СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.144
реализация системного подхода
в экономическом анализе развития региона
н. П. ЛЮБУШИн, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой антикризисного управления Е-mail: 1иЬ^Ып@П. unn. ги
О. Г. ЧЕРКАСОВА, аспирант кафедры антикризисного управления
Е-таП: olgacherkasova13317@rambler. ги нижегородский государственный университет имени н. И. Лобачевского
В статье дан анализ существующих подходов к оценке уровня развития региона. На основании проведенной оценки финансовой устойчивости субъекта хозяйствования, основанной на методике анализа финансового состояния организации, сделан прогноз дальнейшего развития региона и определен тип экономического развития.
Ключевые слова: финансовая устойчивость, прогнозирование, социально-экономическое развитие.
При разработке стратегий и программ развития экономических систем (национальной, региональной, по видам экономической деятельности) ключевой является проблема надежности прогнозов дальнейшего развития. Эффективная реализация функции прогнозирования социально-экономического развития зависит от используемых методик прогнозирования как на уровне субъектов РФ, так и отдельных хозяйствующих субъектов. По данным Министерства регионального развития РФ, по размеру внутреннего регионального продукта (ВРП) на душу населения российские регионы различаются в 117 раз, а по уровню безработицы -в 78 раз. Неравномерность развития административно-территориальных образований, а также их
большое количество обусловливают необходимость учета региональной специфики не только в целях проведения реформ, но и в решении любых экономических и социальных проблем.
Федеративное государственное устройство многократно усиливает указанную необходимость, поскольку недостаточное внимание к региональным проблемам не только отрицательно сказывается на эффективности экономики и уровне жизни населения, но и может привести к усилению центробежных тенденций в государстве. Поэтому при постановке и осуществлении национальных задач в обязательном порядке должен прорабатываться их территориальный аспект, должны учитываться не только общероссийские, но и региональные интересы. это означает, что экономические и социальные прогнозы развития страны должны содержать территориальный разрез, подкрепляющийся соответствующими региональными прогнозами, отражающими интересы и возможности субъектов РФ. При этом региональные прогнозы должны играть активную роль в формировании стратегических задач государственной политики. В настоящее время используемые механизмы оценки и прогнозирования не объединены в единую систему, в рамках которой можно интегрировать разработки
прогнозов, осуществляемые на федеральном уровне и отдельных субъектов хозяйствования.
Для анализа развития регионов как социально-экономических систем в настоящее время используется ряд методик. В данном исследовании использованы следующие источники:
• оценка финансовой устойчивости бюджетов [8];
• формирование системы показателей оценки доходов и расходов бюджета [2];
• порядок осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, закрепленный приказом Министерства финансов РФ от 03.12.2010 № 552 «О порядке
Характеристика методик ан
осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» [5]. Краткая характеристика методик, приведенных в указанных источниках, представлена в табл. 1.
В качестве объекта исследования была выбрана область А. При оценке развития субъекта и разработке прогноза его дальнейшего развития использованы следующие нормативно-правовые акты:
- Бюджетный кодекс РФ [1];
- закон «О бюджетном процессе в области А»;
- закон «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития области А».
