Received: 15. 02. 2023. Accepted: 23.03.2023. References
Afzal, S., & Khan, J. R. (2015).Impact of Online and Conventional Advertisement on Consumer Buying Behaviour of Branded Garments. Asian Journal of ManagementSciences & Education Vol, 4, 1.
Ahmed, A. Y. M. (2017).The Impact of Exposure to Advertisement Online on PurchaseDecision Empirical Study of Saudi Customers in Western Region. International Journalof Academic Research in Business and Social Sciences, 7(7), 366-386.
Ansätze einer Medientheorie der Kulturwissenschaften, Wien: Facultas Verlag/WUV,
2003.
Assael, H. (1981). Consumer behaviour and marketing activities (4th ed.) New York:PWS-Kent. Impact of Media Advertisements on Consumer Behaviour. [el. source]:: https://www.researchgate.net/publication/331093806_Impact_of_Media_Advertisements_on_ Consumer_Behaviour [accessed Apr 01 2023].
Hartmann frank. Vom versprechen der medientheorie . In: Maske und kothurn. 200601-01. Vol. 52, вып. 3.
Hartmann Frank (2000).Media Philosophy . WUV, Vienna.
Hartmann Frank (1991). Philosophy and the media. In: Information Philosophie, 1/1991, pp. 17-28.
Jahres-Tagung (2020). Media Philosophy and Theological Aesthetics of Algorithms. Hat am 24. Juni 2021 an der Karls-Universität Prag pandemiebedingt als Videokonferenz stattgefunden.
Jahres-Workshop (2017). Medienphilosophie globalisierter Kompositkulturen. Hat am 29. und 30. Juni 2017 im Aby-Warburg-Haus in Hamburg stattgefunden.
Me Brügger, N. (2003). Theories of media and communication: Histories and relevance. Denmark:University of Aarhus
Roesler Alexander. medienphilosophie des telefons // Systematische edienphilosophie. Berlin, boston: de gruyter. .
Sandbothe Mike (2003). Was ist Medienphilosophie? (lecture, July 2003) http://www.sandbothe.net/346.html
The influence of advertising in the media on consumer behavior. [el. source]:: https://www.researchgate.net/publication/331093806_Impact_of_Media_Advertisements_on_ Consumer_Behaviour [accessed April 01, 2023]. (In Rus.).
Fundamentals of the philosophy of pragmatic media of a new discipline in the Internet era. [el.
source]: :https://www.researchgate.net/publication/238790952_PRAGMATIC_MEDIA_ Philosophy_Foundations_of_a_New_Discipline_in_the_Internet_Age [accessed April 01, 2023]. (In Rus.).
■ ■ ■ Политизация контента спортивных сми: специфика российской и американской повестки
Гуслистый С.А.
Аннотация. Массмедийный спортивный дискурс попадает под влияние политического дискурса и становится зависимым от него, что проявляется в обращении спортивной журналистики к следующим тематическим блокам: политика и общество; кризисы и конфликты; дискриминация и расизм. Политика встроена в спортивный символический акцент на национальной идентичности и межзависимости спортивных организаций, СМИ и бизнеса. И в то время, как это безусловно верно во всем мире, мы ограничили наше внимание в этой статье освещением спорта в отечественных и американских спортивных СМИ. Не испытывая иллюзий в отношении возможности в рамках одной статьи представить полную картину репрезентации политической повестки в современных спортивных медиа, мы тем не менее полагаем крайне полезным практику осмысления феномена политической эластичности, присущей современным спортивным СМИ в формировании политической повестки дня. Делается попытка формирования системного представления о влиянии современных процессов в политическом медиапространстве на спортивную журналистику. В процессе работы над темой исследования авторы изучили детализированные отчеты исследователей Центра спортивных коммуникаций и медиа Техасского университета в Остине, в которых американские эксперты стремятся обеспечить ежегодную оценку политического освещения в ведущих спортивных СМИ США. Предложенный авторский перевод на русский язык американских материалов по теме пересечения спорта и политики в современном медиапространстве, по нашему мнению, будет полезен специалистам отечественных спортивных СМИ, к которым автор, работая в российском спортивном медиа агентстве Sport24, себя также относит, академическим кругам, чьи интересы соприкасаются с сферами политической и спортивной коммуникации, спортивной журналистики, политологии и прочими сопредельными областями знаний, а также любители спорта и другие заинтересованные лица найдут ценность в выводах и наблюдениях, изложенных в данной статье.
Ключевые слова: спортивные медиа, контент, политизация, российские СМИ, американские СМИ
Для цитирования: Гуслистый С.А. Политизация контента спортивных СМИ: специфика американской и российской повестки //Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. №1. С. 112-128.
Сведения об авторе: Гуслистый Степан Андреевич, руководитель отдела социальных сетей российского спортивного интернет-издания «Спорт24». Адрес: 109316, г. Москва, Волгоградский пр-кт, д. 43 к. 3, этаж 6 пом XXI ком №15б . E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 28. 01. 2023. Принята к печати: 12.03.2023.
