Научная статья на тему 'Реализация программ импортозамещения комплекса бортового оборудования с использованием проектного подхода на примере самолета Cу-30СМ'

Реализация программ импортозамещения комплекса бортового оборудования с использованием проектного подхода на примере самолета Cу-30СМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / управление проектами / авиация / государственное регулирование / оборонно-промышленный комплекс. / import substitution / project management / aviation / state regulation / military- industrial complex.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адриан Алексеевич Михайлов, Алена Александровна Комова

Статья посвящена решению проблемы импортозамещения бортового радиоэлектронного оборудования на самолете Су-30СМ. Обоснованы актуальность и целесообразность применения проектного менеджмента при решении таких задач, а также предложен алгоритм реализации программ импортозамещения на примере ИКШ-1КИ. Особое внимание уделяется роли государства как главного координирующего и контролирующего органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адриан Алексеевич Михайлов, Алена Александровна Комова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of import substitution programs for the onboard equipment complex using the project approach on the example of the Su-30SM aircraft

The article is devoted to solving the problem of import substitution of avionics on the su-30CM aircraft. Relevance and expediency of application of project management at the decision of such tasks are proved, and also the algorithm of implementation of programs of import substitution on the example of IKSH-1KI is offered. Special attention is paid to the role of the state as the main coordinating and controlling body.

Текст научной работы на тему «Реализация программ импортозамещения комплекса бортового оборудования с использованием проектного подхода на примере самолета Cу-30СМ»

Реализация программ импортозамещения комплекса бортового оборудования с

использованием проектного подхода на примере самолета Cу-30СМ Implementation of import substitution programs for the onboard equipment complex using the project approach on the example of the Su-30SM aircraft

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 338.45 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11034 Адриан Алексеевич Михайлов,

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: [email protected]

Алена Александровна Комова, магистрант кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: aleona.komova@yandex. ru Adrian A. Mikhaylov,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow Alena A. Komova,

Student of Department «Human resource management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация: Статья посвящена решению проблемы импортозамещения бортового радиоэлектронного оборудования на самолете Су-30СМ. Обоснованы актуальность и целесообразность применения проектного менеджмента при решении таких задач, а также предложен алгоритм реализации программ импортозамещения на примере ИКШ-1КИ. Особое внимание уделяется роли государства как главного координирующего и контролирующего органа.

Summary: The article is devoted to solving the problem of import substitution of avionics on the su-30CM aircraft. Relevance and expediency of application of project management at the decision of such tasks are proved, and also the algorithm of implementation of programs of import substitution on the example of IKSH-1KI is offered. Special attention is paid to the role of the state as the main coordinating and controlling body.

Ключевые слова: импортозамещение, управление проектами, авиация, государственное регулирование, оборонно-промышленный комплекс.

Keywords: import substitution, project management, aviation, state regulation, military-industrial complex.

В современных геополитических условиях одной из ключевых проблем российской авиационной промышленности является высокая зависимость отрасли от импортных поставок комплектующих изделий. На сегодняшний день доля импорта на отечественном авиационном рынке крайне высока: около 80% комплектующих поставляется в гражданское и военное самолетостроение. Санкционное давление со стороны США на российский авиапром привело к отсутствию аналогов иностранных комплектующих на российском рынке. Предприятия и заводы столкнулись с проблемой срыва производства самолетов [14]. Политика США заключается, прежде всего, в отказе в военно-техническом и научном сотрудничестве, а также воздействии на другие страны с целью ограничения взаимодействия с Россией. В результате под санкции США попали такие организации оборонно-промышленного комплекса, как корпорация «Ростех», концерн НПО «Алмаз-Антей», НПО «Базальт», НПО «Высокоточные комплексы» и другие [9]. Под угрозой оказался портфель оборонных заказов России, включающий в себя контракты на поставку вооружений в другие страны на несколько десятков миллиардов долларов. Украина и страны ЕС ввели эмбарго на поставку для российского ОПК продукции военного назначения. Согласно данным «РИА Новости»,на сегодняшний день под воздействием американских санкций находятся такие предприятия оборонно-промышленного комплекса, как «Рособоронэкспорт», «Ижмаш», «Калашников», «Ростех», «МиГ», «Сухой», «Туполев» и другие» [11]. Данное обстоятельство привело к необходимости оперативного решения проблемы импортозамещения.

