Научная статья на тему 'Формирование рынка экологических услуг как фактора социально-экономического развития региона'

Формирование рынка экологических услуг как фактора социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшалова Н. Н.

В статье определены роль и значимость формирования рынка экологических услуг в регионах. Обозначены особенности, проблемы и направления развития экологического предпринимательства и рынка природоохранных услуг. Предложены рыночные и административные инструменты регулирования региональных рынков экологических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка экологических услуг как фактора социально-экономического развития региона»

УДК 332.1: 330.15

формирование рынка экологических услуг как фактора социально-экономического

развития региона

н. н. яшалова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: natalij2005@mail. ru институт менеджмента и информационных технологий -филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце

В статье определены роль и значимость формирования рынка экологических услуг в регионах. Обозначены особенности, проблемы и направления развития экологического предпринимательства и рынка природоохранных услуг. Предложены рыночные и административные инструменты регулирования региональных рынков экологических услуг.

Ключевые слова: Вологодская область, рынок экологических услуг, экологическое предпринимательство, рыночные инструменты, административные инструменты.

Экологические факторы существенно влияют на социально-экономическое развитие регионов. Благополучная обстановка в сфере окружающей среды считается одним из ключевых условий сохранения здоровья населения и формирования экологоориентированных экономических интересов. В условиях высокой конкуренции на мировом рынке уровень природоохранной деятельности предприятий становится одним из значимых факторов конкурентоспособности. Ежегодно в стране создаются и открываются тысячи предприятий и организаций, которые становятся активными природопользователями. При осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности должны быть учтены все требования по охране окружающей среды. В условиях экологического сопровождения производственных процессов назрела необходи-

мость формирования и развития рынка экологических услуг.

Проведенный анализ литературных источников показал, что в настоящее время не выработано системное представление о теоретических аспектах организации и хозяйствования рынка экологических услуг, а также не разработано единой классификации работ и услуг в сфере охраны окружающей среды. Понятие «рынок экологических услуг» отсутствует в российском законодательстве, в то же время термин «услуги природоохранного назначения» успешно применяется. Экономическая литература и отечественное законодательство не содержат критериев отнесения оказываемых работ и услуг к природоохранным. По мнению автора, рынок экологических услуг представляет собой сферу взаимодействия юридических и физических лиц по осуществлению и реализации экологических и вспомогательных видов деятельности, направленных на минимизацию экологического ущерба. Региональный рынок экологических услуг включает исследовательские, инженерно-экологические, правовые работы, а также проведение экологического аудита, страхования, консультаций, экологической экспертизы, паспортизации, метрологической аттестации и стандартизации, лицензирования и др.

В России рынок услуг по охране окружающей среды не имеет стабильной структуры, является ненасыщенным и находится в стадии формиро-

вания. В развитых зарубежных странах предпринимательство в сфере охраны окружающей среды играет главную роль при решении вопросов практической природоохранной деятельности, поскольку обеспечивает товарное наполнение рынка природоохранной продукции, работ и услуг. Все виды деятельности экологически ориентированного малого бизнеса можно отнести к инновациям природоохранного характера, так как они направлены на достижение экологически устойчивого развития. К ним относятся [1, 4]:

- маркетинговые услуги, направленные на изучение потребностей природопользователей в природоохранном оборудовании, приборах, материалах и других материально-технических ресурсах;

- работы и услуги по установке, техническому обслуживанию и ремонту контрольно-измерительного и другого оборудования природоохранного назначения;

- работы и услуги по обращению с отходами, включая рекультивацию нарушенных земель;

- услуги, связанные с проведением оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, экологической стандартизации и эко-лого-экономического аудита;

- услуги по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации.

Функции рынка экологических услуг следующие [10]:

- санирующая (очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов);

- информационная (предоставляет участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве поставляемых работ/услуг);

- посредническая (способствует налаживанию технологических и экономических связей между конкретными участниками общественного производства);

- ценообразующая (формирует цены на основе общественно необходимых затрат);

- регулирующая (обеспечивает управление процессами рационального природопользования и охраны окружающей среды).

