Научная статья на тему 'Реализация технологии развития критического мышления в преподавании педагогических дисциплин на ступени высшего образования'

Реализация технологии развития критического мышления в преподавании педагогических дисциплин на ступени высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О О. Прокофьева, Е И. Снопкова

В статье представлена рефлексия опыта работы авторов по использованию методови приемов технологии критического мышления с целью формирования педагогическогомышления будущих специалистов. В содержании статьи раскрываются как теоретические,так и практико-методические аспекты реализации деятельностного подхода в практике высшейшколы посредством технологии развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the reflection of the authors’ experience in the methods and techniques of the technology of critical thinking development for the purpose of the formation of future specialists’ pedagogical thinking. The article shows both theoretical and practical methodical aspects of realization of competence providing approach in the experience of higher school by the means of the technology of critical thinking development.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии развития критического мышления в преподавании педагогических дисциплин на ступени высшего образования»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

95

УДК 378.14

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. О. Прокофьева

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики детства и семьи УО «МогГУ им. А. А. Кулешова»

Е. И. Снопкова

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики УО «МогГУ им. А. А. Кулешова»

В статье представлена рефлексия опыта работы авторов по использованию методов и приемов технологии критического мышления с целью формирования педагогического мышления будущих специалистов. В содержании статьи раскрываются как теоретические, так и практико-методические аспекты реализации деятельностного подхода в практике высшей школы посредством технологии развития критического мышления.

Введение

В настоящее время в связи с реформированием системы образования в целом и высшей школы в частности происходит изменение как целей и задач высшего образования, так и его содержания и технологий. Осуществляется закономерный переход от информационно-знаниевой к развивающей системе обучения, влекущий за собой изменение и функции преподавания: в качестве приоритетной выступает не информационная, а консультативнокоординирующая функция. В реальной практике педагогического образования поставлена задача разработки, воспроизводства и тиражирования таких технологий обучения, которые позволили бы реализовать парадигмальные сдвиги в процессе подготовки специалистов в направлении индивидуализации, дифференциации и личностной ориентации данного процесса. В настоящее время актуализируется значение такой организации учебного процесса в вузе, когда создается развивающая образовательная среда, способствующая позитивному приращению профессиональных способностей и развитию личностных качеств будущих специалистов.

Развитие разнообразных способностей студентов напрямую связано с их активной учебной деятельностью, в которой способности не только проявляются, но в ней же они и развиваются. Существуют разные, порой прямо противоположные определения понятия «способность», все зависит от того, в какой контекст оно включается (философский, психологический, социологический и др.). Методология как теория деятельности рассматривает данное понятие через «оспособление», т. е. через овладение различными способами деятельности (как учебной, так и профессиональной). При организации определенного вида деятельности на учебном занятии у студентов формируются соответствующие способности, спектр которых достаточно широк. Перечислим некоторые из них, не претендуя на обобщение и систематизацию, решая задачу актуализации деятельностного содержания образования и технологий его освоения. В процессе педагогического образования (при его проектировании и реализации на основе деятельностного подхода) происходит развитие таких способов деятельности студентов, как самоцелеполагание, рефлексия, самоопределение в учебной/проблемной ситуации, ситуационный анализ, моделирование педагогических процессов и явлений, экспертиза, презентация профессиональной фактологии и т. д.

Большие возможности для организации коллективного, проблемного и продуктивного учебного взаимодействия обеспечивает использование технологии развития критического мышления.

96

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Результаты исследования и их обсуждение

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый обучающийся, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы или норм будущей профессиональной деятельности. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Целью технологии выступает обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир», что актуализируется особенностями современной социокультурной ситуации, акцентирующей коммуникативные аспекты поликультурного воспитания; позволяет использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Методы и приемы педагогического взаимодействия, разработанные в рамках данной технологии, можно адаптировать и для ступени высшей школы, в частности для освоения педагогических дисциплин. Теоретик технологии развития критического мышления Д. Клустер обращает внимание на такие характеристики критического мышления студентов, как самостоятельность, информационность, проблемность, аргументированность и доказательность, социальность, или коллективная работа над учебными заданиями. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас. Вместе с тем, критическое мышление не обязательно должно быть совершенно оригинальным. Мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Информация является отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность обучающихся и побуждает их к критическому мышлению. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Для развития критического мышления большую роль играют коллективные, микрогрупповые и парные формы взаимодействия.

Все вышеуказанные качества критического мышления развиваются в различных видах активной познавательной деятельности студентов на стадиях вызова, осмысления и рефлексии в учебном процессе. Для актуализации опорных знаний студентов и прогнозирования освоения учебной информации по изучаемой теме эффективными являются такие методы технологии развития критического мышления, как «Перекрестная ассоциация», «Аллитерация», «Концептуальная таблица», «Таблицы ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)» и др.

