Курмеева Н.К.
Оренбургский государственный университет E-mail: kurmeevank@mail.ru
МОДЕЛЬ ВНЕАУДИТОРНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье представлена структурно-функциональная модель внеаудиторного музыкально-эстетического образования студента педагогического колледжа. Модель содержит структурные компоненты: подходы, принципы, цели и задачи, средства, педагогические условия, компоненты результативного блока.
Ключевые слова: модель, структурные элементы модели, внеаудиторное музыкально-эстетическое образование.
Отличительной чертой современного этапа развития общества является модернизация образования. Сегодня учёные единодушны в понимании того, что образование должно осуществляться в режиме развития, обеспечивающего его качество. Государственные документы, регулирующие процесс модернизации образования в России: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральный закон «Об образовании», Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика, Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная доктрина образования и другие, декларируют, что основным ресурсом развития новых социально-экономических отношений становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. В связи с этим государство большое внимание уделяет молодёжи, проблемам вхождения её в мир, поэтому одной из приоритетных задач развития образования является «обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи» [5, с. 4].
Предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. Современный молодой человек находится в поисках смысла жизни, смысла деятельности, определении своей позиции в социуме, стране, мире, национальной и мировой культуре. Всё более очевидным сегодня становится то, что требования, предъявляемые к выпускнику колледжа, вуза, должны касаться не только профессиональной квалификации, но затрагивать более глубокие пласты: ценностно-смысловую сферу, интел-
лектуальные, эмоциональные и волевые способности, личностные характеристики [3]. Внеаудиторное образование, как составная часть образовательного процесса, способно решать многие проблемы гуманитарного плана в то время, когда образовательный процесс сосредоточен на конкретных профессиональных дисциплинах, формирующих качества будущего специалиста. Через ценностное взаимодействие с искусством сегодня, в условиях глобализации, когда универсальный диалог становится единственно возможным путём сосуществования различных культур, внеаудиторное музыкально-эстетическое образование предоставляет студенту возможность вырабатывать собственные взгляды на жизнь, находить свои пути существования в современном мире.
Внеаудиторное музыкально-эстетическое образование в современных условиях общего образования в педагогическом колледже мы понимаем как важный фактор, участвующий в процессе формирования образа жизни. Внеаудиторное музыкально-эстетическое образование выступает как процесс ценностного взаимодействия человека с миром через освоение «ценности музыки и общечеловеческих ценностей в музыке» (Г.Г Коломиец), общечеловеческих и эстетических ценностей в целях развития жизненно-творческого опыта. Ценность музыки, по Г.Г. Коломиец, определяется «взаимосвязью музыки-субстанции (музыкально-сущностного, духовного) и музыки-искусства, то есть нашей музыки как мира человека, выраженной звуковым материалом». Ценности в музыке -«это те ценности человеческого духа (общечеловеческие, интерсубъективные ценности), которые присутствуют в каждом высоком музыкальном произведении» [9, с. 555].
Для получения целостного представления о внеаудиторном музыкально-эстетическом образовании студента педагогического колледжа как процесса и достижении эффективных результатов целесообразно обратиться к моделированию, которое в педагогике понимается как теоретическое представление о педагогическом процессе. Изучив характеристики модели в научно-педагогической литературе, мы выделили следующие понятия моделей, близкие нашему исследованию:
- модель - схематический аналог какой-либо реальности в социально-природном контексте. Модель, по Н. М. Амосову, - это «структура, в которой отражено изменение внешнего воздействия в пространстве или времени (информация)» [1, с. 21];
- модель - это теоретический образец, воспроизводящий существенные свойства оригинала, своеобразный её эталон. По мнению В. В. Давыдова, с помощью такого эталона возможно выявить свойства изучаемого объекта, являющиеся его сущностью, определённой с помощью модельных представлений, тем самым получая новое знание [6];
- модель - мысленный эксперимент, в основе которого лежит образ, система. В.Э. Штей-нберг пишет о том, что в самом широком смысле модель рассматривается как «любой мысленный или знаковый образ представляемого объекта (оригинала)» [12, с. 22].
Таким образом, модель - это теоретическое представление, знаковый образ или система объекта-оригинала, дающие возможность с помощью исследования получить новую информацию об этом объекте.
Вместе с тем для нас модель внеаудиторного музыкально-эстетического образования - это мысленный эксперимент, образ, система, которая направлена на выявление представления о том, что необходимо сделать для получения эффективных результативных данных об исследуемом процессе.