В силу специфической природы спорта высших достижений, на которую заметное влияние оказывает политизация пространства, спортивный медиадискурс трансформируется в дискурсную медиасистему,
которая все менее базируется лишь на специфических областях знаний в области спорта, моделях развития спортивных событий и их интерпретации. Роль цифровых медиа в процессах медиатизации сегодня становится ключевой, они стали массовым каналом коммуникации с аудиторией. В спортивный дискурс проникают элементы политического дискурса - сферы политических интересов и конфликтов.
Политизация различных сфер жизнедеятельности
Ни в одной стране мира сегодня уже не осталось общественных сфер, которые не были бы политизированы. Политика сегодня проникла в культуру и образование, экономику и социальную сферу. Мировой спорт представляет в настоящее время один из наиболее политизированных секторов общественных интересов. Исследователи Быкова Е. В., Гавра Д. П. считают, что спорт, в особенности, большой спорт, с миллиардными аудиториями и громадными бюджетами и спонсорскими контрактами давно и прочно вошел в обойму сферу общественной жизни с самым высоким потенциалом политизации и политической медиатизации [Быкова, Гавра].
Казалось бы, в пространстве политической коммуникации спортивные медиа являются инородным элементом. С одной стороны, они не должны быть политизированы, однако нынешняя практика проведения международных спортивных мероприятий, показывает, что все крупные спортивные мероприятия по факту являются политизированными, а освещение этих событий как российскими, так и иностранными спортивными журналистами, не может оставаться беспристрастным.
Динамика происходящих сейчас процессов трансформации спортивной медиасреды и спортивной журналистики требует научного осмысления и систематизации в силу некой сегментарности и хаотичности зарождающихся процессов. Теоретико-методологические основы публикации, в силу многоаспектности, динамичности и комплексности его объекта, носящего междисциплинарный характер, включают в себя, наряду с общенаучными принципами и методами познания (исторический, логический, сравнительный, системный), ряд подходов, используемых в рамках современной политологии, журналистики и в смежных научных дисциплинах.
Развитие отечественной медийной журналистики
Исследованы труды ученых в отношении новых средств массовой коммуникации, социальных медиа, интернет-технологий, спортивной медиакоммуникации, конвергентности. Монография ученых Шаркова Ф.И. и Силкина В.В. «Спортивная журналистика» стала базовой для изучения теории и практики отечественной и зарубежной спортивной журналистики. «В данной работе авторы рассматривают феномен спорта
как особый вид социокультурной деятельности в системе глобальных медиакоммуникаций и в контексте общемировых тенденций развития взаимодействия спорта с различными медиа. В широком понимании журналистику можно рассматривать и как систему и как процесс. Если под журналистикой подразумевать не только процесс актуализации сведений посредством нанесения их на конкретный носитель, но и весь комплекс средств, используемых для этого, то журналистика предстает как компонент медиакоммуникаций. Совокупность используемых журналистами СМИ можно представить как подсистему глобальной медиасистемы, коммуникация в которой (медиакоммуникация) реализуется журналистикой». При таком расширительном рассмотрении отмеченного понятия журналистский процесс охватывает применение классически понимаемых средств актуализации информации для тех или иных категорий ее получателей, используя те или иные средства доставки сведений до них, включая конвергентные. В этом случае процесс сбора, обработки и представления информации целевой аудитории в любой иной форме представляется как журналистская деятельность, а не как сама журналистика в целом» [Шарков, Силкин].
«Конвергентность СМИ меняет требования к журналистам, так как сама журналистика становится все более универсальной, интерактивной, оперативной и полифункциональной. Полифункциональность -типологическая характеристика текстовых единиц медиакоммуникации. Цифровая среда не только актуализирует традиционные функции журналистского текста, но и формирует новые. Процесс медиаконвергенции, ставший определяющим в развитии современной медиасферы последнего десятилетия, породил принципиально новый тип СМИ - сетевые электронные издания (интернет-СМИ), которые в полной мере реализуют принципы мультимедийности, интеграции и взаимодействия. Благодаря процессам конвергенции спортивные онлайн-СМИ сочетают в себе различные приемы подачи информации: материалы строятся по принципу текст и видео, текстовый репортаж дополняет видеообзор моментов или фотогалерея. Потребитель мультимедийного текста активен, так как потребление продукта требует от него не только пассивного усвоения материала, но и разработки логики неких собственных действий, необходимых для получения той или иной информации. Вопросы конвергенции и интеграции в современных СМИ широко изучаются в последнее время» [Классификация... ].
Работы А.Н. Чумикова посвящены функционированию СМИ в условиях конвергенции. В тезисах А.А. Мачиной, Т.Т. Макаревич и Л.В. Минаевой раскрывается тема о механизмах адаптации традиционных СМИ к изменившимся условиям. При исследовании факторов глобализирующегося медиапространства и его политической составляющей Ф.И. Шарков отмечает, что социальные коммуникации
стали возможными благодаря разуму, который расширяет границы коммуникации до пределов глобальной сети, а виртуальные - до бесконечности [Шарков]. Особенности медиаконвергенции и формирования интернет-сегмента на российском медиарынке освещены в работах Вартановой Е.Л., которая охарактеризовала истоки понятия «конвергенция» [Вартанова]. Лосева Н.Г., Лукина М.М., Калмыков А.А., Кирия И.В. и др. сконцентрировали свое внимание на интернет-журналистике, описав, как СМИ трансформируются в конвергентные [Журналистика... ].
