Научная статья на тему 'Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей'

Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / REALIZATION / PROJECT ACTIVITY / PROJECT METHOD / TECHNOLOGY / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Татьяна Юрьевна

На материале научно-исследовательской литературы по проблеме формирования готовности студентов к решению различных дидактических проблем рассмотрен вопрос реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей. Были исследованы и разработаны этапы реализации проектной деятельности студентов. Сделан вывод, что проектная деятельность являет собой совокупность определенных целенаправленных действий для создания последовательного плана в профессиональной подготовке будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of project activities in future teachers' professional training

Realization of project activities in future teachers' professional training was surveyed on the basis of scientific literature on the problem of formation of students' readiness to solve diffe-rent didactic problems. The stages of realization of students' project activities were researched and worked out. We came to the conclusion that a project activity is a combination of certain purposeful actions for creation of a successive plan in future teachers' professional training.

Текст научной работы на тему «Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 378.1+378.180.6

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© Т. Ю. АФОНИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра педагогики e-mail: [email protected]

Афонина Т. Ю. - Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 535-539. - На материале научно-исследовательской литературы по проблеме формирования готовности студентов к решению различных дидактических проблем рассмотрен вопрос реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей. Были исследованы и разработаны этапы реализации проектной деятельности студентов. Сделан вывод, что проектная деятельность являет собой совокупность определенных целенаправленных действий для создания последовательного плана в профессиональной подготовке будущих учителей.

Ключевыеслова:реализация,проектнаядеятельность,методпроектов,технология,профессиональнаяподготовка.

Afonina T. Yu. - Realization of project activities in future teachers’ professional training // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 535-539. - Realization of project activities in future teachers’ professional training was surveyed on the basis of scientific literature on the problem of formation of students’ readiness to solve different didactic problems. The stages of realization of students’ project activities were researched and worked out. We came to the conclusion that a project activity is a combination of certain purposeful actions for creation of a successive plan in future teachers’ professional training.

Keywords: realization, project activity, project method, technology, professional training.

В настоящих условиях развития общества становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, является объективной необходимостью. Особую значимость и актуальность приобретает проблема внедрения существенных изменений в теории и практикеобразовательногопроцесса,комплексноеис-пользование информационно-деятельностной технологии (технологии учебных циклов) и деятельностноценностной технологии (метода проектов).

Е. С. Полат определяет метод проектов как организованную, поисковую, исследовательскуюдеятель-ность учащихся, которая предусматривает не просто движение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и реализацию процесса движения этого результата [3, с. 144].

В энциклопедической литературе понятие «реа-лизация»определяетсякакосуществление,проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, идеи [4, с. 226]. Исходяизданногоопределения,внашемисследовании мы будем рассматривать эту проблему как совокупность определенных действий для создания последовательного плана в реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей.

Сегодня очевидным становится тот факт, что знания не передаются, а реализуются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения. Постиндустриальноеобщество заинтересо -вано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Задача университета заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения, ориентированных не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования студентов.

Исходяиз данного определения, рассмотрим дидактическую структуру современной проектной деятельности.

Как известно, к области методики, как частной теории обучения, относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определенному учебному предмету. При проектном обучении методрассматриваетсякакспособдостиженияпостав-

ленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

При использовании данной методики в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением студентами определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия студентов, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

- студенты получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, учатся устанавливать причинноследственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и с педагогом, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит студентов доводить дело до конца, они должны задоку-ментироватьрезультатысвоеготруда:написатьстатью длягазеты,сообщение,собрать иобработатьстатисти-ческие данные, создать презентацию, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т. д.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Проектирование помогает студентам осознать роль знаний в жизни и обучении - знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

В проектном обучении моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой сфере деятельности. В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта:

1. Исходный:

- разработка проектного задания;

- определение целей исследовательской деятельности;

- выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности (через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намечаемого исследования, вербальное оформление проблемы (на данном этапе должна превалировать самостоятельная дея-

тельность студентов, что достигается такими формами образовательной деятельности,как «мозговаяатака», «круглый стол», эвристическая беседа и т. п.);

- определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;

- формулирование темы проекта;

- определение объекта исследования;

- выявление предмета исследования;

- формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;

- определение направлений работы и непосредственных задач;

- определение способов поиска источников информации по направлениям;

- определение формы конечного продукта проектной деятельности.

