A.A. BORODINA
REALIZATION OF PENAL LEGISLATION PRINCIPLES DURING THE APPLICATION OF OBLIGATORY WORKS
Annotation: in the article the author considers the main issues of penal legislation principles during the application
of obligatory works and the ways of their solving.
Key-words: penal legislation principle, obligatory works.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы реализации принципов уголовно-исполнительного законодательства при применении наказания в виде обязательных работ и пути их решения.
Ключевые слова: принципы уголовно-исполнительного законодательства, наказание в виде обязательных работ.
Принципы уголовноисполнительного законодательства - это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного законодательстваи регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний1. Статья 8 УИК РФ гласит, что принципами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются: принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения и, наконец, принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Все закрепленные в УИК РФ принципы можно разделить на общеправовые, то есть относящиеся к уголовно-исполнительному законодательству как к одной из отраслей российского законодательства, и отраслевые, отражающие особенности уголовно-исполнительного законодательства, как такового.
Наказание в виде обязательных работ - один из новых для российского законодательства видов наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ), причем вид и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по
согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями2. Этот вид наказания является одним из самых мягких из предусмотренных российским уголовным законом и назначается осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести или в определенных случаях средней тяжести.
Принцип законности состоит в том, что основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера выступают приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ). Этот принцип также содержится в ч. 1 ст. 10 УИК РФ, гласящей, что Российская Федерация уважает права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Одним из свидетельств реализации принципа законности при применении наказания в виде обязательных работ служит ч. 3 ст. 28 УИК РФ, в которой указывается, что в случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Многие конституционные положения, закрепляющие принцип гуманизма, отражены в уголовно-исполнительном законодательстве Так, в ч. 1 ст. 3 УИК РФ содержится указание на
А.А. БОРОДИНА
(ВНИИ МВД России) E-mail: [email protected]
строгое соблюдение гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными, ч. 2 ст. 12 УИК РФ гласит, что осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание, что они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию и что меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Статья 13 УИК РФ провозглашает право осужденных на личную безопасность.
Некоторые ученые считают, что реализация принципа гуманизма при отбывании наказания в виде обязательных работ заключается в том, что согласно ч. 4 ст. 49 УК РФ это наказание не назначается инвалидам первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, ввиду того, что оно связано с трудом. Однако представляется справедливым мнение тех ученых, которые выступают за более широкое применение наказания в виде обязательных работ и считают, что, например, инвалиды или домохозяйки без особого ущерба для их интересов могли бы выполнять работы, не требующие приложения больших физических усилий (работа с документацией в архивах, военкоматах, органах социальной защиты, медицинских учреждениях, библиотеках, осуществление диспетчерских функций с использованием домашних телефонов и т. п.)3. По мнению ученых, такие ограничения в законодательстве вынуждают суд наказывать осужденных, относящихся к указанным в законе категориям, более строго или, напротив, оставлять их без наказания.
Реализация принципа гуманизма при применении наказания в виде обязательных работ находит свое отражение в том, что в случае тяжелой болезни осужденного или признания его инвалидом первой группы он имеет право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. С ходатайством об отсрочке отбывания наказания может в случае наступления беременности обратиться в суд женщина, осужденная к обязательным работам. Несовершеннолетние, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, выполняют такие бесплатные общественные работы, которые посиль-
ны для них с учетом их возраста, физического развития и трудоспособности.
Принцип гуманизма в российском законодательстве реализован в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, в которойзапрещается принудительный труд. Наказание в виде обязательных работ не противоречит данному принципу. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированного Советским Союзом, содержится запрет на привлечение граждан к труду, но в нем также указывается, что термин «принудительный или обязательный труд» не может быть применим к ситуации, когда труд выполняется осужденным или входит в обыкновенные гражданские обязанности. Можно сделать вывод о том, что обязательные работы как вид наказания не противоречат международным стандартам4.