Важную роль в реализации политики импортозамещения занимает государство. Правительством РФ была утверждена специальная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», одной из задач которой является снижение доли импорта в гражданском и военном самолетостроении с целью повышения уровня национальной безопасности, модернизации производства, инновационного и технологического обеспечения отрасли, а также продвижения отечественной авиационной промышленности на внешнем и внутреннем рынке [2].В рамках реализации данной программы выделяют несколько подпрограмм, отвечающих за ту или иную отрасль авиационной промышленности, в том числе авионику.

Для реализации программ импортозамещения необходим жесткий контроль. В этой связи, Постановлением Правительства от 4 августа 2015 г. № 785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению» был создан координационный орган с целью реализации государственной политики в сфере импортозамещения.

Основными задачами Правительственной комиссии являются:

1. Разработка нормативно-правовых актов в области импортозамещения;

2. Контроль реализации мероприятий по импортозамещению;

3. Решение и рассмотрение вопросов осуществления долгосрочных государственных программ развития;

4. Определение мер, направленных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в промышленной продукции отечественного производства и др. [1]

Помимо этого, Минпромторгом России разработан проект стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года, реализация которого в долгосрочной перспективе представляет собой комплекс мер по обеспечению технологического суверенитета и конкурентного импортозамещения, формированию технологических

партнерств с иностранными, в том числе азиатскими, компаниями и включает в себя различные мероприятия, объединенные в блоки, направленные на развитие российской авиации[5].

В качестве объекта исследования был выбран российский многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-30СМ, разработчиком которого является «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», а производителем - «Корпорация «Иркут». В 2014 году после введения санкций были прекращены поставки из-за границы бортового радиоэлектронного оборудования, поэтому «Иркут» столкнулся с проблемой выпуска самолетов данной линейки для своих Заказчиков, в том числе для Министерства обороны РФ. В связи с этим начались опытно-конструкторские работы по созданию российского комплекса бортового оборудования для Су-30СМ, основным разработчиком которого стал «Концерн «Радиоэлектронные технологии».

По данным Концерна, часть изделий комплекса бортового оборудования уже замещена на самолете и производится на сегодняшний день серийно, остальные комплектующие находятся на стадиях разработки. На рисунке 1 представлены изделия, уже замещенные на истребителе, среди которых: бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-2, ставшая заменой французской SIGMA-95NAA; многофункциональный индикатор МФИ-66, предназначенный для отображения на экране цветной ЖК матрицы пилотажной информации, заместивший SMD-55,56; изделие-субститут - широкоформатные коллиматорные индикаторы ИКШ-1КИ вместо французских HUD-3022; навигационно-посадочная бортовая аппаратура VIM-95, заменившая ILS-2020; малогабаритный радиодальномер ВНД-94, который стал заменителем NC-12E; нашлемные системы указания НСЦ-Т-03, ставшие аналогами украинских НСЦ «Сура».

Рисунок 1. Решение задач по нмпортозамещенпюКБО на Су-ЗОСМ в рамках ОКР 2014-2016 г.

Помимо этого, несколько проектов по импортозамещению на объекте Су-30СМ еще в процессе. К ним относятся проекты по разработке систем радиоэлектронного подавления, радиолокационных станций, вычислительных систем, Хибин (комплекс радиоэлектронного противодействия), электрических соединителей кабельной продукции и прочего, причем также ведутся проекты по модернизации Су-30СМ [8].

Реализация программ импортозамещения - процесс трудоемкий, требующих больших затрат, времени, а также тщательного контроля на всех экономических уровнях. В текущих экономических условиях для максимально быстрой и эффективной реализации импортозамещения важным фактором успеха является обеспечение гибкости и

модифицируемости системы управления, а также своевременная ответная реакция на изменения внешней среды. Все эти условия позволяет обеспечить использование проектного подхода. На первом заседании Совета по стратегическому развитию страны Президент РФ В.В. Путин призвал к необходимости применения проектного подхода в реализации важных государственных целей, в том числе импортозамещения, поскольку «без проектного подхода нам сегодня не решить стоящие перед страной задачи» [10].

