20 (209) - 2013
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 330.342:504
реализация региональной
экологической политики в целях обеспечения устойчивого эколого-экономического развития
Н. Н. ЯШАЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: natalij2005@mail. ru
Институт менеджмента и информационных технологий (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, г. Череповец
В статье проанализирована сущность экологической политики, выявлены ее особенности на примере Вологодской области, указаны мероприятия, проводимые в рамках реализации экологической политики, ориентированные на предотвращение экологического ущерба.
Ключевые слова: экологическая политика, региональная экологическая политика, охрана природной среды, Вологодская область.
На современном этапе существенно возрастает роль экологического фактора в социально-экономическом развитии государства. Проблемы охраны окружающей среды являются актуальными и глобальными как в России, так и за рубежом. Для сохранения в мире природного баланса возникает необходимость внедрения и совершенствования экологической политики в каждой стране. Формирование и реализация экологической политики объясняется техногенным типом экономического развития, вызывающим истощение и деградацию природных ресурсов, рост загрязнения окружающей среды, ухудшение качества жизни населения и другие негативные последствия. Разработка теоретических и практических аспектов региональной экологической политики может стать важным этапом в обеспечении экологической безопасности государства.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике обусловил необходимость формирования новой законодательной базы, в том числе и в природоохранной сфере. В отечественном законодательстве начиная с 1990-х гг. было принято значительное количество нормативно-правовых документов экологической направленности, а именно: кодексы Российской Федерации (Водный, Земельный, Лесной), федеральные законы:
• от 10.01.2002 N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) (далее — Закон № 7-ФЗ);
• от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012);
• от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 21.11.2011);
• от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012);
• от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 28.07.2012);
• от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об энергосбережении», «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012);
• от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012) и др.
В последующем эти законодательные документы не единожды корректировались. При этом неко-
- 33
торые изменялись в сторону деэкологизации. Так, Закон № 7-ФЗ во многом повторяет закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.
Большинство норм Закона № 7-ФЗ является отсылочным и требует дополнительно принятия нормативных актов. Лесной и Водный кодексы Российской Федерации, принятые в 2006 г., рассматривают лес и водные объекты как ресурсы и не устанавливают механизмов их охраны как составляющих окружающей среды [15].
Таким образом, большинство документов экологического законодательства не в полной мере отвечают текущим требованиям эколого-экономи-ческого развития государства и представлены декларативно. Во многих законодательных документах природоохранной направленности поставлены цели и задачи экологической деятельности, но не указано, каким образом они будут решаться. Недостаточно предусмотрено экономических стимулов для рационального природопользования, что в итоге приводит к существенным экономическим потерям.
Важнейшим шагом в развитии экологического законодательства стало утверждение Президентом РФ 30.04.2012 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., в которых определены цель, принципы, задачи, а также механизмы реализации экологической политики государства на долгосрочную перспективу. Однако на современном этапе в российском законодательстве отсутствует четкое определение экологической политики, не смотря на то, что в нормативно-правовых документах часто употребляются такие термины, как «государственная политика в области экологии», «государственная политика в области экологического развития», «государственная политика в области охраны окружающей среды» и др.
Термин «экологическая политика» широко используется как в научной, так и в практической литературе. Экологическая политика является предметом изучения в политологии, юриспруденции, философии, социологии и других дисциплинах. При этом ученые и практики дают различные трактовки сущности экологической политики.
Ученые Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, А. Л. Новоселов, Н. В. Чепурных определяют экологическую политику, например, как систему мероприятий, направленных на регуляцию взаимодействия общества и природы в целях сохранения природной среды [18].
По мнению А. Д. Урсула, природоохранная политика представляет собой стратегию выживания и развития цивилизации в условиях сохранения окружающей природной среды и прежде всего биосферы [13].
В диссертационном исследовании Г. Е. Меку-ша под экологической политикой подразумевается целенаправленная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В Экологическом энциклопедическом словаре под экологической политикой понимается система мероприятий, связанных с целенаправленным воздействием общества на природу в целях предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий такого воздействия [17].