Вологодская область, являясь одним из индустриально развитых регионов России, заняла в 2010 г. 10-е место по объему продукции промышленности на душу населения в Российской Федерации и 3-е место по Северо-Западному федеральному округу.

Основой экономики является промышленность, доля которой в структуре валового регионального продукта составляет более половины. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую природную среду представлено в табл. 1, данные в которой свидетельствуют, что в 2010 г. прирост объемов производства в промышленности Вологодской области составил 10,7 %. Серьезное влияние на качество поверхностных вод оказывает сброс загрязненных сточных вод. Забор воды из водных источников в 2010 г. составил 631,2 млн м3 (102,7 % к 2009 г., 91,2 % к 1995 г.). Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения с 1995 по 2010 г. снизился с 743,1 до 473,9 тыс. т, т. е. в 1,6 раза, что демонстрирует эффективную работу очистных установок. Наличие в Вологодской области большого числа предприятий предопределяет образование значительного объема отходов производства и потребления, а многосекторальная хозяйственная структура обусловливает их широкий спектр и рост. При этом наблюдается положительная динамика переработки отходов, например, в 1995 г. этот показатель составил 27 %, а в 2010 г. — 87,2 %.

Экологическая безопасность Вологодской области выступает главным условием для устойчивого развития региона. Обеспечение сохранения экосистемы и поддержание требуемого качества окружающей среды зависят от состояния и уровня оказываемых на территории области услуг природоохранного характера. Предприятия и организации региона в процессе осуществления хозяйственной деятельности решают вопросы использования природных ресурсов, таких как вода, воздух, земля. В настоящее время хозяйствующие субъекты должны:

1) оформлять права водопользования;

2) получать лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод для предприятий;

3) утверждать проект зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;

4) получать разрешение на сброс и выброс загрязняющих веществ;

5) получать лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению опасных отходов;

6) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и др.

Крупнейшие предприятия Вологодской области для повышения конкурентоспособности, выхода

Таблица 1

Динамика индекса промышленного производства и факторов воздействия на природную среду в Вологодской области

Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Число предприятий и организаций 16 156 22 469 31 420 33 882 36 384 38 566

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 106,7 107,7 106,5 95,8 90,5 110,7

Забрано свежей воды, млн м3, всего 691,9 737,5 661,4 742,1 614,9 631,2

Сброс загрязненных сточных вод, млн м3, всего 268,4 240,6 172,2 146,2 132,6 151,7

Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, тыс. т 743,1 478,0 478,3 459,1 411,7 473,9

Образование отходов производства, млн т 7,4 7,0 16,4 6,2 14,8 14,8

Использование, обезвреживание, переработка отходов, млн т 2,0 4,2 10,2 10,5 11,9 12,9

Источник: [3, 8].

на мировые рынки пользуются услугами природоохранного назначения зарубежных компаний и реализуют мероприятия по экологической безопасности (табл. 2).

Достаточно развитая в социально-экономическом отношении Вологодская область испытывает ряд проблем в формировании и развитии рынка экологических услуг. Проведенный автором анализ интернет-ресурсов по выявлению фирм, предлагающих и осуществляющих природоохранные услуги на территории региона, позволил сформулировать вывод о том, что работы в сфере экологии оказывают незначительное количество предприятий. Данные фирмы сосредоточены в промышленных

центрах Вологодской области: в городах Вологда (10 компаний) и Череповец (7 компаний), оказывающих локальное воздействие на все сферы природной среды региона [6].

Основной спектр экологических услуг организаций включает в себя экологическое сопровождение предприятий, проектные инженерно-экологические изыскания, лабораторные исследования, переработку и утилизацию отходов. Ряд организаций предлагает проведение экологического аудита, экологической сертификации, экологического мониторинга.

