■ ■ ■ Реализация профессиональных компетенций спортивного журналиста в новых медиа
Рыжов Е.С.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная гимназия №13 города Пензы», г. Пенза, Российская Федерация.
Аннотация. Спортивная журналистика часто была одной из наиболее коммерчески важных частей газетной индустрии. Журналисты и ученые часто обсуждали способность спортивной журналистики доходить до читателей, что сделало его такой важной и неотъемлемой частью коммерческого успеха спортивных медиа. Спортивные журналисты часто имели больше общего с другими областями журналистской практики, чем отмечали некоторые исследователи. В статье рассматриваются проблемы влияния новых медиа на профессиональные компетенции спортивного журналиста. Раскрывается понятие «новые медиа» и описывается взаимодействие данного феномена с журналисткой в целом. Рассматривается деятельность спортивной журналистики в условиях медиатизации. Формулируются компетенции спортивных журналистов прошлых лет и характеризуются их изменение в период преобладания новых медиа.
Ключевые слова: СМИ, спортивная журналистика, медиа, новые медиа, профессиональные компетенции, медиатизация, цифровизация.
Для цитирования: Рыжов Е.С. Реализация профессиональных компетенций спортивного журналиста в новых медиа // Коммуникология: электронный журнал. 2022. Том 7. №4. С. 51-57.
Сведения об авторе: Рыжов Е.С. Преподаватель МАОУ «Многопрофильная гимназия 13 г. Пенза». Адрес: 440062, г. Пенза, пр. Строителей, 52. E-mail: АИоекеуг/5@уа.ги
Статья поступила в редакцию: 18.10.2022. Принята к печати: 25.12.2022.
Стремительные изменения в мире влекут за собой развитие во многих областях и сферах жизни. Не стала исключением и журналистика. Плотно укрепившиеся в нашей жизни цифровые технологии, привели к трансформации некоторых аспектов СМИ: использование фоторедакторов и текстовых редакторов в печатных медиа, спутниковое телевидение, появление новых каналов распространения информации при помощи сети интернет.
В последние десятилетия произошел ряд ключевых моментов, сформировавших спортивную журналистику. Во всем мире наблюдался рост журналистики, ориентированной на спрос, управляемый платным
телевидением, которое финансово поддерживало элитный спорт. В результате продвижение и расширение освещения в спорте (футболе, в особенности) привело к расширению журналистики (во всех ее формах) о спорте и предоставило больше возможностей тем, кто желает развивать карьеру спортивного журналиста [Boule].
Зарождение и развитие цифровой журналистики
Цифровой поворот 1990-х годов также кардинально изменил журналистский ландшафт, причем спортивная журналистика часто находится на переднем крае этого перехода, поскольку журналистика перешла в онлайн и стало доступно множество новых (часто основанных на фанатах) источников информации о спортивной культуре. Бизнес-кризис в печатной журналистике настиг и спортивных журналистов. Поскольку финансирование журналистики выходит на центральное место в качестве движущей силы в формировании новых траекторий журналистов. Тем, кто работает в спорте, также пришлось адаптироваться и заново обрести себя.
В направлении цифровой журналистики (Digital Journalism), в котором журналистская среда является разнообразной, закономерности преемственности можно обнаружить в быстро меняющемся журналистском ландшафте. Эта подборка представляет собой краткий обзор журналистского сектора, претерпевающего изменения, но также и того, который адаптируется к освещению одной из самых устойчивых и насыщенных средствами массовой информации форм современной массовой культуры - элитного спорта.
Ряд тем, связанных со спортивной журналистикой в цифровой среде, включает следующие направления:
• аспекты нарушения: установленных норм журналистской практики;
• институциональной лояльности, авторитета и определяющей роли журналистики, а также структуры карьеры и развития журналистов, пишущих о спорте;
• сочетание качественных и количественных подходов, и направленных на то, чтобы лучше понять и позиционировать то, что происходит в современной спортивной журналистике;
• растущую сложность, существующую между спортом и журналистикой, поскольку средства массовой информации становятся все более интегрированными в финансовую структуру элитного спорта;
• важность постоянной институциональной поддержки производства журналистской продукции.