Таблица 1
[иза устойчивости бюджетов
Методика Используемый показатель
Оценка финансовой устойчивости бюджета [8] 1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета: Р < Д + Д, м ' 'с ' 'р' где Рм - минимальные расходы бюджета; Дс - собственные доходы бюджета; Др - регулирующие доходы бюджета. 2. Нормальное состояние бюджета: Р = Д + Д . мср 3. Неустойчивое состояние бюджета: Р = Д + Д + Д, м ' 'с ' 'р ' 'д' где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы. 4. Кризисное состояние бюджета: Р > Д + Д . мср 5. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов: Р = Д /Д. р.с '"»с 6. Коэффициент автономии: К = Дс / Д где Д - общая сумма бюджетных доходов. 7. Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами: К = Д / Д . о.р ' 'с ' 'м 8. Коэффициент бюджетного покрытия: Рб = Д / Р . б.п ' ' м 9. Коэффициент бюджетной задолженности: К = З / Р, б.з ' где З - бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета); Р - общая сумма бюджетных расходов. 10. Коэффициент бюджетной результативности региона: Кб.р = Д/ ч где Ч - среднегодовая численность населения региона. 11. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения: К = р / Ч б.о
Формирование системы показателей оценки результативности доходов и расходов бюджета [2] Показатели доходов (ПД): 1) пд Возобновляемые доходы 1 Всего доходов 2) пд Собственные доходы; 2 Всего доходов 3) пд Регулирующие налоги ; 3 Возобновляемые доходы'
Окончание табл. 1
Методика Используемый показатель
4) пд Поступления от продажи активов 4 Всего доходов
5) пд Денежные поступления 5 Всего доходов
Показатели расходов (ПР.):
1) пр Текущие расходы; 1 Всего доходов
Пр Капитальные расходы 2 Всего доходов
„„ Расходы на бюджетные организации 3) ПР3 =---; Всего доходов
Пр Кредиты предприятиям ; 4 Всего доходов
5) пр Денежные расходы 5 Всего доходов
Показатели состояния бюджета (ПБ)
Всего расходов 1) ПЬ1 = ; Всего доходов
Текущие расходы 2) ПЬ2 =-; Налоговые доходы
Ссуды и кредиты выданные 3) ПЬ3 =-; Ссуды и кредиты погашенные
ПБ Долгосрочная задолженность ; 5 Всего задолженность
Прямой долг 5) ПЬ6 =-; Численность населения
Прямой долг 6) ПБ7 =---; Личный душевой доход
Пролонгированные кредиты /) ПЬ8 = ; Собственные кредиты
Годовое обслуживание долга 8) ПЬ9 =-. Возобновляемые доходы
Порядок осуществления Методика заключается в расчете индикаторов, характеризующих различные аспекты
мониторинга и оценки управления региональными финансами:
качества управления ре- 1) бюджетное планирование;
гиональными финансами 2) исполнение бюджета;
(приказ Минфина России от 3) управление государственным долгом;
03.12.2010 № 552) 4) финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями; 5) управление государственной собственностью и оказание государственных услуг; 6) прозрачность бюджетного процесса; 7) соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса. оценка качества управления региональными финансами осуществляется в баллах и проводится по единым для всех субъектов методологическим принципам на основе значений индикаторов. На основании комплексной оценки качества субъекту присваивается степень качества управления региональными финансами
Информационной базой формирования прогноза явились:
• данные статистического и налогового учета;
• сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренные Правительством РФ;
• прогнозные расчеты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
• прогнозные расчеты министерств и иных органов исполнительной власти в разрезе курируемых видов экономической деятельности;
• программы развития производительных сил муниципальных районов и городских округов;
• прогнозы хозяйствующих субъектов. Прогноз дальнейшего социально-экономического развития области включает в себя следующие
группы показателей:
1) макроэкономические показатели - индекс потребительских цен, динамика валового регионального продукта, инвестиции в основной капитал;
2) реальный сектор экономики - промышленное производство, строительный комплекс, сельскохозяйственное производство, потребительский рынок, малое предпринимательство, внешнеэкономическая деятельность;
3) показатели уровня жизни населения - доходы населения, жилищные условия населения, демог-
Основные бюджетооб социально-экономического развития
рафия и уровень здоровья, занятость населения, криминогенная ситуация, социальная сфера. В соответствии с постановлением правительства области А «О прогнозе социально-экономического развития на 2011 г. и на период до 2013 г.» были определены основные бюджетообразующие показатели социально-экономического развития региона (табл. 2).
По данным прогноза следует, что ожидается увеличение объема отгрузки товаров, а также прибыли организаций. Вместе с тем планируется рост заработной платы, о чем свидетельствует увеличение фонда оплаты труда. Однако имеющийся прогноз не позволяет определить влияние изменения конкретных показателей на изменение общего уровня развития, к бюджетообразующим показателям отнесены объемы производимой продукции и выручка, не учтены предстоящие расходы области, не выявлено, за счет каких ресурсов прогнозируется рост всех показателей.