Проведенный анализ литературных источников по формированию и развитию рынка экологических

Таблица 2

Экологическая ответственность ведущих предприятий Вологодской области

Предприятие Мероприятия по экологической ответственности

Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» ОАО «Северсталь» - первая металлургическая компания России, которая в 1999 г. разработала, внедрила и сертифицировала систему управления, соответствующую международным требованиям и требованиям российского законодательства по охране окружающей среды (ISO 14001). Получение ОАО «Северсталь» экологической сертификации повышает конкурентоспособность продукции как на отечественном, так и на зарубежных рынках, поскольку: - держатель экологического сертификата может рекламировать свою продукцию в СМИ; - только при наличии экологического сертификата на производство продукции производитель может присвоить ей марку «Экологически чистая продукция»; - выполняются требования зарубежных партнеров о сертификации системы экологического менеджмента; - выполняются требования инвесторов (экологический сертификат необходим для подтверждения экологической состоятельности); - при налаженной системе экологического менеджмента легче выполнять требования органов государственного контроля. Все результаты деятельности в области охраны окружающей среды открыты и доступны для всех заинтересованных сторон. Система экологического менеджмента направлена на планирование целей по снижению вредного воздействия на окружающую среду, на предупреждающие действия, на переход от реактивного мониторинга к активному, т. е. от расследования экологических нарушений к эффективному планированию деятельности и отслеживанию текущего состояния природоохранного оборудования, технологических процессов, оказывающих воздействие на окружающую среду

Окончание табл. 2

Предприятие мероприятия по экологической ответственности

Череповецкие предприятия холдинговой компании ОАО «ФосАгро»: ОАО Аммофос», ОАО «Череповецкий «Азот», ЗАО «Агро-Че-реповец» Стратегия компании «ФосАгро» в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности носит долгосрочный и комплексный характер, выделяет следующие направления природоохранных мероприятий: - производственный экологический мониторинг (в том числе с привлечением независимых специалистов); - охрана и рациональное использование водных ресурсов; - охрана атмосферного воздуха; - охрана земель; - утилизация и переработка опасных отходов производства; - ресурсосбережение и энергоэффективность

Предприятия холдинговой компании ОАО ЛХК «Черепо-вецлес»: ОАО «Белозерский ЛПХ», ОАО «Вашкинский ЛПХ», ОАО «Бабаевский ЛПХ» и др. Экологическая политика компании является элементом системы ответственного управления лесами и декларирует основные принципы производственной деятельности в отношении воздействия на окружающую среду и социальную сферу. Руководство ОАО ЛХК «Череповец-лес» принимает на себя следующие обязательства: - вести свою деятельность в соответствии с национальным законодательством и международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией; - осуществлять производственную деятельность с учетом оценки воздействия на окружающую среду, обеспечивать минимально возможный уровень негативного воздействия на окружающую среду; - гарантировать покупателям продукции холдинга соблюдение требований лесной сертификации Лесного попечительского совета (^С); - продавать лесоматериалы из FSC-сертифицированной или FSC-контролируемой древесины. Проводить FSC-сертификацию лесоуправления на лесных участках, арендуемых предприятиями холдинга для заготовки древесины; - не закупать и не использовать лесоматериалы из неконтролируемых источников

Источник: официальные сайты компаний

услуг в регионах позволил автору сформулировать некоторые основные проблемы.

1. Неразвитость законодательной базы. Процесс реализации экономических реформ в РФ закономерно привел к возникновению нового направления предпринимательской деятельности в сфере экологического производства (выполнение работ и оказание услуг), которое в экономике большинства стран давно получило широкое развитие. Однако институт экологического предпринимательства (в силу своей новизны для российской экономики) на современном этапе оказался законодательно неурегулированным. В настоящее время в России насчитывается более 70 нормативных документов с федеральным статусом, устанавливающих и/или разъясняющих различные аспекты экологической предпринимательской деятельности [7]. В то же время остаются нерешенными вопросы, связанные с осуществлением государственного, общественного и производственного экологического контроля, экологического образования, экологического страхования, экологического аудита и др. Ряд нормативных актов содержит положения о данных видах экологической деятельности, но не указывает механизмы их реализации.

