УДК 631.155
О.Я. Фролова, Л.В. Фомина, Ю.Д. Шпирук
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
O.Ya. Frolova, L.V. Fomina, Yu. D. Shpiruk
REALIZATION OF SOCIAL AND ECONOMIC PARADIGM OF RURAL TERRITORIES DEVELOPMENT
Социально-экономическая система отражает взаимодействие связанных элементов в относительно обособленной структуре, охватывающей производственную, социальную, экологическую подсистемы, масштабы и способы организации которых детерминированы через уровень развития национальной экономики, ресурсный потенциал региона, уровень взаимодействия на местах. Развитие сельской инфраструктуры оказывает существенное влияние на конкурентоспособность региональной экономики в целом. Существует проблема привлечения инвестиций в инфраструктуру села, что оказывает существенное влияние на устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, снижает темпы хозяйственной деятельности и, как следствие, повышает уровень безработицы среди сельской молодёжи. Уровень развития сельских территорий находится в прямой зависимости от привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики. Аграрная сфера функционирует на основе воспроизводства территориальной общности, природной среды и материально-технических ресурсов, входящих в АПК. Процедурными элементами механизма взаимодействия является постоянно действующий переговорный процесс на всех уровнях охвата социально-экономической системы. В условиях макроэкономической нестабильности, дефицита бюджетного финансирования разработка на уровне района стандарта развития конкуренции обеспечит развитие предпринимательской среды и привлечение инвестиций на основе частно-государственного партнёрства. Такое взаимодействие позволит эффективно использовать ресурсы территории и повысить социальный потенциал (уровень жизни, качество среды). Внедрение стандарта развития конкуренции на территории района можно осуществить на основе использования организационно-экономического механизма координации в условиях функционирования Социальной корпорации, цель которой направлена на устранение социальной недостаточности, оказание услуг населению и изменение состояния качества жизни в муниципальном сообществе. Трансформации социально-экономического развития на основе масштаба пространственной локализации позволяет выделить уровни согласова-
ния интересов, функции, индикативные показатели общественного разделения труда и кооперации производства.
Ключевые слова: сельские территории, социально-экономическая система, аграрная сфера, уровни взаимодействия, частно-государственное партнерство, стандарт развития конкуренции.
Social and economic system reflects the interaction of connected elements in rather isolated structure covering production, social, ecological subsystems, scales and the ways of organizations are determined through the level of development of national economy, the resource capacity of the region, interaction level in the provinces. Rural infrastructure development has essential impact on the competitiveness of regional economy in general. There is a problem of attraction of investments into infrastructure of the village having essential impact on sustainable development of agricultural production, which reduces the rates of economic activity and, as a result, raises unemployment rate among rural youth. The level of development of rural territories is in direct dependence on the attraction of investments into agrarian sector of economy. Agrarian sphere functions on the basis of territorial community reproduction, environment and material resources entering into agrarian and industrial complex. Procedural elements of the mechanism of interaction are constantly operating negotiation process at all levels of coverage of social and economic system. In the conditions of macroe-conomic instability, the deficiency of budgetary financing development at the level of the region of the standard of development of the competition will provide the development of enterprise environment and attraction of investments on the basis of public and private partnership. Such interaction will allow to use the resources of the territory and to increase social potential (a standard of living, the quality of the environment) effectively. Introduction of the standard of development of the competition in the territory of the area can be carried out on the basis of using organizational and economic mechanism of coordination in operating conditions of social corporation which purpose is directed to the elimination of social insufficiency and rendering services to the population, change of condition of life quality in municipal community. It allows allocating to transformation of social and economic development on the basis of the scale of spatial localization levels of coordination of interests, functions, indicative indexes of public division of labor and cooperation of production.
Keywords: rural territories, social and economic system, agrarian sphere, interaction levels, public and private partnership, the standard of development of competition.