Сегодня для журналиста крайне важно знать особенности работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методы и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика, анимация), знать и уметь работать в рамках новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа; ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ, знать методы редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий. С одной стороны, «медиатекст активно изменяется, реагируя на развитие технологий и на запросы аудитории» [Кройчик]. Послание журналиста, в первую очередь публициста, становится максимально открытым; диалогичность трансформируется в интерактивность; полифоничность усиливается за счет мультимедийности и гипертекстуальности. Потребитель, выбирая контент, настраивая ленту, подписываясь и отписываясь от того или иного автора/контента, становится активным участником медиакоммуникации, комментирует, редактирует, развивает контент. С другой стороны, новостной медиатекст стремится стать структурированным, безнарративным и матричным. Коммуникативная задача журналиста ограничивается. Вошедший в наш лексикон термин «скролить» точно указывает на суть современной интернет-коммуникации, основанной на восприятии текстов-знаков, которые участвуют в формировании представлений о действительности, но не требуют дополнительных когнитивно-экспрессивных усилий от аудитории. Напряжение между поли- и монофункциональностью медиатекста - поле для формирования контента, который становится условием в борьбе СМИ за внимание (и активное участие) читателя.
Цифровые медиа и спортивная журналистика
Актуальность анализа новых цифровых медиа как технологической базы политического участия объясняется развитием «активных политических отношений в информационном пространстве и появлению их новых форм. Политические процессы все больше перемещаются в виртуальное пространство, и данное положение вещей имеет тенденцию к
усилению» [Барахоев]. Исследователи Силкин В.В. и Суворова А.Ю. отмечают, что: «Сегодня, в условиях развития новых конвергентных медиатехнологий ряд спортивных редакций стали превращаться в уникальное образование. Мультимедийные средства позволяют сочетать в себе сразу несколько медиаканалов, раскрывая спортивную тематику в «объемном многомерном пространстве». Спортивные средства массовой информации и каналы становятся более привлекательными и собирают большие аудитории» [Силкин, Суворова].
Целью авторов было проанализировать современные российские и американские спортивные цифровые СМИ и их контент в контексте пересечения тем спорта и политики, ответить на насущные вопросы о характере этого пересечения. Функционал медиатекста в цифровой среде анализируется на примере контента отечественных современных спортивных онлайн-медиа, как championat.com («Чемпионат»), sport-express.ru (сайт газеты «Спорт-экспресс»), Sport24, телекомпании matchtv.ru («Матч! ТВ») и американских сетевых медиа ESPN, NBC Sports, CBS Sports, FOX Sports, и др. Основным материалом для раскрытия темы стал отчет «Политика в спортивных медиа» исследователей Michael L. Butterworth, Natalie Brown-Devlin, и Jennifer McClearen из Техасского университета в Остине (University of Texas, Austin) [Силкин, Суворова].
Политизация СМИ
«Особенностью политической коммуникации в новых медиа является исследование обратной связи в части управления общественным мнением. Разработки американских исследователей свидетельствуют, что даже люди, не тратящие много времени на пребывание в сети, постоянно пользуются Интернетом для поиска новостей и информации» [Балуев: 54]. Так, например, «современные исследователи отмечают, что комментарии к различным материалам, размещенным в блогах и на иных площадках, играют ключевое значение в процессе оказания воздействия. Корреляция между силой убеждения и оставленными комментариями была выявлена американским профессором, заведующим кафедрой политических наук Университета Северной Аризоны Дэвидом Шлозбергом, утверждающим, что около 75% потенциальных респондентов с интересом всегда прочитывают комментарии, а около 34% опрошенных признались, что могут поменять свою точку зрения под их воздействием» [Schlosberg: 50].
Ключевым и аспектами репрезентации политических вопросов в таких отечественных современных спортивных онлайн-медиа, как championat.com («Чемпионат»), sport-express.ru (сайт газеты «Спорт-экспресс»), Sport24, телекомпании matchtv.ru («Матч! ТВ»), являются обращение к наиболее востребованному потребителем сегменту спорта больших достижений, акцент на отдельных видах спорта и соревнованиях, широкое обращение к околоспортивной тематике. Публикации по
международной спортивной проблематике связаны, в основном, с инфоповодами, которые касаются экстраординарных событий вроде катастроф, происшествий, крупнейших сделок и мероприятий. Наибольший акцент в публикациях делается на освещении собственно спортивных мероприятий, а околоспортивный контент чаще связан с освещением деятельности международных спортивных организаций типа МОК, WADA, темами допинга, международного бойкота российской и белорусской олимпийских сборных, острыми вопросами актуальной внутриполитической тематики типа спорного закона о Fan ID. Российский спорт функционирует в современных реалиях неутихающего допингового кризиса.