Из имеющегося прогноза следует, что ожидается увеличение объема отгрузки товаров, а также прибыли организаций. Вместе с тем планируется рост заработной платы, о чем свидетельствует увеличение фонда оплаты труда. Однако имеющийся прогноз не позволяет определить влияние изменения конкретных показателей на изменение общего уровня развития. К бюджетообразующим показателям отнесены объемы производимой продукции и выручка, не учтены предстоящие расходы области,
Таблица 2
разующие показатели
области «А» в 2009-2013 гг., млрд руб.
Показатель 2009 2010 2011 2012 (прогноз) 2013 (прогноз)
Объем отгрузки товаров собственного производства, выполнения работ, услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности (по крупным и средним организациям) 781,8 916,7 1 063 1 237,4 1 446,6
В том числе: по обрабатывающим производствам 495,0 591,7 683,3 788,7 918,9
Прибыль организаций 91,6 101,9 112,2 129,7 152,2
Фонд оплаты труда 226,2 245,1 276,3 319,4 371,6
Розничный товарооборот 317,4 352,8 398,5 457,4 526,8
Платные услуги (по крупным и средним предприятиям) 54,6 60,5 68,6 79,5 92,6
Производство спирта, алкогольной продукции и пива, тыс. дал 24 991,6 22 377 26 029 27 223 29 340
Спирт этиловый из пищевого сырья, тыс. дал 967,3 980 1 010 1 010 1 010
Алкогольная продукция, тыс. дал 3 275,3 2 897 3 030 3 165 3 225
Остаточная стоимость основных средств организаций на конец года 466,4 500,3 528,7 552 575,1
Амортизационные отчисления 41,2 45,3 53,8 60,9 68,7
Источник: составлено авторами на основании официальных данных.
не выявлено, за счет каких ресурсов прогнозируется рост всех показателей.
К недостаткам процесса формирования прогноза социально-экономического развития следует отнести следующие:
• отсутствие законодательно закрепленной методики прогнозирования;
• отсутствие факторного анализа причин изменения основных показателей;
• использование в процессе прогнозирования лишь оптимистичного сценария дальнейшего развития без учета влияния возможных негативных факторов.
Изучение методики и результатов сделанных прогнозов показало, что получаемые данные не совсем корректны, ведь имеются расхождения в показателях, а утвержденный прогноз зачастую не оптимален. Вследствие этого возникают проблемы с исполнением утверждаемых на их основании бюджетов, что приводит к постоянной их корректировке, несоответствию параметров и внеплановому привлечению дополнительных средств.
Для устранения перечисленных выше недостатков в существующих подходах к управлению региональным развитием используем системный подход. Регион рассматривается как целостный
хозяйственный комплекс, состоящий из множества входящих в него организаций. Социально-экономическое развитие региона зависит от эффективности работы совокупности организаций, которая определяется рядом показателей.
Для единства методологической базы расчетов на уровне «организация» и «регион» оценка социально-экономического развития региона проведена с помощью совокупности показателей, используемых при анализе финансового состояния организаций, а именно: коэффициентов текущей платежеспособности, автономии, покрытия и доли собственного капитала в оборотных средствах [6]. Анализ финансовой устойчивости региона проведен с помощью ресурсного подхода, а также проведена оценка выполнения условия наращивания экономического потенциала. Прогноз дальнейшего развития субъекта сформирован с помощью выполненного трендового анализа.
обобщенный анализ финансовой устойчивости региона и прогноз, сделанный с помощью метода экстраполяции, представлены в табл. 3 (в скобках указаны прогнозные годы).
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что условие наращивания экономического потенциала не соблюдается, что приводит к увеличению дефицита в 2009 г. по
Таблица 3
Анализ и прогноз финансовой устойчивости на 2007-2012 гг.