Формирование условий социально-экономического развития территорий сопряжено с разграничением полномочий и сфер ответственности
между федеральными, региональными и местными органами управления. Исходя из общих тенденций развития Красноярского края, основные противоречия развития сельских территорий обусловлены усилением процессов маятниковой миграции, значительным износом инженерной инфраструктуры, несовершенством транспортных артерий, недостаточным финансированием поддержки экологического равновесия. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (№ 151-р от 02.02.2015) призвана купировать ряд негативных последствий социально-экономического развития и обеспечивать условия для устойчивого развития регионов на основе многофункциональности сельского хозяйства.
Социально-экономическая система - это упорядоченное взаимодействие связанных элементов в относительно обособленной структуре, охватывающей производственную, социальную, экологическую подсистемы, масштабы и способы, организации которых детерминированы через уровень развития национальной экономики, ресурсный потенциал региона, уровень взаимодействия на местах. Взаимодействие между субъектами, находящимися в системном единстве, представлено уровнями согласования экономических интересов в социально-экономической системе региона, призвано расширять самостоятельность всех участников взаимодействия и создает материальные и социальные стимулы для саморазвития, реализации многообразия интересов (табл. 1).
В развитии сельских территорий до настоящего времени не решена проблема координации мер по развитию сельских территорий на региональном уровне, которая вызвана сугубо отраслевой направленностью государственных программ министерств и ведомств, касающихся в своей деятельности сельского развития. Проблема координации между программами федеральных ведомств по реструктуризации системы подведомственных учреждений и проектами развития сельских поселений обусловливает ряд задач:
- устранение противоречий по разнонаправленности управленческих решений между уровнями управления. Например, на уровне сельского поселения может быть реализован проект по ремонту и реконструкции здания школы, а на уровне федерального ведомства принято решения о закрытии школы и прекращении ее функционирования;
- отказ от подушевого финансирования образовательных, культурных и медицинских учреждений, не позволяющий учитывать темпы развития конкретного поселения, что стимулирует отток жителей из села, снижает их привлекательность для проживания молодых семей;
Таблица 1
Уровни взаимодействия в социально-экономической системе территории_
Уровень согласования интересов Функции Индикативные показатели реализации экономического интереса
1 2 3
Краевые органы управления 1. Разработка концепции развития. 2. Утверждение социальных, экономических, экологических индикаторов развития (стандарты, нормативы, нормы, параметры). 3. Утверждение индикаторов расходов краевого бюджета по обеспечению развития территорий поселений. 4. Распределение бюджетных средств по районам 1. Оптимизация размещения производств. 2. Структура доходов населения. 3. Продолжительность жизни. 4. Уровень безработицы. 5. Уровень социальной напряжённости. 6. Уровень потребления продуктов питания на душу населения. 7. Уровень жизни населения
Районные муниципальные органы управления 1. Разработка стратегического плана развития сельских территорий района согласно их ресурсным возможностям, с указанием объемов финансирования за счет бюджетов (местного, регионального, федерального). 2. Отчёт о социальном, экономическом и экологическом состоянии сельских территорий района, обобщение данных мониторинга районов. 3. Планы рекультивации, мелиорации земель. 4. Планы мероприятий по борьбе с ветровой, водной эрозией, загрязнением атмосферы, почвы 1. Темпы ввода и развития материального производства. 2. Среднедушевые доходы. 3. Обеспеченность жильём. 4. Объемы введения социальных объектов. 5. Доля предприятий в общем объеме реализации продукции по видам деятельности. 6. Изменение величины совокупного спроса на продукцию и услуги территории
Окончание табл. 1
1 2 3
