Научная статья на тему 'Опыт внедрения процессного подхода в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»'

Опыт внедрения процессного подхода в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПОДПРОЦЕССЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ УСЛУГ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / PROCESS APPROACH / SUBPROCESSES / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PROCESSES IN THE SERVICE SECTOR / IMPROVE-MENT OF QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфентьева Ольга Васильевна

Дается анализ взглядов различных авторов на содержание процессного подхода. Автор раскрывает собствен-ное представление о характеристиках процессного подхода. Рассмотрен опыт внедрения процессного подхода в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления», как инструмента повышения качества высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE PROCESS APPROACH IMPLEMENTATION TO A NON-STATE EDUCATIONAL INSTITU-TION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION "SIBERIAN ACADEMY OF LAW, ECONOMICS AND MANAGE-MENT"

The article analyzes the views of various authors on the content of the process approach. The author reveals her own idea about the characteristics of the process approach. She considers the experience of process approach implementa-tion to a Non-state Educational Institution of Higher Professional Education Siberian Academy of Law, Economics and Management,‖ as a tool to improve the quality of higher professional educatio

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения процессного подхода в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»»

старением научного персонала, полным отсутствием опыта работы ученых в условиях рынка.

Этот же анализ показывает, что государство предпринимает первые шаги по стимулированию и участию в инновационном процессе, хотя вначале с крайне низкой эффективностью. Об этом говорит дея-

тельность ИрГТУ. Общий объем финансирования за период 2010-2011 гг. составил 1020 тыс. руб., создано 19 малых предприятий с участием в капитале ИрГТУ в форме интеллектуальной собственности, нацеленных на подготовку результатов научных исследований к серийному и массовому производству.

УДК 658.562:378

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В НОУ ВПО «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

О.В.Парфентьева1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664925, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.

Дается анализ взглядов различных авторов на содержание процессного подхода. Автор раскрывает собственное представление о характеристиках процессного подхода. Рассмотрен опыт внедрения процессного подхода в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления», как инструмента повышения качества высшего профессионального образования. Библиогр.3 назв.

Ключевые слова: процессный подход; подпроцессы; высшее профессиональное образование; процессы в сфере услуг; совершенствование управления качеством.

EXPERIENCE OF THE PROCESS APPROACH IMPLEMENTATION TO A NON-STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION "SIBERIAN ACADEMY OF LAW, ECONOMICS AND MANAG E-MENT"

O.V. Parfentieva

Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21 Surikov St., Irkutsk, 664925.

The article analyzes the views of various authors on the content of the process approach. The author reveals her own idea about the characteristics of the process approach. She considers the experience of process approach implementation to a Non-state Educational Institution of Higher Professional Education "Siberian Academy of Law, Economics and Management," as a tool to improve the quality of higher professional education. 3sources.

Key words: process approach; subprocesses; higher professional education; processes in the service sector; improvement of quality management.

Процесс управления качеством неразрывным образом связан с процессным подходом. «Управлять качеством - значит управлять производственными процессами, а значит управлять всей системой» -пишут Джорж С., Ваймерских А.[2,с. 84].

По своей сути процессный подход дает описание понятной последовательности определенных действий. В этом и заключается процессная модель в организации любой сферы деятельности. Если в организации не внедрен процессный подход, то последовательность действий знают только сотрудники, их выполняющие. Таким образом, производственные процессы являются достоянием не организации, а отдельных сотрудников. При потере этих незаменимых сотрудников будут утрачены и знания о процессах. Поэтому так необходимы базы знаниевых активов, которые должны помогать и обучать новых сотрудников.