Авторы спортивных СМИ анализируют имеющиеся решения Исполкома МОК, оценивают (в основном крайне негативно) его последствия на имидж государства, отдельных лиг и спортсменов. Авторами championat.com и Sport24 сделаны выводы об одной из существенных причин продолжающегося допингового скандала. Такой причиной, на их взгляд, является устойчивый негативный стереотип о применении допинга абсолютно во всех видах профессионального спорта. Отмечена политизация темы в контексте информационных войн, которая многократно увеличила имиджевые риски. В результате анализа современного контекста авторы подтвердили предположения о том, что спортивный имидж страны требует корректировки. Необходимо максимально увеличивать представительство российского спорта в САС и других международных инстанциях. Новому министру спорта и всему чиновничьему аппарату отрасли, лиг и РУСАДА необходимо повысить эффективность деятельности по защите интересов каждого российского спортсмена в спорте высших достижений. Требуется выйти на практический детализированный уровень коммуникаций. Следует усиленно защищать каждую пробу, каждого спортсмена, каждого тренера или федерацию в судах, в представительствах международных организаций, в том числе, WADA, тренерском сообществе. Отдельное внимание было уделено анализу информационного фона и отдельных публикаций по теме допинга. При понимании всей глубины причин создавшейся ситуации отметим, что тема допинга в СМИ в одно время чрезмерно раздувалась, большинство материалов размещалось без какой-либо серьезной обработки, проверки фактического состояния дел, изучения альтернативных мнений. Создание негативного новостного фона по теме допинга достигло таких масштабов, что становится угрозой. Нежелание ассоциироваться со спортом из-за допингового кризиса может привести к оттоку детей из спортивных секций, школ, ассоциаций. Особое место в контенте спортивных, и не только, медиаресурсов безусловно принадлежит освещению закона о Fan ID и его абсолютного непринятия обществом. Несомненно, для аудитории спортивных СМИ эта тема стала
одной из важнейших политических тем в публикациях. Вот только несколько заголовков:
• Fan ID в цифрах. Такого падения интереса к российскому футболу ещё не было;
• Первый тур с Fan ID на всех стадионах РПЛ - картина, полная печали и тоски;
• Теперь Fan ID критикуют даже депутаты. Как можно отменить действие закона?
• Фанаты бойкотировали Fan ID: мнения за и против «паспорта болельщика»;
• «Закон против футбола». Что важно знать о Fan ID;
• Путин поручил упростить использование Fan ID;
• Верховный суд РФ отказался отменить Fan ID для футбольных болельщиков.
Политические дискуссии о дипломатических бойкотах Олимпийских игр и другие, свойственные и российским спортивным цифровым медиа, темы, непосредственно связанные с политикой (например, спортсмены, баллотирующиеся на государственные посты, политика протеста спортсменов, освещение политиков-фанатов и т.д.) рассматриваются как политический контент в таких американских сетевых медиа, как ESPN, NBC Sports, CBS Sports, FOX Sports, Yahoo! Sports и Bleacher Report, связанных со спортом сетевых брендах NBC Sports, CBS Sports и FOX Sports спортивных сайтах.
В отчетах исследователей Центра спортивных коммуникаций и медиа Техасского университета в Остине американские эксперты стремятся обеспечить ежегодную оценку политического освещения в ведущих спортивных СМИ США [Butterworth, Brown-Devlin, McClearen]. Предложенный авторский перевод на русский язык американских материалов по теме пересечения спорта и политики в современном медиапространстве, по нашему мнению, будет полезен специалистам отечественных спортивных СМИ, к которым автор, работая в российском спортивном медиа агентстве Sport24, себя также относит к академическим кругам, чьи интересы соприкасаются с сферами политической и спортивной коммуникации, спортивной журналистики, политологии и прочими сопредельными областями знаний, а также любители спорта и другие заинтересованные лица найдут ценность в выводах и наблюдениях, изложенных в данной статье.
Политика в спортивных медиа
Исследователи Центра спортивных коммуникаций и медиа Техасского университета в Остине (University of Texas at Austin) Michael L. Butterworth, Natalie Brown-Devlin, и Jennifer McClearen ежегодно представляют отчет о проведенных исследованиях по теме «Политика в
спортивных медиа». Отчет является всесторонним исследованием контента спортивных СМИ в Соединенных Штатах, отражает широкий спектр мнений аудитории и детализирует критические проблемы спортивных СМИ США.
В отчете по итогам 2021 года авторы отмечали, что исследование «Политика в спортивных СМИ» определяет «политику» в широком смысле, включая ссылки на кампании, выборных должностных лиц и законодательство, а также вопросы власти, ресурсов и справедливости. Связь между спортом и политикой не нова и не временна, и авторы планирует выпускать этот отчет ежегодно.