Органы местного самоуправления сельских поселений 1. Разработка программы социально-экономического развития сельской территории. 2. Подготовка отчёта и анализ информации о социальном, экономическом, экологическом состоянии территории сельских поселений. 3. Планы мероприятий по борьбе с пожарами и стихией. 4. Положение об основных принципах деятельности холдингов и других объединений на территории сельского поселения 1. Интенсивность, окупаемость производства. 2. Обеспеченность социальными объектами. 3. Темпы ввода подсобных производств и промыслов. 4. Темпы роста инвестиций на душу населения
Организации Разработка: 1) плана производственно-финансовой деятельности; 2) генерального договора между основным и дочерним хозяйственными обществами; 3) положения по оплате и стимулированию труда персонала; 4) договоров о хозрасчетной деятельности с трудовыми коллективами (растениеводства, животноводства, ремонтно-механических, перерабатывающих цехов, вспомогательных производств); 5) соглашения о передаче земельных долей в доверительное управление руководителю предприятия, органам местного самоуправления 1. Объем реализации продукции. 2. Объём продаж. 3. Объем добавленной стоимости. 4. Объем балансовой прибыли. 5. Коммерческая эффективность. 6. Производительность труда. 7. Коэффициент деловой активности. 8. Рентабельность (производства, продукции, активов). 9. Прибыль на одного работника. 10. Материалоемкость продукции. 11. Энергоемкость продукции
Хозяйства населения Договор на оказание услуг, сбыт продукции 1. Величина и структура доходов на душу. 2. Величина и структура потребления населения
ц
ц
С
о* Я о
С
л
л
*
Я
Я
р 6 ь X
^ о р
о
о
о .. х й
8 ь о
• 𠧧
ьр ^ £
Йс
- устранение учетных казусов между ведомствами в вопросах учета сельских поселений. С административной точки зрения население сельских населенных пунктов, входящих в городские поселения и округа, считается городским, Росстат относит к сельскому населению все сельские населенные пункты, а Министерство сельского хозяйства России относит часть этих поселений к «сельским поселениям», а часть к «городским поселениям», в зависимости от доли занятых в сельском хозяйстве;
- районные центры, которые зачастую являются культурными центрами для группы сельских поселений и одновременно выступают малыми городами регионов, следует развивать с позиции городской инфраструктуры;
- обеспечение возможности участия сельских территорий в федеральных программах. В силу отсутствия финансовых средств значительная часть поселений не принимает участие в федеральных программах. Следует также отметить, что по Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложен такой объем полномочий, что бюджет на развитие услуг учреждений культуры формируется по остаточному принципу, денежных средств на исполнение этих полномочий в сельских поселениях нет. Вместе с тем министерства ссылаются на наличие полномочий органов местного самоуправления и устраняются от участия в этом процессе, не принимая во внимание тот факт, что финансов у поселений недостаточно;
- повышение автономии местного бюджета за счет собственных налоговых и неналоговых поступлений.
В условиях макроэкономической нестабильности, сокращения бюджетного финансирования активизация механизма социально-экономического партнерства принимает формы концессионных соглашений, контрактов, тем самым делит риски между государством и частными инвесторами на основе соответствующих соглашений (региональных, отраслевых, территориальных, коллективных), что способствует нейтрализации рисков развития в социально-экономической системе.
Под воздействием процессов глобализации национальной экономики и разграничения полномочий по административному принципу каждый регион вынужден создавать механизмы управления развитием инфраструктуры на мезоуровне. Привлечение инвестиций частного бизнеса, при активном государственном участии на основе федеральных программ, способствует реализации стратегии развития национальной экономики. Механизм регулирования партнерских отношений характеризуется постоянно действующим переговорным процессом на всех уровнях охвата социально-экономической системы и играет существенную роль в снижении риска (неопределенности) путем установления
устойчивой структуры взаимодействия между ской деятельности (рис. 1).