Куликов Ю.А. и Хачатуров А.Е.определяют процесс следующим образом: «Под процессом понимается совокупность последовательных действий (работ, функций), которые преобразуют исходный материал (сырье, полуфабрикат, информацию) в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно уста-

новленными правилами (стандартами, нормативами)». [3,С.17]. Если в целом с таким определением можно согласиться, то, на наш взгляд, оно не полностью раскрывает понятие процесса. В частности, определение не полностью отражает ориентацию процесса на удовлетворение требований потребителей. Если государственный образовательный стандарт отражает требования такого потребителя, как общество, то требования других групп потребителей, например, студентов, родителей, работодателей, меньше воздействуют на процесс. Джорж С., Ваймер-ских А. считают, что ориентация на интересы потребителя невозможна в компании, где существует вертикальная система управления, поэтому переход к горизонтальной системе управления они считают главным элементом новой модели управления бизнесом [2,с. 158].

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2008 направлен на оценку способности организации удовлетворять требования потребителей. Необходимость внедрения стандартов возникает в том случае, если организация испытывает потребность в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обя-

1Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: (3952) 201952, e-mail: [email protected] Parfentieva Olga, Candidate of Economics, Associate Professor, tel.: (3952) 201952, e-mail: [email protected]

зательным (законодательным) требованиям, а также собственным требованиям. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2008 процессный подход и требования потребителя рассматриваются в неразрывном единстве, поскольку «...стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований» [1,с.6]. Из этого определения следует, что применение процессного подхода направлено на повышение удовлетворенности потребителя. Поэтому сам по себе процессный подход является лишь инструментом системы качества, а смыслом, конечной целью его применения является удовлетворенность потребителя. На представителя высшего руководства возлагается ответственность за « содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации» [1,с.20]. В НОУ ВПО САПЭУ представителем по вопросам качества, независимо от других обязанностей, является проректор по учебной работе. Проректор по учебной работе осуществляет разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии процессов в системе менеджмента качества. Также выявляет требования потребителей и доводит до всей организации понимание требований потребителей.

Обратная связь с потребителем является важным источником информации для анализа со стороны руководства. По отношению к организации потребитель может быть внутренним или внешним. Внутренний потребитель - это профессорско-преподавательский состав (ППС) и сотрудники. Внешний потребитель -это экономические субъекты, которые потребляют наши услуги. К числу внешних потребителей в системе высшего профессионального образования можно отнести экономических субъектов, которые заинтересованы в результатах работы вуза. Это студенты, аспиранты, родители, работодатели; партнеры (университеты), поставщики (школы, колледжи, техникумы). Интересы общества представляют: Министерство образования и науки РФ, Совет ректоров Иркутской области, финансовые организации и др. Не менее важными для организации являются и те, кто не относится к нашим потребителям, потому что они могут ими стать.

В новом стандарте определяются «7.2 Процессы, связанные с потребителем». Организация должна обеспечивать процессы ресурсами, необходимыми для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований» [1,с.22].

Нами разработан процесс «Связь с потребителями» в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления». Данный процесс является сквозным, поскольку затрагивает все процессы академии. Процесс включает: связь с абитуриентами (взаимодействие с учащимися школы, лицея, колледжа), связь со студентами; связь с внутренними потребителями; связь с организациями-работодателями. Владельцем процесса является ректор. Основные ресурсы, задействованные в процессе,- люди, информация, вычислительная техника. Отдел маркетинга осуществляет мониторинг, сбор и обработку информации. На входе процесса - требования потребителей,

на выходе - требования потребителей, реализованные в процессе жизненного цикла услуги. Сбор информации осуществляется по запросу ректора или проректора по учебной работе. Полученная информация обрабатывается и на выходе процесса принимает форму отчетов отдела маркетинга и содержит добавленную стоимость. Она необходима для принятия управленческих решений на уровне ректората и приемной комиссии. Показателем процесса, прежде всего, является степень удовлетворенности потребителей.

Нами проведено анкетирование с целью установления требований потребителей НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления». Очевидно, что у каждой группы потребителей свои требования. Определена структура требований: 1) требования, установленные потребителями; 2)требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно; 3) законодательные и другие обязательные требования; 4) требования, установленные академией.

