УДК 374
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
© Н.В. Прокофьева
В статье представлены методологические рекомендации, базирующиеся на элементах игры, игровом материале, видах игры. Данные рекомендации позволяют существенно оптимизировать процесс педагогической поддержки детей и подростков в рамках досуговой деятельности.
Ключевые слова: педагогическая поддержка; игровые технологии; социально-культурные инновации.
В современных условиях широкое распространение получает новый тип досугового учреждения - социально-культурный комплекс. Данный социальный институт, работающий в условиях российской провинции, призван аккумулировать ресурсы работников социально-культурной сферы.
Важнейшими факторами, влияющими на функционирование социально-культурного комплекса, являются минимальное финансирование и сложнейшие социально-экономические проблемы малых городов и сел России. Социально-экономические проблемы связаны, прежде всего, с низким уровнем заработной платы, высоким уровнем безработицы, усугубляющимися «социальными болезнями» населения. Все это оказывает негативное воздействие на демографическую ситуацию в регионах и с особой силой сказывается на психологическом самочувствии подрастающего поколения [1]. Данная ситуация требует принятия организационных и педагогических решений, связанных с поддержкой детей и подростков, вынужденно попавших в сложную социальную ситуацию. Единственным способом решения данной проблемы становится социально-культурный комплекс.
Вместе с тем деятельность по оказанию педагогической поддержки средствами социально-культурной деятельности сталкивается со следующими противоречиями:
- актуальным социальным заказом педагогической поддержки детям и подросткам, проживающим в малых городах и сельской местности, и отсутствием организационно-педагогических обоснований подобной деятельности;
- потребностью населения в оказании качественных социально-культурных услуг,
связанных с педагогической поддержкой, и отсутствием фундаментальных разработок в области методологии и технологии;
- потребностью регионального социума в активной профессиональной социальнопедагогической деятельности, осуществляемой новыми социальными институтами - социально-культурными комплексами, и наличием когорты квалифицированных специалистов, имеющих профильную подготовку;
- потребностью в оказании социальнокультурных услуг, связанной с педагогической поддержкой и отсутствием развитой системы информационного и научно-методического обеспечения подобной деятельности.
Для выявления современного состояния и перспективы развития социально-культурных особенностей педагогической поддержки, связанной с игровой технологией, нами был проведен констатирующий эксперимент. Технология эксперимента предполагала проведение социологического исследования, направленного на выявление следующих социально-культурных аспектов:
- интересы и ценностные ориентации населения в области истории игры;
- знание об эстетических и специфических аспектах игровых ситуаций;
- осведомленность жителей региона относительно семейных, школьных, народных игр;
- интересы, вкусы, суждения жителей относительно традиционного использования игры в социуме;
- нравственно-воспитательные, психо-лого-педагогические идеалы игровых аспектов в представлении жителей региона;
- степень включенности технологий игр в социально-культурный комплекс;
- отношение к арт-терапии и социально-культурной реабилитации;
- отношение к развитию образовательных технологий на основе традиционной игры.
В качестве инструментария эксперимента были разработаны три анкеты, одна их которых предназначалась для опроса учащихся школ (1 этап), вторая - для преподавателей (2 этап), а третья для родителей (3 этап). Опрос проводился в четырех субъектах Российской Федерации, выбор которых обусловливался территориальной близостью к Пензенскому региону. В опросе приняли участие 321 человек. В качестве основы был применен тип стратифицированной случайной выборки.
На первом этапе мы изучили мнения школьников. Выборочная совокупность исследования составила 221 человек.
Опрос проводился в Пензенской, Тамбовской, Липецкой и Саратовской областях.
При анализе ответов положительным является то, что дети любят играть, но не связывают игровые моменты с научением и приобретением опыта и последующим применением в социуме. Развивается тенденция того, что стабильный интерес к игровому творчеству может быть обусловлен опытом самостоятельной творческой деятельности детей. Игра дает психолого-педагогическую установку на проверку своих сил. Данные ответы доказывают, что игра не только учит, но и лечит, раскрепощая ребенка, дает ему не только игровой опыт, но и возможность проявить накопленное в социуме.