ВХОД
субъектами экономиче-
Социально-экономическая система региона
Социально-экономическая система муниципального обуазования
Социально-экономическая система организаций
Стратегия развития региона
Выработка социально-экономических стандартов:
жизнеобеспечения жизнеустройства жизнедеятельности
Процедурные элементы действия механизма
1. Региональное соглашение
2.Отраслевое соглашение
3 .Территориаьнное сеглашение
4. Коллективный договор
— ВЫХОД —
Цель: Качество жизни населения
Противоречия развития
Рис. 1. Организационно-экономический механизм межсистемного
взаимодействия
По нашему мнению, влияние аграрной сферы на социально -экономическое развитие сельских территорий осуществляется на основе воспроизводства территориальной общности, природной среды и материально-технических ресурсов, входящих в АПК, что и определяет материальную основу функционирования территорий [1, 2, с. 23]. Аграрная сфера, являясь системообразующей детерминантой социально-экономического развития сельских территорий, решает вопросы обеспечения продовольствием и влияет на качество жизни сельского населения.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и муниципальных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Сухобузимского района Красноярского края на 2010-2012 годы», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2018 годы» проходит в достаточно непростых инвестиционных условиях. За исследуемый период в Сухобузимском районе обозначена положительная тенденция развития территории по ряду показателей (табл. 2).
Таблица 2
Динамика социально-экономического развития Сухобузимского района Красноярского края
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп роста, %
Общая площадь территории, тыс. км2 5612 5612 5612 100
Численность населения, тыс.чел. 19959 19960 20006 100,2
Число сельскохозяйственных организаций на конец года 20 23 30
Среднесписочная численность работников организаций, чел. 4519 4019 3903 0, 86
В том числе сельскохозяйственное производство 1287 926 839 0,65
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), тыс. руб. 1568964,4 1196798,1 114413 72, 9
Среднемесячная заработная плата работников организаций, руб. 19921,7 21404,5 22684,0 113,8
В том числе сельское хозяйство 15406,8 15735,3 17881,8 116,2
Уровень рентабельности сельскохозяйственной деятельности, % 19,9 18,7 18,4 -
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. 77,2 69,5 71,9 93, 1
Платные услуги на душу населения, тыс. руб. 3,6 3,8 3,9 108,3
Уровень безработицы, % 1,8 2,0 2,0 -
Ввод в действие индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования, м2 1951 8399 5430 2,7 раза
Однако следует отметить сокращение численности работников организаций в целом на 14 %, а в сельском хозяйстве на 35 %, и как следствие - существенно сократился объём работ собственного производства - на 28,0 %. Сложилась положительная тенденция роста заработной платы (на 13 %) и ввода жилых домов (в 2,7 раза) за исследуемый период.
В Сухобузимском районе реализован бизнес-проект, положительный опыт которого связан с привлечением внебюджетных инвестиций в размере 800 млн руб. на условиях софинансирования, а также имеющий социально-экономическое значение для Красноярского края проект «Производство мяса птицы». Компания-инвестор АО «ЕнисейАгроСо-юз» обеспечила восстановление производственных мощностей птицефабрики, запуск обновлённого оборудования, что привело увеличению производства мяса птицы за счёт собственного производства, снижению
профицитов фуражного зерна в крае, росту бюджетной эффективности и уровня заработной платы, сохранению рабочих мест.
В районе набирает положительную динамику развитие научно-производственного опыта через привлечение инвестиций объёмом 496 млн руб. на площадку ООО «Учебно-опытное хозяйство «Миндер-линское» по следующим направлениям: строительство животноводческого комплекса на 400 гол. дойного стада; развитие семеноводства на основе ресурсосберегающих технологий; оптимизация структуры посевных площадей и систем севооборотов; приобретение племенного скота; техническое перевооружение растениеводства и зернопереработки; совершенствование научно-производственной площадки для студентов и для проведения обучения с целью повышения квалификации специалистов сельхозпредприятий; реконструкция объектов социальной сферы.
Создание высокоэффективного свинокомплекса замкнутого типа (ООО «Объединение АгроЭлита») на территории с. Подсосенки Сухобу-зимского района в период 2012-2015 гг., использующего новейшие достижения в области содержания и кормления животных, генетики и селекции, убоя, утилизации отходов, отвечающего международным и экологическим требованиям, позволяет обеспечить загрузку мощности убойного цеха. Мощность убойного цеха рассчитана на 10000 тонн в год. Реализация данного проекта способствовала созданию более 60 рабочих мест и расширило сети магазинов «Мясничий».