Первоначально были выявлены требования внутренних потребителей. Нами был проведен опрос сотрудников и профессорско-преподавательского состава в 2009 году. Им было предложено высказать свои соображения по вопросу: «Что мешает Вам повысить качество работы?».

Нами была разработана анкета из 43 вопросов, на которые должны были ответить ППС, присвоив один балл каждому вопросу, который был значимым для них. Они осуществляли ранжирование требований по десятибалльной шкале. В качестве наиболее значимых выбраны два важнейших соображения, которые были высказаны при опросе 50 человек из числа ППС. В результате построена диаграмма Парето по результатам требований такой категории потребителей, как профессорско-преподавательский состав, из которой очевидно, что двумя наиболее важными требованиями являются: 1) полный учет внеаудиторной работы в системе оплаты труда (45 баллов); 2) возможность влиять на управленческие решения (37баллов).

Для сотрудников была составлена анкета с другими вопросами. Наиболее значимыми оказались следующие соображения при опросе 45 сотрудников отделов и деканатов. Суммирование баллов дало следующие результаты. В результате построена диаграмма Парето по требованиям такой категории потребителей, как сотрудники, из которой очевидно, что двумя наиболее важными факторами, которые создают сложности, являются:1) менеджеры меняют свои точки зрения (44 балла); 2) система оплаты труда недостаточно дифференцирована (38 баллов).

По результатам опроса двух групп внутренних потребителей были приняты решения о проведении следующих мероприятий:1) пересмотрена система оплаты труда, в частности, методической и научной работы ППС;2) пересмотрены должностные инструкции большинства сотрудников;3) составлены матрицы ответственности;4) введен процессный подход в управлении персоналом. Опрос внутренних потреби-

телей показал неудовлетворенность процессом выдачи заработной платы. Эта проблема была решена с помощью перевода оплаты труда на банковские карты и установки банковского терминала в академии. Теперь сотрудники получают информацию о поступлении денежных средств на банковскую карту через сотовый телефон, что очень удобно: можно снять нужную сумму в любом отделении банка и в академии. Что касается требований, не установленных внутренними потребителями, то таковые не выявлены в силу высокого уровня квалификации и образования внутренних потребителей.

Обратимся к следующей группе потребителей -абитуриентам. При академии созданы лицей, колледж и школа. Это облегчает анкетирование учащихся. Вместе с тем, для выявления мнения учащихся других учебных заведений нами было проведено анкетирование студентов первых курсов. Так, с 2006 по 2010г. было проведено анкетирование 783 студентов первых курсов НОУ ВПО САПЭУ. Они осуществляли ранжирование требований по десятибалльной шкале. На выбор абитуриентов оказывают непосредственное влияние их родители. Мнение родителей выявляется в ходе работы приемной комиссии, когда родителям предлагают ответить на вопросы анкеты. Родители студентов очного обучения, как правило, платят за обучение, внимательно следят за рекламой вузов, а подчас и определяют выбор высшего учебного заведения. Поэтому мы расширяем понятие потребителя, хотя во многих источниках рассматривают, прежде всего, абитуриентов, студентов и выпускников. Нам представляется невозможным абстрагироваться от такой важной группы потребителей, которые оплачивают обучение и выставляют собственные требования, которые далеко не всегда совпадают с требованиями студентов. За период 2006-2010гг., при приеме, были получены данные анкетирования 1178 родителей абитуриентов.

Требования потребителей, абитуриентов и их родителей при поступлении, по важнейшим позициям во многом совпадают: возможность получения высокого дохода после окончания академии; гарантия отсрочки от армии (для юношей); государственный диплом. Вместе с тем прослеживаются и несовпадения. Так для абитуриентов возрастает роль таких требований, как возможность учиться в одном вузе с друзьями; заинтересованность во внеаудиторной студенческой жизни; будущая специальность позволяет свободно распоряжаться своим временем.