2. Низкий спрос на экологические услуги со стороны предприятий. В России экологическое предпринимательство как сегмент национального рынка существует с 1988-1990-х гг. Однако явная тенденция предпринимательской активности в данной сфере деятельности наметилась лишь в последние годы. В то же время структура экологического рынка России еще не развита, и из всего количества предприятий малого и среднего бизнеса лишь 15 % включили осуществление экологических функций в свои уставные документы [11]. Также причинами незначительного спроса на природоохранные услуги являются низкая платежеспособность и несформированная потребность в приобщении к экоиндустрии.

3. Слабая информированность предприятий о фирмах, предоставляющих экологические услуги. Организация экологического рынка услуг является неудовлетворительной. В регионах отсутствуют профессиональные издания и справочники о фирмах, реализующих экологические услуги. Выставки, специализированные конференции об экологических услугах проводятся в основном только в городах-мегаполисах.

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Вологодской области

Показатель 2001 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Инвестиции в экологические мероприятия, млн руб. 115,7 1 199,5 1 375,3 1 587,0 1 408,8 453,1

Инвестиции в экологические мероприятия, в % от общего объема инвестиций в основной капитал 1,2 2,1 2,0 2,4 2,9 0,8

Источник: [5].

Экологические услуги и работы не выделяются в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. Международные организации пока только разрабатывают единую международную классификацию [10].

4 . Проблемы расширения предложения экологических услуг. Рынок экологических работ и услуг в России практически не регулируется. Формирование и функционирование рынка идут стихийно, в основном по посредническим направлениям, связанным с природными и вторичными ресурсами, с их поставкой в зарубежные страны (в то же время экологические работы и услуги, непосредственно направленные на выполнение природоохранных задач и экологизацию производства, развиваются слабо). В этой связи возникает проблема развития экологического предпринимательства на уровне всех субъектов. Субъектами экологического предпринимательства выступают юридические лица и предприниматели без образования юридического лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству продукции, выполнению работ и услуг природоохранного назначения [11]. Также сказывается высокая налоговая нагрузка на компании, оказывающие природоохранные услуги.

5 . Низкая инвестиционная активность в природоохранной деятельности предприятий. Успешное формирование и функционирование рынка экологических услуг невозможно без инвестиционных ресурсов. Статистические данные по объему инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Вологодской области, представлен в табл. 3.

Доля инвестиций в основной капитал, направленных на природоохранные мероприятия в 2001-2010 гг., колеблется в пределах 0,8—2,9 % (см. табл. 3). Такое соотношение между общим объемом инвестиций и инвестированием в природоохранную деятельность свидетельствует о том, что охрана

окружающей среды является неприоритетным направлением инвестирования.

Обозначенные трудности по формированию и функционированию экологического предпринимательства и рынка природоохранных услуг требуют обязательного разрешения (рис. 1).

Рассмотрим факторы активизации развития рынка экологических услуг более подробно.

1. Совершенствование законодательства в сфере экологического предпринимательства. Анализ кризисных явлений в сфере природопользования позволяет сделать вывод о необходимости развития экологического предпринимательства как отдельной отрасли экономики, нуждающейся для эффективного регулирования в принятии специального федерального закона «Об экологическом предпринимательстве». В нем следует отразить общие принципы осуществления этого вида предпринимательской деятельности, сформулировать понятия, определить основные критерии отнесения того или иного вида предпринимательской деятельности к категории экологической деятельности, выявить основные принципы взаимоотношений государства и предпринимателей, осуществляющих эту деятельность, в том числе механизм создания стимулов для предпринимателей. Также целесообразны разработка и принятие федеральных законов «Об экологической аудиторской деятельности», «Об экологическом страховании» и др., в которых необходимо установить цели, задачи, понятия данных видов деятельности, субъекты и объекты, права и обязанности сторон при оказании данных услуг [7].

