А. В. Красушкина
Реализация социальных проектов для дошкольников в условиях ФГОС ДО
(на примере проекта «Фестиваль матрешки»)
Красушкина Анна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета (г. Череповец, Россия)
Статья посвящена анализу условий и перспектив реализации потребности современной системы отечественного образования в новых формах сотрудничества и общения всех участников образовательного процесса (образовательных учреждений разных типов, родителей и педагогов), которые находились бы в соответствии с основными принципами, утверждаемыми ФГОС ДО, и осуществлялись бы в плотном систематическом взаимодействии государства, педагогических и общественных объединений при участии социально ориентированного бизнеса. На примере общероссийского проекта «Фестиваль матрешки» автор рассматривает возможность внедрения в систему образования проектов, реализующих такие принципы, декламируемые ФГОС второго поколения, как содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и др. Главной целью «Фестиваля матрешки» является вовлечение всех участников воспитательного процесса - детей, родителей и педагогов - в единое творческое и праздничное действо, основой которого стала матрешка - символ многодетной матери, дружной и крепкой семьи, а также соборности и культуры народов России. В статье анализируются тематические, идейные и методические особенности проекта «Фестиваль матрешки», реализованного в 2013-2015 гг. в нескольких городах России (Череповец, Вологда, Ярославль и Владимир) и привлекшего к участию более 50 тысяч семей, 584 образовательных учреждения основного и дополнительного образования и 1200 педагогов, оцениваются перспективы его развития и продвижения.
Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, социальный проект, «Фестиваль матрешки».
Implementing Social Projects for Preschoolers in Line with the Federal State Educational Standard for Preschool Education as Illustrated by the Matryoshka Festival Project
Anna V. Krasushkina, Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Preschool Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia).
The article analyzes the conditions and prospects for meeting the requirements of the modern national education system in new forms of communication and cooperation by all participants in the educational process (educational institutions of various types, parents and teachers), which would comply with the main guidelines as approved by the Federal State Educational Standard (FSES) for Preschool Education, and would be carried out in close systematic cooperation between state, educational and social organizations, with the participation of socially oriented business. Using the example of the nation-wide Matryoshka Festival project the author examines the possibility of introducing into the educational system some projects that embrace such second generation FSES principles as assistance and cooperation between children and adults in the process of child development and their interaction with people, culture and the environment, initiation of children to social and cultural norms and traditions of family, society and state, etc. The main goal of the Matryoshka Festival is to involve every participant of the educational process - children, parents and teachers alike - in a single creative and festive event, the matryoshka symbolizing a mother of many children, a close-knit family, the conciliarism and culture of the peoples of Russia. The article analyzes the thematic, ideological and methodological features of the Matryoshka Festival, held in several cities of Russia (Cherepovets, Vologda, Yaroslavl and Vladimir) in 2013-2015 with more than 50 thousand families, 584 educational institutions of primary and secondary education and 1,200 teachers participating in it. The article also evaluates prospects for its development and promotion.
Keywords: Federal State Educational Standard for Preschool Education, social project, the Matryoshka Festival.
Внедрение в отечественную систему образования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) потребовало от каждого образовательного учреждения серьезных изменений, призванных повысить уровень образования в соответствии с требованиями современности. Многое из того, что ранее относилось к сфере педагогического мастерства, теперь законодательно становится стандартом, на который должны опираться образовательные учреждения при разработке основной образовательной программы. Позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное, морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, учитывающее возраст и соответствующий ему основной вид деятельности, сотрудничество со взрослыми и сверстниками - таковы приоритеты государства в сфере дошкольного образования, позволяющие, по замыслу разработчиков, сформировать физически и духовно развитую личность, инициативного, самостоятельного, позитивного члена общества1.
При формировании образовательной среды, составляющей систему условий социализации и развития детей, на данном этапе внедрения ФГОС дошкольного образования2, который можно охарактеризовать как переходный, ощущается возрастающая потребность в новых формах сотрудничества и общения всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей и администрации образовательных учреждений), которые находились бы в соответствии с основными принципами, утверждаемыми ФГОС ДО. Можно говорить о том, что пока поиск новых форм осуществляется преимущественно внутри образовательных учреждений, а заявленные в тексте ФГОС «направления для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений» еще только вырабатываются.
1 Здесь и далее текст ФГОС ДО цитируется по PDF-файлу, размещенному на сайте Ь1Йр://минобрна-уки.рф с указанием страниц в квадратных скобках. Режим доступа: Ь1Йр://минобрнауки.рф/новости/3447/ файл/2280/13.06.14-ФГОС ДО^Г Дата обращения: 12.07.2015.
2 ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 7 октября 2013 г. N 1155 г. Документ, получивший название («ФГОС второго поколения»), вступил в силу 1 января 2014 года.
