УДК 338.467.6
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Селезнева Алла Анатольевна
Магистрант третьего курса Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация,
преподаватель Филиал ГБОУВО МО «Университет «Дубна» Лыткаринский-промышленно гуманитарный колледж alla-klass@yandex. ги Научный руководитель: Коновалова Елена Евгениевна
Канд.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. ги
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных кадров, вовлечения общественных объединений и представителей работодателей в образовательную деятельность. Представлены передовые методы подготовки специалистов, интергация работодателей в образовательном процессе. Нестандартные формы взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Развитие международных связей педагогических сообществ для обмена опытом и технологиями. Демонстрация лояльного отношения к инновационным государственным программам в обучении. Расширение списка возможностей для саморазвития личности и осознанного выбора профессионального пути среди обучающихся в образовательных учреждениях Московской области. Повышение качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.
Ключевые слова: инновационные пректные решения, практика внедрения, профессиональное образование, инновации в подготовке кадрового потенциала.
Сегодня профессиональные учебные заведения должны внедрять инновационные подходы к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса [4, с.367].
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности [2, с.6].
Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются
своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование.
Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний [5, с.692].
От молодых специалистов требуется владение «гибкими навыками». Под этим определением подразумевается умение работать в команде, решать нестандартные производственные задачи.
Президент РФ видит систему профессионального образования пластичной, предусматривающей разные формы и сроки подготовки специалистов всех уровней.
Одновременно с государственным инновационным регулированием системы образования российский рынок труда выдвигает свои условия. А именно: специальности должны быть актуализированы, согласованы с динамично развивающимися технологиями.
На текущий момент в гостиничном бизнесе ощущается нехватка линейного и технического персонала и прогнозируется переизбыток менеджеров [3, с.68].
Адекватным ответом на требования рынка труда в части обеспечения молодыми, активными, но при этом высокопрофессиональными кадрами является действительно практикоориентированное построение процесса обучения будущих работников турбизнеса и индустрии гостеприимства и непосредственное активное участие ее представителей в формировании запроса на компетенции выпускника и в его подготовке. Тем более что современные требования государства к системе образования четко ориентируют на это учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. В связи с этим основными задачами современного этапа интеграции туристского образования и индустрии туризма как сферы профессионального приложения освоенных в учебном заведении компетенций становятся искоренение необходимости «доучивания» выпускников под потребности реального бизнеса и замещение теоретических, плохо применяемых на практике знаний действительно полезными и необходимыми при создании, продвижении и реализации туристского продукта навыками и умениями [1, с.5].
На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые нужно сокращать и увольнять, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ценнейших ресурсов
предприятия, которым необходимо грамотно управлять, создавать максимальные условия для его развития, вкладывать в него средства [7, с.565].
В 2017 году стартовал открытый профориентационный фестиваль в городе Лыткарино «Творчество в профессии» в рамках профорентационной программы учебных заведений СПО - филиалов ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна». Фестиваль проводится среди учащихся средних учебных заведений, студентов средне -профессиональных учебных заведений и учащихся творческих, технических и спортивных клубных формирований учреждений культуры России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Фестиваль организуется Филиалом ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна» -Лыткаринский промышленно-гуманитарный колледж и Муниципальным учреждением «Дом Культуры «Центр Молодёжи» в целях поднятия престижа массовых и рабочих профессий и кружковых формирований при учреждениях дополнительного образования и культуры.
Мероприятия Фестиваля направлены на реализацию Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, приоритетного национального проекта «Образование».
Цели Фестиваля направлены на активизацию социально-профессионального самоопределения обучающихся на всех уровнях обучения и воспитания; развитие взаимодействия в профориентационной деятельности между учебными заведениями среднего, средне-профессионального, высшего образования и предприятиями-работодателями [6, с. 507].
Поставлены задачи по расширению возможностей саморазвития личности и компетентного выбора профессионального пути среди обучающихся в средних и средне-профессиональных образовательных учреждениях Московской области; формированию представления у учащихся средних образовательных учреждений (далее - школьники) о массовых, рабочих и технических профессиях, востребованных в настоящее время на рынке труда; развитие у школьников и студентов научно-технического мировоззрения; выработка и развитие у школьников активных поисковых, исследовательских и творческих навыков при выборе профессии.
Событие - развивающийся проект, уже имеющий бэкграуд с положительным значением в общественных кругах и профессиональном педагогическом сообществе. Движение «Творчество в профессии» позиционируется в публичном пространстве, как профориентационный, адаптационный, просветительский социальный проект. Его
программы нацелены на содействие профессиональному самоопределению, адаптации школьников и студентов к современным условиям труда, популяризацию технических, творческо-технических, массовых и рабочих профессий среди молодого поколения [8, с.5].
