Научная статья на тему 'Реализация процессного подхода в управлении качеством образования на кафедре медицинского вуза'

Реализация процессного подхода в управлении качеством образования на кафедре медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / HIGHER MEDICAL SCHOOL / QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целуйко С. С., Саяпина И. Ю., Красавина Н. П., Огородникова Т. Л., Семенов Д. А.

В статье рассматриваются процессный подход, как основа современной теории управления, методология и преимущества процессного подхода в управлении качеством организации, проблема внедрения процессного подхода в управлении качеством подготовки специалистов в медицинских вузах, описан имеющийся опыт по использованию статистических методов оценки результативности процессов обучения на кафедрах медицинских вузов страны, перспективы совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целуйко С. С., Саяпина И. Ю., Красавина Н. П., Огородникова Т. Л., Семенов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROCESS APPROACH IN QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

The article considers the process approach as the basis of modern theory of management, the methodology and advantages of the process approach in the quality management of the organization, the problem of implementing the process approach in managing the quality of training specialists in medical universities, describes the available experience of the use of statistical methods for assessing the effectiveness of learning processes at the departments of medical universities of the country, the prospects for improving the quality management system for training specialists

Текст научной работы на тему «Реализация процессного подхода в управлении качеством образования на кафедре медицинского вуза»

преподавателями и студентами. Одним из примеров таких олимпиад, проводимых в Амурской ГМА, является ежегодная олимпиада по практическим медицинским навыкам среди студентов, которая с 2018 года будет проводиться среди студентов медицинских вузов научно-образовательного медицинского кластера Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона «Восточный».

Портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в различных видах деятельности: учебной, научной, творческой, социальной и т.д. Портфолио является эффективным инструментом, который позволяет формировать независимую рейтинговую оценку индивидуальных достижений обучающегося, свидетельствующих о качестве его подготовки.

В медицинских вузах еще одним этапом независимой оценки качества подготовки выпускников является первичная аккредитация специалиста, которая определяет способность и готовность выпускника к выполнению трудовых функций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Независимость оценки качества подготовки выпускников при первичной аккредитации специалиста обеспечивается комиссиями, состоящими из представителей некоммерческих профессиональных организаций, работодателей и других образовательных организаций, реализующих ОПОП ВО по медицинским специальностям. Результаты первичной аккредитации специалистов, также как ГИА, используются для совершенствования организации образовательного процесса в Амурской ГМА, актуализации структуры и содержания ОПОП ВО в соответствии с потребностями рынка труда. Первичная аккредитация специалиста является так же формой оценки качества работы педагогов.

Внутренняя независимая оценка качества работы педагогических работников в вузе должна осуществляться в рамках контроля остаточных знаний и умений, приобретенных обучающимся в ходе изучения дисциплин; мониторинга компетентности и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава; процедуры оценки качества работы педагогических работников обучающимися; процедуры оценки качества работы педагогических работников представителями работодателей.

Важной составляющей комплекса мероприятий по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации является ежегодное самообследование. Отчет по результатам самообследования Амурской ГМА размещается на официальном сайте академии.

По результатам мероприятий по внутренней оценке качества образования в академии проводится анализ собранной информации, разрабатываются мероприятия по устранению выявленных замечаний и недостатков и дальнейшему совершенствованию качества образовательного процесса.

Таким образом, в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России сформирована система внутренней независимой оценки качества образования, которая используется для оценки эффективности деятельности вуза по подготовке специалистов, а также управления качеством образовательного процесса. Эта система позволяет осуществлять подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, отвечающих современным требованиям рынка образовательных услуг и рынка труда, обладающих компетенциями в соответствии с вызовами регионального, национального и международного развития, для решения задач, которые поставлены государством и обществом перед здравоохранением Российской Федерации.

Литература

1.Федеральный Закон N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.07.2017).

2.Проект методических рекомендаций Минобрнауки России по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по основным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

3.Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программ высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».

УДК 378

C.C. Целуйко, И.Ю. Саяпина, Н.П. Красавина, Т.Л. Огородникова, Д.А. Семенов, B.C. Козлова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме В статье рассматриваются процессный подход, как основа современной теории управления, методология и преимущества процессного подхода в управлении качеством организации, проблема внедрения процессного подхода в управлении качеством подготовки специалистов в медицинских вузах, описан имеющийся опыт по использованию статистических методов оценки результативности процессов обучения на кафедрах медицинских вузов страны, перспективы совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов.