Основными выводами специалистов по результатам исследования контента спортивных СМИ и обратной связи с пользователями основных спортивных СМИ США стали:
Пользователи спортивных СМИ: определили темы, связанные с выборами политических лиц или кандидатов, как наиболее политические; назвали протесты спортсменов одной из важнейших политических тем в публикациях издания; назвали права трансгендерных спортсменов политическими, но в целом относились к гендерным вопросам более нейтрально. 85% зрителей спортивных СМИ, которые идентифицировали себя как республиканцы, выступили против протестов спортсменов; 68% тех, кто идентифицировал себя как демократ, поддержали их.
Среди основных спортивных СМИ ESPN получил самые высокие оценки за достоверность, точность и надежность от пользователей спортивных СМИ. Среди основных спортивных СМИ Fox Sports был воспринят пользователями спортивных СМИ как самый «консервативный», а NBC Sports - как самый «либеральный».
В целом, пользователи, идентифицировавшие себя как демократы, были более благосклонны, чем те, кто идентифицировал себя как республиканцы, в отношении смешения спорта и политики. Критические тематические исследования демонстрируют структурные связи между спортивными СМИ и политическими вопросами.
Первое тематическое исследование посвящено годовщине 11 сентября, чтобы поставить под вопрос использование «единства» в качестве политического символа в спорте. Второе исследование выявляет ротиворечия между индивидуализмом и общественным благополучием в отношении вакцин от COVID в спорте. В третьем - исследуется метафора «патернализма», используемая в обсуждениях имени, образа и подобия (NIL) в NCAA. В четвертом - отмечена тенденция спортивных СМИ сосредотачиваться на политических последствиях для законодателей, а не для спортсменов, в законопроектах штатов, противодействующих участию трансгендерных спортсменов. В пятом исследовании рассматривается проблема, стоящая перед защитниками женских спортивных лиг, таких как NWSL, которые могут недооценивать этические нарушения, опасаясь
притупить импульс для женщин-спортсменов. Шестое исследование указывает на ограничения спортивных СМИ в освещении чернокожих спортсменок и предполагает, что такие люди, как Симона Байлз и Наоми Осака, все чаще берут под контроль свои собственные истории.
В 2021 году чернокожие спортсменки стали предметом пристального внимания спортивной журналистики. Их освещение часто было сосредоточено не на спортивных результатах, а скорее на их политике, психологической стойкости и, конечно же, их телах. Заголовки освещали продолжающуюся активность игроков WNBA, использовали #Blackgirlmagic на Олимпийских играх и тщательно изучали трудовую этику, патриотизм и психологическую устойчивость многих спортсменов в различных видах спорта. Тем не менее, некоторые чернокожие спортсменки бросили вызов продолжающемуся освещению, взяв под контроль свои нарративы и используя инструменты, которые часто обходят стороной традиционные спортивные СМИ, которые продемонстрировали неспособность адекватно освещать спортсменов, не являющихся белыми гетеросексуалами.
Спортивные СМИ Америки преимущественно остаются белыми и мужскими
Ученые и спортивные журналисты, в том числе Акила Франсик Картер, Шерил Куки и Говард Брайант, среди прочих, обсуждали, как отсутствие разнообразия в спортивных СМИ влияет на то, как освещаются спортсмены, принадлежащие к разным расам, спортсменки и спортсмены-квиры. Чернокожие спортсменки, в том числе Наоми Осака и Симона Байлз, работали над созданием собственного повествовательного контента, писали статьи и опирались на партнерские отношения с Netflix и Facebook, чтобы расширить возможности спортивных СМИ и контролировать то, как рассказываются их истории. Симона Байлз - чернокожая спортсменка, которая взяла на себя ответственность за свое повествование и начала разговор о психическом и физическом здоровье. Во время отложенных Олимпийских игр 2020 года Байлз оказалась в центре внимания из-за того, что решила отказаться от участия в нескольких олимпийских соревнованиях, сославшись на психическое и физическое неблагополучие в качестве причины. Освещение в СМИ, которое разразилось после ее объявления, поставило под сомнение то, является ли она «человеком с выдержкой». Как исторически, так и в настоящее время здоровье и физическое благополучие чернокожих женщин в Америке не является национальным приоритетом. Расовые предубеждения способствуют мнению о том, что Байлз могла или должна была играть несмотря на душевную и физическую боль. Исследования показывают, что люди — даже медицинские работники - придерживаются мнения, что чернокожие женщины физически сильнее, потому что они «чувствуют меньше боли»,
чем светлокожие. Ученые продемонстрировали, как спортивные СМИ играют важную роль в формировании и передаче идей о расе, поле и сексуальности. Часто такие нарративы служат только для сохранения и укрепления статуса кво, редко нарушая господствующие представления о власти, идентичности или обществе. Амина Аджепонг и Бен Кэррингтон назвали чернокожих спортсменок «космическими захватчиками», потому что они бросают вызов фундаментальному пониманию спорта как некоего мужского и белого пространства. Вместо того, чтобы быть сильными, полностью реализованными многогранными людьми, чернокожие женщины-спортсменки часто сводятся к одномерным версиям самих себя, которые могут быть только частью их воспринимаемой идентичности в одно и то же время. Отказы Осаки и Байлз служат поворотным моментом для чернокожих спортсменок, берущих автономию своего тела и нарративов.