2. Разработка проекта:

- планирование работы;

- определение средств и методов достижения цели проекта;

- определение масштабов проектной деятельности, степени интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей;

- определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчётности;

- разработка содержания этапов;

-выборпроцедурысбораиобработкинеобходи-

мых данных;

- выбор способа оформления результатов и сценария презентации;

- формирование команды, распределение обязанностей;

- обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;

- определение форм и методов управления и контроля со стороны педагога.

3. Реализация проекта:

- самостоятельное практическое выполнение индивидуальных или групповых заданий в соответствии с планом и расписанием во внеаудиторное время, консультации преподавателя в соответствии с графиком;

- сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах;

- контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координа-цияработыучащихсясостороныруководителяпроекта;

- составление отчёта по итогам исследовательской деятельности;

- оформлениематериаловдля презентации:под-готовканаглядно-графическогоматериала,разработка аудио-видеоряда проекта.

4. Завершение проекта:

- презентация проекта;

- экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;

-рефлексия:обсуждениепроцесса,итоговрабо-ты, групповых и личностных достижений.

Педагогические исследования определяют проектную деятельность двумя ключевыми понятиями: проблема и продукт [1]. А правильная постановка проблемы и удачно найденная форма конечного продукта являются гарантией успеха проектной деятельности. Таким образом, условия реализации проектной деятельности в процессе обучения основаны на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствуют формированию личности, развитию и совершенствованию коммуникативной и меж-культурной компетенции студентов в целом.

Анализ педагогической теории и практики высшей школы [1; 5] показал, что в процессе проектной деятельности студенты учатся:

- выявлять и формулировать проблемы;

- проводить их анализ;

- находить пути их решения;

- работать с разнообразной информацией, расширять пути ее поиска;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Все это оказывается осуществимо благодаря тому образовательному и развивающему потенциалу, который заложенкак всамой проектной деятельности, так и проекте как форме ее выражения, преимущества которой, как показали исследования Н. Б. Крылова, В. Е. Мельникова, В. А. Мигунова, П. А. Петрякова, Е.С. Полат и других, заключаются в том, что:

- проект всегда связан с деятельностью, самодеятельностью, реализуется черезнее,либовосприни-мается сам как ее форма (само) реализации;

- проект способствует актуализации (активизации, стимулированию, развитию) знаний и умений;

- проект способствует формированию новых, как объективных, так и субъективных знаний, умений и способов деятельности;

- проект естественно интегрирует теорию и практику в собственный опыт деятельности;

- проект в образовательном процессе, как пра-вило,означаетвзаимодействиесубъектовегоосущест-вляющих;

- проект способствует развитию интереса, мышления, способностей личности.

Обратим внимание на внутренние аспекты, ко-торые,посредствомпроектнойдеятельности,развива-ют основные сферы человека:

- развитие интеллектуальной сферы - мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качества ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, анализ и др.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), формирование предметных знаний, умений и навыков;

- развитие мотивационной сферы - стимулирование целеполагания, формирование потребностей в овладении профессионально-педагогическими знаниями, совершенствовании собственной педагогической деятельности, ее различных видов (в том числе и про-

ектной деятельности), стимуляция мотивов достижения поставленных целей и др.;

- развитие волевой сферы - формирование целеустремленности, умения преодолевать возникающие проблемы, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владения собой и др.;

- развитие рефлексивной сферы - формирование потребности в систематической рефлексии своей деятельности (личной, интеллектуальной, межличностной), поведения, отношения, их коррекция по меренеобходимости; умение определятьпричинывоз-никновения проблем - препятствий и осознанный выбор наиболее целесообразных путей их устранения.