Ключевые слова: медицинский вуз, управление качеством обучения, подготовка специалистов.

IMPLEMENTATION OF THE PROCESS APPROACH IN QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

S.S. Tseluyko, I.Yu. Sayapina, N.P. Krasavina, T.L. Ogorodnikova, D.A. Semenov, V.S. Kozlova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The article considers the process approach as the basis of modern theory of management, the methodology and advantages of the process approach in the quality management of the organization, the problem of implementing the process approach in managing the quality of training specialists in medical universities, describes the available experience of the use of statistical methods for assessing the effectiveness of learning processes at the departments of medical universities of the country, the prospects for improving the quality management system for training specialists.

Key words: higher medical school, quality management of training, training of specialists.

Сегодня перед медицинскими вузами стоит важнейшая задача - обеспечить высокое качество подготовки специалистов (КПС), способных и готовых оказывать медицинскую помощь надлежащего качества на основе сохранения фундаментальности образования и соответствия актУальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Кроме того, подписав Болонскую декларацию и войдя в международное образовательное сообщество, Россия взяла на себя определенные обязательства по обеспечению КПС. Повышение качества подготовки медицинских кадров в высшей медицинской школе неразрывно связано с очевидной необходимостью повышения эффективности управления качеством образования.

Управление КПС - необычайно сложная, комплексная проблема, на решение которой оказывает влияние много факторов. Для ее решения необходима разработка критериев оценки КПС, разработка методов управления КПС с предъявлением доказательств необходимости и возможности его улучшения.

Многочисленные литературные данные свидетельствуют о преимуществах процессного подхода к управлению качеством. В международном стандарте ISO 9001:2008 под процессным подходом понимается систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, их взаимосвязей. Любая деятельность, в ходе которой происходит преобразование входных данных в выходные результаты, может рассматриваться как процесс (рисунок 1). Преимущество процессного подхода состоит в обеспечении прозрачности протекания процессов, в систематизации деятельности по улучшению, усилению ориентации всей деятельности организации на удовлетворение потребностей и ожиданий потребителя.

Чтобы функционировать эффективно, организация должна выявлять в своей деятельности взаимосвязанные процессы и управлять ими, при этом каждый процесс рассматривается как система. Следовательно, четко определяются и измеряются входные данные и результаты процесса, определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса, устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации, определяются полномочия, права и ответственность сторон, участвующих в управлении процессом, при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение. Таким образом, научно обоснованная и прогрессивная методология процессного подхода к улучшению качества в разных сферах производства и услуг составляет основу современной теории управления.

В последние годы методология процессного подхода к управлению качеством образования успешно адаптируется в медицинских вузах. Медицинскии вуз представляет собой организацию с достаточно сложной системой пересекающихся и взаимодействующих процессов. Типовой набор процессов для медицинского вуза включает четыре группы процессов: руководящие процессы, основные процессы (образовательный процесс специальности, повышение квалификации и переподготовка, подготовка кадров высшей квалификации), вспомогательные (обеcпечивaющиеJ процессы, процессы мониторинга, измерений, контроля. Следовательно, в управлении системой КПС медицинского вуза применим процессный подход, как инструмент и методический подход создания и совершенствования системы качества, сущность которого характеризуется как представление различного вида деятельности в виде взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, и управления ими на основе цикла PDCA: планирование процесса, реализация процесса, контроль процесса, анализ результатов и совершенствование процесса. Основной процесс

деятельности вуза - процесс обучения - осуществляется на отдельных кафедрах, факультетах и в целом по образовательному учреждению, и КПС во многом зависит от того, как он реализуется. На разных уровнях управления вузом образовательный процесс имеет свои особенности. Основной процесс на уровне ректората - управление подготовкой выпускника в соответствии с требованиями ФГОС, на уровне деканатов идет управление подготовкой по специальности. На уровне отдельного учебного подразделения (кафедры) управляют процессом обучения по конкретной дисциплине. На уровне каждого преподавателя процесс обучения превращается в отдельные операции -создание методической и учебной литературы, проведение занятий, контроль знании и т.д.