2 . Создание информационной инфраструктуры для популяризации и продвижения экологических услуг. Для успешного развития рынка природоохранных работ необходимо систематизировать информацию о предприятиях, оказывающих экологические услуги, об их специализации, содержании и качестве. Необходимо составлять реестры региональных фирм, занимающихся экобизнесом. Для этого нужно создать систему коммуникационного обеспечения, основанную на обмене информацией, знаниями и опытом, способную обеспечить всех участников

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО 11РЕД1ШШИМАТЕЛЬСТВА И РЫНКА ПРИРОДООХРАННЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ

Неразвитость законодательной базы

Низкий спрос на экологические услуги со стороны предприятий

Слабая информированность предприятий о фирмах, предоставляющих экологические услуги

Проблемы расширения предложения экологических услуг

Низкая инвестиционная активность в природоохранной деятельности предприятий

ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО 11РЦД11РИНИМАТЕЛЬСТВА И РЫНКА ПРИРОДООХРАННЫХ УСЛУГ

Совершенствование законодательства

в сфсре экологического _предпринимательства_

Создание информационной инфраструктуры для популяризации и продвижении экологических услуг

Льготный режим налогообложения на рынке экологических услуг

Совершенствование государственного регулирования экологического предпринимательства в регионе

Разработка и реализация региональных программ развития рынка экологических услуг

Стимулирование инвестиционной природоохранной деятельности _в регионе_

Примечание: авторская разработка. Рис. 1. Основные проблемы и направления развития регионального рынка экологических услуг

данного рынка необходимой интеллектуальной поддержкой. Также рекомендуется издавать в регионах специализированные издания, анализирующие деятельность экологических фирм и оказываемые ими услуги, проводить тематические конференции, ежегодные конкурсы, разрабатывать интернет-сайты. Для экологических фирм целесообразно составление рейтингов, основанных на результатах анкетирования клиентов о качестве, удовлетворенности и результатах предоставляемых экоуслуг.

3. Льготный режим налогообложения на рынке экологических услуг. Применение льготного режима налогообложения для экологических компаний положительно скажется на развитии рынка природоохранных услуг. Существующие налоговые нагрузки побуждают экологические компании скрывать реальные доходы, определяя их не как полученные от экологической деятельности, а как доходы от экологического образования/обучения, что ведет к потере налоговых поступлений в бюджет и снижению предложения природоохранных услуг на рынке. Экологическое законодательство слабо стимулирует хозяйствующие субъекты к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Для решения данной проблемы налоговые льготы

должны быть прописаны в Налоговом кодексе РФ. Льготное налогообложение рынка экологических услуг должно быть ориентировано на повышение конкурентоспособности экологических компаний за счет уменьшения стоимости услуг, возможности повышения квалификации персонала за счет освободившихся финансовых средств.

Учитывая специфику экологического предпринимательства, экономическую и финансовую ситуацию в стране, необходимы специальные меры для активизации производства товаров (работ и услуг) экологического назначения. В качестве дополнительного стимула на переходный период (3-5 лет) целесообразно полностью освободить экологическое предпринимательство от уплаты налогов на прибыль и добавленную стоимость, а также от таможенных пошлин [9].

4. Совершенствование государственного регулирования экологического предпринимательства в регионе. В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится статья по экологическому предпринимательству, в которой сделан акцент на то, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, должна поддерживаться

государством посредством установления налоговых и иных льгот [8]. Данный фактор особенно актуален в настоящий момент времени, когда сокращаются частные источники финансирования проектов. Анализ опыта в экономически развитых странах свидетельствует о том, что по мере активизации предпринимательства в сфере охраны окружающей среды возрастает роль фискальных и экономических стимулов в области экологизации регионального развития [2]. Важным инструментом государственного регулирования рынка природоохранных услуг также являются сбор и обработка статистического материала по охране окружающей среды.

