Научная статья на тему 'Реализация принципа гуманизма в исключительной форме таможенного контроля'

Реализация принципа гуманизма в исключительной форме таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА / ДОСМАТРИВАЕМОЕ ЛИЦО / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PERSONAL CUSTOMS INSPECTION / EXCLUSIVE FORM OF CUSTOMS CONTROL / HUMANISM PRINCIPLE / CUSTOMS BODY OFFICIAL / MOVEMENT OF GOODS / LEGISLATION / INSPECTED PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорян Татевик Вартановна

Показана роль принципа гуманизма в проведении исключительной формы таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза всеми лицами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза. Проанализированы права и обязанности основных участников личного таможенного досмотра через призму принципа гуманизма, а также рассмотрено влияние указанной формы таможенного контроля на психологическое состояние должностных лиц таможенных органов и досматриваемых лиц. Подчёркивается, что исключительность личного таможенного досмотра выражается в том, что она предполагает соблюдение этичности, гуманности в отношении досматриваемого лица, так как совершаются действия, направленные на посягательство на личную неприкосновенность, носящие элемент принуждения. Выдвигается положение, согласно которому от должностных лиц таможенных органов требуются не только профессиональные знания, но и знания в области психологии, в том числе бихевиоризма, то есть психологической науки о поведении человека и живых организмов. Обосновывается необходимость обращения к практике применения исключительной формы таможенного контроля, особенно в сфере пресечения и выявления нарушений таможенных правил, правонарушений и преступлений. Подчёркивается, что контрабанда, в соответствии с законодательством Российской Федерации, - это преступление, а лица, совершающие преступление, преследуют цели, которые нарушают установленный общественный порядок и ущемляют законные интересы других лиц. Доказывается, что действия «глотателей» носят антигуманный характер как по отношению к своей личности, так и к обществу в целом. Следовательно, пресечение и выявление преступлений носит гуманистический аспект, выражающийся в принятии определённых мер по обеспечению законопорядка. Опираясь на теоретическую базу и практическую деятельность в области таможенного дела, сделан вывод, согласно которому принцип гуманизма проявляется на всех этапах проведения личного таможенного досмотра, начиная с принятия решения о проведении личного таможенного досмотра, завершая составлением по окончании проведения личного таможенного досмотра соответствующего акта в письменной форме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realisation of the Humanism Principle in the Exclusive Form of the Customs Control

The role of the humanism principle in the carrying out the process of personal customs inspection directed to the customs legislation enforcement of the Customs union and the legislation of the Customs union member states by all persons, crossing customs border of the Customs union is presented. The rights and duties of the main personal customs inspection participants are analyzed through a prism of the humanism principle, and also influence of the customs control specified form on the psychological state of customs bodies officials and inspected persons is examined. It is underlined, that exclusiveness of personal customs inspection is expressed in the following: it shows observance of ethics, humanity concerning the inspected person as the actions are made referred to encroachment on personal inviolability having coercion element. It is pointed out that customs bodies official require not only professional knowledge, but also some knowledge in psychology including behaviorism that is a psychological science about person and living creature's behavior. The necessity of practical use of the customs control exclusive form, especially in suppression and revealing of customs regulations violation offences and crimes is proved. It is mentioned that according to the Russian Federation legislation contraband is a crime and the persons, who commit a crime, pursue the aims which disrupt the established public order and infringe the legitimate interests of the other persons. It is proved that the actions of «eaters» have antihuman character both in relation to a person, and the society as a whole. Therefore, suppression and revealing of crimes have the humanistic aspect, expressed in taking certain measures to enforce the law. Using the theoretical base and practical activities in the field of customs business, it is concluded that the humanism principle is demonstrated at all stages of personal customs inspection carrying out, starting with the personal customs inspection carrying out and finishing with the drawing up upon termination of the personal customs inspection carrying out of the corresponding act in written form

Текст научной работы на тему «Реализация принципа гуманизма в исключительной форме таможенного контроля»