В педагогике разработаны виды моделей: «описательные, дающие представление о сути, структуре, основных элементах образовательной практики; функциональные, отображающие образование в системе его связей с социальной средой; прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики» [10, с. 256]. Модель
нашего исследования сочетает описательный и функциональный виды, что отображено в определённой структуре, представляющей систему взаимосвязанных элементов.
Модель предполагает в качестве целепола-гания развитие ценностного взаимодействия человека с миром через освоение ценности музыки и общечеловеческих ценностей в музыке, эстетических ценностей, способствующих формированию образа жизни. Отметим, что в основе модели лежит живое общение с музыкой.
Структурно-функциональная модель внеаудиторного музыкально-эстетического образования студентов педагогического колледжа разрабатывалась на основе аксиологического, антропологического и личностно-деятельностного подходов.
Аксиологический подход в нашем исследовании опирается на следующие теории:
- «теорию ориентации личности в мире ценностей», раскрывающую восхождение учащихся к ценностям в образовательном процессе (А.В. Кирьякова) [7], а также ценностное отношение к педагогической деятельности, где ценности обуславливают смысложизненное самоопределение педагога (В.А. Сластёнин) [11];
- педагогическую аксиологию (Н.А. Асташова), где под ценностями в педагогике подразумевается этическая культура человека, которая определяет его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе [2];
- аксиологию музыкально-эстетического воспитания в музыкальном профессиональном образовании (Г.Г. Коломиец), которая позволяет рассматривать не только ценность музыки, но в самой музыке по смыслу обнаруживать общечеловеческие ценности и тем самым формировать взгляды на жизнь [8];
- аксиологию музыкально-педагогического образования (А.И. Щербакова), рассматривающую музыку и музыкальную педагогику как особый вид художественного творчества [13].
В аспекте аксиологического подхода выявляются возможности развития мотивационнодеятельностной сферы личности, её духовного потенциала. В русле нашего исследования внеаудиторное музыкально-эстетическое образование, осуществляемое с позиции аксиологического подхода, способствует развитию взглядов на жизнь, формированию мировоззренческих ценностей, образа жизни студентов педагогическо-
го колледжа - будущих учителей начальных классов. В модели акцентируется внимание не столько на самой музыке, её специфике, сколько на её ценности для человека, для понимания им жизненных ценностей.
Антропологический подход в педагогике позволил нам в опоре на труды К.Д. Ушинско-го, В.А. Сухомлинского и современных учёных Б.М. Бим-Бада, В.И. Максаковой и других рассматривать человека как сложный феномен и выделить ценность человека, человеческое достоинство студента как будущего педагога. Антропологический подход в педагогике показывает, что человек больше, чем личность, человек не равен личности, он понимается как «безмас-штабное существо, трансцендирующее свои границы» (Б.С. Братусь) [4 с. 6]. В центре нашей модели - человек (студент, воспринимающий музыку), знания о котором выступают своеобразной теорией педагогической деятельности.
В соответствии с личностно-деятельностным подходом (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бон-даревская, Л.П. Буева, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) актуализировано включение студентов в профессионально ориентированную взаимосвязанную аудиторную и внеаудиторную деятельность в целях развития музыкально-эстетической культуры личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных и эмоциональных способностей, творческим воображением, свободным мышлением. Подчеркнём, что во внеаудиторной деятельности личностнодеятельностный подход в сочетании с аксиологическим и антропологическим наиболее плодотворен и решает основную задачу образования - создание условий развития гармоничной, нравственной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.
Процесс формирования образа жизни во внеаудиторной музыкально-эстетической деятельности студента педагогического колледжа в современных условиях организуется с учётом следующих принципов:
- принципа гуманизации образования как ведущей тенденции развития человека, проявления его индивидуальности, духовного, культурного и социального становления;
- принципа гуманитаризации, раскрывающего основные направления аудиторного и внеаудиторного профессионального образования
студента на основе эмоционально-ценностного отношения к миру, людям и самому себе;
- принципа эстетизации жизни, который предполагает перенесение эстетического в окружающую среду, обеспечивая духовно и материально насыщенное существование.
Реализация структурной модели предполагает решение следующих задач внеаудиторного музыкально-эстетического образования, обеспечивающих достижение цели: формирование ценностного отношения к миру на основе музыки, развитие эстетического восприятия музыки, включение музыкально-эстетического опыта в профессиональную практику.