Таким образом, образовательный процесс представляет собой сложную многоступенчатую систему процессов, включающую процесс приема абитуриентов (вход), разработку и реализацию основной образовательной программы, промежуточную и итоговую

аттестации специалистов (выход) (рисунок 1). Пробелы в качестве реализации одного из процессов оказывают влияние на результаты всей системы в целом.

Из схемы (рисунок 1) видно, что кафедра медицинского вуза является основным звеном обеспечения качества образования. В парадигме фундаментальности высшего медицинского образования важная роль отводится теоретическим кафедрам, на которых формируется базис клинического мышления будущего специалиста в виде общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Клинические и выпускающие кафедры определяют качество сформированных профессиональных компетенций выпускника на основе полученных знаний, умении и навыков.

п

о с т

Л

в

щ

и

к

Структуры управления вузом

ЗЕ

Теоретические кафедры

Ж

И

ЗЕ

/V

Клинические кафедры

31

ЗЕ

<=3

Выпускающие кйфедры

¡3

и>

к ж И

ё С 1 £ ОБРАЗОВАТЕЛЫ1ЫЙ ПРОЦЕСС э о 2

& £ 1- я СТУДИ 11ТЫ §

и О 55 Ё

ли М

ля

Е

Мониторинг и контроль качества

П

О Т Р Е В И

т

Е Л И

Рисунок 1. Обобщенная схема системы управления качеством образования в медицинском вузе-

Важным этапом внедрения процессного подхода является разработка карты процессов -установление и описание основных рабочих процессов кафедры, определяющих качество работы и ее результаты. Например, в образовательном процессе Ханты-Мансийской государственной медицинской академии для кафедр было определено два рабочих процесса: «Организация и проведение учебного занятия» и «Организация и проведение промежуточной аттестации».

Еще один важнейший этап управления КПС - разработка критериев оценки результативности процессов, по которым можно судить о степени достижения поставленных целей, и получение фактов, подтверждающих улучшение качества процесса обучения. Для выявления и анализа причин несоответствия качества рабочих процессов на кафедрах медицинских вузов все чаще используются методы статистического изучения, из которых предпочтение отдается причинно-следственной диаграмме Исикавы и анализу Парето, лепестковым диаграммам [1, 2, 3, 4].

Диаграмма Исикавы - инструмент, позволяющий выявить перечень существенных факторов (причин), влияющих на конечный результат (следствие), и представить их в графическом виде. Ее применение наглядно демонстрирует взаимоотношения между показателем качества (результа^ и воздействующими на него факторами. Составление диаграммы причинно-следственных связей Исикавы позволило коллегам из Ханты-Мансийска выделить главные факторы, повышающие качество занятий: 1) организация самостоятельной работы студентов; 2) использование в практической работе современных технологий; 3) работа по актуализации содержания; 4) создание оптимальных условий для работы студентов; 5) системный текущий контроль. На основе полученных данных был разработан оценочный лист для оценки качества учебного занятия, который использовался в ходе внутренних аудитов и, частично, - в ходе взаимопосещений на уровне кафедр. Работа по улучшению главных факторов, повышающих качество занятий, способствовала повышению качества знаний студентов.

Анализ Парето помогает определять приоритеты. Он организует и представляет информацию таким образом, чтобы продемонстрировать относительную значимость проблем или причин этих проблем. Анализ основывается на принципе Парето согласно которому при большом количестве факторов, оказывающих влияние на ситуацию, существенное влияние оказывают только некоторые из них. Располагая параметры в убывающем порядке по частоте встречаемости, можно установить проблемы, имеющие наибольшее значение. Основной смысл диаграммы Парето наглядно представляет правило «80 - 20», согласно которому 80% проблем являются результатом 20% причин [1, 3, 4]. На участке 0-20% незначительное изменение усилий приводит к значительному изменению результата. Правильно составленная диаграмма Парето позволяет определить причину проблемы, устранение которой в наибольшей степени улучшает качество процесса обучения.

Диаграмма причинных факторов рабочего процесса кафедры Ханты-Мансийской медицинской академии «Организация и проведение промежуточной аттестации» выявила факторы, положительно влияющие на качество проведения промежуточной аттестации: 1) процедура подготовки студентов к экзамену; 2) контроль качества подготовки и оформления экзаменационных материалов; 3| мониторинг и измерение уровня готовности студентов к экзамену, анализ результатов промежуточной аттестации; 4) ресурсное обеспечение; 5) методы контроля процедуры промежуточной аттестации; 6) разработка и соблюдение требований локальных актов. К путям улучшения результатов промежуточной аттестации были отнесены: системная работа кафедр по анализу результатов семестровых экзаменов; работа над созданием тематического портфолио студента; соблюдение требований к качеству оформления экзаменационного материала; выполнение кафедрами требований ФГОС в полном объеме.