УДК 343.378

Григорян Татевик Вартановна Tatevik Grigoryan

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

REALISATION OF THE HUMANISM PRINCIPLE IN THE EXCLUSIVE FORM OF THE CUSTOMS CONTROL

Показана роль принципа гуманизма в проведении исключительной формы таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза всеми лицами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза. Проанализированы права и обязанности основных участников личного таможенного досмотра через призму принципа гуманизма, а также рассмотрено влияние указанной формы таможенного контроля на психологическое состояние должностных лиц таможенных органов и досматриваемых лиц. Подчёркивается, что исключительность личного таможенного досмотра выражается в том, что она предполагает соблюдение этичности, гуманности в отношении досматриваемого лица, так как совершаются действия, направленные на посягательство на личную неприкосновенность, носящие элемент принуждения. Выдвигается положение, согласно которому от должностных лиц таможенных органов требуются не только профессиональные знания, но и знания в области психологии, в том числе бихевиоризма, то есть психологической науки о поведении человека и живых организмов. Обосновывается необходимость обращения к практике применения исключительной формы таможенного контроля, особенно в сфере пресечения и выявления нарушений таможенных правил, правонарушений и преступлений. Подчёркивается, что контрабанда, в соответствии с законодательством Российской Федерации, — это преступление, а лица, совершающие преступление, преследуют цели, которые нарушают установленный общественный порядок и ущемляют законные интересы других лиц.

The role of the humanism principle in the carrying out the process of personal customs inspection directed to the customs legislation enforcement of the Customs union and the legislation of the Customs union member states by all persons, crossing customs border of the Customs union is presented. The rights and duties of the main personal customs inspection participants are analyzed through a prism of the humanism principle, and also influence of the customs control specified form on the psychological state of customs bodies officials and inspected persons is examined. It is underlined, that exclusiveness of personal customs inspection is expressed in the following: it shows observance of ethics, humanity concerning the inspected person as the actions are made referred to encroachment on personal inviolability having coercion element. It is pointed out that customs bodies official require not only professional knowledge, but also some knowledge in psychology including behaviorism that is a psychological science about person and living creature's behavior. The necessity of practical use of the customs control exclusive form, especially in suppression and revealing of customs regulations violation offences and crimes is proved. It is mentioned that according to the Russian Federation legislation contraband is a crime and the persons, who commit a crime, pursue the aims which disrupt the established public order and infringe the legitimate interests of the other persons. It is proved that the actions of «eaters» have antihuman character both in relation to a person, and the society as a whole. Therefore, suppression and revealing of crimes have the humanistic aspect, expressed in taking certain measures to enforce the law. Using the theoretical base and practical activities in the field of customs business, it is concluded that

Доказывается, что действия «глотателей» носят антигуманный характер как по отношению к своей личности, так и к обществу в целом. Следовательно, пресечение и выявление преступлений носит гуманистический аспект, выражающийся в принятии определённых мер по обеспечению законопорядка. Опираясь на теоретическую базу и практическую деятельность в области таможенного дела, сделан вывод, согласно которому принцип гуманизма проявляется на всех этапах проведения личного таможенного досмотра, начиная с принятия решения о проведении личного таможенного досмотра, завершая составлением по окончании проведения личного таможенного досмотра соответствующего акта в письменной форме

the humanism principle is demonstrated at all stages of personal customs inspection carrying out, starting with the personal customs inspection carrying out and finishing with the drawing up upon termination of the personal customs inspection carrying out of the corresponding act in written form

Ключевые слова: личный таможенный досмотр, исключительная форма таможенного контроля, принцип гуманизма, должностное лицо таможенного органа, досматриваемое лицо, перемещение товаров, законодательство

Key words: personal customs inspection, exclusive form of customs control, humanism principle, customs body official, inspected person, movement of goods, legislation

Соблюдение законодательства преследует преимущественно экономические, политические, экологические цели, а гуманистические тенденции выступают в качестве производных, вспомогательных от названных целей, в исключительных случаях — и вовсе отсутствуют, что является недопустимым, особенно в демократическом государстве с действующей конституцией.

Наряду с общеправовыми принципами законности, гласности, интернационализма и другими в таможенном праве существует также принцип гуманизма. Принцип гуманизма с позиции права означает регламентацию отношений между человеком, обществом и государством, предполагающие уважение, человеколюбие, свободу, равенство. Принцип гуманизма гарантирует человеку права независимо от его социального статуса, материального положения, национальной принадлежности и иных особенностей, носящих естественный и (или) социальный характер.