Основными средствами внеаудиторного музыкально-эстетического образования студентов педагогического колледжа выступают Музыкальный лекторий и факультативный курс «Внеклассная работа по музыке» как ресурс становления студента - личности и профессионала. Музыкальный лекторий в нашем исследовании предстаёт как форма внеаудиторного музыкально-эстетического образования, основанная на постижении музыкального искусства через музыкально-эстетические и общечеловеческие ценности. Он осуществляется в виде музыкальных лекций-бесед и тематических концертов, музыкальных композиций и музыкально-литературных гостиных. Основные задачи Музыкального лектория: познание студентами мировой сокровищницы музыкального искусства; расширение музыкально-эстетических знаний, интересов, вкусов и предпочтений; осознание посредством музыки и других искусств личностного смысла; накопление музыкальноэстетического опыта в опоре на восприятие как основу любой художественной деятельности; формирование устойчивой потребности в музыкально-эстетическом образовании и использование полученных знаний и опыта творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении.
Разработанный нами факультативный курс «Внеклассная работа по музыке» выступает в качестве квазипрофессиональной деятельности и построен на проблемном изложении материалов о внеклассной музыкально-эстетической работе в начальной школе и практическом её освоении студентами, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах».
Внеаудиторное музыкально-эстетическое образование студента педагогического колледжа в современных условиях
Факультативный курс «Внекпас сная р аб ота по музыке»
Педагогические условия
1. Развитие позитивной мотивации педагога и студента в едином образовательном процессе.
2. Использование современных информационных технологий и интерактивных методов во внеаудиторном музыкально-эстетическом образовании.
3. Аксиологизация музыкального восприятия как фактор ценностного отношения к миру.
4. Использование интеграции искусств.
Результативный блок
Змоізоньш комітент Ко оогпоіин комітент Оіц» ацюналыын комітент
Р аз Б итие чув С ТЕ: ё нно -эмоцно напыюго б о с щи пятая муз ыки Р аз е итие с по с о б но с та муз ыкаль но - э с те таче с ко го суждения А ктуалнз ация муз ыкаль но -э с те т иче с ко го о га.гг а Б пр О Ф 6 С С НО КІШ- НО й де ятель но с та и ж из н и
Результат: эффективность внеаудиторного музыкально-эстетического образования, способствующего формированию образа жизни
Музыкальный
лектории
Рисунок 1. Модель внеаудиторного музыкально-эстетического образования
Задачами факультативного курса являются: познание студентами современных видов и форм внеклассной музыкальной работы; овладение знаниями и умениями в области внеаудиторной музыкально-эстетической деятельности; формирование активной позиции по отношению к своей личности, будущей профессии и на этой основе - развитие потребности в самосовершенствовании; развитие творческого потенциала и приобретение практических профессиональных навыков в организации музыкально-эстетического досуга младших школьников; развитие эмоциональной сферы и речевой культуры, организаторских и коммуникативных способностей.
Эффективность модели обеспечивается комплексом педагогических условий:
- развитие позитивной мотивации педагога и студента в едином образовательном процессе;
- использование современных информационных технологий и интерактивных методов во внеаудиторном музыкально-эстетическом образовании;
- аксиологизация музыкального восприятия как фактор ценностного отношения к миру;
- использование интеграции искусств.
Предполагается, что представленный комплекс педагогических условий способствует более успешному формированию образа жизни студента педагогического колледжа.
Результативный блок модели включает компоненты (эмотивный, когнитивный и операциональный) и показатели эффективности музыкально-эстетического образования студентов педагогического колледжа. Показателем эмотивно-го компонента является развитие чувственно-эмоционального восприятия музыки. Критериальными характеристиками когнитивного компонента выступает развитие способности музыкально-эстетического суждения. Операциональный компонент учитывает степень актуализации музыкально-эстетического опыта в профессиональной деятельности и жизни. Синтез этих трёх параметров в гармоническом сочетании и развитии способен
формировать образ жизни студента педагогического колледжа. Нами были введены три уровне-вых параметра для каждого компонента, на основании которых производится диагностика: низкий, средний, высокий уровни.
Эффективность внеаудиторного музыкально-эстетического образования, способствующего формированию образа жизни с позиции единства всех компонентов, характеризуется следующими уровнями.
Низкий уровень представляется отсутствием единой структуры компонентов, несформи-рованностью ценностного отношения к внеаудиторному музыкально-эстетическому образованию, музыкально-эстетических суждений, отсутствием музыкально-эстетического опыта внеаудиторной деятельности.
Средний уровень характеризуется недостаточным, частичным развитием отдельных компонентов. Отмечается положительная мотивация к внеаудиторному музыкально-эстетическому образованию, развитие музыкально-эстетического опыта.
Высокий уровень характеризуется устойчивым развитием всех компонентов в интегративном единстве; отмечается ценностное отношение студента к внеаудиторному музыкально-эстетическому образованию, развитые музыкально-эстетические суждения, актуализация музыкальноэстетического опыта как в профессиональной деятельности, так и в жизни.
