Научная статья на тему 'Кураторский час как эффективное средство формирования осознанного отношения студенческой молодежи к семье и браку'

Кураторский час как эффективное средство формирования осознанного отношения студенческой молодежи к семье и браку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ольга Олеговна, Снопкова Елена Ивановна

В статье представлена рефлексия опыта работы авторов со студенческой молодёжьюпо формированию ценностного отношения к семье и браку, осознанному родительству в процессеподготовки и проведения кураторских часов. В содержании статьи актуализируется проблемастановления осознанного отношения молодёжи к созданию семьи, представлены результатысоциологического исследования семейно-репродуктивных установок студентов, раскрываютсянаучно-методические аспекты использования современных образовательных технологийв воспитательной работе высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the reflexion of the authors’ experience of work with students on the formation of value attitude to family and marriage, deliberate children’s upbringing with the help of curatorial lessons. The problem of deliberate attitude to family formation is actualized, the results of social research of students’ family-reproductive aim are showed, and the scientific-methodical aspects of using of modern educational technologies in educational work of a higher educational establishment are exposed.

Текст научной работы на тему «Кураторский час как эффективное средство формирования осознанного отношения студенческой молодежи к семье и браку»

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

47

УДК 378.18

О. О. Прокофьева, Е. И. Снопкова

КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И БРАКУ

В статье представлена рефлексия опыта работы авторов со студенческой молодёжью по формированию ценностного отношения к семье и браку, осознанному родительству в процессе подготовки и проведения кураторских часов. В содержании статьи актуализируется проблема становления осознанного отношения молодёжи к созданию семьи, представлены результаты социологического исследования семейно-репродуктивных установок студентов, раскрываются научно-методические аспекты использования современных образовательных технологий в воспитательной работе высшего учебного заведения.

Введение

Институт семьи и брака в Республике Беларусь является объектом повышенного внимания со стороны общественности и государства. В общественном сознании формируется новый взгляд на положение семьи, статус семьянина, многодетную семью как модель будущего. Решение задач демографической безопасности страны зависит от молодого поколения, что актуализирует проблему подготовки студенческой молодёжи к семейной жизни. Необходимо отметить, что именно от степени осознанного отношения молодого поколения к семейно-брачным ценностям зависят перспективы улучшения демографической ситуации в нашей стране.

Необходимо отметить, что современная белорусская семья коренным образом отличается от традиционной, патриархальной семьи, которая существовала практически до середины ХХ века. В настоящий момент она, как правило, является нуклеарной, состоит из родителей и детей, не состоящих в браке. При этом не вызывает сомнения тот факт, что ключевая роль в определении тенденции демографического развития Республики Беларусь, типологии семейных структур принадлежит молодому поколению, от характера брачно-репродуктивного поведения которого напрямую зависит выживание белорусского этноса.

Результаты исследования и их обсуждение

Учитывая высокую значимость указанной выше проблемы, социологической группой МогГУ им. А. А. Кулешова совместно с управлением воспитательной работы с молодёжью было проведено исследование, направленное на изучение осознанного отношения студентов к семье и браку. Метод сбора первичной информации - анкетный опрос. В опросе приняли участие студенты первых и пятых курсов всех факультетов в количестве 368 человек (50,5% -1 курс, 49,5% - 5 курс).

Привлечение к участию в опросе студентов именно этих курсов не является случайным: подобный выбор обусловлен необходимостью изучения осознанного отношения к семье и браку как молодых людей, только что вступивших в самостоятельную жизнь, так и тех, чьи взгляды, позиции и жизненные установки уже приобрели более или менее устойчивые очертания. Следует также указать, что в данном исследовании была предпринята попытка сравнения семейнорепродуктивных установок юношей и девушек, хотя доли указанных категорий респондентов в общем объёме опрошенных существенно различаются (18,8% юношей и 81,2% девушек) в силу специфики нашего вуза, основную массу студентов которого составляют именно девушки.

В круг задач социологического исследования входило выявление степени значимости для студенческой молодёжи семейно-брачных ценностей. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что вступление в брак, создание семьи и рождение детей имеют для молодых людей огромную значимость. Такое отношение представителей молодого поколения к семейно-брачным ценностям открывает благоприятные перспективы для изменения демографической ситуации в нашей стране в будущем.

Исследование также показало, что подавляющее большинство опрошенных студентов (87,7%) на данный момент пока не состоят в браке. При этом три четверти респондентов (75,3%) в будущем считают для себя обязательным вступление в брак и создание семьи, а каждый третий опрошенный (34,8%) собирается сделать это в ближайшие несколько лет. Следует также отметить,

48

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

что каждый второй респондент считает, что оптимальный возраст вступления в брак для мужчины составляет 24-26 лет (в этом убеждены 51,9% опрошенных), а для женщины - 21-23 года (56,8%).