В 1980-е годы для описания массовых коммуникаций, создающихся при помощи цифровых компьютерных технологий, «появилось новое
понятие - «новые медиа». Одними из первых авторов, которые начали раскрывать данное понятие стали Лев Манович и Вин Кросби.
Манович выделил пять основных принципов «новых медиа»: числовое представление, модульность, автоматизация, изменчивость, транскодинг [Манович]. Кросби же, в свою очередь называет новые медиа третьей моделью коммуникации, объединившей достоинства первых двух - межличностной и массовой коммуникаций [СгоБЫе]. Позже к вопросу изучения феномена новых медиа подключились такие авторы, как И.Д. Фомичева, К. Меллер, Д. Павлик. Ученые выделяют следующие признаки новых медиа: интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность, конвергенция, дигитализация» [Змановская].
«В настоящее время термин «новые медиа» закрепился и вошел в обиход. Он используется для описания интерактивных электронных изданий и СМИ, в основе деятельности которых применяются компьютерные и цифровые технологии. К «Новым медиа» традиционно относят следующие ресурсы: интернет версии СМИ, интернет-ТВ и интернет-радио, мобильное ТВ, блогосфера, социальные сети, виртуальные сообщества, виртуальные игры и др.» [Змановская].
Интерактивные медиа в спортивной журналистике
Гипермедийность и мобильный доступ к контенту - основные новые свойства интерактивных интернет-медиа. Общий технологический прогресс и цифровые технологии, плотно укрепившиеся в повседневной жизни людей, внесли изменения в журналистскую среду, изменения коснулись и спортивной журналистики.
Спорт на сегодня является важным аспектом повседневной жизни практически каждого человека. Для спортивных систем особенно важным становится информационно-коммуникативное взаимодействие с аудиторией. Справиться с этой задачей помогают медиа, «позволяющие формировать смысловое многообразие спортивных медиасобытий, что приводит, по выражению Е.А. Войтик, к медиатизации спорта» [Манович].
Постоянное взаимодействие института спорта с обществом при помощи современных медиа-средств вызвано цифровизацией медиапространства. «Цифровизация медиапространства привела к появлению такого феномена, как цифровой медиаспорт. Цифровые спортивные медиа используют основные драйверы цифровых технологий: искусственный интеллект и комплексное внедрение 1Т-технологий» [Дорощук, Рамазанов]. Цифровизация контента является непосредственным толчком в развитии медиа сферы, что в свою очередь приводит к глобальным изменениям и в структуре медиа, и в создании и распространения спортивного контента. Появляются такие формы взаимодействия, как стриминги, новые интернет платформы, личные блоги
в социальных сетях. все эти средства значительно повысили уровень участия пользователей в спортивных медиадействиях.
Спортивный журналист, будучи основным субъектом процесса создания медиаспорта, также находится под влиянием новых веяний в системе СМИ. В спортивную журналистику приходят люди с совершенно разным бэкграундом. «При входе в профессию спортивный журналист, как правило, должен показать базовый набор навыков, который включает в себя, прежде всего, знание спортивной тематики, умение писать и коммуницировать, оперативно реагировать на вызовы, хорошо знать русский и иностранные языки. Уже в процессе работы большинство респондентов чаще всего приобретают нишевые компетенции, необходимые для выполнения конкретной работы» [Бабюк, Яцкевич].
Успешная деятельность в сфере спортивной журналистики всегда предполагала не только осуществление колоссального объема работы, но и наличие большого количества знаний и умений. Спортивным журналистам необходимо следить за спортивной жизнью, владеть спортивной терминологией, обладать навыками создания увлекательного материала, а также желательно иметь свой собственный журналистский стиль.
Однако эта сфера деятельности динамично меняется, в том числе под влиянием современных тенденций к цифровизации контента, «формируя тем самым постоянные новые вызовы для сотрудников спортивных редакций.