Принцип гуманизма опирается на идею о наивысшей ценности человека. Указанный принцип относится к числу общеправовых принципов, а, как известно, пра-

во регулирует отношения не только между людьми, но и социальными институтами, социальным институтом и отдельным человеком, в том числе и с государством как наиболее крупным социальным институтом. Основные положения принципа гуманизма в российском законодательстве закреплены в Конституции Российской Федерации [ 5 ]. Отдельные положения данного принципа отражены в федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах, распоряжениях, постановлениях и других правовых актах. Не исключением из этого правила является Таможенный кодекс Таможенного союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза — это кодифицированный нормативно-правовой акт, в котором регламентированы основные положения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Третий раздел Таможенного кодекса Таможенного союза посвящён таможенному контролю. Таможенный контроль представляет собой «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы уп-

равления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза» [11]. Обязанность по проведению таможенного контроля возложена на должностных лиц таможенных органов. В ходе таможенного контроля, исходя из принципа выборочнос-ти, уполномоченное должностное лицо таможенного органа вправе выбрать одну или несколько форм таможенного контроля в отношении объекта таможенного контроля. Перечень объектов таможенного контроля закреплён в статье 95 Таможенного кодекса Таможенного союза. В данный перечень входят не только товары, транспортные средства, документы и сведения, но и лица, пересекающие таможенную границу Таможенного союза.

Личный таможенный досмотр является одной из наиболее редких форм таможенного контроля, выбираемых уполномоченными должностными лицами таможенного органа. Личный таможенный досмотр, в отличие от остальных одиннадцати форм таможенного контроля, определён законодательством государств-членов Таможенного союза как исключительная форма таможенного контроля. Исключительность данной формы таможенного контроля выражается в том, что она предполагает соблюдение этичности, гуманности в отношении досматриваемого лица, так как совершаются действия, направленные на посягательство на личную неприкосновенность, носящие элемент принуждения. В связи с этим принятие решения о проведении данной формы таможенного контроля имеет строго и чётко обозначенную законодательством процедуру и соответствующее документальное подтверждение, о котором будет более подробно сказано.

Объектом личного таможенного досмотра выступает физическое лицо, следующее через таможенную границу, и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, которое скрывает при себе и не выдаёт в добровольном порядке товары, перемещаемые им с нарушением таможенного зако-

нодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза. Личный таможенный досмотр может осуществляться как в отношении гражданина Российской Федерации, так и в отношении гражданина иностранного государства, лица без гражданства и с двойным гражданством.

Исключением из этого правила являются следующие лица: президенты, депутаты, судьи, прокуроры, следователи органов прокуратуры, сотрудники государственных органов власти при исполнении ими служебных обязанностей, а также лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, и иные лица, освобождённые от проведения в отношении них личного таможенного досмотра в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством государств-членов Таможенного союза и международными соглашениями.

Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями принимает решение о необходимости проведения личного таможенного досмотра, используя систему управления рисками, исходя из принципа выборочнос-ти, предполагая, что данная исключительная форма таможенного контроля позволит обеспечить соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза. Опираясь на практику, можно выделить несколько оснований для принятия уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения о проведении личного таможенного досмотра:

— устные сообщения и письменные заявления от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и с двойным гражданством;

— информация, представленная в бумажном или ином виде, поступившая от налоговых, банковских, пограничных, таможенных и иных служб, а также от компе-

тентных органов иностранных государств и международных организаций;

— обнаружение должностным лицом таможенного органа признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо может скрывать при себе или скрывает и добровольно не выдаёт товары, запрещённые или ограниченные в перемещении через таможенную границу Таможенного союза, либо их недекларирование. К таковым признакам относятся внешние проявления беспокойства и раздражительности: избегание контактов с окружающими людьми, нервные постукивания и тому подобное.

Также возможны случаи, когда сокрытый товар на теле физического лица случайным образом попадает в поле зрения должностного лица таможенного органа. Например, товар может выпасть из-под одежды физического лица на пол, но при условии, что физическое лицо отрицает свою связь с выпавшим на пол товаром и утверждает, что не скрывает при себе товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза. Следовательно, от должностных лиц таможенных органов требуются не только профессиональные знания, но и знания в области бихевиоризма, то есть психологической науки о поведении человека и живых организмов.