Проект как основная производственная, инновационная и конкурирующая бизнес-единица, основным принципом которой является создание нового и, как правило, единичного, не повторяющегося продукта, представляет собой «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений» (рис. 2) [3].

Рисунок 1. Целесообразность использования проектного подхода

Деятельность, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами, временем и качеством есть -управление проектом. Его основой является рациональное планирование, учитывающее количество рисков, неопределенностей, что позволяет заранее четко определить желаемый результат, ресурсы, используемые для его достижения, сроки. Управление проектом представляет собой циклический процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. Инициация - на данном этапе формируется команда проекта, определяется основная тематика проекта в соответствии с предложениями по приоритетным направлениям развития на отчетный период, формируются главные цели проекта.

2. Планирование - происходит формирование планов проекта: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, а также поиск источников финансирования.

3. Запуск проекта.

4. Исполнение - на данном этапе происходит непосредственное выполнение целей и задач, для решения которых был создан проект.

5. Контроль - данный этап включает в себя контроль хода выполнения проекта с использованием автоматизированных систем и программного обеспечения. При этом

контролируются сроки выполнения проекта, трудовые и финансовые затраты, а также качество полученного изделия.

6. Завершение - обычно сопровождается оформлением необходимых документов, их подписанием, а также передачей разработок Заказчику [3].

Стадии этого процесса представляют собой жизненный цикл проекта, причем на ранней стадии - инициации - минимальные затраты времени и ресурсов, которые постепенно увеличиваются и достигают своего предела на промежуточных стадиях и на стадии завершения постепенно снижаются, достигая нуля. Важно отметить, что реализация данных стадий может быть не последовательной, а параллельной в исполнении [6].

Использование на авиационных предприятиях проектного подхода позволит быстро заместить иностранную продукцию, повысив при этом технологическую самодостаточность отечественного производства. На сегодняшний день в авиационной промышленности и военно-промышленном комплексе методы проектного управления используют недостаточно широко, поэтому необходимо постепенно их внедрять на предприятиях авиапрома и в органах государственной власти, в том числе в программах импортозамещения. Данная работа потребует организационных усилий и финансовых затрат, однако применение проектного подхода совместно с развитием методов программно-целевого планирования и бюджетирования, совершенствованием организационной структуры проекта и структуры ответственности способствует вывести российскую авиационную промышленность на качественно новый уровень и обеспечить достижение результатов в области инноваций и технологий при экономии бюджетных средств.

На рисунке 3 представлена предлагаемая общая схема импортозамещения комплекса бортового оборудования с использованием проектного подхода. Согласно схеме, сначала для решения задачи замещения иностранного комплектующего изделия на отечественный аналог открывается проект, управление которым осуществляется на всех экономических уровнях. Макро- и мезоуровень относятся к государственному управлению.

На макроуровне происходит управление проектами по всей авиационной отрасли в общем. Задачи механизма проектного управления на данном уровне состоят в решении ключевых проблем реализации процесса импортозамещения, а именно:

- определение стратегических направлений развития авиационной промышленности с позиции обеспечения конкурентоспособности отрасли для обеспечения инфраструктурных условий реализации проектов импортозамещения;

- координация и целевое согласование отраслевых приоритетов, процессов развития отдельных субъектов хозяйствования и проектов импортозамещения различного уровня;

- отбор и оценка проектов импортозамещения регионального и микроэкономического уровня;

- развитие региональных механизмов финансирования и реализации проектов импортозамещения.

На мезоуровне определяются отдельные аспекты отрасли авионики и авиационного приборостроения, то есть более конкретизируется, распределяются задачи между авиационным комплексом касательно импортозамещения конкретных авиационных изделий и комплектующих.

Микроуровень подразумевает внутреннее управление проектом специальными службами и подразделениями. На данном уровне осуществляется проектирование, разработка и дальнейшее производство изделия, требующего импортозамещения и его внедрение на самолетах. Важно, чтобы на микроуровне каждый проект носил индивидуальный подход, то есть проводился в рамках отдельного изделия-заменителя, поскольку это более детально рассматривает данный процесс, имеет направленность на промежуточный результат и способствует его выполнению в более краткие сроки, нежели проект по импортозамещению нескольких комплектующих на конкретном объекте. На мезо- и макроуровне проекты могут объединяться в портфели проектов. После того, как разработано изделие-заменитель КБО, его можно передавать в Конструкторские бюро с целью внедрить их на самолетах, в том числе на исследуемом объекте - Су-30СМ. Интеграция КБО на самолете происходит также в рамках проекта и контролируется на всех уровнях.

