КРАТКО
УДК 616.31-089:614.23:378.147
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА «ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ СГМУ
Андрюшенкова Н.А., Сотникова М.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. Статья посвящена реализации принципа «знать, уметь, владеть» в рамках компе-тентностного подхода при изучении учебных дисциплин на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Ключевые слова: знать, уметь, владеть, компетенции, оценочные средства
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE «TO KNOW, TO BE ABLE, TO POSSESS PRACTICAL SKILLS» IN THE TRAINING OF SPECIALISTS AT THE DEPARTMENT
OF DENTAL AND ORAL SURGERY
Andryushenkova N.A., Sotnikova M.V.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya str. Smolensk, Russia, 214019
Summary. The article is devoted to the implementation of the principle "to know, to be able, to possess practical skills" on the basis of the competence-based approach in studying academic disciplines at the Department of Dental and Oral Surgery Key words: to know, to be able to own, competencies, evaluation tools
Дляповышениякачествамедицинскогооб разованиявСмоленском государственном медицинском университете широко используется компетентностный подход. В его основе лежит формирование специалиста, способного решать задачи различной степени сложности, используя широкий круг полученных знаний. С этой целью на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в настоящее время обучение студентов на кафедре проводится по двум направлениям подготовки: 31.05.03
«Стоматология»и 31.05.01 «Лечебное дело». Для студентов стоматологического факультета подготовлены и реализуются образовательные программы по 8 учебным дисциплинам: «Хирургия полости рта», «Заболевания головы и шеи», «Клиническая стоматология», «Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта», «Челюстно-лицевая и гнатическая хирургия», «Онкостоматология», «Современные представления о функциях и заболеваниях слюнных желез», «Современные методы лечения пациентов с сочетанной и комбинированной травмой тканей и органов че-люстно-лицевой области». Студенты лечебного факультета и факультета иностранных учащихся обучаются по учебной дисциплине «Стоматология».
Все образовательные программы кафедры основаны на целевой образовательной триаде: компетенции как результат образования, образовательные технологии как способ их формирования, оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования. Это позволяет нам систематизировать содержание образовательного процесса, установить междисциплинарные связи и унифицировать разработанные для каждого направления подготовки программы формирования компетенций.
«Компетенции (compétences) представляют собой совокупность знаний, умений, навыков и способностей, касающихся определенной специальности» [1, 5]. Поэтому выпускник медицинского ВУЗа должен обладать как общекультурными, так и общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Следовательно, целью кафедры в условиях компетентностно-го подхода является подготовка молодого специалиста, способного самостоятельно и квалифицированно решать профессиональные задачи в рамках учебной дисциплины согласно профессиональным стандартам.
Компетенция представляет собой систему, состоящую из четырех взаимосвязанных элементов:
1) знания, умения и навыки (принцип «знать, «уметь», «владеть»);
2) личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к целеполаганию, ответственность и толерантность);
3) навыки социальной адаптации (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества);
4) опыт профессиональной деятельности и - шире - творческой деятельности в избранной профессиональной сфере и за ее пределами [3].
Формирование большинства компетенций осуществляется при освоении учебных дисциплин, а также в процессе практической и самостоятельной работы обучающегося. Оценка компетенций в процессе обучения основана на требовании разра-
ботки объективных процедур и качественных измерительных средств в соответствии с требованиями дидактики [2, 4].
Для оценки степени сформированности компетенций на разных стадиях обучения студентов на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии используются тесты, испытания на тренажерах, решение ситуационных задач, системные задания, тренинги. При этом в качестве требований к измерительным материалам выступают:
- измеримость (для компонентов компетенции, выраженных через «знать -уметь - владеть», разрабатываются соответствующие измерительные средства);
- повышение уровня неопределенности, творчества в деятельности по мере усложнения обучения (для оценки используются системные задания, интерактивные ситуационные задачи, что позволяет оценить готовность студента вести поиск новых способов решения задач, связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения);
- максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций студентов к условиям их будущей профессиональной практики.
Важную позицию в требованиях к результатам освоения содержания дисциплины заняли категории: «знать», «уметь», «владеть». Они разработаны не только к каждой теме дисциплины, но и к каждой формируемой у студента компетенции в рамках изучения конкретной дисциплины. Согласно рабочим программам овладеть знаниями студентам позволяют лекции-визуализации, подготовка к практическому занятию или семинару, разбор темы занятия с преподавателем, учебно-исследовательская работа, а также самостоятельная работа в форме подготовки рефератов, докладов, презентаций. Для объективной оценки освоения профессиональных компетенций по позиции «знать» сотрудниками нашей кафедры разработаны оценочные средства в виде комплекта тестовых заданий и ситуационных задач, контрольных вопросов к практическому
занятию, зачету, экзамену. Имеются критерии оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». При этом существуют задания базового уровня знаний и задания повышенной сложности, требующие для своего решения знаний из разделов смежных дисциплин.