Наименование 2007 (2010) 2008 (2011) 2009 (2012)
Коэффициент автономии (рекомендуемое значение) К > 0,5 авт — '
Текущий период 0,44 0,40 0,42
Прогнозный период 0,43 0,42 0,41
отклонение текущего значения -0,06 -0,10 -0,08
отклонение прогнозного значения -0,07 -0,08 -0,09
Коэффициент текущей платежеспособности (нормативное значение) К < 3 тек. пл. —
Текущее значение 3,46 3,45 3,60
Прогнозное значение 3,43 3,50 3,57
отклонение текущего значения 0,46 0,45 0,60
отклонение прогнозного значения 0,43 0,50 0,57
Коэффициент покрытия (рекомендуемое значение) 1,3 < К < 1,7 ' — покр. — '
Текущее значение 0,29 0,29 0,27
Прогнозное значение 0,29 0,28 0,27
отклонение текущего значения отклонение отклонение отклонение
отклонение прогнозного значения отклонение отклонение отклонение
Доля собственных оборотных средств (рекомендуемое значение) К > 0,1 д. с. о. с — '
Текущее значение 0,43 0,12 0,29
Прогнозное значение 0,35 0,28 0,21
отклонение текущего значения норма норма норма
отклонение прогнозного значения норма норма норма
Источник: составлено авторами.
сравнению с 2007-2008 гг. В 2008 г. платежеспособность осталась на прежнем уровне, несмотря на увеличение размера обязательств. В то же время среднемесячная выручка выросла незначительно. Значение коэффициента автономии по-прежнему ниже рекомендуемого значения, чему способствовало уменьшение величины капитала и резервов. Степень обеспеченности краткосрочных обязательств оборотными активами осталась прежней, однако размер краткосрочных обязательств увеличился.
Доля собственного капитала в оборотных средствах достигла критической отметки, т. к. уменьшился объем капитала и резервов, а также оборотных средств, в то время как размер долгосрочных обязательств и внеоборотных активов вырос. Несмотря на то, что размер обязательств области в 2009 г. сократился, платежеспособность ухудшилась. Это вызвано уменьшением оборотных активов. Нехватка оборотных средств приводит к усугублению значения коэффициента покрытия. Значения коэффициента автономии и доли собственного капитала в оборотных средствах несколько увеличились, однако это произошло вследствие сокращения размера капитала и резервов, оборотных средств, внеоборотных активов и долгосрочных обязательств.
Помимо традиционного метода анализа, основанного на расчете коэффициентов, используем
Определение типа экономического
ресурсный подход к определению финансовой устойчивости региона. С помощью ресурсного подхода оценивается интенсивность использования ресурсов, определяется тип экономического развития. В результате применения ресурсного подхода находятся резервы снижения удельного расхода ресурсов. Определение типа экономического развития области с использованием ресурсного подхода, изложенного в работе [3], представлено в табл. 4.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующий вывод. Прирост выручки в течение исследуемого периода обеспечивался за счет увеличения основных фондов. Неэффективность использования данного вида ресурсов подтверждается уменьшением фондоотдачи, что свидетельствует об экстенсивном типе развития. В кризисном 2009 г. произошел стремительный рост оборачиваемости оборотных средств, несмотря на их значительное сокращение. Этот факт способствовал увеличению доходов, однако такая тенденция продержалась недолго. Уже в 2010 г. оборачиваемость ресурсов начала снижаться, стабилизации ситуации не способствовало даже увеличение оборотных активов. Проведенный анализ свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов (интенсивный тип экономического развития по данному ресурсу - см. табл. 4). Сокращение числа
Таблица 4
развития области А в 2007-2010 гг.