Для потребителей - родителей большую значимость имеют требования: приемлемая оплата за обучение; завершение процесса воспитания детей на профессиональном уровне; возможность занятости детей в рыночной экономике. Вместе с тем, суммирование баллов по 14 основным требованиям потребителей показывает, что сумма баллов для потребителей-родителей (109) превышает сумму баллов для потребителей - абитуриентов (101 ).Такой результат нам представляется неслучайным. Большая сумма баллов показывает и большую значимость высшего

образования для родителей по сравнению с абитуриентами.

Следующая и наиболее значимая часть потребителей - это студенты. Связь со студентами осуществляется систематически в процессе работы всех структурных подразделений академии, прежде всего деканатов и кафедр. В НОУ ВПО «САПЭУ» применяются такие методы обратной связи с потребителями, как опрос, анкетирование, электронная почта, письма, факсы от клиентов, общение на форуме академии. Но вариантов мониторинга требований потребителей значительно больше. Например: анкетирование студентов при подготовке модуля по комплексной оценке деятельности вуза. Анкета составлена достаточно обстоятельно и затрагивает все стороны студенческой жизни, обеспечиваемые образовательным учреждением. На форуме академии любой студент может высказать свою точку зрения и непосредственно пообщаться с ректором. Если требования потребителя обоснованы, то меры принимаются незамедлительно. Требования потребителей могут быть заявлены через импровизированную почту, без указания данных студента. Наиболее удобная форма - это анкетирование. Разработкой анкет занимается высшее руководство академии, отдел маркетинга и рекламы. В разработанные анкеты вносятся корректирующие вопросы ректором академии. Определенная группа анкет поступает централизованно, в том числе как часть модуля по комплексной оценке деятельности вуза в период прохождения аккредитации. Все жалобы отслеживаются, анализируются, и решается вопрос по устранению причины жалобы. Как правило, эти вопросы отслеживаются на уровне ректората академии. Анкетирование студентов проводится ежегодно на первом и втором курсе, а также выборочно на старших курсах. Любой вопрос может быть обсужден по телефону с проректорами по направлениям деятельности.

Нами разработана закрытая анкета для выявления качества преподавания, где каждый ответ оценивается 1-3 баллами. Данные анкетирования 500 студентов по 14 дисциплинам дали суммарный показатель степени удовлетворенности студентов качеством преподавания - 90,6%.Такой показатель нам представляется достаточно высоким. Максимально возможное количество баллов - 64.По результатам анкетирования среднее фактическое количество баллов -58.Рассчитаем степень удовлетворенности студента качеством преподавания 58/64* 100% = 90,6%. Данная анкета дает представление о степени удовлетворенности студентов качеством преподавания. Но сферы деятельности образовательного учреждения и спектр требований студентов к образовательному учреждению значительно шире. Нами разработан возможный перечень требований. Студентам было предложено оценить степень реализации этих требований в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» по десятибалльной шкале. В анкетировании приняли участие1576 студентов с первого по четвертый курс. Если максимальное количество баллов составляет 390, а средний фактический показатель 307, рассчитаем коэффициент удовлетво-

ренности потребителей: 307/390*100% = 78,72%. Объем репрезентативности выборки позволяет нам с достаточной точностью выявить степень удовлетворенности основной группы потребителей - студентов. Нам представляется, что показатель 78,72% достаточно высокий. Вместе с тем, у академии имеются возможности и необходимость повышать степень удовлетворенности студентов. Продолжение партнерских отношений с потребителями приводит к сотрудничеству на различных уровнях. Например, наши студенты - заочники помогают нам расширить базу практик для студентов за счет своих организаций.

Что касается требований, установленных образовательной организацией, то они определены во внутреннем распорядке образовательной организации и этическом кодексе преподавателя и сотрудника НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления». Среди наиболее значимых требований, установленных ректоратом академии - индивидуальный подход к студентам; соблюдение правил внутреннего распорядка; предоставление преференций штатным преподавателям; сохранение рабочих мест для сотрудников и ППС - приверженцев организации.