Во всех перечисленных и иных случаях для непосредственного проведения личного таможенного досмотра необходимо письменное решение начальника таможенного органа, либо решение о проведении принимается в письменной форме путём наложения резолюции на рапорте уполномоченного должностного лица таможенного органа. В большинстве случаев начальник таможенного органа назначает на проведение личного таможенного досмотра то должностное лицо таможенного органа, у которого вызвало подозрение поведение физического лица, но начальник таможенного органа вправе назначить и иное должностное лицо таможенного органа. Получив письменное решение начальника таможенного органа,

конкретное уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано провести исключительную форму таможенного контроля.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации физическое лицо в законодательном порядке наделено теми или иными правами в зависимости от естественных и социально-правовых особенностей: возраст, пол, гражданство, дееспособность и тому подобное [2]. Поэтому при личном таможенном досмотре дееспособного несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе присутствовать либо его законные представители — родители, усыновители, попечители, либо лица, его сопровождающие. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), обязаны присутствовать либо его родители, усыновители, опекуны, либо лица, его сопровождающие. При личном таможенном досмотре граждан, признанных судом недееспособным, обязан присутствовать опекун или лицо, его сопровождающее. При личном таможенном досмотре граждан, ограниченных судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, например, вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, вправе присутствовать попечитель, либо лицо его сопровождающее. Эти положения носят гуманистическую направленность, не нуждающиеся в дополнительном разъяснении.

Некоторые современные учёные (Н.В. Масленникова, Е.Н. Ковтун, Л.Н. Хрип-кова и другие) подчёркивают, что личный таможенный досмотр носит стрессовый характер и по этому поводу предлагают заблаговременно информировать каждого физического лица о такой существующей форме таможенного контроля ( например, с помощью распространения информационных бюллетеней). Учёные обеспокоены не только здоровьем физического лица, но и должностного лица таможенного органа, предлагая последним «систематически

посещать психолога, включенного в штат сотрудников таможенных органов и участвовать в психологических тренингах» [6, С. 45].

В отношении предложенных вариантов, направленных на снижение воздействия негативных факторов на человека, пребывающего в статусе физического лица или должностного лица таможенного органа, стоит сказать, что они давно используются в практике таможенной деятельности. Если говорить более конкретно, то можно отметить, что любое, независимо от своего социального статуса, материального положения, половой принадлежности и прочих особенностей естественного или социально-правового генезиса может найти необходимую информацию о личном таможенном досмотре, используя электронные правовые системы, официальные сайты (например, официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo. gov.ru), в том числе сайты государственных структур (например, Федеральной таможенной службы Российской Федерации (http: //www. customs. ru/), Министерства экономического развития Российской Федерации (http://www.economy.gov.ru/)), официальные печатные издания ( Российская газета, Бюллетень международных договоров, Парламентская газета, Собрание законодательства Российской Федерации). Кроме того, лицо может почитать в библиотеке или купить в магазине книгу, учебник или монографию, освещающие вопросы в области таможенного права: комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза, таможенное дело и тому подобное, а также может обратиться к научным журналам, сборникам конференций, авторефератам диссертаций и прочим печатным изданиям. Следовательно, любое лицо может получить интересующую его информацию в отношении личного таможенного досмотра. Здесь многое зависит от личных интересов, преследуемых целей, степени образованности физического лица.

Что касается должностных лиц таможенных органов, то они периодически проходят индивидуальные консультации

психолога. Помимо этого психолог таможенного органа применяет и иные психологические методики, например, анкетирование, тестирование, психодиагностику, анализ поведенческих факторов по итогам наблюдения.

Идею о том, что психолог таможенного органа в своей практической деятельности руководствуется, или, по крайней мере, должен руководствоваться гуманистическими целями, поддерживает современный учёный Н.Г. Савосина, отмечая, что «профессиональные стандарты, требования к психологу основываются на так называемом кодексе этики и профессиональных умениях, которые должны служить в качестве руководства в каждодневном поведении психолога, на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, её права и возможности» [10, С. 15]. Тем самым учёный указывает на правовую закреплённость гуманистического отношения психолога и выполнение служебных обязанностей с учётом профессиональных норм поведения и нравственных обязательств.

Основная роль психолога таможенного органа, как верно отмечает Н.Г. Савосина, состоит в том, что, работая с персоналом таможенных органов, психолог реализует меры, направленные на создание здоровой и благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах таможенных органов, что положительно сказывается на продуктивности их работы, сохранении кадрового состава и стремлении к профессиональному росту.

