«11ЕДЛ1 01 ИКО-ПСИХОЛ ОГИЧЕС КИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. №9 (4/2008) Специальный выпуск Материалы Всероссийской научно-практической конференции КамГАФКСиТ
28 ноября 2008 года
«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УДК 796.01
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАМГАФКСИТ)
З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
PRINCIPLES OF BOLOGNA PROCESS (ON THE EXAMPLE OF ACTIVITIES KAMGAFKSIT)
Z.M. Kuznetsova - Dr.Hab, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: Болонский процесс, квалификации, академические связи.
Аннотация. Вслед за Европой, где система начала работать, аналогичные преобразования появились и в России, которая подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. Модернизация высшего профессионального образования создает предпосылки и благоприятные условия для полноценного вхождения России в общеевропейское образовательное пространство, что позволит признать нас равноправными партнерами. Прежде всего, это необходимо российским вузам. Реализация национального проекта "Образование" показывает государству и обществу, что вложение средств в образование (школьное, среднее профессиональное, высшее) является наиболее эффективным способом развития экономики страны.
Key words: Bologna process, skills, academic communication.
Abstract. After Europe, where the system started to work, similar transformations have appeared in Russia, which signed the Bologna Declaration in September 2003, the modernization of higher education creates the preconditions and conditions for full re-entry of Russia in the European educational space, which will recognize us as equal partners. First of all, it is necessary to Russian universities. The implementation of the national project "Education" shows the state and society, that investment in education (school, vocational, higher) is the most effective way to develop the country's economy.
В последние годы в России предпринят ряд шагов по модернизации системы образования; повышению конкурентоспособности, интеграции в единое европейское образовательное пространство. Присоединение нашей страны к Болонскому соглашению в 2003 году - одно из ярких тому свидетельств.
Основные составляющие Болонского процесса:
- обеспечение сопоставимости академических степеней и взаимное признание квалификаций;
- введение многоуровневой модели образования;
- внедрение системы зачетных единиц (ECTS);
- создание возможностей для диверсифицированных и гибких траекторий обучения;
- содействие академической мобильности;
- повышение качества обучения.
Сегодня в Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма разворачивается работа практически по всем этим направлениям реформирование системы высшего образования и много внимания уделяется созданию условий для развития мобильности студентов и преподавателей. Центром координации академической мобильности КамГАФКСиТ является международный отдел.
Согласно его подсчету в настоящее время в академии реализуются следующие проекты:
1. Заключен договор с университетом Экзетер (Лондон, Великобритания), студенты нашей академии проходят годичную стажировку в данном университете по специальности «Физическая культура и спорт», аспиранты проходят стажировку по магистерской программе обучения по специальности «адаптивная физическая культура». Правительство Республики Татарстан обеспечивает студентов и аспирантов нашей академии образовательными грантами, реализуемыми в рамкам постановления Кабинета Министров от 26.01.2006 года № 19 «Об утверждении грантов правительства Республики Татарстан на подготовку и переподготовку кадров», при условии сдачи последними международного экзамена «TOEFL».
2. В академии открыт центр по подготовке и сдаче международного экзамена «TOEFL», студенты успешно сдают данный экзамен.
3. В настоящее время 11 преподавателей академии посещают курсы по подготовке английского языка и сдаче экзамена «TOEFL», с сентября 2009 года запланировано их стажировка в университетах Экзетер, Брунель (Великобритания) и Лион (Франция) в рамках специальности «Физическая культура и спорт»
4. Академией также заключен договор с Лондонским языковым институтом, где в настоящее время 2 студента проходят годичную стажировку, совмещая ее с прохождением практики по специальности «физическая культура и спорт».
5. В КамГАФКСиТ с сентября 2008 учебного года обучаются 10 студентов - туркменов по соглашению от 16 июля 2008 года между президентом Туркменистана и президентом РТ М. Шаймиевым.
Преподавателями академии подготовлен курс обучения для зарубежных студентов по русскому языку, который успешно реализуется на данном этапе.