Принцип демократизма заключается в признании правосубъектности осужденных, которые, будучи гражданами государства, обладают всеми правами и свободами, провозглашенными в ст. 2 Конституции РФ. По мнению некоторых ученых, принцип демократизма выражается в том, что, несмотря на конституционное положение о федеральном построении уголовно-исполнительной системы, Конституция РФ предоставляет широкие права ее субъектам в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания5.
Как справедливо отмечал А.С. Михлин, «актуальным направлением реализации принципа демократизма является более широкое участие общественности в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и в исправлении осужденных»6.
Принцип равенства осужденных перед законом декларируется как основополагающими международными правовыми актами, например Всеобщей декларацией прав человека (ст. 7), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 26), так и Конституцией РФ, в ст. 19 которой закреплено, что права и свободы человека и гражданина равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Правовое положение осужденных может быть различным лишь в силу таких фак-
торов, как пол, возраст, состояние здоровья, поведение осужденного в процессе отбывания наказания7. Данный принцип также в полной мере реализуется при применении наказания в виде обязательных работ.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний заключается в том, что средства исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения должны применяться рационально, для чего необходимо осуществлять дифференциацию осужденных и индивидуализацию средств их исправления. Этот принцип реализуется в нормах уголовно-исполнительного права: в ч. 3 ст. 9 УИК РФ установлена необходимость учета вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения при применении средств исправления осужденных, ст. 5 УИК РФ регламентирует действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих, ч. 4 ст. 10 УИК РФ указывает, что «права и обязанности осужденных определяются ... исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания». Трудно переоценить значение этого принципа, говоря о применении наказания в виде обязательных работ. Принципом дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний должен руководствоватьсясуд при назначении наказания. При рассмотрении судом каждого конкретного дела невозможно обойтись без подробного изучения личности виновного, предшествующего совершению преступления поведения, социальных, семейных и материальных условий его жизни. Очень важно выяснить действительное отношение виновного к совершенному преступлению, только в этом случае будут достигнуты цели наказания. Не следует назначать наказание в виде обязательных работ тем осужденным, кто уже приобрел стойкие навыки асоциального поведения, чья антиобщественная установка не подлежит сомнению, чье исправление невозможно без изоляции от общества. Такие цели, как формирование у осужденного установки на законопослушное поведение, воспитание уважительного отношения к интересам общества, к существующим в обществе нормам поведения, общественной морали, достигаются только в случае, если мера наказания избрана в соответствии с изложенными факторами. Случаи, когда осужденные к нака-
занию в виде обязательных работ злостно уклоняются от их отбывания, во многом происходят из-за неправильной оценки личности виновного при назначении наказания.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения заключается в том, что такие меры должны использоваться с учетом их дифференциации и индивидуализации, что объединяет этот принцип с предыдущим, и цель исправления осужденных должна достигаться путем максимально экономичного использования репрессий. Часть 3 ст. 9 УИК РФ определяет; что «средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения». Очень важно назначить осужденному за совершение того или иного преступления такой вид наказания, который являлся бы достаточным, но не чрезмерным и наилучшим образом способствовал бы достижению цели исправления. Необходимо рационально и экономично использовать меры уголовной репрессии, существующие в арсенале правоохранительных органов.
Для обеспечения данного принципа представляется возможным использование таких правовых стимулов в отношении осужденных к наказанию в виде обязательных работ, как поощрения и льготы. При назначении осужденному объекта для отбывания наказания в случае наличия такой возможности следует предоставлять самому осужденному право выбирать вид деятельности с учетом собственных предпочтений. Проведенное исследование показало, что только 2,6 % осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных работ, занимаются при отбывании наказания квалифицированным трудом, остальные 97,4 % выполняют работу, не требующую никакой специальной квалификации. Согласно исследованию 40,1 % отбывающих обязательные работы имеют среднее образование, 27,2 - получили неполное среднее, 25,6 - среднее специальное или незаконченное высшее образование, 3,6 - высшее и 3,4 % - начальное образование. Таким образом, гораздо больший процент осужденных мог бы быть задействован
при выполнении работ, требующих той или иной квалификации.