На этапе целеопределения дифференцируется и индивидуализируется деятельность каждого, обучающиеся включаются в такие виды деятельности как, например, отбор целей из предложенного преподавателем набора, их дополнение; афиширование своих целей, знакомство с целями других; введение контекстных учебных проблем и задач, использование различных стратегий прогнозирования как возможных затруднений, так и уже имеющихся возможностей для успешного выполнения учебной задачи (стратегии «план действий», «SWOT», «анализ силовых полей» и др.).

На стадии осмысления для решения дидактической задачи личностного включения студентов в понимание изучаемых проблем применяются такие методы как, «ИНСЕРТ», «Зигзаг», «Чтение-суммирование в парах», «Обзор мнений методом ротации», стратегия «ИДЕАЛ» и др. [1]. Сочетание вышеназванных методов позволяет создать условия для осмысления учебного

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

97

материала, формирования собственной позиции и оценочного отношения к изучаемым явлениям и процессам, превращения информации в личностное знание. Знание всегда связано с личностью познающего, информация же не связана с конкретной личностью, она равно доступна всем, хотя возможности превратить ее в знание у каждого свои, превратить информацию в знание -значит ее понять. Технология развития критического мышления является одним из средств обеспечения такого превращения чужой, внешней информации в личностное знание на основе понимания. «Знание всегда чье-то, кому-то принадлежит, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой), а информация - это ничейная территория, она безлична, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит» [2, 84].

Технология развития критического мышления предоставляет возможность активного использования различных форм организованного дискуссионного диалога. В качестве примера приведем алгоритм реализации взаимосвязанных методов обучения: «двухчастный дневник», «уголки», «эссе» при изучении темы «Факторы, движущие силы и закономерности развития личности».

Метод «двухчастный дневник». Алгоритм реализации метода

1. Чтение текста Н. К. Степаненкова «Синергия личности ребенка и его потенциальные возможности» с записями в форме двухчастного дневника (таблица).

Таблица - Форма «двухчастного дневника»

Цитата Комментарий

2. Установка студентам: выписать любые 3-4 цитаты из начала, середины и конца текста. Выписанная цитата текста - фраза, словосочетание, которые запомнились, обратили на себя внимание, вызвали ассоциации, мысли, желание прокомментировать:

- почему эта фраза привлекла внимание;

- какие ассоциации вызывает эта фраза;

- какие мысли возникают в связи с этой цитатой;

- какие возникают вопросы; с чем вы не согласны.

Метод «Уголки». Алгоритм реализации метода

1. Постановка проблемного вопроса по прочитанному тексту: «Какой фактор вы считаете ведущим в развитии личности?».

2. Выработка правил ведения дискуссии.

3. Обсуждение в группе возможных вариантов решения поставленной проблемы; формирование нескольких наиболее общих позиций.

4. Написание небольшого эссе (3 мин), в котором определена личная позиция и высказаны веские аргументы в ее защиту.

5. Разделение на подгруппы в зависимости от выбранной позиции.

6. Работа в малых группах: обсуждение аргументов в защиту позиции, обмен записанными в эссе мыслями.

7. Проведение дискуссии: каждая группа по очереди представляет свою позицию в 2-3-х предложениях и один аргумент в ее защиту. После этого участники разных групп задают друг другу вопросы, которые позволяют прояснить позицию. В вопросах заложены контраргументы. Дискуссия идет по произвольной схеме. Очередность в задании вопросов произвольная.

Метод «Эссе». Алгоритм реализации метода

Студентам предлагается написать эссе, в котором представляется личная позиция по обсужденному вопросу, сформировавшаяся в процессе дискуссии [3].

В логике технологии развития критического мышления смещаются акценты в деятельности преподавателя, который сознательно перестает быть обладателем «вечных истин», способен учиться у своих студентов. Роль преподавателя - роль умеющего уважать, способного к пониманию и поддержке, друга и помощника. В этих характеристиках проявляется реализация

98

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

идей педагогической поддержки как одного из направлений гуманистической педагогики. При проектировании и реализации педагогического процесса в фокусе внимания преподавателя -личность познающего, самостоятельно доходящего до сути вещей студента, который имеет свою точку зрения, умеет работать в сотрудничестве с другими и не боится взять на себя ответственность за воплощение идеи.

Технология развития критического мышления позволяет реализовать инновационные подходы к учебному процессу при изучении курса «Педагогика» в разных аспектах: к отбору и определению содержания учебного материала (содержание превращается в средство активного воздействия на различные когнитивные и психо-эмоциональные процессы, развивающиеся в учении); выстраиванию процесса обучения, ориентированного на овладение студентами профессиональными умениями, предполагающими самостоятельность и творчество; формированию демократического стиля педагогического общения, способствующего созданию среды для развития профессионального мышления, субъектной позиции будущего специалиста и педагогической культуры в целом.