Одной из первых среди субъектов РФ к разработке экологической политики приступила Кемеровская область. В Концепции экологической политики Кемеровской области под экологической политикой были обозначены действия для достижения поставленных экологической стратегией целей, рассчитанных на возможности и сроки достижения в области охраны окружающей среды, сохранения здоровья населения и рациональной эксплуатации природных ресурсов, а также использования экологических отношений для решения политических, социальных и экономических задач [8].
На уровне Российской Федерации ряд аспектов экологической политики закреплен в нормативно-правовых и стратегических документах, целевые ориентиры некоторых из них в сфере охраны окружающей среды представлены в табл. 1.
Обобщая вышесказанное, на взгляд автора, можно дать следующую трактовку экологической политике.
Экологическая политика — это целенаправленная и согласованная деятельность федеральных, региональных и местных органов власти во взаимодействии с обществом и хозяйствующими субъектами по стабилизации экологического равновесия с целью устойчивого территориального развития.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации, прописанными в Указе Президента РФ № 803 от 03.06.1996 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», являются предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая
Таблица 1
Нормативно-правовые документы РФ, содержащие аспекты экологической политики
№ п/п Источник Содержание положений об экологической политике
1 Конституция Российской Федерации Статья 71 указывает, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации. Статья 114 указывает, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии
2 Экологическая доктрина Российской Федерации [16] Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Основные направления государственной политики в области экологии: • обеспечение устойчивого природопользования; • снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение; • сохранение и восстановление природной среды; • обеспечение устойчивого природопользования
3 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) [11] Определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7] Цель экологической политики — значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация программы экологического развития является важнейшим вкладом Российской Федерации в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия
5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [12] Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата
6 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [9] Стратегическими целями государственной политики в области экологического развития являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики; сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду; укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
защита регионов [10]. Данные цели тесно взаимосвязаны с направлениями экологической политики государства. Возросшая самостоятельность субъектов РФ дала возможность для разработки экологической политики в каждом регионе. Региональная экологическая политика должна учитывать территориальные интересы, в частности, социально-экономические и природно-климатические особенности субъекта РФ.
Под региональной экологической политикой, по мнению ученых Г. С. Ферару, А. Ф. Растворцева,
А. М. Благадыревой, изложенному в книге «Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики», следует понимать единую согласованную систему мероприятий, направленных на обеспечение экологических нужд региона.
Природоохранная политика является одним из обязательных условий сохранения безопасности, обеспечения социально-экономической и геополитической стабильности, а также реализации региональной модели устойчивого развития.
Основные направления региональной политики в сфере охраны окружающей среды должны быть нацелены [14]:
• на экологически обоснованное размещение производства;
• на экологически безопасное развитие всех видов экономической деятельности;
• на рациональное использование природных ресурсов;
• на предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах страны между развитием производства и сохранением экологического равновесия;
• на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
• на обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении региональных проблем;
• на совершенствование системы управления в природоохранной деятельности. Рассмотрим роль и особенности природоохранной политики в экономическом развитии еще одного субъекта РФ — Вологодской области. Основы экологической политики Вологодской области были закреплены в следующих региональных документах:
• постановление Правительства Вологодской области от 25.03.2008 № 558 «О Стратегии рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года»;
• постановление Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1228 «Об утверждении государственной программы Вологодской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013—2020 годы»;
• постановление Правительства Вологодской области от 14.01.2013 № 28 «Об основах комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области» и др.
На основании нормативной документации, по мнению автора, можно сделать вывод, что цель, принципы и задачи природоохранной политики практически совпадают.
Органом государственного управления состоянием окружающей среды региона с 2000 г. является департамент природных ресурсов и охраны окружа-
ющей среды Вологодской области. Во всех муниципальных образованиях этого субъекта РФ созданы структурные подразделения, регулирующие сферу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Согласно государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году», подготовленному Минприроды России, Вологодская область входит в первую десятку регионов, в которых отмечается наибольший объем выбросов от стационарных источников. Металлургическое предприятие ОАО «Северсталь» занимает 2-е место в перечне хозяйствующих субъектов России с наибольшим объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Город Череповец входит в список ста самых загрязненных городов по комплексному индексу загрязнения атмосферы и занимает 53-е место. По данным субъектов Российской Федерации, Вологодская область занимает 9-е место в перечне регионов с некачественной водой водопроводов (30,2 % проб, отобранных в 2011 г., не соответствовало санитарно-гигиеническим нормативам) [1].