Реализация импортозамещения по данной схеме является эффективной, поскольку такое деление управления проектом позволит более четко контролировать процесс на всех экономических уровнях, что быстрее принесет результат.

Применение данной схемы рассматривается на примере интеграции ИКШ-1КИ на самолете Су-30СМ. На рисунке 4 представлен алгоритм реализации проекта по импортозамещению одного из изделий КБО, в частности широкоформатного коллиматорного индикатора на фоне лобового стекла. До введения санкций, данное изделие поставлялось из Франции (НЦ0-3022), однако после - поставки прекратились и «Корпорация «Иркут», как уже было сказано, столкнулась с проблемой срыва производства самолетов для Министерства обороны в обеспечение Государственной программы вооружения 2020. В связи с этим Министерством обороны был открыт проект по импортозамещению НЦ0-3022 на российский аналог ИКШ-1КИ, управление которым осуществлялось Министерством обороны РФ на макроуровне. На стадии инициации были поставлены основные цели проекта, миссия. На стадии планирование были сформированы планы работ, а также определен размер бюджетных средств, передаваемых «Корпорации «Иркут» на достижение целей проекта. Главным исполнителем соответственно являлся «Иркут».

На третьей стадии проект запустился. Был согласован государственный оборонный заказ и выделены средства главному исполнителю.

В свою очередь, «Корпорация «Иркут» на мезоуровне также открывает проект. В этом случае стадия запуска проекта на макроуровне совпадают со стадией инициации на уровне «Иркута». «Иркут» формирует команду проекта, которыми стали «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», входящее в Концерн «Радиоэлектронные технологии» и «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», закрепляя за каждым из них свои обязанности. Основной целью «РПКБ» стало разработка и создание аналога НЦО-3022, а задачей «ОКБ Сухого» являлась интеграция полученного изделия на Су-30СМ. Сам «Иркут» в данном случае выступает Заказчиком ОКР и заключает с соисполнителями государственный оборонный заказ.

На стадии планирования «Иркут» формирует свой план работ, сроки, ресурсы. Стадией запуска считается стадия инициации проекта в «РПКБ».

«Раменское приборостроительное конструкторское бюро», в свою очередь, также открывает проект на уровне своего предприятия, то есть на микроуровне, формирует команду проекта, которая будет непосредственно работать над созданием будущего ИКШ-1КИ. Формируется план работ, утверждается Заказчиком, и команда проекта приступает к исполнению проекта. При этом, контроль за выполнением проекта происходит на всех уровнях.

Этапы выполнения проекта соответствуют составным частям опытно-конструкторской работы. Сначала происходит формирование технического задания -документа, содержащего требования Заказчика к объекту, порядок выполнения работ и их приемка, оформленное в соответствии с утвержденными стандартами. Следующим этапом является разработка аванпроекта, или технического предложения, представляющего собой возможную конструкцию изделия, состав основных элементов и т.д., который затем сменяется эскизным проектом, а тот, в свою очередь, техническим проектом. Следующим этапом является разработка рабочей конструкторской документации и эксплуатационной документации. Потом изготавливают опытный образец, который в случае утверждения Заказчиком отправляется на испытания. По результатам испытаний РКД и ЭД корректируется, а образцу присваивается литера «О1» [4]. После этого подтвержденный образец ИКШ-1КИ передается Заказчику, а тот, в свою очередь передает его «ОКБ Сухого» для интеграции на Су-30СМ.

После передачи в «ОКБ Сухого» образца, происходит инициация проекта, которая также сопровождается основными мероприятиями, характерными для других участников.

Рисунок4. Алгоритм реализации нипортозамешенин НП)-ЗА22

на С}-Э0СМ

На стадии планирования формируется план проекта, устанавливаются сроки, ресурсы, ответственные исполнители, проект запускается.