Развитию вышеуказанных способов деятельности способствует активная самостоятельная работа студентов. Формы такой работы разнообразны: составление тезаурусов категорий и понятий, работа с нормативными документами системы образования Республики Беларусь, выполнение проектных заданий, подготовка презентаций, составление концептуальных таблиц, написание эссе, сочинений, тезисов, подготовка видеороликов, коллажей, моделирование дидактического обеспечения разной типологии и др.

В арсенале педагогических средств технологии развития критического мышления большое количество разнообразных методов и приемов, позволяющих создать свои смыслы по изучаемым проблемам и соотнести их с культурными образцами. Приведем пример методического приема «Думай - Делись на пары - Делись мнениями». Алгоритм его реализации может быть следующим: студенты получают задание, используя свои микротезаурусы,

выделить существенные признаки образования, обучения и воспитания как основных категорий педагогической науки (работа индивидуальная, в парах, фронтально в группе); соотнесение своего понимания основных категорий педагогики с культурным образцом - идеями текста В. В. Краевского «Объект и предмет педагогической науки» и работа над вопросом «Как эти категории соотносятся с объектом педагогической науки?»; сопоставление основных категорий педагогической науки по степени абстрактности и широты [3].

В настоящее время происходит коренная трансформация педагогического образования в направлении отказа от однонаправленных, однозначных и одномерных процессов, в связи с которой появляются разные его версии. В соответствии с принципом паритетности и приоритетности в образовании (Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский) в теории и практике педагогического процесса должны быть равно представлены различные версии и стратегии образования. На уровне же локальной образовательной ситуации выявляются приоритеты, происходит расстановка акцентов и выбираются наиболее соответствующие для той или иной специальности стратегии, модели, технологии педагогического образования. Важность разных версий содержания образования и технологий его освоения актуализируется, с нашей точки зрения и тем, что в учебной деятельности не только проявляются способности обучающихся, но в ней же и развиваются. Возникает прямая зависимость между содержанием образования и формами его освоения, с одной стороны, и зависимость между насыщенной интеллектуальными ресурсами средой и эффективностью обучения, с другой. Идеи технологии развития критического мышления и их реализация в процессе преподавания педагогических дисциплин - один из вариантов диверсификации педагогического образования как закономерной тенденции в развитии высшей школы.

Внедрение современных образовательных технологий в педагогический процесс высшей школы актуализирует проблему соответствующего научно-методического обеспечения. Авторами статьи подготовлено и издано учебное пособие «Педагогика: практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления». Вышеуказанное учебнометодическое пособие прошло экспертизу в учебно-методическом объединении высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию и получило гриф

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

99

«Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 1-86 01 01-01 05 «Социальная работа». Структура пособия состоит из трех блоков:

I блок: Технология подготовки студентов к занятию, которая включает вопросы для изучения; учебно-исследовательские задания и путеводитель по литературе для самостоятельной работы по теме.

II блок: Технология проведения занятия на основе реализации трех стадий -

вызова, осмысления и рефлексии. Стадия вызова направлена на актуализацию опорных знаний студентов, мотивацию учебной деятельности, целеполагание. Стадия осмысления предполагает изучение предметного материала на уровне понимания и выращивания собственных способов учебной и профессиональной деятельности. Стадия рефлексии - анализ, творческую переработку и интерпретацию изученной учебной информации

III блок: Методическое обеспечение учебных занятий включает авторские тексты как содержательную основу для осмысления и понимания учебного материала.

Выводы

Современный мир, быстроменяющийся и динамичный, профессионал находится в ситуации быстрого «старения» профессиональных знаний, в связи с чем умения приобретать знания становятся важнее умений использовать и транслировать их. Парадигма учения, связанная с осознанным «выращиванием» собственного знания каждым субъектом образовательного процесса, выдвигает задачу разработки и использования соответствующих обучающих технологий в высшей школе. Рефлексия собственного практического опыта авторов статьи позволяет утверждать, что технология развития критического мышления может выступить одним из инструментальных средств развития педагогического мышления будущих специалистов.

Литература

1. Буйских, Т. М. Критическое мышление в преподавании общественных дисциплин : метод. пособие для преподавателей вузов / Т. М. Буйских, Н. П. Задорожная. - Бишкек : ОФЦИР, 2003. - 190 с.

2. Зинченко, В. П. Деятельность. Знание. Духовность / В. П. Зинченко // Высшее образование. -2003. - № 5. - С. 84-85.

3. Прокофьева, О. О. Педагогика: практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления : учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Социальная работа» / О. О. Прокофьева, Е. И. Снопкова. - Могилев : УО «МогГУ им. А. А. Кулешова», 2009. - 240 с.

Summary

The article deals with the reflection of the authors’ experience in the methods and techniques of the technology of critical thinking development for the purpose of the formation of future specialists’ pedagogical thinking. The article shows both theoretical and practical methodical aspects of realization of competence providing approach in the experience of higher school by the means of the technology of critical thinking development.

Поступила в редакцию 18.01.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.