Восприятие политического контента спортивных СМИ
Исследователи в сфере спортивной коммуникации признают, что академический экзамен в этой области включает многочисленные субдисциплины. Например, специалисты по спортивным коммуникациям изучили пересечение спорта и политики анализируя, как вопросы расы, пола, милитаризма, сексуальности, патриотизм и многое другое буквально разыгрались на поле соревнований. Дебаты вокруг пересечения спорта и политики, конечно, не ограничивалась только академическими кругами. Скорее именно болельщики, спортсмены и ключевые деятели СМИ разожгли дебаты о том, должны ли спорт и политика смешиваться в принципе. Некоторые ключевые фигуры заявляют, что спорт и политика не должны смешиваться, в то время как другие признают, что спорт и политика уже давно переплелись. Тем не менее, ученые и зрители спортивных СМИ потенциально обладают различными мнениями о том, что представляет собой политический контент внутри спортивных медиаканалов. Например, носит ли освещение в СМИ строительства нового стадиона политический характер? Ученые скорее всего, скажут да, но согласятся ли с этим зрители спортивных СМИ? Это обсуждение часто относится к пересечению спорта и политики в довольно абстрактных терминах, поскольку не было конкретных очертаний того, что сами зрители спортивных медиа определяют как политический контент. Таким образом, для того чтобы ученым проанализировать вопрос спорта и политики, нужно сначала спросить зрителей спортивных СМИ, «Какой контент спортивных СМИ является политическим?»
Ученые Центра спортивной коммуникации и СМИ провели этот первоначальный опрос, чтобы определить, какой контент зрители спортивных СМИ определяют как «политический». 524 респондента которые идентифицировали себя как спортивные болельщики, принявшие
участие в опросе, оценили список из 28 тем по шкале от 1 (совсем не политическая) до 7 (очень политическая). В целом результаты показали, что темы контента, которые респонденты назвали наиболее политическими, были темы, связанные с политическими кандидатами или выборными должностными лицами. В общей выборке протесты спортсменов также оценивались как одна из самых политических тем. Примечательно, что респонденты оценили права трансгендеров как одну из наиболее политических тем; однако они оценили общие проблемы, относящиеся к полу более нейтрально. Этот вывод, вероятно, должен быть в контексте с большим количеством законодательных проектов, которые были внесены в законодательные собрания штатов в отношении участия трансгендерных спортсменов в различных соревнованиях за последний год. Участников также спрашивали, в частности, комфортны ли им спортсмены, разделяющие их политические убеждения. Пока большинство респондентов опроса (56,5%) ответили «нет», результаты привели к интересным выводам при анализе идентификации политической партии. Респонденты, которые определили себя как республиканцы или независимые, были против протестов спортсменов, в то время как респонденты, идентифицировавшие себя как демократы, поддержали протесты спортсменов. Интересно, что респонденты-республиканцы оказались более единодушными в своем ответе на этот вопрос, так как почти 85% сообщили, что не поддерживают протесты спортсменов, в то время как 68% демократов поддержали их. Эти результаты резко контрастируют с результатами, полученными ESPN год назад, который обнаружил, что 71% любителей спорта поддерживали то, когда спортсмены высказывались по различным вопросам. Наконец, участников попросили подумать о том, что хорошо и/или плохо ли сочетание политики и спорта. Их качественные ответы породили два слова облака, разделенные по политическим партиям, с которыми идентифицируют себя участники. Эти результаты продемонстрировали ключевые идеи относительно того, как зрители спортивных СМИ определяют пересечение спорта и политики. В целом, это исследование дает представление о том, как зрители спортивных СМИ видят пересечение спорта и политики и степень того, как они воспринимают различные темы как "политические".
Спортсмены и обмен политическими убеждениями
Всем участникам был задан бинарный вопрос «да/нет»: «Считаете ли вы, что спортсмены должны делиться своими политическими убеждениями публично на платформах спортивных СМИ?». В целом большая часть опрошенных (n = 56,5%) ответили, что спортсмены не должны делиться своими политическими убеждениями на спортивных медиа платформах.
При изучении партийной идентификации результаты показывают четкое различие во мнениях республиканцев и демократов по этому вопросу. Решительные 84,66% республиканцев не поддерживают спортсменов, которые делятся своими политическими убеждениями, в то время как 67,57% демократов поддерживают спортсменов, разделяющих их убеждения. Большинство тех, кто идентифицирует себя как независимые (п = 61,76%), также не поддерживают спортсменов, которые публично делятся своими политическими убеждениями.
Участников также спросили, почему они считают, что спортсмены должны делиться своими убеждениями публично на спортивных медиа-платформах. Их открытые ответы были использованы для создания двух облаков слов по партийной идентификации. Облако слов, созданное из ответов демократов, включает такие ключевые слова, как «свобода», «убеждения», «заинтересованность» и «человек», что подчеркивает тот факт, что они, как правило, больше поддерживали спортсменов, использующих свою публичную платформу для обмена взглядами на интересующие их политические темы. Как заявил один из демократов, «Спортсмены часто имеют крупные платформы и могут принести много пользы, изложив свое мнение. Их готовность высказаться может побудить других сделать то же самое, создавая активный электорат».