Конечным потребителем образовательных услуг является работодатель и общество. Организацией практик и содействием трудоустройству занимается специальная служба, функционирующая в рамках учебного отдела совместно с выпускающими кафедрами. Договорные отношения заключены между НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и 176 организациями различных сфер деятельности.

Нами собраны и обработаны данные мониторинга оценки работодателями качества профессиональной подготовки в НОУ ВПО САПЭУ за три года (2007, 2008,2009). Основные сферы деятельности выпускников - сфера услуг, в том числе банки, бюджетные организации (в том числе органы власти) и малый бизнес (в основном торговля). Большая часть работодателей оценивает качество подготовки в САПЭУ как среднее и высокое. Динамика оценки такова: в 2007г. этот показатель составил 86%, в 2008 г. - 91,5%, а в 2009 г. - 92,4%. За трехлетний период наблюдается рост динамики показателя по оценкам работодателей. Значительная часть выпускников работает в банках г. Иркутска. Заключен договор между Байкальским банком Сбербанка России и НОУ ВПО САПЭУ о сотрудничестве, согласно которому выпускникам академии в 2008 году было предоставлено 86 мест в филиалах банка по Иркутской области. Данная оценка вписывается в динамику оценки со стороны других организаций. Выпускники академии работают в муниципальных органах власти, в Правительстве Иркутской области. По мнению руководства этих организаций, качество подготовки в САПЭУ оценивается как высокое и среднее на уровне 89,6% в 2009 году. Данный показатель находится на уровне оценки других организаций, хотя чуть ниже - 90%. За трехлетний период критерий оценки качества подготовки «значительно повысился», имел динамику: 9.2%; 10,3%; 20,3%. Суммирование критериев оценки качества подготовки, как «зна-

чительно повысилось» и «немного повысилось», дает следующие результаты: 2007год - 37,6%, 2008 год-40,8%, 2009год -56,9% .

Различные виды деятельности организации могут рассматриваться как работа, выполнение задания или процесс. Не всякая работа может быть процессом. Процесс должен характеризоваться наличием взаимосвязанных видов деятельности, которые носят повторяющийся характер. Этим характеристики процессов не исчерпываются. Стандарт ГОСТ Р ИСО 90012008 «направлен на применение «процессного подхода» при выработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований» [1,с.6]. Если деятельностью организации и соответствующими ресурсами управляют как процессом, то повышается эффективность управления. Таким образом, руководители организаций ожидают от внедрения процессного подхода большей эффективности при достижении результата.

Еще одной характеристикой процесса является добавленная стоимость, созданная в рамках данного процесса. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью услуги (товара) на выходе процесса и первоначальной стоимостью на входе. Такой подход позволяет осуществлять непрерывное улучшение. Основанием для улучшения может быть непрерывный мониторинг процесса, осуществляемый на основе показателей. При этом показатели должны характеризовать данный процесс, а не деятельность самой организации в целом. Критерием оценки должно быть понимание требований потребителей и результативности деятельности. Требованием стандарта ГОСТ Р ИСО 9001- 2008 является: «Определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и управлении ими» [1,с.13]. Еще одно требование этого стандарта: «осуществлять мониторинг, измерение там, где это возможно, и анализ этих процессов» [1,С.13]. Определение критериев результативности и проведение мониторинга может осуществляться только на основе установления показателей процессов. Разработка показателей процесса позволит достигнуть запланированных результатов, а не действовать в состоянии неопределенности.

Процессный подход является основой общих требований, предъявляемых к системе менеджмента качества стандартом ГОСТ Р ИСО 9001- 2008. При этом организация должна определять, то есть идентифицировать, процессы и применять их во всех структурных подразделениях. Здесь прослеживается сочетание процессного подхода и системного подхода. Именно такое сочетание, на наш взгляд, обеспечивает результативность процессного подхода. Системный подход находит свое отражение в необходимости определения последовательности и взаимодействия этих процессов. Организация должна принимать меры для постоянного улучшения процессов с целью достижения запланированных результатов. Проанализировав все вышеизложенное, разделим все характеристики

процесса на основные и дополнительные, как нам представляется.