Исполнение проекта по интеграции ИКШ-1КИ на объекте Су-30СМ осуществляется также поэтапно по элементам составных частей ОКР. План проекта включается в себя те же этапы, что у «РПКБ», однако появляются еще отработки на стендах, а после них летные испытания. При этом контроль исполнения проекта в «ОКБ Сухого» также осуществляется на всех экономических уровнях. По завершению работ «ОКБ Сухого» передает «Иркуту» КД на внедрение ИКШ-1КИ на Су-30СМ.

При этом в «РПКБ» параллельно ведется производство опытной партии образцов, которые также потом отправляются на испытания. В случае успешного прохождения испытания опытные образцы могут передаваться для интеграции на другие самолеты, например, марки МиГ.

После того, как необходимые работы выполнены проект закрывают, как в «РПКБ», так и в «ОКБ Сухого».

В «Корпорации «Иркут» при этом получена документация на интеграцию изделия ИКШ-1КИ. После того, как «РПКБ» стало производить ИКШ серийно, «Иркут» возобновляет производство самолетов Су-30СМ для Министерства обороны РФ [7].

Данная схема позволила реализовать проект по созданию ИКШ-1КИ и его интеграции на Су-30СМ всего за два года. Предложенный алгоритм реализации импортозамещения учитывает исполнение сразу четырех проектов на разных экономических уровнях. Он берет во внимание комплекс мероприятий, закрепленных за каждым из участников, выполнение которых необходимо для достижения главной цели проекта и миссии, а также учитывает взаимодействие между исполнителями и Заказчиком. Безусловно, в иной ситуации данный механизм будет иметь несколько другой вид, но суть останется той же. Преимуществом использования данного алгоритма на практике является то, что он акцентирует внимание не на конечный результат, а на промежуточный, то есть на само изделие. Такой подход позволяет эффективно осуществлять

импортозамещение бортового радиоэлектронного оборудования не только на истребителе Су-30СМ, но и на других самолетах в короткий срок за счет параллельного использования времени.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. №785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/642506

2. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://minpromtorg.gov.ru/activities/state programs/list/gp1/docs/

3. ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к проекту». [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.isopm.щ/metodicheskie_osnovy/gosts/gost-r-54869-2011/

4. ГОСТ Р.15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/gost-r-15-201-2000

5. Проект Министерства промышленности и торговли «Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г.». [Электронный ресурс] -Режим доступа:https://www.aex.ru/m/docs/2/2017/10/13/2666/

6. Аньшин В.М., Ильина О.Н. «Управление проектами». М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016 г. - 620 с.

7. Комова А.А. «Алгоритм реализации проекта импортозамещения авиационного изделия иностранного производства на их российский аналог», «Наука. Промышленность. Оборона», Труды XIX Всероссийской научно-технической конференции, Том IV, Новосибирск, 2018 г.

8. Официальный сайт КРЭТ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oblik.msk.ru/about/

9. Новости ВПК [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://vpk.name/

10. Путин призвал применять проектный подход для решения важнейших задач [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://rg.ш/2016/07/13/putm-prizval-primemat-proektnyj -podhod-dlia-resheniia-vazhnejshih-zadach.html

11. РИА Новости [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ria.ru/amp/economy/20171031/1507894361.html

12. Тихонов А.И., Сазонов А.А. Новиков С.В. Импортозамещение в России, как системообразующий фактор развития авиационной промышленности // Двигатель. № 3 (117), 2018. С. 6-8.

13. Краев В.М., Тихонов А.И., Новиков С.В. Импортозамещение производства авиационных двигателей в России // Вестник машиностроения №6, 2018. С. 82-85.

14. Тихонов А.И., Сазонов А.А. Оценка перспектив развития импортозамещения в авиационной промышленности России // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. №3(34), 2018. С. 52-58.

15. Краев В.М., Тихонов А.И. Эффективность внедрения программы импортозамещения в авиационное двигателестроение // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. №2, 2017. С. 157-161.

16. Артющик В.Д., Гусаков А.Г., Тихонов А.И. Развитие авиационной промышленности Российской Федерации в условиях импортозамещения // Московский экономический журнал. 2016. №l3. С. 46.

17. Тихонов А.И. Модель комплексной реализации концепции импортозамещения в инновационной среде (на примере авиационного двигателестроения) // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 146-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.