Площадь особо охраняемых природных территорий в регионе составляет 6,1 % от площади области, что значительно ниже общероссийского показателя (около 12 %) и рекомендованного Европейской экономической комиссией ООН (10—15 %) [6]. Основные эколого-экономические характеристики Вологодской области представлены в табл. 2.
Экологическая деятельность региона организована в рамках целевых программ в сфере охраны вод, обращения с отходами, лесопользования, развития земельных отношений и других программ, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды. Это такие целевые программы, как «Вода Вологодчины на 2011—2020 годы», «Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011—2015 годы», «Экологическая безопасность и рациональное природопользование Вологодской области на
2009—2011 годы», «Юные творцы природы на
2010—2012 годы», «Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования для оснащения специализированных учреждений по охране лесов от пожаров в 2011 году», «По охране и воспроизводству объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории Вологодской области на 2008—2012 годы», «Сохранение и повышение эффективности воспроизводства
Таблица 2
Общие и экологические показатели Вологодской области за 2011 г. [1]
№ п/п Общий показатель
1 Площадь субъекта, тыс. га 14 452,7
2 Численность населения, тыс. чел. 1 198,5
3 Оценочный валовой региональный продукт (ВРП) на 01.01.2012, млн руб. 307 800
Основной экологический показатель
1 Интенсивность выбросов на единицу ВРП, т/млн руб. 1,9
2 Доля населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, % 26,3
3 Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов, % 30,5
4 Качество питьевой воды (доля проб, соответствующая стандартам качества), % 69,8
5 Интенсивность образования отходов на единицу ВРП, т/млн руб. 52,538
6 Интенсивность образования твердых бытовых отходов (ТБО) на душу населения, т/чел. 0,479
7 Энергоемкость экономики (т н. э. /ВРП), т н. э. /млн руб. 31,329
особей зубра на территории Вологодской области на 2009—2014 годы», а также городские и районные программы.
Реализация целевых программ включает в себя выполнение ряда мероприятий, ориентированных на достижение определенных показателей. Финансирование экологических программ осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств предприятий-природопользователей. Данные об объемах инвестиций на экологические программы и мероприятия природоохранного назначения в Вологодской области за 2007—2011 гг. представлены в табл. 3.
Анализ данных табл. 3 свидетельствует о том, что основным источником инвестирования экологической политики области являются средства предприятий, доля которых за 2007—2011 гг. находилась в пределах 57—85 %. Финансирование экологических программ и мероприятий за счет средств из федерального бюджета имеет тенденцию к снижению. Основная нагрузка бюджетного источника финансирования перераспределилась на областной бюджет и муниципальные.
В целях реализации эффективной региональной экологической политики необходимо осуществлять контроль за сроками, этапами реализации, а также финансированием экологических программ и природоохранных мероприятий. Для этого необходимы своевременная проверка графиков выполнения программ, проведение плановых и внеплановых проверок, проверка отчетов об использовании денежных средств, потраченных на финансирование проекта.
На основании докладов о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области за 2007—2011 гг., составленных департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, автором статьи в табл. 4 обобщены данные по расходам на природоохранные мероприятия и предотвращению экологического ущерба за соответствующие периоды. По представленным данным наблюдается постепенное увеличение величины предотвращенного экологического ущерба по Вологодской области.
Государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального природополь-
Таблица 3
Инвестиции в экологические программы и мероприятия природоохранного назначения в Вологодской области [3, 4, 6]
Год
Источники 2007 2008 2009 2010 2011
финансирования Млн % Млн % Млн % Млн % Млн %
руб. руб. руб. руб. руб.
