Научная статья на тему 'Реализация стратегии импортозаменщения в нефтехимии на малом предприятии'

Реализация стратегии импортозаменщения в нефтехимии на малом предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / АВТОХИМИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ / MARKET / AUTOCHEMISTRY / PRODUCTION / COOLANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сладовская О. Ю., Емельянова О. П., Овчинникова Ю. С., Лыжина Н. В.

ООО «Булгар-Синтез» совместно с ФГБОУ ВПО «КНИТУ» реализовал комплексный проект «Производство перспективных охлаждающих жидкостей нового поколения на базе отечественных ингибирующих присадок», в результате которого были разработаны состав и технология производства охлаждающей жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Таким образом, на рынке автохимической продукции появился новый отечественный качественный продукт, который может успешно конкурировать с импортными аналогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сладовская О. Ю., Емельянова О. П., Овчинникова Ю. С., Лыжина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии импортозаменщения в нефтехимии на малом предприятии»

УДК 338.121

О. Ю. Сладовская, О. П. Емельянова, Ю. С. Овчинникова, Н. В. Лыжина

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕНЩЕНИЯ В НЕФТЕХИМИИ

НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Ключевые слова: рынок, автохимия, производство, охлаждающая жидкость.

ООО «Булгар-Синтез» совместно с ФГБОУ ВПО «КНИТУ» реализовал комплексный проект «Производство перспективных охлаждающих жидкостей нового поколения на базе отечественных ингибирующих присадок», в результате которого были разработаны состав и технология производства охлаждающей жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Таким образом, на рынке автохимической продукции появился новый отечественный качественный продукт, который может успешно конкурировать с импортными аналогами.

Key words: market, autochemistry, production, coolant.

"Bulgar-Syntez" ltd. jointly with Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "KNRTU" implemented a complex project "Production of prospective new generation coolants based on domestic inhibiting additives", which resulted in the developed compound and coolant production technology with improved characteristics. Thereby, new domestic qualitative product has appeared on the autochemistry market, which can that can successfully compete with foreign analogues.

История России начала 90-х гг. связана с серьезными изменениями, как в политической, так и социально-экономической жизни. Смена политического строя повлекла за собой разрушение многих хозяйственных связей, сокращение производства и научных работ. В тоже время началось быстрое развитие малых предприятий и возрастание их роли в различных секторах экономики.

После распада СССР в стране стали стихийно формироваться рынки разнородных товаров и услуг, перешедшие в последующем в рынки с направленной специализацией. На примере автохимической продукции можно рассмотреть этапы создания и основные тенденции рынка.

К автохимической продукции относится большой спектр товаров: охлаждающие и тормозные жидкости, стеклоомыватели, смазочно-

охлаждающие жидкости, очистители и смазки, автошампуни. Все эти средства необходимы для надежной работы и поддержания узлов и деталей автомобиля в технически исправном состоянии. Залив всех технических жидкостей происходит непосредственно на конвейере завода-производителя автомобилей. Однако, в процессе эксплуатации периодически возникает необходимость их замены.

В России 1990-х годов века сформировались внутренние условия для развития рынка автохимии. Как известно, в СССР существовали определенные трудности

приобретения автомобиля, которые были связаны как с их отсутствием в открытой продаже, так и с низкой платежеспособностью населения. Но уже в начале 90-х годов в России наблюдается резкий рост парка частных и коммерческих автомобилей. Несмотря на спад производства в отечественном автомобилестроении, потребительский спрос на автомобили личного пользования ежегодно возрастал. [1] Если в 1990 году количество легковых автомобилей в стране составляло 8,964 млн. штук,

то начиная с 1993 года, российский легковой автомобильный парк увеличивался примерно на 1 млн. машин в год. К 1995 году количество автомобилей увеличилось почти в 2 раза и составило 14,195 млн. штук., к 2000 году эта цифра достигла уже 25 млн. автомобилей. [2]

40000

30000 20000 10000

U _0 1- 1 1 1

U _0 1-

1

0 1 1 1 1 1

4

Рис. 1 - Количество легковых автомобилей в России (по данным федеральной службы государственной статистики)

Надо отметить, что в это время резко вырос и импорт автомобилей: в страну хлынул поток дешевых подержанных автомобилей из Европы и Азии. В общем объеме парка автомобилей подержанные иностранные и отечественные автомобили составляли около 50%.[3]

С ростом количества автомобилей, возросла потребность в профессиональных средствах автомобильной химии. В табл. 1 представлена динамика изменения ассортимента рынка автохимической продукции (по укрупненным позициям) в период с 1991 по 2010 годы [4].

