УДК 37.042
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА, СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ
Е.И. Андрианова
INCLUSIVE EDUCATION: CHARACTERISTICS, ESSENCE, PROBLEMS
E.I.Andrianova
Кафедра теории и методики физического воспитания НовГУ, zvereva-l@yandex.ru
Рассмотрены этапы становления инклюзивного образования в Российской Федерации и зарубежных странах, в которых возможность приобретения знаний доступна всем, и особенно детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Понятие «инклюзивное образование» определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья в обычной общеобразовательной школе могут не только получить качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни. Отражены принципы и факторы инклюзивного образования, которые включают в себя доступность школьного образования для всех детей. Для реализации инклюзивного образования нужно обратить внимание на создание соответствующих условий в обществе и образовательном процессе, а также подготовку педагогов, способных создавать и внедрять инклюзивную образовательную среду в образовательных организациях.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, этапы, принципы, факторы
The article describes the stages of inclusive education in the Russian Federation and foreign countries where the possibility of acquiring knowledge is available for everybody and especially for children with disabilities (CWD). The concept "inclusive education" is defined as the provision of equal access to education for all learners taking into account the diversity of special educational needs and individual opportunities. Children with disabilities in an ordinary secondary school can not only get a qualitative education but also they can successfully adapt to life. The principles and factors of inclusive education which provide the availability of learning for all children are also reflected in this article. In order to implement inclusive education it is necessary to pay special attention to the creation of appropriate conditions in society and educational process which results in a growing need for teachers who are able to develop and implement inclusive learning environment in educational organizations. Keywords: children with disabilities, inclusive education, stages, principles, factors
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В данном законе понятие «инклюзивное образование» определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
Инклюзия в образовании тесно связана с процессами инклюзии в социуме. Как отмечает Е.В.Иванов: «Инклюзивный подход в настоящее время представляет собой ни что иное, как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства, где, исходя из принципов гуманизма и толерантности, происходит переосмысление отношения к гетерогенным группам населения, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обязан-
ности обеспечить им равные со всеми другими людьми возможности, в том числе и в получении образования» [2].
Убеждение в том, что образование — это одно из важнейших прав человека и что оно позволяет сформировать справедливое общество, и легло в основу формирования понятия «инклюзивное образование». Поэтому все дети имеют равные права на получение образования, и это не может зависеть от их проблем или личностных качеств.
Инклюзивное или включенное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include — заключаю, включаю) — это термин, который позволяет описать процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь идет о детях с особенностями развития, с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью [3, 4].
Инклюзивное обучение и образование подразумевает поддержку не только интернатов и коррек-ционных школ, но и всех остальных образовательных организаций. После обучения в специальных учреж-
дениях особо успевающие дети могут начать обучение в общеобразовательных школах, это позволит предоставить место тем ребятам, которые ранее считались тяжелыми и необучаемыми.
Современная система образования ориентирована, в первую очередь, на учеников, которые отвечают определённым требованиям, которые способны обучаться по общей для всех программе. Как следствие, дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности и условий участвовать в общем образовательном процессе. Именно инклюзивное образование поможет решить эту проблему. Ведь проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых актуальных в современном российском обществе.
Инклюзивное образование подразумевает под собой этап становления общего образования, в котором возможность приобретения знаний доступна всем, и особенно детям с ОВЗ. В зарубежных странах такое образование развивается уже долгое время и является законодательно закрепленным. Сущность инклюзивного образования составляет система взглядов, которая не допускает какую-либо дискриминацию детей, а также помогает реализовать в образовательной среде те необходимые условия, в которых нуждаются люди.
С 1961 по 1980 г. в Дании и других скандинавских странах шла огромная социально -педагогическая работа по осмыслению и освоению педагогами множества отдельных инициатив, не регламентируемых органами власти. Интеграция здесь постепенно росла «снизу», инициируемая и поддерживаемая социал-демократическим движением, позитивным социальным и экономическим развитием страны. И лишь тогда, когда страна в целом практически и нравственно освоила феномен интеграции (для чего потребовалось около 20 лет), он был узаконен: в январе 1980 года принимается Закон о реформе образования, предусматривающий введение принципа нормализации отношений с лицами, имеющими ограничения возможностей здоровья.
К концу XX века во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже использованы и не дали желаемого результата. В практике образования этих стран реализуется принцип интегрированного подхода — предоставление детям с ОВЗ возможности обучения в общеобразовательной школе вместе с обычными детьми. При этом создаются дополнительные условия специальной поддержки, облегчающие обучение.
Важным этапом в процессе становления инклюзивного образования было проведение Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, в 1994 году в Испании. На ней была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Главная цель этого документа — призыв стран к формированию такого типа учебных заведений, как «школа для всех». Препода-
ватели в подобных образовательных организациях руководствуются личным убеждением в том, что разница между людьми — это естественно, и что процесс получения знаний нужно подстраивать к особенностям ребёнка, а не ребёнок должен приспосабливаться под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения.