Детский сад 83 г. Ярославля. Муз. руководитель Г. М. Бисерова
Однако в настоящее время появились примеры успешного и эффективного сотрудничества образовательных учреждений с общественными организациями и социально ориентированным бизнесом в рамках проектов, реализующих, например, такие принципы, как содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и др. Одним из таких проектов является «Фестиваль матрешки», реализованный в 2013-2015 гг. в нескольких городах России (Череповец, Вологда, Ярославль и Владимир) и привлекший к участию более 50 тысяч семей, 584 образовательных учреждения основного и дополнительного образования и 1200 педагогов.
Причиной успешного старта проекта, который в ближайшее время пройдет по всей территории страны, стало, в том числе, соответствие его целей и задач принципам и задачам, закрепленным в госстандарте. Главной целью «Фестиваля матрешки» является вовлечение всех участников воспитательного процесса -детей, родителей и педагогов - в единое творческое и праздничное действо, основой которого стала матрешка - символ многодетной матери, дружной и крепкой семьи, а также соборности и культуры народов России. Задачи фестиваля:
• создание условий для продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей;
• формирование у детей интереса к культурным ценностям российского народа;
• укрепление семьи, формирование новых семейных традиций и ценностей через организацию совместного досуга детей и родителей;
В детском саду №9 г. Череповец
Оформление матрешки в семье Ганичевых из Череповца
• повышение качества дошкольного и школьного образования;
• формирование положительного имиджа профессии педагога.
В рамках фестиваля матрешки проводится два основных конкурса. Участникам конкурса детских прикладных работ «Красавица матрешка» бесплатно предоставляются деревянные заготовки матрешек, которые им предлагается оформить в любой технике и сдать для участия в конкурсе и выставке. Участниками конкурса профессионального мастерства «Мудрое слово» становятся педагоги, предоставляющие конспекты занятий на тему «Русская матрешка»3, проведенных в рамках фестиваля.
Тематика фестиваля, заявленная в его названии, открывает перед работниками образования самые широкие профессиональные возможности. Конспекты занятий (в совокупности на конкурс поступило более 940 конспектов), проходящих в детских садах и школах, показывают, что матрешка является прекрасным материалом для знакомства детей с национальной культурой России и ее историческими и культурными связями с другими народами и странами; инструментом для обучения детей свойствам и качествам предметов, счету; для развития их речи и коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса, развития
3 Положение о Фестивале матрешки размещено на сайте проекта Ь1Нр://матрешка.рф.
Мастер-класс по оформлению матрешки в ДК «Речник», г. Вологда
Оформленные детьми матрешки. Детский сад №32 г. Владимира
мелкой моторики, эстетического вкуса и т.д. Интересны примеры работы педагогов с тендерной тематикой, технологии патриотического воспитания детей, адаптация темы для детей с ограниченными возможностями, использование различных форм аудиторных и внеаудиторных занятий. Так, воспитанники детского сада МБДОУ «Детский сад №126» г. Владимира посетили выставку-ярмарку народных ремесел и выставку игрушек. Педагоги Е.В. Крылова, Л.Н. Еремина использовали полученные в ходе экскурсии знания о матрешке на занятии в детском саду, интегрируя образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Педагог МБДОУ «Центр развития ребенка №100» г. Владимира Е.Г. Шатохина при помощи матрешки и ее семьи, «разъехавшейся» в разные города страны, знакомит детей подготовительной группы с коммуникационной системой для видеообщения («Скайп»). Воспитанники детского сада №19 г. Ярославля под руководством воспитателя Т.И. Кувалди ной используют компьютер, видеооборудование и видеоредакторы для создания мультфильма о матрешке. Тем самым педагоги раскрывают детям возможности продуктивного применения современной техники.
Форма Фестиваля подразумевает активное участие воспитанников дошкольных учреждений, учащихся младших классов и воспитанников учреждений дополнительного образования в различных мероприятиях - выставках, мастер-классах, театрализованных и музыкальных представлениях, экскурсиях и проч. Таким образом, не только реализуется рекомендация ФГОС ДО по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребен-
ка через его включение в различные виды деятельности, но и соблюдаются условия для эффективной интеграции основного и дополнительного образования. Процесс реализации ФГОС ДО второго поколения сделал очевидной необходимость соблюдения преемственности разных типов образования, позволяющей в том числе обеспечить требуемые стандартом «вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования ... с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников».