5. Разработка и реализация региональных программ развития рынка экологических услуг. Целевые программы развития малого и среднего предпринимательства в регионах должны ориентироваться на поддержку начинающих предпринимателей в сфере охраны окружающей среды. Данная помощь может быть предоставлена в виде гранта на создание экобизнеса или предоставления региональными банками субсидированных кредитов, позволяющих предпринимателям привлекать заемные средства на длительные сроки и снижать затраты на обслуживание долга за счет компенсаций из бюджетов различных уровней.

6. Стимулирование инвестиционной природоохранной деятельности в регионе. Основными мерами для активизации привлечения инвестиций на экологические мероприятия, в том числе на использование услуг природоохранного характера, являются [12]:

- установление для предприятий-природо-пользователей чувствительных ставок нормативных и сверхнормативных платежей за загрязнение окружающей среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: авторская разработка. Рис. 2. Инструменты регулирования регионального рынка экологических услуг

реализация в регионах действенного экологического контроля;

- сокращение субсидирования природоемких и неэкологичных производств;

- внедрение системного экологического управления на предприятиях.

В решении проблем устойчивого регионального развития и обеспечения экологической безопасности все большую значимость приобретают инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Проведенный анализ тенденций и факторов развития рынка экологических услуг позволяет автору сформулировать вывод о необходимости активно развивать данный рынок, применяя систему административных и рыночных инструментов регулирования (рис. 2).

Система регулирования рынка экологических услуг должна разрешить законодательные проблемы, связанные с недостаточным уровнем нормативно-правового обеспечения и юридических гарантий участникам рыночных отношений в сфере природопользования. Для оказания природоохранных услуг потребуются существенные инвестиционные ресурсы на создание инфраструктуры экологического бизнеса. При функционировании экологического рынка не только будут решаться экологические проблемы предприятий, но и произойдет увеличение рабочих мест. Оказание дополнительных экологических услуг позволит снизить экологические риски в регионе, т. е. сократить затраты государства на обеспечение экологической безопасности.

Таким образом, необходимость реализации природоохранной политики приведет к зарождению и развитию экологического рынка. Формирование рынка экологических услуг становится одним из актуальных направлений регионального экономического развития. В настоящее время экологическое предпринимательство прошло стадию начального формирования. Качественное оказание экологических услуг будет обеспечивать эффективность природоохранных мероприятий на предприятиях за счет снижения выбросов, сбросов, уменьшения количества твердых бытовых отходов. Развитие индустрии экологических услуг будет являться фактором роста региональной экономики, а также благоприятным условием для привлечения инвестиций в область и решения вопроса безработицы.

Список литературы

1. Варенникова Е. В. Экологически ориентированное и экологическое предпринимательство как экономические категории // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 28. URL: http://www. uecs. ru/ekonomika-prirodopolzovaniyz/item/424-2011-05-23-10-04-02.

2. Вершинина С. В. Экологическое предпринимательство как важнейшее направление экологизации регионального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 1(9). С. 128-131.

3. Влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды Вологодской области в 2010 г.: аналитический материал / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2011. 27 с.

4. Гусев А. А. Проблемы эколого-инновацион-ного развития России // Бюллетень Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию России». 2007. № 36. С. 6-7.

5. Инвестиционные процессы в Вологодской области: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2011. 162 с.

6. Информация по фирмам и компаниям всех регионов России. URL: http://www. russia-companies. ru/vologodskaia_oblast-61.html.

7. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.

9. Шевчук А. В. Экономика природопользования (теория и практика). М.: НИА-Природа, 1999. 308 с.

10. Шимова О. С., СоколовскийН. К. Экономика природопользования: учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 2012.362 с.

11. Яковлева Е. А., Федорова Т. М. Содержательная характеристика государственного экологического предпринимательства // Лесотехнический журнал. 2011. № 4. С. 142—147.

12. Яшалова Н. Н. Организация стимулирования инвестиционной природоохранной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 37. С. 61-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.