«Уметь». Это понятие выражает не только способность говорить, излагать полученные знания, но и использовать их на практике, что является важнейшим в работе практического врача. Преподаватели кафедры при обучении студентов делают акцент на практической значимости полученных знаний, активно разбирают клинические случаи. Это позволяет студентам лучше ориентироваться в применении теоретических знаний на практике. Для оценки позиции «уметь» нами также разработаны комплекты задач и тестовых заданий, контрольных вопросов с соответствующими критериями оценки.
«Владеть». Полученные студентом «знания» и «умения», возможность использовать их в решении практических задач - есть его «владение». Учеба в ВУЗе не дает выпускнику в частное «владение» ничего материального. «Владение» представляется нам как наличие у студента опыта использования полученных знаний, способность сделать нужное быстро, профессионально, качественно. «Владение» предполагает наличие у студента практического навыка выполнения той или иной процедуры, протокола и т.д. Для того чтобы будущий врач овладел каким-либо практическим навыком на высоком уровне, необходимы условия и средства. Наилучшим средством для этого, на наш взгляд, являются симуляторы, специальные программы, тренажеры и т.д. Для формирования позиции «владеть» преподавателями кафедры проводится активная работа в виде тренингов, мастер-классов на практических занятиях с использованием тренажеров и необходимого инструментария. Навыки студентов также формируются при работе с больными под руководством пре-
подавателей кафедры на базе областной стоматологической поликлиники и отделения челюстно-лицевой хирургии областной клинической больницы. Практические навыки студента оцениваются при работе с больными на протяжении всего времени обучения на нашей кафедре, а также при прохождении производственной практики в качестве помощника врача стоматолога-хирурга.
Тем не менее мы сталкивается с рядом проблем при формировании у студентов категории «владеть». Материально-техническое оснащение кафедры часто не успевает за стремительным развитием новых технологий в хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Кроме того, взаимоотношения врача и пациента в лечебном учреждении строго регламентируются правовыми аспектами, в которых нет места студенту. В этих условиях трудно, но возможно сформировать профессиональные компетенции у студента по позиции «владеть».
В заключение отметим, что реалии высшего медицинского образования, следуя общемировым тенденциям, требуют применения новых подходов и методов при подготовке молодых специалистов. Компетентностный подход к медицинскому образованию способствует унификации и стандартизации данного процесса. Тем не менее известно, что деятельность врача характеризуется высоким уровнем неопределенности в связи с множеством факторов и условий, определяющих индивидуальное состояние здоровья или болезни конкретного человека. Задача ВУЗа в целом и кафедры в частности - подготовить компетентного специалиста, сформировать у него умение принять правильное решение в каждом конкретном случае. Это идеал, к которому необходимо стремиться. Переход к компетентностному образованию является процессом длительным, требующим осмысления, принятия взвешенных и научно обоснованных решений.
Литература
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Вербицкий А.А. Контекстно компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 32-37.
3. Конопля А.И., Василенко Т.Д. Методологические принципы реализации компетентно-стного подхода в ВУЗ // Высшее образование в России. - № 1. - 2015. - С. 103-108.
4. Лазаренко В.А. Инновационные оценочные средства при реализации компетентностно-го подхода в медицинском вузе // Ректор вуза. - 2014. - № 3. - С. 34-37.
5. Серякова С.Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике // Совет ректоров. - 2012. - № 4. - С. 34-40.
УДК: 616-053.2-071:378.147
КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР БОЛЬНОГО КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ
Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дудчак А.П., Дубовая А.В., Тонких Н.А., Лимарен-ко М.П.,Марченко Е.Н., Соколов В.Н.
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького 83003, Донецк, пр. Ильича, д. 16
Резюме. В работе представлен опыт проведения клинических разборов больных на кафедре педиатрии факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. Клинические разборы больных - интерактивный метод обучения, способствующий повышению квалификации врачей-интернов, педиатров, ординаторов стационара, преподавателей кафедры, воспитывающий клиническое мышление, формирующий менталитет врача. Ключевые слова: клинический разбор больного, интерактивный метод
CLINICAL STUDY OF THE PATIENT AS AN INTERACTIVE METHOD OF TEACHING
Bordugova E.V., Pshenitchnaya E.V., Dudtchak A.P., Dubovskaya A. V., Tonkikh N.A., Lima-renko M.P., Martchenko E.N., Sokolov V.N.
Donetsk National Medical University named for M. Gorkiy, 16, Iliich pr, Donetsk, 83003
Summary. An experience of clinical analysis of patients at the Department of Pediatrics of M. Gorky Donetsk National Medical University is presented. Clinical analysis of patients is an interactive method of teaching, promoting further training of interns, pediatricians, hospital interns, teachers of the department, raising clinical thinking that forms a doctor's mentality. Keywords: clinical examination of the patient, interactive method
Чтение книг еще никого не сделало врачом; его создает практика, и только она. ... Твоими глазами должны быть глаза опыта.
Парацельс
занятие. Во время интерактивной учебы появляется возможность наблюдать и изучать опыт других людей, получать дополнительную информацию, анализировать,
Одним из наиболее эффективных способов передачи информации слушателям на последипломном этапе обучения в медицинском вузе является интерактивное