Наименование 2007 2008 2009 2010
Внеоборотные активы, тыс. руб. 122 893 154,20 136 971 242,10 214 062 840,31 234 990 831,68
Фондоотдача, руб./руб. 0,49 0,53 0,36 0,36
АМ(8), % - 100,88 743,45 111,44
ЩР), % - -0,88 -643,45 - 11,44
Тип экономического развития - Экстенсивный Экстенсивный Экстенсивный
Оборотные активы, тыс. руб. 11 684 721,67 12 888 346,71 7 436 654,93 12 187 983,25
Коэффициент оборачиваемости 5,16 5,58 10,41 6,91
АЫ(С), % - 90,72 -558,74 728,24
ЩК^ % - 9,28 658,74 -628,24
Тип экономического развития - Экстенсивный Интенсивный Экстенсивный
Человеческий ресурс, тыс. чел. 2 158 2 155 2 151 2 148
Выработка, тыс. руб./чел. 27 936,28 33 398,35 35 993,59 39 206,09
АЫ(Ч), % - -1,22 -2,45 -1,59
АМ(В), % - 101,22 102,45 101,59
Тип экономического развития - Интенсивный Интенсивный Интенсивный
Примечание:
АЫ(5) - изменение объема выручки за счет изменения средней стоимости основных средств, %; А^р) - изменение объема выручки за счет изменения фондоотдачи основных средств, °%; АМ(С) - изменение объема выручки за счет изменения средней стоимости оборотных средств, %; АМ(Коб) - изменение объема выручки за счет изменения оборачиваемости оборотных средств, %; АЫ(Ч) - изменение объема выручки за счет изменения численности работников, %; АМ(В) - изменение объема выручки за счет изменения выработки, %.
работающих не сказалось на выработке, за счет ее повышения происходил прирост доходов.
Условие наращивания экономического потенциала не выполняется, т. к. в бюджете области присутствует дефицит бюджета на протяжении всего исследуемого периода. В ходе анализа отмечено, что оборотные и внеоборотные средства используются нерационально, более рациональное использование указанных активов будет способствовать повышению результирующего показателя (выручки) и стабилизации экономического положения региона. В целом тип экономического развития субъекта можно охарактеризовать как преимущественно экстенсивный.
Предлагаемая методика позволяет устранить недостатки существующих подходов, а именно:
• разрешает учитывать происходящие изменения внутренней и внешней среды;
• предоставляет возможность прогнозирования дальнейшего развития и результатов принимаемых решений;
• обеспечивает разработку различных вариантов развития событий и изменения основных показателей;
• обеспечивает решение не только текущих проблем, но и предоставляет возможность недопущения кризисных ситуаций;
• позволяет оценить эффективность использования имеющихся ресурсов и выявить резервы, с помощью которых возможна стабилизация экономического положения.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в прогнозном периоде ожидается ухудшение финансового состояния, что обусловлено следующими факторами:
- значительным ростом значения коэффициента текущей платежеспособности, что может являться следствием увеличения обязательств, объем которых не сможет покрыть предполагаемый прирост выручки;
- недостаточным объемом собственных оборотных средств;
- формированием активов региона преимущественно за счет заемного капитала.
Во-вторых, наличие экстенсивных факторов развития свидетельствует об имеющихся резервах. В результате оценки типа экономического развития региона с помощью ресурсного подхода выявлено наличие экстенсивных факторов развития, характеризующих неэффективность использования ресурсов и сдерживающих прирост выручки. К таким
факторам отнесено использование основных средств и оборотных активов. Развитие инновационного потенциала, финансируемого за счет инвестиционных средств, в первую очередь должно быть направлено на обновление и модернизацию основных фондов, внедрение технических и технологических новшеств в использовании оборотных активов, способствующих повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличению выручки.
Применение указанной методики позволяет обоснованно выбрать приоритетные направления финансирования инновационной деятельности. С использованием изложенных способов прогнозирования основных финансовых показателей определяются пределы возможной результативности внедрения новшеств и степень влияния полученных результатов на уровень социально-экономического развития региона.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: справ. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Любушин Н. П., Бабичева Н. Э., Галушкина А. И., Козлова Л. В. Анализ методов и моделей оценки финансовой устойчивости // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 1.
4. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608.
5. О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами: приказ Минфина России от 03.12.2010 № 552.
6. Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций: приказ ФСФО России от 23.01.2001 № 16.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http//www.gks.ru.
8. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: учеб. для вузов / под ред. проф. г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
9. Яшина Н. И. Анализ территориальных бюджетов: совершенствование методологических и практических аспектов: монография. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006.