Из таблицы видно, что на этапе формирования на рынке был представлен довольно скудный ассортимент товаров. Увеличение числа автомобилей в стране существенным образом повлияло на возрастание спроса на автохимическую

продукцию, что привело к большим изменениям ассортимента по всем позициям и послужило толчком к появлению нового специфического рынка - рынка автохимии.

Таблица 1 - Ассортимент рынка автохимии Российской Федерации в 1991-2010 годах

Группа товаров Примерное число наименований

1991 г. 2010 г.

Присадки и добавки к моторному маслу 3 100

Присадки к бензину 5 150

Присадки к дизельному топливу 3 50

Смазки и консерванты 20 250

Присадки для трансмиссии и АКП 0 40

Составы для гидроусилителя руля 0 50

Средства для системы охлаждения 2 70

Несмотря на быстрое проникновение на отечественный рынок автохимической продукции иностранного производства, в России стали появляться компании, которые основываясь на внедрении новых знаний и передовых технологий, наладили производство конкурентоспособных продуктов.

ООО «Булгар - Синтез» появился на рынке автохимии в 1995 году. Изначально деятельность предприятия была нацелена на выпуск охлаждающих, тормозных и смазочно-охлаждающих жидкостей. С момента своего основания ООО «Булгар-Синтез» тесно работал с компанией ОАО "АВТОВАЗ". В результате сотрудничества появились новые продукты, ориентированные на легковые автомобили отечественного производства.

В ООО «Булгар - Синтез» была разработана технология производства автомобильных технических жидкостей, запатентованы их составы и зарегистрирована товарная марка «Торса», под которой выпускалась вся продукция. В 2003 году объем реализации достиг 15000 тонн.

Благодаря стабильному качеству продукции и ее высоким эксплуатационным характеристикам ООО «Булгар - Синтез» добилось следующих результатов[5]:

• сотрудничество с ведущими отечественными автопроизводителями, такими как ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ИжАВТО», ОАО «УАЗ», «РосЛАДА»;

• неоднократное присвоение звания лауреата в рамках программы «Сто лучших товаров» на республиканском и общероссийском уровне;

• получение технических заключений на производство и применение концентрата охлаждающей жидкости ОЖК «ТОСОЛ» - «ТОРСА» и тормозной жидкости «ТОРСА», выданных Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России;

• признание потребителей дальнего и ближнего зарубежья, что подтверждено диплом «Лучший экспортер Татарстана», полученный в рамках республиканской программ.

В середине 2000-х годов у ООО «Булгар-Синтез» наметилось снижение темпов производства. Анализ ситуации того времени показал, что падение производства было вызвано рядом причин.

1. Существенное повышение цен на сырьевом рынке. В конце 2004 г. среднемировая цена на моноэтиленгликоль - основной компонент охлаждающих жидкостей - составила 1000 долларов за тонну. Это более чем на 25% выше по сравнению с ценой предыдущего года [6].

2. Усиление конкуренции на рынке автохимии со стороны мировых и отечественных производителей. Особенностью российского рынка является то, что большинство российских производителей готовят антифризы путем смешения моноэтиленгликоля с готовым пакетом присадок зарубежного производства и не имеют собственных рецептур и технологий. На тот момент в России не было ни одного масштабного производства антифриза, начиная от синтеза ингибиторной группы и заканчивая производством конечного продукта. При изготовлении антифриза по "упрощенной" технологии снижаются производственные затраты, что отражается на конечной стоимости продукта.

3. Внедрение мировыми автопроизводителями собственных требований по качеству жидкостей на российских предприятиях. В России качество охлаждающих жидкостей регламентируется ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия», который был разработан еще в СССР для отечественных автомобилей. Международно признаваемым стандартом является А8ТМ Б 3306 «Стандартные технические условия для охлаждающей жидкости на основе гликоля для автомобильных двигателей и двигателей с легкими условиями эксплуатации», требования которого более жесткие, и пересматриваются каждые 5 лет. В 2000-х г. в России начало активно развиваться производство иностранных автомобилей по сборочной технологии. Производители предъявляют ко всем техническим автомобильным жидкостям более жесткие требования, в соответствии с нормативно-технической документацией автоконцернов, которая разработана с учетом мировых стандартов.

Сложившаяся ситуация привела к необходимости принятия соответствующих управленческих решений со стороны руководства ООО «Булгар-Синтез». Специалисты предприятия в тесном сотрудничестве с научно-исследовательской лабораторией начали работу над рецептурами перспективных технических жидкостей.