С целью выявления социально-педагогических игровых ситуаций в школьной жизни проводился второй этап эксперимента среди коллектива учителей. Наше исследование проводилось на базах средних школ Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой областей.
В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:
- выявить психолого-педагогическое отношение респондентов к игровому творчеству;
- установить степень включенности респондентов и их окружения в игровое пространство;
- конкретизировать спектр интересов к данному виду игровых технологий;
- определить перспективное направление развития игры.
Опрос вывел следующую зависимость психолого-педагогических установок и игровых ситуаций, и только небольшая группа учителей связывает игру и обучение. Классическая форма обучения привычна для учителя, новейшие технологии не интересны, требуют разработок. Ломка стереотипов в среде педагогов более болезненна, чем в среде детей.
Участие в игре объясняется: удовольствием, объединяет друзей, повышает престиж и дает новое виденье мира. В социуме игра занимает ведущее место, осознанно или не осознанно индивидуум включается в игру, хотя четко понять свое место в игровых ситуациях и сделать верный выбор затрудняются многие. Игра в жизни учителя занимает определенную нишу и дает возможность профессиональному и творческому росту, хотя перегрузка в профессиональном плане показывает, что специалистам данной профессии нужны тренажерные и соцкультур-ные реабилитации.
Для выявления особенностей воспитательного, игрового потенциала и перспективы семьи, связанных с моментами воспитания в игре, был проведен третий этап. Его технология шла на уровне социологического исследования по следующим социальнопедагогическим аспектам:
- интересы и ценностные ориентации родителей в области игровой терапии;
- знания об арт-терапии;
- осведомленность родителей относительно социальной реабилитации в социуме;
- нравственно-эстетическое представление родителей о возможностях игры;
- степень включенности в досуговое, воспитательное время (игровые ситуации);
- отношение к видам игры как части культуры.
При анализе результатов социологического исследования было высказано предположение, что на формирование интереса к игре в развитии ребенка оказывают влияние такие факторы, как наличие собственного опыта, интерес к игровым действиям.
Основной акцент в анализе мы делаем на изучении организации игровой деятельности в разновозрастных группах населения: при этом рассмотрении основы социологического плана можно сделать вывод о том, что общество сильно поляризовано. При социально -
педагогическом анализе процессов наблюдается падение не только интереса к знаниям вообще, но и к игровым ситуациям. Технология разработки региональных культурных программ упирается не только в человеческий фактор, но и в финансовое обеспечение социально-культурного центра.
Результаты исследования подтвердили важность разработки педагогической модели игровой подготовки, основными ориентирами которой должны стать игровые технологии, их включение в учебную и творческую деятельность, активное внедрение проблемных методик, позволяющих освоить современную технологию по повышению творческого потенциала нации.
Апробации разработанной модели было посвящено комплексное исследование. Работа в звене дошкольного воспитания осуществлялась на базе художественно-эстетического отделения при музыкальной школе рабочего поселка Тамала. Данное отделение работало как экспериментальная площадка (педагогическая поддержка детей в социуме). Исследованию предшествовала разработка авторской программы. Содержание учебного процесса ориентировано на ознакомление дошкольников с эстетическим началом в разговорной речи и бытовом английском, в музыкальном пластико-художественном ключе, ориентация в пространстве и социуме на основе ролевых, театрализованных, дидактических игр. При этом использовались самые разнообразные содержательные аспекты и формы работы. Дети слушали рассказы, сказки, музыкальные произведения, проблематика которых связана с творческим началом, культурно-гигиеническими аспектами: дошкольники участвовали в мероприятиях, приуроченных к праздникам группы, школы, района. В процессе экспериментальной работы стимулировалось проявление креативных способностей на основе интеграции различных видов деятельности: исполнительской, импровизаторской, игровой. Занятия носили комплексный характер. В процессе работы были произведены психолого-педагоги-
ческие замеры, направленные на выявление эмоционального, когнитивного, мотивационного и деятельностного параметров освоения программного материала.