Таким образом, диаграмма Исикавы позволяет выявить перечень причин, влияющих на качество образовательного процесса, а анализ Парето дает причинам количественную характеристику, выделяя наиболее значимые, что позволяет сократить время на контроль, установить несоответствия и разработать корректирующие мероприятия по их устранению [3].

В ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России система менеджмента качества представлена СТО 8.4.01-2014. Стандарт разработан в соответствии с ЕРЦМ и сериеи стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 и ориентирован на внедрение процессного подхода в управлении качеством, содержит типовой набор процессов: руководящие, основные, обеспечивающие процессы, процессы мониторинга, измерении, контроля. В группе «Основные процессы системы качества образовательного учреждения» были детализированы следующие процессы: процесс «Проектирование и разработка образовательных программ», процесс «Реализация основных образовательных программ (обучение)», процесс «Воспитательная и внеаудиторная работа с обучаемыми», процесс «Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура)», процесс «Научные исследования и разработки» [2].

Для оценки результативности процессов и разработки мероприятий по их улучшению разработаны опросные формы, отражающие «уровни совершенства» учебных структурных подразделений академии (кафедры) по всем представленным критериям и подкритериям. Опросные формы содержат квалиметрические шкалы, описывающие пять упорядоченных «уровней совершенства» (стадии развития подкритериев и их составляющих), и заполняются членами рабочей группы по самооценке. Полученная при заполнении форм информация используется для формирования плана мероприятий по улучшению качества [2].

Статистическим методом оценки результативности процессов в данной модели является построение лепестковой диаграммы, которая показывает исходное состояние системы качества и направления для ее улучшения в разрезе семи критериев модели. Однако заполнение опросной формы по критерию «Менеджмент процессов» и всех подкритериев, на наш взгляд, в большей степени направлено на анализ процесса «Управление документацией» и не дает целостного представления о состоянии образовательного процесса на кафедре, что затрудняет выявление проблем и разработку корректирующих мероприятий. Отсутствуют унифицированные анкеты для анализа удовлетворенности обучающихся и преподавателей КПС, что препятствует установлению обратной связи между субъектами процесса.

Таким образом, реализация процессного подхода в управлении КПС на кафедрах медицинского вуза в сочетании со статистическими методами оценки результативности рабочих процессов, позволяет определить основные направления улучшения качества образования при условии стандартизации процедуры управления процессами.

Отсутствие описания характеристик процесса обучения, использование подходов к оценке КПС по результатам деятельности, укрепившееся представление о том, что оценка процесса обучения на кафедрах медицинского вуза может проводиться без документированных правил, инструкций, алгоритмов и раскрытия алгоритма анализа, препятствуют разработке количественных методов оценки результативности образовательного процесса.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы управления качеством в медицинских вузах с целью разработки четкого перечня рабочих процессов, реализуемых на теоретических и клинических кафедрах, таблиц или карт процессов, опросных листов, анкет для представления полученной информации в формализованном виде. Составление методических инструкций по составлению информационных карт рабочих процессов, проведение семинаров для уполномоченных по качеству на кафедрах, на наш взгляд, будет способствовать вовлечению все большего числа преподавателей в процесс управления КПС, направленный на его постоянное улучшение.

Литература

1. Ганжа О.А., Кулик О.Г. Управление качеством в высшем образовании//Монография. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. 152 с.

2. СТО 8.4.01-2014 Система менеджмента качества. Самооценка системы менеджмента качества с включением аккредитационных показателей. // Благовещенск: ГБОУ ВПО Амурская ГМА Минздрава России, 2014. 40 с.

3. Трегубова Е.С. Научно-методологическое обоснование системы управления качеством подготовки специалистов для здравоохранения в медицинском вузе: дис. ...д-ра мед. наук: 14.02.03. СПб. 2014. 392 с.

4. Янин В.Л., Коркина З.М. Статистические методы исследования результативности процессов - реальные пути повышения качества образовательной деятельности в вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика 2016: материалы конф. Красноярск: КрасГМУ, 2016. С. 75-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.