Система перезачета «Европейская система переводимых зачетных единиц», согласно Болонским реформам является основой доверительных отношений между нашими учебными заведениями, циклами, предметами, подкрепляя, таким образом, гибкую и многостороннюю мобильность, являющуюся ключевой задачей Болонского процесса.Это применимо к приобретению широкого спектра переносимых навыков, которые должно обеспечиваться не только на магистерском уровне, но и в учебных программах на всей других уровнях. Это позволит взрастить новое поколение лидеров, способных к многостороннему мышлению и реагированию на потребности быстро меняющихся рынков труда.
Не смотря на то, что международное сотрудничество КамГАФКСиТ начинает успешно развиваться, явное предпочтение в стажировках имеют студенты, обучающиеся по специальности «Социально-культурный сервиз и туризм», на которой дается хорошая подготовка по иностранному языку (в объеме 300 часов в год), причем студенты этой специальности изучают 2 иностранных языка: английский и французский. Они проходят практику в Турции, в отелях международного уровня. Работая в летнее время аниматорами, они проходят практику как по специальности, так и по языковой подготовке. Что касается других факультетов и кафедр, то несмотря на расширение контактов и рост числа международных проектов, существенным фактором сдерживания академической мобильности остается недостаточный уровень языковой подготовки как студентов, так и преподавателей.
Между Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и университетом Брунель (Лондон, Великобритания) достигнуто соглашение о проведении совестного международного научно-исследовательского проекта по теме «Спортивное наследство», практической реализацией которого станет Всемирная студенческая Универсиада-2013. Продолжительность данного проекта 4 года, с сентября 2009 г. до Всемирной студенческой Универсиады-2013.
Цель данного проекта - изучить и помочь всем вузам (студентам) Республики Татарстан, спортивным органам, руководству использовать настоящую Универсиаду для того, чтобы разработать и внедрить множество различных обучающих программ для студентов, преподавателей и спортивных работников, чтобы добиться более высокой инициативности студентов, их профессиональной подготовленности к рынку труда, мобильности, привлекаемости и социальной интеграции.
В рамках совместного проекта предлагаются следующие программы:
1. Охрана детства и защита в спорте.
2. Спортивные организации, политика и закон.
3. Защита детей и молодежи в спорте.
4. Глобальная политика для молодежи.
5. Международные движения детей и молодежи.
Данные программы направлены на:
а) исследование и критику современных инициатив по защите детей в спорте;
б) обучение студентов самих контролировать свои действия в работе;
в) интегрирование знаний и понимания тренеров-практиков по сохранению интереса молодежи к спорту;
г) расширение знаний студентов в области молодежи, спорта и защиты детей.
Таким образом, у нас есть уникальная возможность использовать совместный научно-исследовательский проект «Спортивное наследие», аналогов которому еще не было в России и предстоящую Всемирную студенческую Универсиаду-2013, чтобы воспитывать новое поколение молодежи, лидеров, способных к многостороннему мышлению и реагированию на потребности быстро меняющихся рынков труда в области физической культуры, спорта и туризма.
В контексте реализации принципов Болонского процесса в качестве приоритетных целей международной деятельности КамГАФКСиТ определены:
- обеспечение конкурентоспособности национального образования;
- создание и продвижение на мировой рынок конкурентоспособной образовательной продукции - новых образовательных технологий, курсов и т.д.;
- разработка, апробация, внедрение и мониторинг качества совместных образовательных программ;
- нормативные и научно-методическое обеспечение признания эквивалентности российских и зарубежных документов об образовании;
- совершенствование структуры и повышение эффективности обучения иностранных студентов.
Для обеспечения реализации этих задач, в Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма создан международный центр. который будет отвечать за разработку, внедрение и мониторинг качества совместных образовательных программ, подготовку иностранных студентов к обучению в России, а студентов и преподавателей КамГАФКСиТ к обучению в зарубежных университетах; обеспечит информационную, нормативную и методическую доступность физкультурного образования в
нашем регионе; будет развивать практику международных летних школ, практик и университетов по актуальным проблемам физкультурного образования с выдачей совместных сертификатов; начать работу над совместной разработкой технологий дистанционного обучения «Прометей» и повышение квалификации преподавателей; организовать серию международных конференций, семинаров, встреч рабочих групп по проблемам адаптации национальных образовательных систем к созданию единой зоны Европейского образования.