Научная статья на тему 'Обзор российского рынка охлаждающих низкозамерзающих жидкостей'

Обзор российского рынка охлаждающих низкозамерзающих жидкостей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
468
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ / АНТИФРИЗ / СТРУКТУРА / КОМПАНИИ / COOLANT / ANTIFREEZE / STRUCTURE / COMPANY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Башкирцева Н. Ю., Сладовская О. Ю., Овчинникова Ю. С., Сибгатуллин А. А.

Рассматривается исследование рынка охлаждающих низкозамерзающих жидкостей нового поколения, а также обзор экспорта и импорта антифризов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Башкирцева Н. Ю., Сладовская О. Ю., Овчинникова Ю. С., Сибгатуллин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market research is considered low-freezing liquid cooling new generation, as well as a review of exports and imports of antifreeze.

Текст научной работы на тему «Обзор российского рынка охлаждающих низкозамерзающих жидкостей»

Н. Ю. Башкирцева, О. Ю. Сладовская, Ю. С. Овчинникова,

А. А. Сибгатуллин

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ОХЛАЖДАЮЩИХ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ

Ключевые слова: охлаждающие жидкости, антифриз, структура, компании.

Рассматривается исследование рынка охлаждающих низкозамерзающих жидкостей нового поколения, а также обзор экспорта и импорта антифризов.

Keywords: coolant, antifreeze, structure, company.

Market research is considered low-freezing liquid cooling new generation, as well as a review of exports and imports of antifreeze.

Охлаждающие низкозамерзающие

жидкости, более известные в нашей стране как «ТОСОЛы», используются в двигателях внутреннего сгорания в легковых и грузовых автомобилях. Большинство охлаждающих жидкостей производится на основе моноэтиленгликоля и содержит различные пакеты антикоррозионных присадок.

Развитие технологий производства охлаждающих жидкостей связано с разработкой и совершенствованием присадок, препятствующих агрессивному влиянию водно-гликолевой смеси на систему охлаждения. В традиционной технологии производства охлаждающих жидкостей

используются антикоррозийные присадки на основе силикатов, аминов и нитритов. По мере совершенствования автомобильных двигателей, появления новых материалов, традиционные охлаждающие жидкости стали устаревать. Были разработаны новые виды присадок к ОЖ, которые содержат только соединения органических карбоновых кислот [1].

Рассматривая структуру производства российских производителей охлаждающих жидкостей можно сказать, что крупные предприятия стремятся выпускать продукцию, ориентированную на несколько покупательских сегментов. Структура российского производства ОЖ представлена на рисунке 1.

5%

□Эконом ■ Стандарт □Премиум

Рис. 1 - Структура производства ОЖ в России по классам

Объем внутреннего производства охлаждающих жидкостей в России в 2010-2011 годах был на уровне 250 тыс. тонн в год. Российский рынок охлаждающих жидкостей весьма широк: с позиций объемов производства,

существующие предприятия можно разделить на следующие группы: А - >10 тыс. тонн в год, В - 3-10 тыс. тонн в год, С - 1-3 тыс. тонн в год, Б - <1 тыс. тонн в год.

Среди крупных игроков можно выделить «Тосол-Синтез», Delfin Group, ОАО «Гелена-Химавто», «Обнинскоргсинтез», ООО «Орника», ОАО «Техноформ». Первые четыре производителя выпускают более 30 тыс. тонн охлаждающих жидкостей в год и обеспечивают около 60% рынка.

К сожалению, основной особенностью российского рынка остается высокая доля поддельной и некачественной продукции, в связи с чем, анализ рынка существенно усложняется.

Производство охлаждающих жидкостей осуществляется в той или иной степени во всех регионах нашей страны: около 46% от общего объема производства ОЖ выпускается в Центральном федеральном округе, причем наибольшее число производителей

сконцентрировано в Приволжском федеральном округе. Это объясняется наличием в регионе основной сырьевой базы для производства ОЖ.

Можно выделить два основных сегмента рынка внутреннего потребления охлаждающих жидкостей - производство автомобилей и розничный рынок, ориентированный на

автовладельцев. Структура автомобильного парка является одним из определяющих факторов развития рынка охлаждающих жидкостей. Согласно данным ГИБДД в России зарегистрировано более 34 миллионов легковых транспортных средств. Свыше половины (57%) от этого количества приходится на отечественные бренды, оставшуюся часть (43%) составляют иномарки. Ежегодно структура автопарка меняется в сторону увеличения доли иномарок, следовательно, спрос на охлаждающие жидкости «премиум» класса (карбоксилатные антифризы) увеличивается.

По предварительным оценкам общий объем потребления охлаждающих жидкостей в 2011 году достиг уровня в 315 тыс. тонн. В связи с этим объемы импорта охлаждающих жидкостей показывают стабильно нарастающие темпы роста. Структура импорта охлаждающих жидкостей по странам-поставщикам показана на рисунке 2. Импортируемые охлаждающие жидкости поставляются в виде концентратов и суперконцентратов, представляющие собой пакет присадок, растворенных в этиленгликоле. На базе последних ряд отечественных производителей наладили выпуск качественных антифризов для

внутреннего потребления. Основная часть импорта идет в Россию из стран Западной Европы - 71%.

14,б%1 16,1%

□Германия ■Бельгия □Финляндия □Япония ВСША

□Франция ■Польша ПКорея ИДругие

Рис. 2- Структура импорта охлаждающих

жидкостей по странам-поставщикам

Не смотря на то, что в данный момент карбоксилатные антифризы нового поколения являются самыми прогрессивными, на основе их технологий разрабатываются различные модификации присадок к антифризам, с целью улучшения их эксплуатационных свойств, также ведутся работы в области усовершенствования характеристик охлаждающих жидкостей, а именно изменение их основы на пропиленгликоль.

В связи с увеличением количества транспортных средств, а также изменением структуры автопарка в сторону увеличения доли иномарок, потребность в качественных охлаждающих жидкостях нового поколения будет расти большими темпами.

Данная работа была выполнена в рамках реализации проекта «Производство перспективных охлаждающих жидкостей нового поколения на базе отечественных ингибирующих присадок» по постановлению Правительства РФ № 218 от 09.04.2010 г [2].

Литература

1. Башкирцева Н.Ю., Сладовская О.Ю., Овчинникова Ю.С., Ласковенкова Е.Е., Сибгатуллин А.А, Вестник Казанского технологического университета, 1, 24-29 (2012);

2. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2010 г. №218.

© Н. Ю. Башкирцева - -р техн. наук, проф., зав. каф. химической технологии переработки нефти и газа КНИТУ, [email protected]; О. Ю. Сладовская - канд. техн. наук, доц. той же кафедры, [email protected]; Ю. С. Овчинникова -вед. спец. по инновационным проектам ООО «Булгар-Синтез», [email protected]; А. А. Сибгатуллин - студ. КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.