Это положение закреплено в десятой статье Таможенного кодекса Таможенного союза, то есть таможенные органы обязаны проводить информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза, в том числе, используя официальные веб-сайты в сети Интернет. Более того, таможенные органы проводят бесплатные консультации, как в устной, так и в письменной формах для заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, а

также вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Причём порядок организации консультирования таможенными органами строго определён таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного союза.

Поэтому стоит согласиться с учёными, считающими, что «надежным способом застраховать себя от риска нервного и неустойчивого эмоционального состояния у сотрудника таможни выступает систематический контроль штатного психолога, а сбалансированное психологическое состояние населения может быть обеспечено их повсеместной информатизацией о правомерности действий сотрудников таможенных органов» [6, С. 55-56]. Информирование населения, консультирование заинтересованных лиц и работа психолога с должностными лицами таможенных органов, безусловно, являются действенными средствами, предусмотренными государством и направленными на минимизацию стрессо-провоцирующих факторов на личность человека, предотвращение неумышленного нарушения таможенных правил, совершения правонарушения или преступления.

Если обратиться непосредственно к практике применения личного таможенного досмотра, то можно констатировать важную роль данной формы таможенного контроля с позиции принципа гуманизма, особенно в сфере пресечения и выявления нарушений таможенных правил, правонарушений и преступлений.

В частности, в июле 2007 г. таможенные органы совместно с пограничными органами Дальнего Востока на таможенном пункте пропуска «Краскино» (Хасан-ский район Приморского края) задержали шесть граждан республики Корея, которые следовали транзитом в Китай через Россию. При себе граждане республики Корея имели крупную сумму иностранной валюты, которую они не декларировали [8]. В данном случае выявление факта незаконного перемещения через таможенную границу крупной суммы недекларируемой иностранной валюты во многом связано с верно

принятым решением о проведении личного таможенного досмотра в отношении лиц, поведение которых вызвало подозрение у должностных лиц таможенного органа. Крупная сумма иностранной валюты (доллары США и японские Йены) была обнаружены на теле граждан Республики Корея, в их одежде и обуви. Безусловно, выявленная контрабанда преследует экономический интерес и мало связана с принципом гуманизма. Но контрабанда, в соответствии с законодательством Российской Федерации, — это преступление, а лица, совершающие преступление, преследуют цели, которые нарушают установленный общественный порядок и ущемляют законные интересы других лиц. Следовательно, пресечение преступлений носит гуманистический аспект, выражающийся в принятии мер по обеспечению законопорядка.

То же самое положение распространяется и на пресечение незаконного ввоза ювелирных изделий, которые подлежат обязательному письменному декларированию. Например, такие случаи зафиксированы должностными лицами Домодедовской и Шереметьевской таможни в 2008 г.

Принцип гуманизма практически проявляется при пресечении должностными лицами таможенных органов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по результатам личного таможенного досмотра. Обращаясь к практике, можно отметить попытку незаконного ввоза в 2010 г. в Российскую Федерацию одного из сильнодействующих полусинтетических наркотических средств — героина (другое название «диацетилморфин»). В результате личного таможенного досмотра в отношении 45-летнего гражданина Республики Таджикистан на таможенном посту аэропорта Оренбург Оренбургской таможни было установлено, что он внутриполостным способом скрывал упомянутое наркотическое средство, общей массой около 663 грамм [14]. Это незаконное действие, согласно российскому законодательству, подпадает под уголовное дело, а именно под ч. 3 ст. 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая

называется «контрабанда наркотических средств в крупном размере». Безусловно, что названный случай носит далеко не единичный характер [13].

Действия таких «глотателей» можно охарактеризовать как антигуманные по отношению к своей личности и к обществу в целом. Антигуманность к своей личности выражается в том, что в случае разгерметизации контейнера, капсулы и прочей упаковки внутри человеческого организма, наркотическое средство распространится по организму «глотателя» и тем самым может нанести непоправимый вред его здоровью ( например, вегетативное расстройство, нарушение микроциркуляции, поражение печени, отёк лёгких, угнетение компонентов центральной нервной системы), а в худшем случае — привести к летальному исходу. Антигуманность к обществу проявляется в том, что использование наркотических средств и психотропных веществ не в строго научно-исследовательских и медицинских целях (например, в паллиативном лечении) приводит к росту преступности и увеличению числа лиц, заражённых ВИЧ-инфекциями. Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ носит давно уже не локальный, а глобальный характер, на что указывают создание и функционирование международных организаций, таких как Комиссия по наркотическим средствам (вспомогательный орган ЭКОСОС ООН), Всемирная организация здравоохранения, Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН), а также издание «Единой конвенции о наркотических средствах» и так далее [4; 1; 7; 3].