В 2010 году ООО «Булгар-Синтез» стал инициатором проекта «Производство

перспективных охлаждающих жидкостей нового поколения на базе отечественных ингибирующих присадок», который реализовывался совместно с

ФГБОУ ВПО "КНИТУ" в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010г №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Проект носил комплексный характер и был направлен на решение ряда задач:

1) увеличить долю технических автомобильных жидкостей российского производства за счет вытеснения с рынка более дорогостоящих импортных аналогов;

2) обеспечить возрастающий спрос рынка на высококачественные автомобильные антифризы нового поколения доступной ценовой категории;

3) организация тесного сотрудничества научно-исследовательского ВУЗа и представителя конкретного сектора экономики с целью реализации научных идей и результатов в конечном материальном продукте.

Итогами реализации проекта, который осуществлялся с 2010 по 2012 г.г., стали:

• состав охлаждающей жидкости нового поколения на основе моноэтиленгликоля с улучшенными эксплуатационными характеристиками за счет применения эффективного пакета органических ингибиторов;

• технология производства охлаждающей жидкости нового поколения;

• единственный на территории Республики Татарстан высокотехнологический комплекс по производству охлаждающей жидкости;

• проведенные приемочные и квалификационные испытания, которые показали, что охлаждающая жидкость, произведенная по разработанной технологии, имеет высокие качественные и эксплуатационные характеристики и соответствует требованиям А8ТМ Б 3306.

На сегодняшний день завершена стадия опытного производства и полностью налажен промышленный выпуск охлаждающей жидкости нового поколения на современном

высокотехнологичном оборудовании [7]. Объем

реализуемой продукции ООО «Булгар-Синтез» во 2 полугодии 2013 года составил 28286 тыс. руб.

Своевременное принятие управленческих решений руководства ООО «Булгар-Синтез» привело к эффективному функционированию организации и вывело предприятие на стадию зрелости, характеризующуюся в жизненном цикле успешной высокоэффективной работой предприятия на основе новой технологии и организации производства.

Таким образом, проект «Производство перспективных охлаждающих жидкостей нового поколения на базе отечественных ингибирующих присадок» в рамках Постановления Правительства РФ № 218 стал мерой государственной поддержки и позволил ООО «Булгар-Синтез» не только осуществить диверсификацию производства, выпустив на рынок модернизированный продукт, но существенным образом укрепить свои позиции на отечественном рынке автохимии.

Литература

1. И. С. Антонов, Краткая история автомобилестроения, Изд-во УлГТУ, Ульяновск, 2001, 88 с..

2. Федеральная служба государственной статисти-ки:[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный (дата обращения 25.02.2014).

3. Аналитическое агентство «Автостат»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autostat.ru/, свободный (дата обращения 2.03.2014)

4. В. И. Балабанов, В. Ю. Болгов, Автомобильные присадки и добавки, Изд-во ЭКСМО, Москва, 2011, 340 с.

5. ООО «Орника»: [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ornika.ru/, свободный (10.03.2014).

6. Ким С., Ашпина О. Обзор мирового и российского рынка моноэтиленгликоля:// The Chemical 1ош"па1.2006Май 2006. Режим доступа: http://tcj.ru/wp-content/up1oads/2013/12/2006_5_32-36.pdf (Дата обращения 11.03.2014)

7. Н.Ю. Башкирцева, О.Ю. Сладовская, Ю.С. Овчинникова, А.А. Сибгатуллин Модернизация произ-водства охлаждающих жидкостей нового поколения, Вестник Казанского технологического университета, 2012, № 18, 223-225

© О. Ю. Сладовская - доцент каф. химической технологии переработки нефти и газа факультета нефти и нефтехимии, КНИТУ, [email protected]; О. П. Емельянова - магистрант гр. 412-МУ каф. химической технологии переработки нефти и газа факультета нефти и нефтехимии, КНИТУ, [email protected]; Ю. С. Овчинникова - ведущий специалист по инновационным проектам ООО «Булгар-Синтез», [email protected]; Н. В. Лыжина - доцент каф. экономики КНИТУ, [email protected].

© O. Y. Sladovskaia - Associate Professor of Chemica1 techno1ogy of petro1eum and gas processing department at KNRTU, [email protected]; O. P. Emelyanova - master gr. 412-Ми of Chemica1 techno1ogy of petro1eum and gas processing department at KNRTU, [email protected]; U. S. Ovchinnikova - Leading specia1ist of innovation project of Bu1gar-Sintez Ltd., [email protected]; N. V. Lyzhina - Associate Professor of economics department at Kazan Nationa1 Research Techno1ogica1 University, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.