За среднесрочный период площади в районе под посадку картофеля увеличились в 3,4 раза и составили в 2016 году 931 га, валовой сбор картофеля в 2016 г. составил 17490,0 тонн. Площади под овощи увеличились в 1,9 раза, что позволило увеличить производство овощей в 3,7 раза. Сложилась устойчивая тенденция роста урожайности картофеля и овощей с 1 га. Существенно удалось увеличить поголовье свиней, на 01.01.2017 г. оно составило 10396 гол. Поголовье дойного стада стабильно и на 01.01.2017 г. составляет 3590 гол. Производство молока за период 2011-2016 гг. удалось увеличить на 9,4 % за счёт увеличения продуктивности на одну фуражную корову на 7,8 %.
В 2016 году в условиях производственной площадки ООО СХП «Дары Малиновки» за счет внебюджетных источников построены и введены в эксплуатацию следующие объекты: картофелехранилище навального типа на 4275 тонн; картофелехранилище контейнерного типа на 1000 тонн; зерносушилка мощностью 30 тонн в час; арочный склад для хранения зерновых культур на 2500 тонн.
В дальнейшем вектор социально-экономического развития сельских территорий района задан на привлечение инвестиций в их развитие [3-7]. В порядке реализации Закона Красноярского края от 21.04. 2016 № 10-4429 «О государственной поддержке муниципальных районов Красноярского края, реализующих муниципальные программы, направленные на развитие сельских территорий», освоение межбюджетных трансфертов муниципальными районами, предоставляемых из краевого
бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, происходит в виде субсидий и грантов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В соответствии с Постановлением администрации Сухобузимского района от 16.01.2017 № 06-п утверждена муниципальная Программа Сухобузимского района «Развитие сельских территорий и повышение качества жизни сельского населения Сухобузимского района на 2017-2019 годы». Согласно основным мероприятиям социально-экономического развития, предложено усилить работу по созданию условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продукции, поддержки экологического равновесия по следующим подпрограммам:
1. «Модернизация цеха по переработке молока» - с 30 тонн в сутки до 50 тонн в с. Шила.
2. «Строительство откормплощадки на 1250 голов» - в д. Абакшино;
3. «Строительство картофелехранилища площадью 1000 м2 на 2000 тонн картофеля» - в с. Миндерла.
4. «Строительство морковного хранилища площадью 1500 м2 на 1500 тонн моркови» - в с. Миндерла.
5. «Строительство локальных очистных сооружений для хозяйственно-бытовых стоков» во избежание нарушений в природоохранной деятельности 1 ед. мощностью до 200 м3/ сутки - в с. Шила».
Расширение деятельности предприятий аграрной сферы обеспечит к 2019 году создание 32 единиц рабочих мест в районе, что обусловит снижение уровня безработицы в сельской местности.
Считаем нужным при формировании взаимодействия на основе ресурсной базы (земля, капитал, труд) и социального потенциала (уровень жизни, качество среды) разработать эмпирические целевые показатели, отражающие развитие конкурентной среды на муниципальном уровне. По нашему мнению, стратегическими показателями развития территории района являются:
- стоимость валовой продукции на душу экономически активного населения в муниципальном образовании;
- количество рабочих мест на инновационной основе (в том числе в структурах малого и среднего бизнеса);
- объём инвестиций в основной капитал предприятий, привлекаемый в муниципальное образование (федеральных, региональных, внебюджетных) для развития производственной деятельности;
- прирост производительности труда, %.