Когда должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, он в присутствии двух понятых также разъясняет физическому лицу его права и обязанности, знакомит с общими положениями относительно проведения в отношении него данной формы таможенного контроля в реальном масштабе времени, а именно: место, диапазон рабочего времени, отведённого для досмотра, способ

проведения и оформляемая документация, в которой фиксируются результаты проведения личного таможенного досмотра. После того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа осведомило физическое лицо о решении применить в отношении него такой формы таможенного контроля, как личный таможенный досмотр, физическое лицо должно поставить соответствующую надпись на решении о проведении личного таможенного досмотра. Если физическое лицо выражает отказ от совершения таких действий, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа, разъяснившее физическому лицу его права и обязанности, делает на решении о проведении личного таможенного досмотра отметку об этом факте, удостоверяя её личной подписью.

Принцип гуманизма в отношении личного таможенного досмотра выражается также в следующих официально-закреплённых положениях. В ходе проведения личного таможенного досмотра не допускается присутствие лиц, не имеющих отношения к нему. Лица, участвующие в проведении личного таможенного досмотра, должны быть одного пола с досматриваемым лицом. Это положение распространяется не только на должностных лиц таможенных органов, понятых, переводчиков и специалистов, но и на медицинских работников, привлекаемых к проведению данной формы таможенного контроля в тех случаях, когда возникает необходимость в обследовании тела досматриваемого лица. Кроме того, при необходимости, обследование тела досматриваемого лица медицинский работник может проводить с использованием специальной медицинской техники. Принцип гуманизма на данном этапе личного таможенного досмотра выражается в том, что физические и интимные особенности строения организма досматриваемого лица не подлежат разглашению субъектами, участвующими в проведении данной формы таможенного контроля.

Перед проведением исключительной формы таможенного контроля уполномоченное должностное лицо таможенного

органа предлагает физическому лицу на добровольных основаниях выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза. Если лицо в добровольном порядке выдало скрываемые при себе товары, то в данном случае уполномоченное должностное лицо таможенного органа может принять одно из двух решений. Первое решение выражается в отражении в акте о проведении личного таможенного досмотра подобного факта и уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение ограничиться изъятием данных товаров. Второе решение выражается в отражении в акте о проведении личного таможенного досмотра подобного факта и должностное лицо таможенного органа принимает решение о проведении данной формы таможенного контроля в установленном законодательством порядке в том случае, если у него есть основания полагать, что физическое лицо добровольно выдало не все скрываемые при себе товары. При принятии того или иного решения уполномоченное должностное лицо таможенного органа исходит из субъективных предположений и учитывает объективно-сложившиеся обстоятельства.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа перед началом проведения личного таможенного досмотра в целях обеспечения безопасности субъектов таможенного контроля убеждается в отсутствии у досматриваемого лица оружия ( огнестрельного, газового, холодного и иного), взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы для нападения. Помимо этого уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет постоянное наблюдение за поведением досматриваемого лица в процессе проведения личного таможенного досмотра с той целью, чтобы исключить возможность досматриваемым лицом совершить действия, направленные на то, чтобы избавиться или уничтожить находящиеся при нём скрываемые товары. В процессе наблюдения за досматриваемым лицом уполно-

моченное должностное лицо таможенного органа должно обращать внимание на характерные способы сокрытия некоторых видов товаров. В частности, контейнеры с наркотическими веществами довольно часто перемещают через таможенную границу путём проглатывания, в гипсе, подошве обуви, нательном белье, манжетах рубашки.

Процесс проведения личного таможенного досмотра должен исключать возможность унижения личного достоинства, причинение неправомерного вреда здоровью, повреждение имущества досматриваемого лица. Если в процессе проведения данной формы таможенного контроля был зафиксирован факт повреждения уполномоченным должностным лицом таможенного органа имущества досматриваемого лица, вызванный неправомерными действиями уполномоченного должностного лица таможенного органа, то он подлежит возмещению. В случае если ущерб имуществу нанесён в результате совершения правомерных действий уполномоченным должностным лицом таможенного органа, то такой ущерб возмещению не подлежит.