Анализ научной литературы [1; 2; 3] позволил нам убедиться в целесообразности выбора проектной деятельности обучения в связи со значительными позитивными изменениями у обучающихся в процессе их образовательной деятельности:

- увеличение активности студентов;

- традиционный контроль знаний может быть с успехом заменен оценкой результатов работы над проектом, рефлексией промежуточных результатов при уменьшении доли субъективности, сиюминутности оценки;

- замена соревнования, конкуренции кооперирование, сотрудничеством, что повышает эффективность обучения, уровень осмысления материала, глубину аргументирования, теоретического, концептуального осознания;

- поворот от овладения всеми студентами одним и тем же материалом к овладению разными студентами разным учебным материалом в зависимости от собственных интересов, профессиональных предпочтений, уровня имеющегося культурного, социального, педагогическогоопыта,знанийвисследуемойобласти;

- расширение профессиональных умений и навыков будущего специалиста за счет использования разнообразных видов проектной деятельности.

Выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектной деятельности от идеи до практической реализации, учатся самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по той или иной предметной области, приобретая новые знания и умения. Развивается их самостоятельность, ответственность, формируется целый комплекс умений, необходимых не только для успешного выполнения проекта, но и для всего процесса профессионального становления будущего учителя.

Проведенный анализ работ, посвященный проектной деятельности [2; 3; 5], показал, что данный про-цесспроходит поэтапно.Приэтом классическимсчита-ется положение Дж. К. Джонса о том, что данный процесс в своем развитии проходит три этапа: дивергенции (расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного пространства для поиска решения ),трансформации( создание принципов и концепций ), конвергенции ( выбор оптимального варианта решения из множества альтернативных).

В. С. Безрукова выделяет в проектной деятельности этапы моделирования, проектирования и конструирования. Однако остаются открытыми вопросы управляемости процесса проектирования, его оценки, возможности повышения эффективности и т. д. [1].

В. Г. Рындак считает, что проектная деятельность состоит из следующих этапов:

1) анализ педагогической ситуации;

2) выделение проблемы;

3) формулировка и концептуализация проектной идеи, целеполагание;

4) разработка педагогического проекта различного масштаба - индивидуального, коллективного, субрегионального;

5) фиксация результатов и критериев из достижения [5, с. 85].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. В. Мельников, В. А. Мигунов, П. А. Петря-ков [2, с. 68] видят проектную деятельность как цепочку: замысел ^ реализация ^ рефлексия. Однако целесообразно, на наш взгляд, согласиться с Н. Н. Ско-сыревым, который считает, что любой проект есть «расширенный ответ на основополагающий вопрос», который предшествует работе над проектом и должен быть «интересным, увлекательным, затрагивать воображение, интересы учащегося, стимулировать мотивацию и выступать своеобразным компасом в море информации» [2, с. 8]. От этого вопроса в решающей степени зависит, будут ли студенты, а в будущем -и обучаемые ими по данной схеме школьники, выполнять самостоятельное исследование заинтересованно или причиной их проектной деятельности будет внешнее стимулирование (исполнительская дисциплина, требовательность педагога).

Принимая ценность изученных педагогических исследований по проектной деятельности, мы попытались конкретизировать свою научную позицию в вопросе структуры проектной деятельности, которую представили как последовательность этапов и соответствующих их модулей (по А. Н. Дахину), позволяющих повысить уровень сформированности опыта проектной деятельности студентов.

Первый этап - подготовительный включает следующие модули:

Дидактическое ориентирование:

- просмотр и последующий анализ образовательных проектов;

- определение для каждого проекта возрастной категории студентов, учебного предмета и темы своего проекта в соответствии со стандартами общего образования;

-формулировкаосновополагающегоипроблем-ных вопросов учебной темы у проекту;

- выбор типа проекта (поисковый, исследовательский, практико-ориентированный и др.);

- определение названия проекта;

- ознакомление с правилами цитирования источников на различных носителях;

- определение формы и способа кураторства со стороны преподавателей и методистов вуза, учителей-предметников и студентов-практикантов;

- выявление характера, значимости и актуальности выбранной проблемы;

- определение требований к проекту;

- выявление ресурсов (информационных, временных, методических,дидактических, материальных);

- уточнение партнеров или спонсоров осуществления проектов.