Реализуемые проекты в рамках движения:
- Фестиваль проектов школьников и студентов «Творчество в профессии» (это мероприятие стало отправной точкой при организации одноименного движения)
- Открытый педагогический форум
- Научно-практические конференции для педагогов и студентов
- Интерактивные, игровые и просветительские мероприятия для учащихся с ограничениями по здоровью
- Подготовка школьников на базе Лыткаринского колледжа к чемпионатам Junior
Skills
- Регулярные выездные и базовые мастер-классы технического творчества, народных промыслов, медиа технологий и презентации востребованных профессий СПО.
В рамках городского профориентационного фестиваля «Творчество в профессии-2019» авторы проекта провели II Открытый педагогический форум «Тенденции в системе профессионального образования: передовые методы обученияи воспитания, актуализация перечня професий», нацеленный на развитие международных связей педагогических сообществ, обмен опытом и технологиями, взаимодействие в профориентационной деятельности между учебными заведениями среднего, средне-профессиональног образования и предприятиями - работодателями, усиление значимости средне-профессионального образования.
Основные задачи форума - демонстрация педагогическим сообществом лояльного отношения к инновационным государственным программам в сфере образования, расширение списка возможностей для саморазвития личности и осознанного выбора профессионального пути среди обучающихся в средних и средне-профессиональных образовательных учреждениях МО, повышение качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочих профессий.
В программе события включает в себя дискуссионную площадку с секциями:
- Менеджмент, управление кадрами и организация непрерывного образования в СПО и ВО.
- Цифровые технологии в системах среднего общего и профессионального образования. Обеспечение качества обучения, соответствие молодых специалистов ожиданиям работодателей.
- Инновационные ориентиры в СПО, приводящие формальное обучение по профессиям к международным стандартам.
- Поднятие престижа обучения в ссузах и рабочих профессий
- Нестандартные методы профессиональной ориентации детей и подростков
В настоящее время проект продолжает набирать силу. Вокруг него образовалось заинтересованное сообщество, регулярно проводятся научно-практические конференции и Открытый педагогический форум для педагогов и работодателей. В перспективе -внедрение новых форм взаимодействия.
За три года существования в движении нашли свой интерес более 3000 человек (что является высоким значением для маленького города численностью чуть более 58 тысяч жителей и фактического отсутствия пиар- и рекламного бюджетов у организаторов событий в рамках движения. К программам движения в разное время привлекались различные категории целевой аудитории: от младших школьников, занятых в настоящее время в профориентационных кружках Лыткаринского колледжа, до руководителей крупных предприятий Московской области [8, с.6].
В своем выступлении Президент страны В.В. Путин подчеркнул, что стратегия инновационного развития страны опирается на одно из наших главных конкурентных преимуществ - реализацию человеческого потенциала [6, с.508].
В связи с планируемыми инновационными изменениями в сфере подготовки специалистов в Московской области и городе Лыткарино назрела необходимость привлекать к диалогу представителей зарубежных сообществ.
Создатели проекта расширяют границы и трансформируют актуальность движения в зависимости от трендов в сфере образования и требований работодателей. Иными словами, актуализируют проекты событийного маркетинга с учётом запросов конечных потребителей услуг колледжа и его социального партнёра Дома Культуры [8, с.6].
Применяя инновационные методы в современной образовательной организации, можно надеяться на успешное решение поставленных задач при подготовки конкурентоспособных специалистов.
Литература
1. Бушуева И.В., Инновации в туристском образовании. Прикладной бакалавр в туризме
глазами РГУТиС // Матер. Межд. научно-практ. конф. «Профессиональное туристское образование». 25-26 сентября 2014 г. - Сочи, 2014. - С. 4-7.
2. Двенадцать решений для нового образования 2018-2024. Доклад Центра стратегических
разработок и Высшей школы экономики. Национальный исследовательский университет. Москва. 2018
3. Коновалова Е.Е., Проблемы оценки результатов управленческих инновационных
проектных решений в гостиничном бизнесе // Сборник статей научных докладов по
итогам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. 2019. Российский государственный университет туризма и сервиса (Черкизово), 2019. -67-74.
4. Молчанова Н.А., Специфика подготовкикадровтуристской сферы в региональных вузах // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития»/ Под редакцией Е.Е Коноваловой -М.: РУСАЙНС, 2018. -368-372.
5. Селезнева А.А., Инновации в развитии профориентационной среды при подготовке специалистов сферы туризма и гостеприимства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства» 11 апреля 2019 г. / Под ред. Е.Е. Коноваловой.-М.: РУСАЙНС, 2019. -692-698.
6. Селезнева А.А., Стратегические изменения в профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма и гостеприимства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития»/ Под редакцией Е.Е Коноваловой -М.: РУСАЙНС, 2018. -504-508.
7. Ухина Т.В., Особенности кадровой политикив сфере туризма и гостеприимства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития»/ Под редакцией Е.Е Коноваловой -М.: РУСАЙНС, 2018. -563-569.
8. Целигорова Е.А., Реалзация современных мартенговых стратегий в сфере профессионального образования на примере профориентационного движения «Творчество в профессии» // Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы образования. Кадры решают все» 6 ноября 2019 г. ГУ «Дубна» - Дубна, 2019.