Некоторые ученые справедливо полагают, что «не любой труд способствует исправлению преступников, а только обладающий определенными качествами»8. Однако нельзя в полной мере согласиться с мнением о том, что труд во-первых, должен быть физически тяжелым для осужденного, во-вторых, должен быть неприятным, вызывать нравственные переживания, то есть труд должен быть непрестижным, но в то же время общественно полезным9. По нашему мнению, основными качествами труда, способствующими исправлению осужденных, должны быть его обязательность для выполнения, бесплатность и необходимость обществу, а непрестижность и неприятность труда не должны быть его определяющими свойствами. Следует отметить, что нет никаких предпосылок не использовать при отбывании осужденным наказания в виде обязательных работ те знания и умения, которыми он обладает. Работа, подобранная с учетом имеющихся у осужденного профессиональных навыков, будет в большей степени соответствовать пожеланиям осужденного. Это принесет пользу как организации, в которой отбывается наказание, так и осужденному, так как исправительное воздействие труда в этом случае будет более эффективным.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием означает, что средства, применяемые для исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, должны использоваться комплексно, с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ перечислены основные средства исправления осужденных: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Практически все эти средства исправления предусмотрены содержанием наказания в виде обязательных работ. Режим, то есть установленный порядок исполнения и отбывания этого вида наказания, является одним из важнейших средств исправления осужденных. В режиме
содержатся такие правоограничения, как невозможность осужденного выбирать себе занятие по собственному выбору, принудительное трудоустройство с необходимостью трудиться именно на тех объектах и выполнять те виды работ, которые определяет орган местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Осужденные также не вправе самостоятельно распоряжаться своим временем.
Общественное воздействие на осужденного будет наиболее действенным в случае гласного исполнения приговора суда и доведения приговора до сведения администрации как организации, где осужденный отбывает наказание, так и той, где он постоянно работает или учится. При этом условии негативное отношение окружающих к поступку осужденного призвано способствовать его исправлению, заставляя его пересмотреть свои взгляды на основные жизненные ценности и собственное поведение.
Что касается воспитательной работы, то следует согласиться с мнением ученых, придерживающихся точки зрения, что проведение ее с осужденными к наказанию в виде обязательных работ должно быть непременным, так как это соответствуеттребованиям принципов, закрепленных в ст. 8 УИК РФ: стимулирование правопослушного поведения осужденного и соединение наказания с исправительным воздействием10.
Таким образом, реализация всех принципов уголовно-исполнительного законодательства, в совокупности представляет исключительную важность при применении наказания в виде обязательных работ.
1 См.: Уголовно-исполнительное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. М., 2006. С. 70.
2 См.: Комментарий к Уголовномукодексу РФ / Под ред. Л. Л. Кругликова М., 2005. С. 115.
3 См.: Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб., 2000. С. 190; Практический комментарий к Уголовномукодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. По-бегайло. М., 2001. С. 123; Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. СПб., 2001. С. 61; КоваленкоА.П. Наказание в виде обязательных работ: Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук М., 2005. С. 90.
4 См.: Постатейный учебный комментарий к Уголовноисполнительному кодексуРоссийской Федерации (по состо-
янию на 1 ноября 2006 г.): Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Я. Гришке; Науч. ред. С.Я. Лебедев. М., 2006. С. 101.
5 См.: Постатейный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (по состоянию на 1 сентября 2007 г.): Учеб. пособие / Под ред. Ю.И. Калинина. М., 2007. С. 28.
6 Уголовно-исполнительное право. С. 73.
7 См.: Там же.
8Антонов О.А., Коновалова С.И., Осадчая Н.Г. Система наказаний в российском уголовном праве и проблемы применения отдельных видов наказаний: Учеб. пособие. М., 2002. С. 37.
9 См.: Там же.
10 См.: Коваленко А.П. Указ. соч. С. 120.