Ответы республиканцев подчеркивает тот факт, что они обычно предпочитают, что спортсмены отделяют свои личные убеждения от занятий спортом, предпочитая, чтобы политические убеждения и спорт оставались разделенными друг от друга. Один участник-республиканец заявил: «Абсолютно нет. Спортивные события - приятное отвлечение от всего негатива, который включает политику. Дайте фанатам отдохнуть.
Участники оценили уровень своего согласия с серией утверждений, предназначенных для оценки их восприятия пересечения спортивных СМИ и политики, где 1 = категорически не согласен и 7 = полностью согласен. Результаты показали, что в целом республиканцы решительно высказались за то, чтобы спорт и политика не смешивались (п = 5,688) по сравнению с демократами (п = 3,511). Республиканцы также оценили идею спортивных команд, запрещающих спортсменам заниматься политическим контентом (п = 4,493) выше, чем демократы (п = 2,462). Демократы (п = 5,172) оценили идею о том, что спортсмены высказываются о политике более высоко, чем республиканцы (п = 3,507). Республиканцы не поддерживают спортивные СМИ, освещающие протесты спортсменов/тренеров, независимо от того, проходил ли протест во время игры (п = 3,036) или вне игры/мероприятия (п = 3,000). Все участники, независимо от идентификации по политической партии, казалось, в целом не поддерживали спортивные СМИ, освещающие спортсменов или тренеров, участвующих в открытом политическом акте поддержки определенного политического кандидата.
Заключение
Резюмируя, можно сказать, что спустя годы продвижения повестки о том, что спорт и политика несовместимы (или не должны быть таковыми) стало невозможно игнорировать многочисленные точки их соприкосновения и пересечения. Вездесущность политики в спорте и спорта в политике не вызывает сомнения. Язык, являясь образующим ядром любого СМИ, влияет «на нынешнюю практику массмедиа на лингвистическом уровне. Так, в спортивный дискурс, т. е. языковую сферу спортивных журналистов, проникают элементы политического дискурса -сферы политических конфликтов и интересов. Таким образом, в спортивную сферу массмедиа проникают стратегии речевого манипулирования, в основе которых лежат интенции адресантов, свойственные, как правило, сфере современной политики. Формируется политизированный массмедийный спортивный дискурс, по сути являющийся провокативным дискурсом, т. е. «типом интенционального дискурса, за актом речи в котором скрываются реальные или имитируемые внутренние психологические состояния адресантов»1. Специфика и особенности контента спортивных ресурсов обусловлены национальными, религиозными, прочими страновыми особенностями. Ключевые темы в топах спортивных цифровых СМИ США, касающиеся расы, пола, сексуальности, гендерных различий, проблем отдельных слоев общества, окружающей среды и многого другого, практически не находят отражения в российской спортивной повестке. Обсуждение в СМИ запретительного закона типа российского Fan ID в контексте беспрецедентных убытков отечественных футбольных клубов от опустевших трибун из-за бойкота болельщиков самого популярного в России вида спорта представить в США невозможно. Законы рынка и коммерческие интересы владельцев клубов находятся в приоритете, вопросы безопасности на стадионах решаются ответственно без необходимости излишнего государственного регулирования несвойственной государству сферы. В тоже время с уверенностью можно сказать, что несвойственные ранее для спортивных СМИ политические дискуссии о дипломатических бойкотах крупнейших спортивных международных форумов, в особенности Олимпийских игр, допинговые скандалы, манипулирование аудиторией спортивных ресурсов в целях решения электоральных задач, использование спортивных звезд в политических и прочих неспортивных целях (например, спортсмены, баллотирующиеся на государственные посты) свойственны и российским и американским спортивным цифровым медиа. Роль цифровых медиа в процессах медиатизации сегодня стала ключевой независимо от «прописки», они стали массовым каналом коммуникации с аудиторией.
1 https://ranepa.antiplagiat.ru/report/source/85?v=1&source=35
Проникновение элементов политического дискурса в спортивный дискурс - новая общемировая реальность.
Источники
Барахоев Р.И. . (2017). Стратегии сотрудничества общества и власти в условиях делиберативной кибердемократии: концепция и перспективы ее реализации.
Быкова Е.В., Гавра Д.П. (2021). Медиатизация: Эффекты медиареальности
Вартанова Е.Л. (1999). К чему ведет конвергенция СМИ? Информационное общество.
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: 2010. 200 с.
Классификация спортивных современных российских интернет-СМИ. https://revolution.allbest.ru/joumalism/01183872_1.html
Кройчик Л. Е. (2014). Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста.
Роль новых медиа США в медиатизации политических процессов / The role of new US media in the mediatization of political processes/
Силкин В.В., Лайшев Р.А. (2018). Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации. Коммуникология. Том 6. №4. С. 60-75.