«Фестиваль матрешки» стал примером успешного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Так, сотрудники библиотеки №7 города Вологды провели для своих читателей, уже познакомившихся с матрешкой в образовательном учреждении, встречи, позволившие детальнее раскрыть тему и учесть познавательные интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, «Фестиваль матрешки» позволяет создать позитивное и эффективное пространство взаимодействия общего и дополнительного образования - в ходе интегрированных занятий, занятий в кружках и на факультативах, при подготовке и участии в массовых мероприятиях (например, в концерте-смотре детских творческих коллективов) возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Кроме того в рамках «Фестиваля матрешки» успешно решается задача организации взаимодействия образовательных учреждений с семьями воспитанников, их вовлечения непосредственно в образовательный процесс. В ряде случаев педагоги делегируют родителям возможность предварительной работы
с детьми (составить рассказ о матрешке, нарисовать рисунок для выставки, провести исследовательскую работу, посетить выставку) или сами готовят детей к последующей работе дома (согласно правилам конкурса заготовка матрешки оформляется в семьях). Во многих учреждениях родственники привлекаются к непосредственному участию в образовательной деятельности. Так, родители воспитанников подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №9» города Череповца обучали детей выпиливать лобзиком фигурки матрешек и выпекать торты в виде матрешек, семьи воспитанников МДОУ «Детский сад общераз-вивающего вида №232» города Ярославля приняли участие в музыкальном празднике «Кукла матрешка - это мама Матрена и Матренины дети - матрешки. А где же матрешкин папа?» (автор: музыкальный руководитель Тарнавчук О.Р.). Отдельная тема - занятия и проекты, осуществляемые в начальной школе, где учащиеся и их родители вовлекаются в исследовательскую и интерактивную игровую деятельность (например, в форме квеста или популярной телепередачи).
Финал Фестиваля матрешки в г. Владимире
Нередко инициаторами участия в фестивале становятся сами родители, что является примером образовательного проекта, осуществляемого «совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». В таких случаях вовлеченность родителей и детей во все мероприятия фестиваля оказывается очень высокой, их активность и заинтересованность направлена не столько на результат (выиграть конкурс), сколько на процесс (сделать оригинальную матрешку).
Можно говорить о том, что многогранная тема русской матрешки в разных вариациях на несколько недель объединяет весь город, дети с удивлением открывают в обычной матрешке множество смыслов, идей для игр и общения как со сверстниками, так и со взрослыми. «Очень приятно видеть обратную реакцию детей. Они дома начали изготавливать разные матрешки: плоскостные, с аппликацией из ткани, раскрашивают матрешек в раскрасках, приносят настоящие матрешки, которые нашли дома, в сад, просят родителей купить новые. Дети по-настоящему заинтересовались этим, причем наблюдается это во всех группах, начиная с 3-х лет», - свидетельствует участник фестиваля педагог МБДОУ «Детский сад №106» г. Череповца Анна Афанасьева.
На наш взгляд это обусловлено простотой и доступностью идей Фестиваля, который развивает ценностные ориентации и социализацию дошкольников, включая формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства и т.д.
В соответствии с концепцией проекта в каждом городе фестиваль завершается большим семейным праздником с концертом детских творческих коллективов города и контактной выставкой всех оформленных в семьях матрешек. На празднике каждый ребенок может ощутить свою причастность к созданию уникальной экспозиции из нескольких тысяч эксклюзивных деревянных игрушек, увидеть результаты своего труда и оценить работы других участников, обогатить свои представления о прикладном искусстве и рукоделии, а также показать полученные в ходе фестиваля знания и умения4.
4 Здесь же участники определяют дальнейшую судьбу матрешки - она может вернуться в семью, либо стать своеобразной «капсулой времени», в течение определенного времени сохраняя запечатанную внутри мечту ребенка.
Детский сад №114 г. Череповца
Отметим также, что рассматриваемый проект является перспективным в плане решения существующего запроса общества на повышение квалификации педагогических работников. Конкурс педагогического мастерства, проходящий в рамках «Фестиваля матрешки», вызывает интерес педагогов основного и дополнительного образования за счет тематики, широких возможностей для творчества, участия профессиональной экспертной комиссии, которая в каждом городе формируется из авторитетных педагогов, методистов, работников управления образованием и ученых. Поступающие
Контактная выставка матрешек, г. Вологда
на конкурс материалы показывают готовность молодых специалистов и опытных педагогических работников к работе с детьми в изменившейся социальной ситуации.
На примере анализируемого проекта мы видим, каким образом может осуществляться творческая систематическая работа с различными ведомствами и общественными организациями, принципы, цели и задачи которых соотносятся с установленным государством образовательным стандартом:
• государственные структуры осуществляют отбор и проверку результатов, оказывают административную поддержку;
• педагогические вузы, профильные институты, методические центры и центры повышения квалификации педагогических работников прорабатывают методику, создают инструменты для оценки их эффективности и обобщают опыт;
• общественные организации и социальный бизнес берут на себя ресурсные и финансовые затраты, полностью обеспечивая организацию проекта;
• образовательные учреждения основного и дополнительного образования вовлекают в проект детей, реализуя свои образовательные программы в соответствии с запросом общества и государства. ■
Статья поступила в редакцию 7.10.201 5 г.