Для системного наращивания уровня взаимодействия между федеральными, региональными и местными органами управления, с учётом региональной специфики и эффективного использования отраслевого потенциала, необходимо разработать стандарт развития конкуренции на муниципальном уровне, включающий типовые формы соглашений, мониторинг эффективности реализуемых проектов по отраслям, перечень показателей, отражающий уровень развития конкуренции в муници-
пальном образовании. Внедрение стандарта развития конкуренции на территории района можно осуществить на основе использования организационно-экономического механизма координации в условиях функционирования социальной корпорации, цель которой направлена на устранение социальной недостаточности и оказание услуг населению, изменение состояния качества жизни в муниципальном сообществе (рис. 2).
Блок 1. Научно-методологический
1. Описание организационно-экономического механизма формирования Социальной корпорации, обеспечивающей координацию.
2. Формирование методической базы функционирования Социальной корпорации (элементы, уровни и охват, целевые параметры взаимодействия, принципы построения, механизм функционирования)
Блок 2. Научно-методический
1. Модель стратегического развития социальной инфраструктуры в регионе (район).
2. Механизм адаптации частно-государственного партнёрства для социальной сферы.
3. Нормативно-методические регламенты управления персоналом корпорации.
4. Методика формирования финансовой системы Социальной корпорации «инвестиционный банк»
Блок 3. Научно-практический
1. Маркетинговые исследования социальной сферы региона.
2. Оценка стратегических перспектив влияния социальной корпорации на развитие сельских территорий и качество жизни населения района.
3. Формирование методики взаимодействия структурных подразделений Социальной корпорации (уровни согласования интересов субъектов кооперации, коммуникации, связи).
4. Разработка методики оценки влияния социальной инфраструктуры на уровень и качество жизни населения региона.
5. Разработка методики оценки влияния института собственности на синер-гетический потенциал функционирования социальной корпорации и формирование стандартов качества жизни.
6. Разработка проекта единого информационного портала социальной корпорации
Рис. 2. Содержание этапов по формированию Социальной
корпорации района
Экономическая оценка функционирования Социальной корпорации определяется по следующей формуле:
UJTJT v (ДПб + ДПс + ДПи) ™ + ™ Л ЧДДск = 2-л-V--+ „»част Л
tï (1 + Г )г
где ЧДДск - чистый дисконтированный доход от организации социальной корпорации, тыс. руб.;
ДПб - финансирование из бюджета (денежный поток в формате поступлений в региональный бюджет по годам), тыс. руб.;
ДПс - социальный эффект (денежный поток в формате сокращения выплат пособий по безработице и прироста заработной платы по годам), тыс. руб.;
ДПи - инфраструктурный эффект (денежный поток в формате дополнительных доходов частных предприятий от совместного с государством участия в инфраструктурных проектах по годам), тыс. руб.;
КВгос - капитальные вложения из бюджетов всех уровней (финансирование осуществляется в порядке государственно-частного партнерства), тыс. руб.;
КВчаст - капитальные вложения хозяйствующих субъектов и населения (приобретение ценных бумаг), тыс. руб.; r - ставка дисконтирования (9,0 %);
i - год реализации механизма государственно-частного партнерства (1, 2...n).
Литература
1. Мордовченков Н.В. Методологические основы формирования инновационной инфраструктуры в экономике региона. - Н. Новгород, 2011. -141 с.
2. Фролова ОЯ. Регулирование социально-экономической деятельности в аграрной сфере региона / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2013. - 315 с.
3. ФЗ-131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». - М., 2003.
4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 г. - Утв. распоряжением Правительства РФ № 2136-р от 30 ноября 2010 г. - М., 2010.
5. Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 г. - Утв. распоряжением Правительства РФ № 151-р от 2 февраля 2015 г. - М., 2015.
6. Закон Красноярского края «О государственной поддержке муниципальных районов Красноярского края, реализующих муниципальные программы, направленные на развитие сельских территорий» № 10-4429 от 21.04.2016. - М., 2016.
7. Постановление Сухобузимского района № 06-пот 16.01. 2017 «Об утверждении муниципальной Программы Сухобузимского района «Развитие сельских территорий и повышение качества жизни сельского населения на 2017-2019 годы». - Красноярск, 2017.