Диагностический этап показал, что ребенок, входя в социум, имеет очень маленький
багаж знаний. Развитие эмоционально-по-требностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Ребенок ждет от взрослого человека непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи в процессе ситуативно-делового общения.
Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи и эмоциональным сопереживаниям, которые строят самосознание и художественный вкус.
Научить переживать и сопереживать -главная задача всей воспитательной работы с помощью искусства. Это означает переход от содержания как суммы к содержанию как живому во всем многообразии и богатстве, как к смыслу. В этапе развития самосознания мы столкнулись со следующими кризисными явлениями:
- негативизмом (ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого). Для искоренения мы предлагали сюжетные игры, где это же действие обыгрывалось и просьба звучала от лица персонажа;
- упрямством (это реакция ребенка, который настаивает не потому, что ему этого хочется, а потому, что он сам сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались). Данное качество рекомендуем лечить настойчивостью в определенных тренинговых упражнениях;
- деспотизмом (конфликты с взрослыми становятся регулярными, ребенок находится в состоянии войны со всеми). Проявление власти, диктата приводят к тирании. В данном случае очень хорошо помогает сказ-котерапия;
- тенденцией к самостоятельности (гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к дополнительным конфликтам). Своеволие, которым характеризуется ребенок, исправляется ролевыми играми, групповой игрой, коллективизмом [2].
Особенностью данных исправлений черт характера является их обесценивание, что свидетельствует об изменении отношения ребенка к другим людям и к самому себе. Он открывает для себя мир человеческих отношений и моделирует их в игре.
Во время занятий мы помнили о трех правилах: не наносить физического и сло-
весного вреда окружающим, не наносить вреда себе, не наносить ущерб имуществу.
Данные показывают, что игровые ситуации ориентированы на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность (табл. 1). Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Переживания становятся сложнее и глубже. Ребенок иногда начинает сдерживать свои эмоции, пытается их контролировать. Образные представления детей приобретают эмоциональный характер, и вся их деятельность оказывается эмоционально-насыщенной. По результатам таблицы можно сделать вывод: занятие должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе игра не состоится или быстро разрушится. На первый план выдвигается сейчас модернизация работы на основе социальной педагогики и культуры, художественной педагогики и гуманистических идей, где в центре стоят ориентиры бытия индивида и векторы поведения как нормы этого бытия.
Из данных табл. 2 видно, что игровые технологии дают ту систему, которая соответствует природе возрастного развития не только телесного, но и душевного. Деятельность ребенка - самоусовершенствование его таланта. Согласно этому, знания, умения и
навыки утрачивают самоценность и перестают быть ведущей целью образовательной системы. Чувства, воображение и психомоторика становятся основной целью учебновоспитательной технологии.
Психолого-педагогической доминантой, по выводу данных таблиц, служит развитие речи и интеллект. Формирование активной речи служит основой развития психики в целом. Там где речь и мышление страдают явно, наблюдается задержка в психическом развитии и, как следствие, умственная отсталость, которая всегда сопряжена со стойким нарушением познавательной деятельности на основе органического поражения головного мозга. Развитие памяти дает возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием, эти проблемы мы решили с помощью моторики рук. Развитие эмоционально-волевой сферы проходит в несколько этапов (выполнение требований взрослых, отделение собственной деятельности от мотивов, направленных на деятельности других; появление мотивов действий по образцу и направленных на удовлетворение возникающих потребностей, оценка, сложной системы взаимоотношения с окружающими).