Однако полученные данные свидетельствуют о том, что значительная доля студентов (41,0%), по их собственным словам, пока еще не готова к такому ответственному шагу, как создание семьи, и только каждый четвёртый опрошенный (23,9%) считает, что уже полностью созрел для вступления в брак. Важнейшими причинами, препятствующими вступлению в брак, с точки зрения молодёжи, являются материальные трудности (77,9% девушек и 84,1% юношей), неудовлетворительные жилищные условия (51,8% девушек и 58,0% юношей) [1].

Результаты социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что большинство студентов считают вступление в брак и создание семьи неотъемлемым компонентом своей будущей жизни. Однако на данном этапе значительная доля опрошенных пока еще не чувствует себя в полной мере готовой к такому важному и ответственному шагу и испытывает потребность в получении информационно-консультативной помощи по различным аспектам семейно-брачных отношений.

Понимая низкую эффективность «просветительского подхода» к работе со студенческой молодёжью, недостаточное научно-методическое обеспечение активных форм и методов педагогического взаимодействия в области семейного воспитания, мы разработали методические указания по формированию осознанного отношения к семье и браку у студенческой молодёжи, предлагающие интерактивные способы педагогического общения в семейном воспитании молодого поколения.

Целью данной работы явилось повышение уровня методической компетентности куратора академической группы, воспитателя в подготовке студенческой молодежи к семейной жизни, созданию крепкой традиционной семьи, формированию осознанного отношения к институту семьи и брака. Методические указания предназначены для кураторов академических групп, воспитателей общежитий, студентов и направлены на эффективную организацию и проведение кураторских часов. Предложенная нами система кураторских часов включает следующие темы: «Брак и семья как фактор стабильности общества»; «Семейные обычаи и традиции, их роль в укреплении семьи»; «Стили семейного воспитания»; «Общение как средство гармонизации семейных отношений»; «Эмоциональное воспитание в семье»; «Воспитание здорового ребёнка в семье»; «Пути и средства формирования педагогической культуры родителей»; «Охрана репродуктивного здоровья молодежи». Необходимо отметить, что при разработке кураторских часов нами были учтены последние достижения педагогической науки и практики, инновационные технологии в области семейного воспитания [2].

Организационная структура кураторского часа включает в себя следующие компоненты: цель, ресурсы, технологию организации и проведения кураторского часа, материалы для самообразования студентов, методическое обеспечение кураторского часа.

Как показывает наш опыт, наиболее эффективными способами организации и проведения кураторских часов выступают коммуникативно-диалоговые технологии и ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо). Данные технологии предполагают активную позицию всех участников педагогического взаимодействия во время проведения кураторского часа, способствуют формированию демократического стиля педагогического общения, созданию благоприятной среды, ценностного отношения студенческой молодежи к семье и браку, осознанного отношения к институту родительства.

В арсенале педагогических средств технологии развития критического мышления большое количество разнообразных методов и приёмов, позволяющих создать собственные смыслы по проблемам семьи и брака, вопросам родительства, детско-взрослых взаимоотношений в семье и др.

Приведем пример методики проведения кураторского часа по проблеме «Стили семейного воспитания». Цели деятельности студентов на кураторском часу следующие:

• проанализировать качества эффективного родителя;

• рассмотреть возможные модели стилей родительства;

• осознать плюсы и минусы существующих стилей родительского поведения;

• проранжировать факторы, влияющие на становление собственного «Я»;

• осуществить рефлексию наиболее оптимальных стилей семейного воспитания.

Ресурсное обеспечение кураторского часа: методические материалы для каждого

участника взаимодействия, ручки, фломастеры, листы ватмана.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

49

Технология проведения кураторского часа

1. Родительская профессиограмма.

• Индивидуальная работа с текстом «Заповеди для родителей» Я. Корчака.

• Работа в микрогруппах. Задание для групп: выделить 10 качеств, свойств, умений, которые позволяют определить человека как эффективного родителя.

• Коллективная работа. Выработка группового решения: составление общего списка качеств, которые составят родительскую профессиограмму.

• Работа в микрогруппах. Задание для групп: проранжировать качества эффективного родителя и представить результаты своей работы в виде столбца качеств, умений и свойств, пронумерованных и записанных на листах ватмана.

• Обсуждение результатов работы в микрогруппах и рефлексивный анализ состоявшегося взаимодействия.

Вопросы для блиц-рефлексии

- Насколько ваши личные идеи получили подтверждение или поддержку в ходе группового обсуждения?

- Каков был разброс мнений в группе?

- Получили ли возможность высказываться те члены группы, чьи идеи, мнения отличались от общепринятой точки зрения?

- Какие родительские качества, умения, свойства вызывали особые споры при составлении родительской профессиограмы?

