ориентирован на определение возможных ситуаций в семье. Установлено, что семья на 70 % устраняется от воспитательных аспектов. Результаты опроса утверждают, что социальная реабилитация очень актуальна как в среде взрослых, особенно среди учителей и родителей, так и среди детей. Корректировка ориентации жизненной позиции, тяга к здоровому образу жизни, к социальной полноценности - все это можно получить через игровой потенциал. Под выражением «играть с детьми» понимают только представление возможности детям поиграть [3]. Например, предложить им игру, распределить роли, а самому наблюдать со стороны. Или организовать игровое соревнование и быть судьей в нем. Можно сказать, что по отношению к ребенку игра - это прежде всего особый стиль отношений между взрослым и детьми.

Специальный вопрос анкеты помог конкретизировать представления взрослого сообщества в игровом поле. Неблагополучие в обществе отражено в ответе на вопрос «согласны принять участие в игре»: нехватка времени, материальных средств выливается в нравственную глухоту к своим детям, семье под вывеской «Мы серьезные, солидные люди». Не отсюда ли агрессивность, суицид и прочие неблагополучия у подростков? Меры по исправлению данного отношения находятся не только в руках семьи, психологопедагогического персонала, но и государства (национальные проекты).

Досуговость и развлекательность игры видна не вооруженным взглядом, и менее вдумчивые родители, не затрудняясь, приобретают компьютерные игры, радуются, что ребенок выходит в Интернет, забывают, что не контролируемость и «домашность» чада выливаются в психические расстройства, сколиозы, снижение и потерю зрения. Любое проявление забавы несет в себе разный заряд, который отражается не только на жизнь индивида, но и на жизнь общества, что является ответом на вопрос «чем для вас является игра».

С помощью специального вопроса анкеты были установлены связи игры и культуры. Исходя из данных можно сделать вывод, что игра есть часть культуры. В целом ответы

правдивы и родители четко понимают, что культурное наследие - это основа жизни.

Морально-нравственный климат семьи окрашен в черные тона, что еще раз указывает, что социально-культурная реабилитация выходит на первое место, и игровой аспект данной проблемы весьма необходим в социуме, такой вывод дают ответы о всеобщем исчезновении игры в будущем.

Исходя из данного аспекта можно сделать вывод, что просветительская позиция по вопросу социальной реабилитации очень низка, нет специалистов, методик, кабинетов, слабо ведется работа с населением.

Вопрос об основах арт-терапии дает четкий вывод, что родители не имеют личного опыта по данному вопросу, он им не понятен. Данные статистики говорят, что из десяти детей только двое практически здоровы. Ребенка пичкают таблетками, делают дорогостоящие обследования, лечат заболевания, забывая про причину.

Улучшение микроклимата социума, умение владеть собой, своим настроением, быть толерантным - все это и должна решить арт-терапия. Рекомендовано дому детского творчества создать кружки по данному направлению. Рекомендовано вовлечение родителей.

О согласии обучать своего ребенка по игровым технологиям родители в ответах доверяют практическому опыту своего окружения в вопросах воспитания детей.

Таким образом, в процессе воспитания взрослые члены общества посредством игры воспитывают детей, прививая им те качества и черты характера, которые делают ребенка хорошим и правильным членом социума.

Рекомендации:

- желательно организовать родительские чтения по данному вопросу;

- знакомить с игровыми ситуациями не только детей, но и родителей;

- проводить массовые игры, соревнования, эстафеты как интеллектуального, так и ролевого характера с использованием культурных традиций на основе дидактического материала.

Основной акцент в анализе мы делаем на изучении организации игровой деятельности в разновозрастных группах населения, при этом рассмотрении основы социологического плана можно сделать вывод, что общество сильно поляризовано. При социально-педаго-

гическом анализе процессов можно наблюдать падение не только интереса к знаниям вообще, но и интереса к игровым ситуациям. Технология разработки региональных культурных программ упирается не только в человеческий фактор, но и в финансовое обеспечение социально-культурного центра.

Социальная культура является той средой, которая помогает человеку в социуме на основе реабилитации и коррекции.

1. Фролов С.С. Социология. М., 1998.

2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1989. С. 365.

3. Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы. М., 2002.

4. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток, 2004.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.

6. Карякины О.И. и Т.Н. Основы реабилитации инвалидов. Волгоград, 1999.

7. Андреенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. М.; Новосибирск, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 27.06.2008 г.

Prokofieva N.V. The realization of technologies of social-cultural rehabilitation based on the traditional play. The article considers the analysis of the sociological research on the issues of socio-cultural rehabilitation on the basis of the place and role of play in life. The methodic recommendations on the basis of reflections of the educational, psychological and medical aspects are given.

Kay words: relaxation, adaptation , socio-cultural rehabilitation.

РОЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

С.А. Ларионова

В статье раскрываются методические условия обучения первоклассников грамоте с позиции интегративного подхода. На основе данных о единой речевой природе действий чтения и письма, их общей психолингвистической основы разработана и реализована модель экспериментально-опытного обучения грамоте. Эффективность предложенной работы подтверждается достаточно высокой результативностью проведенного исследования.

Ключевые слова: интеграция, интегративный подход, обучение грамоте.

В настоящее время вопрос о рассмотрении взаимосвязи различных сторон языка как целостного явления весьма актуален. В рамках такого подхода язык предстает как взаимосвязанная и взаимозависимая система, это углубляет и систематизирует наши представления о нем.

Процесс интеграции характерен для различных областей знаний. Предметом нашего исследования являются действия первоначального чтения (ДПЧ) и письма (ДПП), т. е. грамота. Эти речевые действия имеют единую лингвистическую и психофизиологическую основу. Опираясь на данные положения, была разработана модель экспериментально-опытного обучения грамоте (ОГ) с позиции интегративного подхода.

Под интеграцией понимается процесс развития, связанный с объединением в целое,

в единство каких-либо элементов, т. е. восстановление их единства [1, 2].

Интегративность понимается как свойство (степень) реализации процесса интеграции, его качественная характеристика. Следовательно, интегративный подход (к осуществлению какой-либо деятельности) будет рассматриваться как сбалансированное объединение методов и приемов, рассмотрение которых дает целостное представление об исследуемой системе.

В процессе разработки экспериментально-опытной модели учитывались возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся первоклассников и необходимость сбережения их физического и психического здоровья.

Рассмотрим основные аспекты соприкосновения ДПЧ и ДПП в процессе ОГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.