Федеральный бюджет 326,3 13,1 401,9 12,3 32,0 1,5 39,2 1,3 83,3 3,1
Областной бюджет 431,2 17,3 725,2 22,2 96,8 4,5 474,6 15,8 558,2 20,6
Бюджеты муниципальных 34,4 1,4 205,8 6,3 193,1 9,0 96,5 3,2 521,9 19,3
образований
Средства предприятий 1 697,2 68,2 1 940,8 59,2 1 831,7 85,0 2 395,6 79,7 1 539,7 57,0
Всего... 2 489,1 100,0 3 273,7 100,0 2 153,6 100,0 3 005,9 100,0 2 703,1 100,0
Таблица 4
Расходы на природоохранные мероприятия и предотвращенный экологический ущерб по направлениям и видам деятельности в Вологодской области в 2007—2011 гг., млн руб. [2—6]
Направление Расходы на природоохранные мероприятия Предотвращенный экологический ущерб
деятельности 2007 2008 2009 2010 2011 2007 2008 2009 2010 2011
Атмосфера 1 963,6 2 237,5 1 407,0 1 076,6 1 323,7 1 283,7 780,8 1 127,3 1 063,5 757,8
Водные 358,8 936,4 655,3 2 030,3 1 272,7 222,3 207,2 83,5 468,2 246,2
ресурсы
Земельные 255,5 691,7 425,9 413,6 337 4 295,2 4 836,2 3 954,5 4 990,8 5 942,9
ресурсы
и отходы
Биоресурсы 1,4 1,5 1,1 0,2 1,2 0 0 9,7 0 0
Экологическое 8,6 8,0 5,6 9,2 7,5 0 0 0 0 0
образование
и просвещение
Особо охраняе- 73,6 2,2 1,7 1,7 6,9 0 0 0 0 0
мые природные
территории
Мониторинг 17,0 19,0 33,2 23,5 34,4 0 0 0 0 0
Прочие 9,5 3,3 5,7 6,2 1,1 0 0 0 0 0
Всего... 2 688,0 3 899,6 2 535,5 3 561,3 2 984,5 5 801,2 5 824,2 5 175,0 6 522,5 6 946,9
зования в российских регионах осуществляется через экологический контроль.
Проведение государственного экологического контроля в Вологодской области регламентировано постановлением губернатора от 02.11.2009 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на территории Вологодской области, в том числе за охраной атмосферного воздуха, за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), за использованием и охраной водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий».
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ государственный экологический контроль может осуществляться только федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Итоги государственного экологического контроля на территории области за 2007—2011 гг. представлены в табл. 5.
По сравнению с 2007 г. в 2011 г. произошло общее снижение количества проверок на 17,9 %. Стоит заметить существенный рост внеплановых проверок, выросших за исследуемый период в 2,2 раза. Количество выявленных нарушений в сфере экологического контроля существенно снизилось, а именно: с 2007 по 2011 г. — на 45 %. Для устранения экологических правонарушений в 2011 г. было внесено 856 предписаний, что на 2 020 меньше, чем в 2007 г.
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Объем денежных средств, поступивших в бюджет региона от проведения экологической экспертизы, составил в 2011 г.
Таблица 5
Итоги работы по осуществлению государственного экологического контроля в Вологодской области [2—6]
Год Количество проверок Выявлено нарушений Выдано предписаний Выполнено предписаний
Всего Плановые Внеплановые
2007 3 211 2 251 960 3 882 2 876 1 144
2008 3 390 2 600 790 4 325 2 353 1 090
2009 2 491 1 023 1 468 3 167 1 568 895
2010 2 503 705 1 798 2 224 1 029 705
2011 2 636 568 2 068 2 134 856 504
Таблица 6
Результаты работы департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по проведению экологической экспертизы [6]
Показатель Год 2011 г. к 2007 г.
2007 2008 2009 2010 2011
Количество выданных заключений государственной экологической экспертизы, ед. 38 66 71 65 68 178,9 %
Доходы областного бюджета от проведения государственной экологической экспертизы, тыс. руб. 427,59 652,02 619,93 556,50 1 017,84 238,0 °%
1 017,84 тыс. руб. Данные о результатах работы по государственной экологической экспертизе представлены в табл. 6.
На территории региона в 1994 г. была создана единая областная система экологического мониторинга (с 2002 г. преобразовалась в систему комплексного мониторинга окружающей среды Вологодской области), обеспечивающая комплексность наблюдений за состоянием окружающей среды и анализ загрязняющих факторов. В области постоянно проводятся мониторинги состояний атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель, почв, растений, водных биоресурсов.