Силкин В.В., Суворова А.Ю. (2018). Развитие спортивной журналистики в России: история и современность. Коммуникология. Том 6. №5. С.15-23.
Стивенсон К. Л. (1979). Спорт как современный функциональный феномен: функциональный подход.
Толкачев, А.О. (2018). Роль новых медиа США в медиатизации политических процессов.
Шарков Ф.И. (2022). Ноосферная парадигма глобализации политического медиапространства//Век глобализации. №3. 2022. С.33-44.
Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Спортивная журналистика. М.: Дашков и Ко.
Schlosberg D., Zavestoski S., Stuart W. Shulman. (2007). Democracy and E-Rulemaking: Web-Based Technologies, Participation, and the Potential for Deliberation..
Michael L. Butterworth, Natalie Brown-Devlin, и Jennifer McClearen. (2021). Politics in sports media. University of Texas at Austin.
Michael L. Butterworth, Natalie Brown-Devlin, и Jennifer McClearen. politics in sports media. (2022). University of Texas at Austin.
■ ■ ■ Politicization of sports media content: specifics of the russian and american agenda
Guslisty S.A.
Abstract. Mass media sports discourse falls under the influence of political discourse and becomes dependent on it, which is manifested in the appeal of sports journalism to the following thematic blocks: politics and society; crises and conflicts; discrimination and racism. Politics is embedded in the sport's symbolic emphasis on national identity and the interdependence of sports organizations, media and business. And while this is
certainly true all over the world, we have limited our attention in this article to sports coverage in the domestic and American sports media. Having no illusions about the possibility of presenting a complete picture of the representation of the political agenda in modern sports media in one article, we nevertheless consider it extremely useful to practice understanding the phenomenon of political elasticity inherent in modern sports media in shaping the political agenda. An attempt is made to form a systematic understanding of the influence of modern processes in the political media space on sports journalism. In the process of working on the research topic, the authors studied detailed reports by researchers at the Center for Sports Communications and Media at the University of Texas at Austin, in which American experts seek to provide an annual assessment of political coverage in the leading sports media in the United States. The proposed author's translation into Russian of American materials on the topic of the intersection of sports and politics in the modern media space, in our opinion, will be useful to specialists of domestic sports media, to which the author, working in the Russian sports media agency Sport24, also refers himself, academic circles whose interests come into contact with the spheres of political and sports communication, sports journalism., political science and other related fields of knowledge, as well as sports enthusiasts and other interested persons will find value in conclusions and observations, described in this article.
Keywords: sports media, content, politicization, Russian media, American media.
For citation: Guslisty S.A. Politicization of Sports Media Content: Specifics of the American and Russian Agenda //Communicology: electronic scientific journal. 2023. Vol. 8. No. 1, pp. 112-128.
Inf. about the author: Guslisty Stepan Andreevich, head of the department of social networks of the Russian sports online publication «Sport24». Address: 109316, Moscow, Volgogradsky ave., 43 k. 3, floor 6, room XXI, room No. 15b. E-mail: [email protected]
Received: 28. 01. 2023. Accepted: 12.03.2023. References
Barakhoev R.I. (2017). Strategies of cooperation between society and government in the conditions of a deliberative cyberdemocracy: the concept and prospects for its implementation. (In Rus.).
Bykova E.V., Gavra D.P. (2021). Mediatization: Effects of mediareality. (In Rus.). Classification of modern Russian sports online media. In: https://revolution.allbest.ru/journalism/01183872_1.html (In Rus.).
Journalism and convergence: why and how traditional media turn into multimedia / edited by A G. Kachkaeva. M.: 2010. 200 p. (In Rus.).
Krejchik L. E. (2014). The system of journalistic genres. Fundamentals of a journalist's creative activity. (In Rus.).
Michael L. Butterworth, Natalie Brown-Devlin, h Jennifer McClearen. (2021). Politics in sports media. University of Texas at Austin.
Michael L. Butterworth, Natalie Brown-Devlin, h Jennifer McClearen. (2022). Politics in sports media. University of Texas at Austin.
Schlosberg D., Zavestoski S., Stuart W. Shulman. (2007). Democracy and E-Rulemaking: Web-Based Technologies, Participation, and the Potential for Deliberation..
Sharkov F.I. (2022). The Noospheric paradigm of globalization of the political media space//The age of globalization. No. 3. 2022, pp.33-44. (In Rus.).
Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Sports journalism. M.: Dashkov and C0. (In Rus.).
Silkin V.V., Laishev R.A. (2018). Sports journalism in the system of modern media communication. (In Rus.).
Silkin V.V., Suvorova A.Yu. (2018). The development of sports journalism in Russia: History and Modernity. (In Rus.).
Stevenson K. L. (1979). Sport as a modern functional phenomenon: a functional approach. (In Rus.).
The role of new US media in the mediatization of political processes / The role of new US media in the mediation of political processes. (In Rus.).
Tolkachev A.O. (2018). The role of new US media in the mediatization of political processes. (In Rus.).
Vartanova E.L. (1999). What is the convergence of the media leading to? Information Society. (In Rus.).