Процесс формирования образа жизни студента во внеаудиторном музыкально-эстетическом образовании предполагает восхождение от низкого уровня к более высокому.
Разработанная модель внеаудиторного музыкально-эстетического образования студента педагогического колледжа в современных условиях предстаёт в виде целостной, динамичной системы, открытой для обновления и имеет не только практико-ориентированное и профессиональное значение, но способствует успешному формированию образа жизни молодого человека - будущего учителя.
26.09.2013
Список литературы:
1. Амосов, Н.М. Моделирование мышления и психики / Н.А. Амосов. - Киев: «Наукова думка», 1965.
2. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика. - 2002. - №8. -С. 8-13.
3. Багдасарьян, Н.Г. Роль образования в трансформации человеческого потенциала в человеческий капитал / Н.Г. Багдаса-рьян, М.В. Буланова // Молодёжь XXI века - будущее российской науки. Материалы Всероссийской молодёжной конференции. Под ред. Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гавриловой. - М.: ВНИИгеосистем, 2012. - 192 с.
4. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С. 3-20.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции) от 15.05.2013г. Ьир://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf
6. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
7. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 190 с.
8. Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). - Монография / Г.Г. Коломиец. -Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. - 240 с.
9. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект: Монография / Г.Г. Коломиец. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. -579 с.
10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.
11. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
12. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. - М.: Народное образование, 2002. - 304 с.
13. Щербакова, А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования - учебное пособие / А.И. Щербакова. -Москва: «Прометей», 2001. - 424 с.
Сведения об авторе:
Курмеева Надежда Константиновна, аспирант Оренбургского государственного университета, преподаватель Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина г. Оренбурга, Университетский округ ОГУ 460056, Оренбург, ул. Волгоградская, 1, тел. (3532) 362226, e-mail: kurmeevank@mail.ru
UDC 371.8 Kurmeeva N.K.
Orenburg state university, e-mail: kurmeevank@mail.ru
MODEL OF EXTRACURRICULAR MUSICAL AESTHETIC EDUCATION OF THE STUDENT OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE
The article presents a structural and functional model of extracurricular musical and aesthetic education of the student of the Teacher-Training College. There are structural components of the model, including the approaches, principles, goals and objectives, resources, teaching conditions, the components of a productive unit.
Key words: model, the structural elements of the model, extracurricular musical and aesthetic education.
Bibliography:
1. Amosov, N.M. Modeling of thought and mind / N.A. Amosov. - Kiev, «Naukova Dumka», 1965.
2. Astashova, N.A. Conceptual bases of pedagogical axiology / N.A. Astashova // Pedagogy. - 2002. - №8. - P. 8-13.
3. Bagdasarian, N.G. The role of education in the transformation of the human potential in human capital / N.G. Bagdasarian, M.V. Bulanova // Youth of the XXI century - the future of Russian science. All-Russian Youth Conference. Ed. N.G. Bagdasarian, E.A. Gavrilova. - M.: VNIIgeosystem, 2012. - 192 p.
4. Bratus, B.S. To the problem of human psychology / B.S. Bratus // Questions of psychology. - 1997. - №5. - S. 3-20.
5. The State Program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020 (Revised) from 15.05.2013g.
6. Davydov, V.V. Problems of developing training / V.V. Davydov. - M.: Pedagogika, 1986. - 240.
7. Kiryakova, A.V. Theory of orientation of the individual in the world of values. Monograph / A.V. Kiryakova. - Orenburg, 1996. -190 p.
8. Kolomietc, G.G. Musical and aesthetic education (axiological approach). - Monograph / G.G. Kolomietc. - Orenburg: Publishing House OOIPKRO, 2001. - 240 p.
9. Kolomietc, G.G. The value of music: philosophical aspect: Monograph / G.G. Kolomietc. - Orenburg: IPK GOU OGU 2006. -579 p.
10. Dictionary of Psychology and Education for teachers and heads of educational institutions. - Rostov n/D: Publishing House «Phoenix», 1998. - 544 p.
11. Slastenin, V.A. Pedagogy: studies. benefits for the students. vyssh. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov, ed. V.A. Slastenin. - 9th ed., ster. - M: Publishing Center «The Academy «, 2008. - 576 p.
12. Steinberg, V.E. Didactic multidimensional instruments: Theory, methodology, practice / V.E. Steinberg. - M.: Education, 2002. - 304.
13. Shcherbakova, A.I. Axiology of music-teaching education - teaching aid / A. Shcherbakova. - Moscow: «Prometheus», 2001. - 424 p.