Таблица 1
Уровневая оценка творческого потенциала развития детей
Уровень проявления, %
Основные параметры Начальный этап Заключительный этап
эксп. группа контр. группа эксп. группа контр. группа
Речевой запас 18 18 34 20
Сюжетно-сценическая подготовка 22 16 30 18
Вокальные навыки 23 24 37 25
Уровень адаптации в незнакомой среде 20 20 42 23
Таблица 2
Характерные данные по эмоционально-личностным качествам
Уровень проявления, %
Личностное качество Начальный этап Заключительный этап
эксп. группа контр. группа эксп. группа контр. группа
Интеллектуальные способности 24 26 44 28
Творческие способности 30 27 41 29
Воображение 29 30 45 32
Физическое развитие 42 30 47 33
Творческие умения и навыки 31 25 42 27
Эстетический вкус 20 15 35 18
Нравственные качества 16 15 25 16
Речь 20 22 37 22
Память 29 30 40 31
«Общая сумма духовных сил человека есть продукт совместного действия всех его способностей» (по У. Джеймсу), которые, в свою очередь, есть вспомогательная сила, а центральная сила успешности человека - его интерес [3].
Данные результаты позволяют констатировать, что формирование нравственных представлений находится в выработке навыков, дисциплинированного, гуманного, безупречного с позиций этикета поведения. Нравственное представление не закладывается взрослым в ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Бесконечные представления, назидания успеха, кроме вреда ничего не приносят. Игровые технологии дают большую самооценку и лучший результат. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В свободной, творческой игре, по нашим наблюдениям, закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями. Результаты таблицы позволяют выявить уровень развития многих личностных качеств у ребенка, а самое главное - определить его статус в детском коллективе (табл. 3). Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, т. к. в ней идет процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь он получает представление о правах и обязанностях, учится согласовывать свои интересы, сдерживать желания.
По результатам опроса мы попытались решить, что означают понятия: «разумные»
потребности и формирование основ таланта? Чем выше духовные потребности, тем более разумны и благородны материальные. Разумно то, что действительно необходимо, целесообразно, уместно и интересно (табл. 3).
Таким образом, отсутствие художественно-эстетической потребности препятствует адекватному духовному развитию лично -сти, оставляя неразвитыми эмоциональный мир личности, способности личности, не формируя систему внутренних ценностей, богатый духовный мир. Художественная и эстетическая потребность - сложное системное образование, связанное с механизмами катарсиса, гармонизации внутреннего мира и самоактуализацией личности, следовательно, ее развитие - важнейшая задача воспитания.
Игровые технологии хороши тем, что показывают мир ребенка (его настроение, степень коммуникативности). Главное, что речь идет не столько о настроении, сколько о состоянии, которое дает игра. Настроение изменчиво, зависит от многих случайных причин и поводов, состояние более устойчиво, определяет доминирующую цепь настроений. Настроение - форма проявления и существования состояния. Настроение может меняться спонтанно, состояние подлежит педагогическому регулированию. Нам кажется, что педагогическая задача состоит в том, чтобы не допустить превращения нежелательных настроений в отрицательные состояния.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы продемонстрировал более активное использование участниками эксперимента навыков и умений, приобретенных на занятиях. Возможности педагогической поддержки в вопросах культуры (сказки, спектакли, музыка, ритмика).
Таблица 3
Реакции на занятия
Наблюдаемая реакция ребенка на образовательный материал занятий Уровень проявления, %
Начальный этап Заключительный этап
эксп. группа контр. группа эксп. группа контр. группа
Эмоциональное обсуждение 12 17 45 25
Гордится достигнутым 15 22 36 30
Рассказывают дома 12 12 40 15
Продолжают импровизировать над заданной темой 11 11 38 11
Просят помочь доделать творческую работу 5 7 25 7
Делятся своими знаниями и умениями 16 16 42 16
Используют материал в своих играх 12 14 33 14
Из полученных результатов следует, что игровые аспекты дают сравнительно легкое усвоение, закрепление и накопление умений и навыков.
1. Рузвельт Ф. Культура, как эстетическая проблема. М., 1985.
2. Добонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1988.
3. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. М., 1992.
Поступила в редакцию 27.06.2009 г.
Prokofeva N.V. Game technologies of pedagogical support during the lessons with children. The article presents methodological recommendations, based on game elements, a game material, game kinds. Given recommendations allow considerable optimizing the process of pedagogical support of children and teenagers within the limits of the leisure-time activity.
Key words: pedagogical support; game technologies; social-cultural innovations.