По нашему мнению, существенной дополнительной характеристикой процесса может стать перечень подпроцессов, в силу того что многие процессы весьма неоднозначны и включают в себя различные виды деятельности. Поэтому расписать сложный процесс по установленным характеристикам весьма трудно. Какими же характеристиками должен обладать подпроцесс. Нам представляется, что характеристики подпроцесса могут совпадать с характеристиками процесса, если их можно установить.

Например, процесс «Реализация основных образовательных программ» включает, по нашему мнению, подпроцессы: планирование учебного процесса и разработка необходимой документации; составление расписания; реализация образовательной программы, в т.ч. контроль выполнения расписания и прохождение практик; промежуточная аттестация; валидация; идентификация обучения студентов; защита прав собственности потребителей; воспитательная работа; государственные экзамены; защита дипломной работы (проекта).

На какое количество процессов целесообразно разделить деятельность организации, то есть какова приемлемая степень детализации процессов, определяется рядом факторов. Прежде всего, степень детализации зависит от размера организации. Если количество сотрудников организации в пределах двухсот человек, то целесообразно использовать традиционные подходы к управлению, когда применяется принцип «магического числа семь». Для руководителя организации процесс управления представляется единым. Разделив организацию по направлениям деятельности, которыми руководят заместители руководителя, целесообразно выделить такое же количество процессов. Процессы могут быть разделены на подпроцессы (выполнение отдельных видов работ) внутри подразделений. Вместе с тем могут существовать и сквозные процессы, которые выполняются структурными подразделениями разной подчиненности. При этом сквозной процесс также должен иметь хозяина процесса.

На уровне отделов могут быть регламентированы отдельные функции. Функцию можно рассматривать как определенный вид деятельности, характеризующий однородные операции, выполняемый на систематической основе. Большинство функций выполняется на рабочих местах. На наш взгляд, число уровней детализации процессов для небольшой организации может быть в пределах 4-8. Большая детализация является излишней: лишние затраты на разработку документации, которую вряд ли будут читать.

Возможно ли внедрение процессного подхода в организациях со сложившейся системой управления? Очевидно, что при наличии уже существующей системы управления будет построена еще одна. Это не приведет к повышению эффективности, а только усложнит процесс управления или сделает его вовсе невозможным. Оптимальным вариантом является постепенный ввод процессного подхода на основе уже

существующей системы управления. Практика менеджмента показывает, что линейно-функциональная система управления организацией наилучшим образом сочетается с процессным подходом. Процессы мы формируем по принципу уже существующих структурных подразделений, чтобы не было лишних процессов, а если таковые появляются, то постепенно проводим реорганизации и избавляемся от ненужных видов работ.

Основой для разработки процессного подхода служит уже имеющаяся документация: положения о подразделениях, должностные инструкции, планы, записи. При этом мы ориентируемся не только на то, как выполняются работы, а скорее на то, как они должны выполняться. Процессный подход позволяет найти объекты управления, которые нуждаются в изменениях и реорганизации. В итоге все виды деятельности, выполняемые в организации, должны быть включены в те или иные процессы. Это позволит предотвратить дублирование функций между различными руководителями и структурами, либо выявить виды деятельности, за которые никто не несет ответственности. Процессный подход в менеджменте - это управление организацией как системой процессов. Такой подход позволяет избежать дублирования документов, создания документов специально для системы менеджмента качества.

Прежде всего, необходимо идентифицировать процесс, определить его рамки и дать его описание и оценку. Совершенствование каждого из процессов будет способствовать улучшению качества образования и услуг вуза в целом. Следует конкретизировать не только поставщиков и потребителей процессов, но и те услуги, которые стоят на входе и выходе каждого процесса.