Составляющей частью экологической политики Вологодской области являются экологическое образование, просвещение и информирование.
Эффективность региональной природоохранной политики может определяться с помощью сравнительного анализа основных экологических и экономических показателей территории края, проводимого за несколько лет. Данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, отражающие динамику некоторых анализируемых показателей, представлены в табл. 7.
Положительные результаты проводимой в области экологической политики очевидны, так как в целом улучшились показатели, отражающие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы. Основными условиями для реализации эффективной природоохранной политики в регионе, на взгляд автора, должны стать:
• совершенствование природоохранной нормативно-правовой базы;
• обеспечение доступности и полноты информации об экологической обстановке в регионе;
• разработка механизмов стимулирования для предприятий-природопользователей, реализующих экологические программы и мероприятия;
• подготовка кадров, специализирующихся на проблемах окружающей природной среды;
• аккумуляция финансовых ресурсов в целях реализации экологических программ и др. Таким образом, в российских регионах напряженность в сфере охраны окружающей среды может быть устранена с помощью реализации экологической политики, которая является важнейшей составляющей социально-экономической политики и стабильного развития. Для устойчивого эколого-
Таблица 7
Динамика показателей, определяющих эффективность экологической политики в Вологодской области
Показатель Год 2011 г. к 2000 г., °%
2000 2007 2011
Забор воды из природных водных объектов для использования, млн м3 737 757 569 77,2
Объем сброса сточных вод, млн м3 663 674 514 77,5
Сброс загрязненных сточных вод, млн м3 241 156 157 65,1
Экономия свежей воды за счет оборотного водоснабжения, % 86 86 89 1,03
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс. т 478 463 469 98,1
Использование и обезвреживание отходов производства и потребления, % 64,7 64,4 73,5 113,6
Затраты предприятий на охрану окружающей среды, млн руб. 767,3 2 295,2 2 310,8 301,2
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн руб. 180,6 1 375,3 2 273,7 1 259,0
Источник: рассчитано по: URL: http://www. vologdastat. gks. га.
экономического развития российских территорий необходимо четко и грамотно разрабатывать и последовательно реализовывать все направления природоохранной политики, такие как нормативно-правовое обеспечение сферы охраны окружающей среды и природопользования, финансирование природоохранной деятельности, реализация экологических программ, государственный контроль и надзор, экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды и др.
Деятельность в сфере охраны окружающей среды должна быть, с одной стороны, стабильной, а с другой — достаточно динамичной, способной корректироваться с учетом эколого-экономической ситуации в регионе. Природоохранная политика должна быть тесно взаимосвязана со стратегией развития территории края, иметь четкое экономическое обоснование с учетом финансовых возможностей региона.
Список литературы
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году». URL: http://www. mnr. gov. ru/regulatory/ list. php?Part =1392.
2. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2007 г. Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. URL: http://www. info@vologda-oblast. ru.
3. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2008 г. Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. URL: http://www. info@vologda-oblast. ru.
4. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2009 г. Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. URL: http://www. info@vologda-oblast. ru.
5. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2010 г. Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. URL: http://www. info@vologda-oblast. ru.
6. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2011 г. Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. URL: http://www. info@vologda-oblast. ru.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009).
8. Майер Ф. О., Перфильев Е. В. Рекомендации по разработке концепции региональной экологической политики на примере реализации проекта «Разработка Концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности». Новокузнецк: РОО «ИнЭкА». 2002.
9. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утверждены Президентом РФ 30.04.2012.
10. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 № 803.
11. Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012).
12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.
13. Урсул А. Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию // Социально-политический журнал. 1997. № 2. С. 34—36.
14. ФераруГ. С., Растворцев А. Ф., Благадырева А. М. Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 27—36.
15. Хмелева Е. Н. Основные тенденции развития экологического законодательства / Сборник материалов Всероссийской конференции «Экологические проблемы регионов России и способы их решения» (19—20 апреля 2012 г.). Санкт-Петербург. URL: http://www. bellona. ru/filearchive/fil_Bellona_EU_ sbornik_2012.pdf.
16. Экологическая доктрина Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р.
17. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 1999.
18. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов / под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство. 2003.