2. Стили родительства

• Индивидуальная работа с текстами разных авторов «Модели стилей родительства».

• Обсуждение материалов, беседа по следующим вопросам:

- Какая модель Вам кажется более предпочтительной?

- Какая модель доминировала в Вашем семейном воспитании?

- Какая модель может привести к неправильному типу семейного воспитания?

3. Перекрёстная дискуссия «Мой ребёнок будет самым... самым...»

• Индивидуальная работа с текстом М. Кипниса: «Наверное, каждому из родителей знаком комплекс суперожиданий от собственного ребёнка. Мамы и папы, безусловно, хотят, чтобы ребёнок был красивым, обладал гармонично развитым телом, гениальным, с блестящими знаниями, владел языками, был интеллигентным человеком и тонким ценителем искусств, разбирался в технике, электронике, космической связи и биотехнологиях, был бескомпромиссным борцом со злом, рыцарем без страха и упрёка и при этом человеком нежным, чувствительным, трудолюбивым и настойчивым.

Благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда! Не случайно знаменитый ловец человеческих душ, известный нам под именем Мефистофель, любил повторять: «Кто хочет невозможного, мне мил!».

Смириться с собственным несовершенством, позволить относиться и к себе, и к ребёнку снисходительно, давая право на ошибку, - это не слабость родительского характера и воспитание вседозволенности, а родительская мудрость, необходимость понять и принять реальность такой, какова она есть. Зараза перфекционизма (от. англ. perfect - совершенный, идеальный; примечание автора) губительна не менее других телесных и душевных «инфекций».

Жизнь подбрасывает альтернативу: оправдывать себя, быть лишь таким, как есть, или клеймить и бороться за самое лучшее в себе, но так, чтоб никто не слышал. Наверное, главный критерий в этом споре - мера» [3].

• Проведение дискуссии с помощью визуализации аргументов в форме таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Форма таблицы для перёкрестной дискуссии

Аргументы «за» Вопрос для дискуссии Аргументы «против»

Нужно ли стремиться сделать ребенка таким, какого хотят родители (идеальным человеком)?

Подведение итогов дискуссии, итоговая рефлексия.

50

ПЕДАГАПЧНЫЯ НАВУКІ

Вопросы для рефлексивной беседы

- Какая точка зрения победила в группе?

- Изменилась ли ваша личная точка зрения после обсуждения в группе?

- Какова роль меры в семейном воспитании?

4. Упражнение «Кто повлиял на мое становление?»

• Выполнение индивидуального задания. Проранжируйте по степени значимости разнообразные влияния на становление собственной личности. Заполните следующую таблицу (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Субъективная интерпретация личностного становления

Родители 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Семья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Брат / сестра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие родственники 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Друзья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель (я) / преподаватель (и) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Служба в армии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учёба в университете 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Путешествия... 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наследственность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Самовоспитание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие факторы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

• Коллективная рефлексия: подтверждает или опровергает ваша самооценка известную пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает»?

Выводы

Как показали результаты исследования, использование инновационных форм и методов в работе по семейному воспитанию студентов оказывает эффективное влияние на формирование осознанного отношения к семье и браку у молодого поколения. Рефлексия собственного практического опыта авторов статьи позволяет утверждать, что активное включение студентов в процесс подготовки и проведения кураторского часа, организация разнообразных видов их самостоятельной деятельности, например выполнение проектных заданий, подготовка презентаций, составление концептуальных таблиц, написание эссе, сочинений, тезисов, подготовка видеороликов, коллажей и др., способствуют формированию семейных ценностей студенческой молодёжи.

Литература

1. Кузьмина, Т. Н. Демографические проблемы и формирование семейных ценностей студенческой молодёжи / Т. Н. Кузьмина, О. В. Борисова // Формирование семейных ценностей студенческой молодёжи : методические указания / под редакцией: Т. Н. Кузьминой, О. О. Прокофьевой, Е. И. Снопковой. - Могилёв : Учреждение образования «Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова», 2009. - С. 4-6.

2. Формирование семейных ценностей студенческой молодежи : методические указания

/ под редакцией: Т. Н. Кузьминой, О. О. Прокофьевой, Е. И. Снопковой. - Могилёв : Учреждение

образования «Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова», 2009. - 76 с.

3. Кипнис, М. Тренинг семейных отношений : в двух частях / М. Кипнис. - Москва : Ось-89, 2005. -Часть 2 : Родительство. - 128 с.

Summary

The article shows the reflexion of the authors’ experience of work with students on the formation of value attitude to family and marriage, deliberate children’s upbringing with the help of curatorial lessons. The problem of deliberate attitude to family formation is actualized, the results of social research of students’ family-reproductive aim are showed, and the scientific-methodical aspects of using of modern educational technologies in educational work of a higher educational establishment are exposed.

Поступила в редакцию 31.01.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.