Заключение
Следует отметить, что в условиях медиатизации и цифровизации деятельность спортивного журналиста, наряду с его компетенциями претерпели некие изменения. Молодые специалисты уделяют больше внимания на скорость «подачи информации, креатив, они, как правило, более инкорпорированы в командную работу. Появление новых форматов, технических средств, способов сбора и обмена информацией приводят к тому, что меняется характер работы специалистов в этой области» [Бабюк, Яцкевич].
Важными критериями в работе спортивных журналистов становятся скорость передачи информации, умение пользоваться техническими средствами, поддерживание постоянного контакта с аудиторией. Все эти аспекты и компетенции вызваны новыми медиа и их признаками.
Однако, несмотря на все изменения, основные и базовые компетенции спортивного журналиста остаются важными и по сей день. Грамотность, коммуникативные навыки, знание профессиональной среды, аналитическая работа и создание качественного материала сохраняют свою ценность для сегодняшних журналистов.
В спортивной журналистике, как и в других областях журналистики, существуют огромные различия в диапазоне, разнообразии и качестве
материалов, которые фиксируются как спортивная журналистика. Групповой менталитет журналистского сообщества, представители которого путешествует и тесно сотрудничают со своими ключевыми источниками (доступ к которым имеет решающее значение), и конфликты интересов, сопровождающие такие отношения, не являются чем-то специфичным для представителей элитного спорта. Решающее значение в формировании направления и тональности журналистов имеет учреждение, в котором они работают. Спортивный отдел газеты предоставляет мало возможностей для возможных журналистских отступлений, в то время как, в отличие от этого, интернет-журналистика предоставляет значительно больше возможностей для индивидуального формирования тематики журналистского материала.
Источники:
Бабюк М.И., Рацкевич А.А. (2021). Профессиональные компетенции спортивных журналистов и специалистов в области массовых коммуникаций в спорте. Медиаскоп. 2021. № 3. С. 7.
Войтик Е.А. (2012). Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации / Е.А. Войтик // Журналистский ежегодник. 2012. С. 109-112.
Дорощук Е.С., Рамазанов И.И. (2021). Цифровые технологии спортивных медиа в современном информационном поле. Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 9-3 (111). С. 132-135.
Змановская А. В. «Веб документари» как новый мультимедийный формат». Магистерская диссертация. 2014. https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruADsc2F6H6hX3jf1apv9U0swf8Hyu8Bdx ZW3PVxcPAFV6WscJYIumvgOa9Sx56t41FBpeRJwZCUzWl5QfQb3zNmAwgPKdBy63xh iIyN0f4j-
BfjutxH0RU0sXqPBd4Zjwg%3D%3D%3Fsign%3D9ghv3tJuy_iPhFCE583g9MIVEmvo4N FNsT2d5WhIXiI%3D&name=Веб%20документари%20как%20новый%20мультимедийн ый%20формат_ЗмановскаяАВ .docx&nosw= 1
Манович Д.В. (2006). Open University Press. 2006. 208 с.
Силкин В.В., Суворова А.Ю. (2018). Развитие спортивной журналистики в России: история и современность//Коммуникология. 2018. Том 6. №5.
Словарь новых медиа. 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/dictionary/ (дата обращения 25.03.2022).
Шарков Ф.И. (2018). Генезис спортивной журналистики (на примере России и Великобритании)// Коммуникология. Том 6. №5. С.24-36.
Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Спортивная журналистика. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 192 с.
Шарков Ф.И., Силкин В.В. Лайшев Р.А. (2018). Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации// Коммуникология. Том 6. №4. С.60-75.
Boyle, Raymond. (2006). Sports Journalism: Context and Issues. London: Sage.
Crosbie V. (2007). What is new media? / V. Crosbie // Corante. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://rebuildingmedia.corante.com/archives/2006_04.php (дата обращения 25.03.2022).