Концептуальное планирование:

- определение целей и задач проекта;

- определение источников информации, создание информационного банка данных (консультации, опросреспондентов,библиотека,телевидение,Интер-нет и др.);

- формулирование проблемы и выдвижение гипотез ее решения;

- распределение обязанностей между членами группы;

- определение предполагаемых результатов и формы отчета.

Инструментальное конструирование:

- подготовка технических средств исполнения проекта, овладение проектным инструментарием;

- обсуждение вариантов использования различ-ныхкомпьютерныхпрограммвучебно-воспитательной работе;

- обсуждение формы графического представления материалов к проекту.

Второй этап - реализация проекта, а именно его разработка, апробация на практике и защита.

Разработка проекта означает:

- выполнение проекта, сопровождаемое постоянным контролем и рефлексией, консультациями педагогов и методистов. Здесь центральная проблема -взаимодействие различных субъектов проектной деятельности между собой в процессе управления ходом осуществляемого проекта;

- осуществление промежуточной рефлексии и коррекции для выработки решений в случае возникновения непредвиденных ситуаций, соотнесение получаемых результатов с определенными критериями;

- поведение анкетирования,опросов студентов. Содержание опросов определяется путем отслеживания возникающих проблем и определения путей их разрешения.

Апробация проекта на практике предполагает:

- выход студентов на педагогическую практику и внедрение проекта в образовательный процесс школы;

-окончательнуюдоработкупроекта,добавление реальных ученических образцов.

Защита проектов происходит в следующей последовательности:

подготовкакпрезентациипроектов,знакомствос основными правилами презентации, определение очередности защиты, выбор ведущего презентации (если проектсоздавалсягруппойстудентов),выборэксперта из числа студентов для каждого проекта, защита проекта в соответствии с определенной процедурой.

Третий этап - рефлексивно-аналитический включает:

Экспертизу, которая представляет собой:

-оценивание значимости и актуальности проекта, глубины представления проблемы, адекватности современной педагогической теории и практики, соответствия результатов поставленным целям;

- рефлексию продуктивности работы каждого участника проекта, характер коллективного взаимодействия и взаимопомощи; аргументированности выводов, умения отстаивать свою точку зрения, соблюдения этики защиты, корректности используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

- определение внешней презентабельности проекта - эстетики оформления проведенного проекта, оригинальности, графического дизайна;

- определение экспертами трех наиболее сильные стороныпроектаидвухмоментов,требующихдоработки.

Коррекция означает выявление динамики в исследуемом процессе, определение причин отклонения от намеченного плана выполнения проекта (если он есть) путей их устранения, создание механизмов обратной связи, прогнозирование дальнейшего использования проекта.Данный этаппроектной деятельностиосущест-вляется под призмой рефлексии, оценки и самооценки, как отдельных компонентов опыта проектной деятельности, так и уровня его сформированности в целом.

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым привести обобщенную схему реализации этапов проектной деятельности студентов (рис.).

Рис. Этапы реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей

Такая последовательность шагов по осуществлению проектной деятельности может вполне вписываться в образовательный процессвуза, без изменения учебных планов.

В плане нашего исследования весьма важным представляется то, что в результате своей творческой практическойдеятельностиобучаемыесоздаютконеч-ный продукт в виде новых знаний и умений.

Следовательно, проведенное исследование позволило нам выяснить пути реализации проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей. Она являет собой особый «уникальный про-дукт»,созданныйврезультатецеленаправленной,про-фессионально и личностно-значимой проектной деятельностью обучающихся с использованием средств компьютерных технологий.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические

кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (ГК № 14.740.11.0992 от 06.05.2011).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БезруковаВ. С.Педагогика. Проективнаяпедагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 334 с.

2. Мельников В. Е., Мигунов В. А. Метод проектов в преподавании образовательной области«Технология» // Педагогические технологии. 2002. № 7. С. 67-70.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.

4. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

5. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе: Методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.