В специальном образовании под инклюзией понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни.
В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты — декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине.
На сегодняшний день главными документами, которые регулируют инклюзивное образование на территории РФ, являются Конституция РФ, федеральные законы «Об образовании в Российской федерации» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенция ООН о правах ребенка и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:
— середина 60-х годов ХХ века — «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
— середина 60-х — середина 80-х годов — «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
— середина 80-х годов — настоящее время — «модель включения», т.е. инклюзия.
Проанализировав состояние законодательства Российской Федерации в области образования, можно сделать вывод, что попытки создания условий для инклюзивного образовании в современной России являются возможными. Однако, с точки зрения внедрения инклюзии в образовательный процесс, могут встретиться следующие трудности — отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и достаточного объема финансирования, инерция мышления педагогов и родителей, которая обременена стереотипами.
Инклюзию в образовании отражают принципы, которые заключаются в доступности школьного образования для всех детей: обеспечение физического доступа учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы (транспорт, пандусы, подъемники); разработка мобильной структуры учебной программы и разнообразных образовательных методик, позво-
ляющих удовлетворить потребности всех учеников, в том числе:
— потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
— потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
— потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность) [5].
Появлению инклюзивной образовательной среды способствовал ряд факторов:
— социальных — рождается все больше детей с нарушениями эмоциональной сферы, интеллекта, а также аутистическими и прочими нарушениями, при этом они также нуждаются в получении образования; общество предъявляет все новые требования относительно доступности и улучшения качества образования; необходимо внедрение идей гуманизации и демократизации общества; развитие «семейной политики», при которой происходит включение родителей в образовательный процесс на правах субъекта обучения, это проявляется в ответственности за обучение, воспитание и развитие детей;
— законодательно-нормативных — ратификация таких законодательных актов, как Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989 г., Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. и др.;
— теоретических — современные тенденции науки, стремящейся к достижению цели — развитию способности человека к автономному существованию, формированию мотивации достижения, актуализации потребности в саморазвитии; концепция непрерывного образования; переход от «медицинской» модели понимания инвалидности к «социальной»;
— практико-ориентированных — активное включение родителей «особых» детей в образовательный процесс в роли воспитателей; появление должности «координатора-методиста» инклюзии; создание профессиональных сообществ, организация круглых столов, научно-практических конференций, курсов переподготовки специалистов в области сопровождения инклюзивного образовательного процесса;
— экономических — новая образовательная система позволяет формировать и увеличивать «человеческие ресурсы» благодаря тому, что человек активно реализует свой потенциал, и в этом ему не могут помешать индивидуальные особенности развития.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предпо-
лагается, что детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях: в обычной общеобразовательной школе они не только могут получить более качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни, реализовать потребность в эмоциональном и физическом развитии.
Для реализации инклюзивного образования нужно обратить внимание на учебные программы, поддержку и сотрудничество работников, измерение и оценку, возможности и оборудование, и, в конечном счете, создание соответствующих условий в обществе.
Вследствие этого возрастает потребность в педагогах, которые способны создавать и внедрять инклюзивную образовательную среду в образовательных организациях, а также умело и продуктивно работать в этой среде с разными группами учеников. Актуальным является и формирование у руководителей образовательных организаций компетентностей, обеспечивающих их способность создавать и развивать корпоративную культуру гетерогенной организации, обеспечивающую процесс инклюзии различных социальных групп в единое сообщество. Для работы с различными группами учащихся, безусловно, требуется создание специфических условий и использование научно обоснованных методик, средств и приемов инклюзивного образования.
1. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ от 21.12.2012 г. [Электр. ресурс]. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы
=Закон+об+образовании+в+РФ (дата обращения: 15.12.2015).
2. Иванов Е.В. О стратегическом планировании развития инклюзивного образования (на примере Великого Новгорода) // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 5 (88). С. 44.
3. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Вып. 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 6-11.
4. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества // Инклюзивное образование. Вып. 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 3-6.
5. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). М.: ООО «БЭСТ-принт», 2011. 86 с.
References
1. On Education: Federal law of the Russian Federation from 21.12.2012. Available at: http://минобрнауки.рф/документы = Act + of + education + in + Russia. (accessed 15.12.2015).
2. Ivanov E.V. O strategicheskom planirovanii razvitiya inkluzivnogo obrazovaniya (na primere Velikogo Novgoroda) [On strategical planning of inclusive education development]. Vestnik of NovSU, 2015, no. 5 (88), p. 44.
3. Alekhina S.V. The present stage of inclusive education development in Moscow. Inclusive education, iss. 1. Мoscow, Centre "School book" Publ., 2010, pp. 6-11.
4. Guseva T.N. Inclusive education as a path to development and humanization of society. Inclusive education, iss. 1. Мoscow, Centre "School book" Publ., 2010, pp. 3-6.
5. Inclusive education in Russia. The UN Children's Fund (UNICEF). Moscow, Best print Publ., 2011, p. 86.