Zelizer, Barbie. (1993). Journalists as Interpretive Communities. Critical Studies in Mass Communication 10 (3): 219-237.
■ ■ ■ Implementation of professional competencies of a sports journalist in new media
Ryzhov E.S.
Municipal Autonomous educational institution «Multidisciplinary Gymnasium No. 13 of the city of Penza», Penza, Russian Federation.
Abstract. Sports journalism has often been one of the most commercially important parts of the newspaper industry. Journalists and academics have often discussed the ability of sports journalism to reach readers, which has made it such an important and integral part of the commercial success of sports media. Sports journalists often had more in common with other areas of journalistic practice than some researchers have noted. The article deals with the problems of the influence of new media on the professional competencies of a sports journalist. The concept of "new media" is revealed and the interaction of this phenomenon with the journalist as a whole is described. The article considers the activity of sports journalism in the conditions of mediatization. The competencies of sports journalists of the past years are formulated and their change in the period of the predominance of new media is characterized.
Keywords: mass media, sports journalism, media, new media, professional competencies, mediatization, digitalization.
For citation: Ryzhov E.S. Implementation of professional competencies of a sports journalist in new media. In: Communicology: Electronic journal. 2022. Vol. 7. No. 4, pp. 51-57.
Inf. about the author: Ryzhov E.S. Teacher of MAOU «Multidisciplinary gymnasium 13 Penza». Address: 52 Stroiteley Ave., Penza, 440062. E-mail: [email protected]
Received : 18.10.2022. Accepted: 25.12.2022.
References
Boyle, Raymond. (2006). Sports Journalism: Context and Issues. London: Sage.
Crosbie V. (2007). What is new media? / V. Crosbie // Corante. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rebuildingmedia.corante.com/archives/2006_04.php (дата обращения 25.03.2022).
Zelizer, Barbie. (1993). Journalists as Interpretive Communities.Critical Studies in Mass Communication 10 (3): 219-237.
Babyuk M.I., Ratskevich A.A. (2021). Professional competencies of sports journalists and specialists in the field of mass communications in sports. Mediascope. No. 3. Р. 7. (In Rus.).
Voytik E.A. (2012). Sports media communication: problems of structuring / E.A. Voytik // Journalistic Yearbook. Р. 12. (In Rus.).
Doroshchuk E.S., Ramazanov I.I. (2021). Digital technologies of sports media in the modern information field. International Research Journal. No. 9-3 (111). pp. 132-135. (In Rus.).
Zmanovskaya A.V. (2014). «Web documentaries» as a new multimedia format. Master's thesis. https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-
browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruADsc2F6H6hX3jf1apv9U0swf8Hyu8Bdx ZW3PVxcPAFV6WscJYIumvgOa9Sx56t41FBpeRJwZCUzWl5QfQb3zNmAwgPKdBy63xh iIyN0f4j-
BfjutxHORU0sXqPBd4Zjwg%3D%3D%3Fsign%3D9ghv3tJuy_iPhFCE583g9MIVEmvo4N FNsT2d5WhIXiI%3D&name=Web%20documentaries%20kak%20new%20multimedia%20f ormat_zmanovsav.docx&nosw= 1
Manovich D.V. (2006). Pavlik. - Open University Press. 208 p.
Silkin V.V., Suvorova A.Yu. (2018). Development of sports journalism in Russia: history and modernity//Communicology. Vol. 6. No. 5. (In Rus.).
Dictionary of New Media. 2016. [Electronic resource]. - Access mode: http://mediatoolbox.ru/dictionary / (accessed 25.03.2022).
Sharkov F.I. (2018). Genesis of sports journalism (on the example of Russia and Great Britain)// Communicology. Volume 6. No. 5. pp.24-36. (In Rus.).
Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Sports journalism. - Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and Co».(In Rus.).
Sharkov F.I., Silkin V.V. Laishev R.A. (2018). Sports journalism in the system of modern media communication// Communicology. Vol. 6. No. 4, pp.60-75. (In Rus.).