Основные процессы связаны с выполнением основной деятельности организации, они добавляют ценность для потребителя продукта или услуги. Процессный подход предполагает определение основных процессов организации. На наш взгляд, к основным процессам относятся: прием студентов; разработка новых образовательных программ и лицензирование; аккредитация; реализация основных образовательных программ; мониторинг и реклама маркетинговой службы; воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми; разработка и реализация программ дополнительного образования; подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура); научно-исследовательская и инновационная деятельность; довузовская подготовка студентов (школа, лицей, колледж).

Вспомогательные процессы обслуживают основные процессы, создают условия для их выполнения, вместе с тем тоже добавляют ценности для потребителя. Разница заключается в том, что результат основного процесса - основной продукт и потребляет его конечный потребитель. Потребителями результата вспомогательного процесса являются другие процессы внутри организации.

Руководитель организации рассматривает управление как единый процесс. Менеджмент организации

предполагает управление всеми процессами, прежде всего образовательной средой, инфраструктурой, улучшением процессов, а также проведением корректирующих и предупреждающих действий, мониторингом, измерением и анализом процессов. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.8 заложено требование рассмотрения как самостоятельных процессов мониторинга, измерений, анализа и улучшений, но, на наш взгляд, это части любого процесса. Если их выделить в отдельный процесс, то может произойти дублирование функций в каждом процессе и организации в целом, на этой почве могут возникнуть лишние затраты и противоречия, поскольку цикл управления будет разорван. Обособление этих процессов в стандарте, как нам представляется, подчеркивает необходимость их систематического осуществления, чем определяется их важность в рамках системы. Очевидно, что деятельность образовательного учреждения по измерению, анализу и улучшению является неотъемлемой составной частью основных и вспомогательных процессов.

Если принято решение о внедрении процессного подхода, то в вузе следует выявить все функции, в противном случае могут выпасть те или иные функции. Если они являются лишними для образовательного учреждения, то это можно рассматривать только как положительный фактор. Если же выпадают нужные функции, то это ведет к нарушению процесса

управления и, как следствие, к недоработкам. Наименее значимые процессы могут не приниматься во внимание.

Насколько бы ни была типичной система управления организацией, но разработка процессного подхода является сугубо индивидуальной, уникальной. Поскольку в каждой организации существует своя специфика менеджмента, то эта специфика будет зафиксирована в процессном подходе, поэтому применить его в другой организации невозможно, он останется нефункционирующим. Таким образом, разработка процессного подхода в каждой организации - это ее ноу-хау, которым не смогут воспользоваться другие организации. Скопировать или ввести чужие процессы невозможно, да и не нужно, поскольку они будут несовместимы с данной организацией. Едиными могут быть только подходы к системе управления. Тиражирование процессного подхода, разработанного в одном образовательном учреждении, приемлемо, когда создается сеть однотипных организаций, построенных на общих принципах управления. Реализация однотипных процессов возможна в филиалах, институтах, созданных при академии или университете. Вся деятельность учебного заведения, как и любой другой организации, может быть разбита на процессы. Процессный подход служит важнейшим действенным инструментом повышения качества высшего профессионального образования.

Библиографический список

1.ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2008. 65 с.

2.Джорж С., Ваймерских А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM) СПб., Виктория плюс, 2002.

256 с.

З.Куликов Ю.А., Хачатуров А.Е. Экономические аспекты качества // Методы менеджмента качества. 2001. №5. С.15-20.

УДК 332.62(47)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

В.В.Пешков1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы приведения в соответствие нового содержания инвестиционно-строительной деятельности современной России с организационными формами управления ее развитием, консолидации экономических интересов участников инвестиционно-строительной сферы. Разработаны принципы и логика проектирования организационной структуры управления совместной деятельностью ее участников. Принципы проектирования организационных структур дополнены следующими принципами: открытость, структурное резервирование, самодостаточность, перспективное преимущество, измеримость и подконтрольность результатов деятельности. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм; инновационное развитие; инвестиционно-строительная сфера; экономические интересы; принципы и логика управления.

1 Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, проректор по научной работе, тел.: 89025163672.

Peshkov Vitaly, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Real Estate Expertise and Management, Pro-Rector for Research, tel.: 89025163672.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.