Итак, в процессе проведения исключительной формы таможенного контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет досмотр вещей, одежды, а тело физического лица вправе досматривать только медицинский работник [12].

Принцип гуманизма выражается также в том, что досматриваемое лицо в процессе личного таможенного досмотра вправе давать в устной и ( или) письменной форме объяснения, заявлять ходатайства.

Таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного союза регламентировано, что при личном таможенном досмотре не допускается применение любых технических средств таможенного контроля, в том числе запрещено использовать в помещении, в котором проводится личный таможенный досмотр, фото- или видеосъёмку, запись разговоров на диктофон. Помещение, отведённое для проведения

личного таможенного досмотра, как правило, специально оборудовано для этих целей, не допускает свободного проникновения в него посторонних лиц, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. К таковым помещениям относятся также каюты, купе. В одном изолированном от посторонних помещении может проводиться личный таможенный досмотр только одного физического лица.

В связи с тем, что исключительная форма таможенного контроля занимает некоторое время, в большинстве случаев это предполагает невозможность физического лица уехать запланированным рейсом. Если это обусловлено необоснованной задержкой отправления физического лица, вызванной проведением личного таможенного досмотра, то на уполномоченного должностного лица таможенного органа таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного союза возлагается обязанность по принятию необходимых мер по поводу возможности отправки физического лица очередным рейсом.

По результатам личного таможенного досмотра составляется в двух экземплярах соответствующий акт по форме, установ-

о ТС ГГ1

ленной Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов») [9]. В акте фиксируется следующая информация: место составления протокола; время начала и окончания проведения личного таможенного досмотра; наименование таможенного органа, должность, фамилия, имя и отчество уполномоченного должностного лица таможенного органа, проводившего личный таможенный досмотр и составившего акт; наименование таможенного органа, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица таможенного органа, по решению которого проводился личный таможенный досмотр; гражданство, фамилия, имя, отчество, год рождения и паспортные данные досматриваемого лица; факт разъяснения прав и обязанностей досматриваемого лица, удостоверяемый его подписью, либо подписью законного пред-

ставителя недееспособного, несовершеннолетнего досматриваемого лица; отметка о применении конкретных медицинских приборов (тип, марка, модель), об условиях и порядке их использования медицинским работником; заявления досматриваемого лица; заявления иных лиц, участвовавших в проведении личного таможенного досмотра; наименование, количество и индивидуальные признаки товаров, добровольно выданных или обнаруженных при проведении личного таможенного досмотра, средства их идентификации и иные сведения, подлежащие занесению в соответствующий акт.

К данному акту приобщаются следующие результаты личного таможенного досмотра: добровольно выданные предметы, скрываемые при себе физическим лицом; обнаруженные и изъятые предметы у досматриваемого лица в процессе личного таможенного досмотра; письменные заключения, вынесенные медицинским работником; письменные заявления, сделанные переводчиком (который приглашается в случаях, когда возникает необходимость в знании иностранных языков, которыми не владеют должностные лица таможенных органов) и двумя понятыми; письменные объяснения досматриваемого лица, оформленные на отдельных листах. Досматриваемое лицо вправе не только ознакомиться с актом личного таможенного досмотра по окончании его составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа, но и делать заявления, подлежащие внесению в акт.

Стоит оговорить, что все обнаруженные и изъятые вещественные доказательства подлежат в обязательном порядке помещению в специальные пакеты однократного использования, которые герметично опечатываются. На указанные пакеты субъектами личного таможенного досмотра наносится необходимая информация, заверяемая подписями двух понятых и уполномоченным должностным лицом таможенного органа. Если принимается решение о заведении дела о нарушении таможенных правил или о возбуждении уголовного дела, то подлинник акта личного таможенного

досмотра приобщают к материалам соответствующего дела, а в таможенном органе остаётся его копия.

Если досматриваемое лицо считает, что в процессе личного таможенного досмотра его права были ущемлены, а законные интересы — нарушены, то указанное лицо вправе обжаловать действия субъектов личного таможенного досмотра.

Таким образом, опираясь на правовую регламентацию личного таможенного досмотра как исключительной формы та-

моженного контроля, была предпринята попытка аргументации её основных положений с позиции принципа гуманизма. Принцип гуманизма проявляется на всех этапах проведения личного таможенного досмотра, начиная с принятия решения о проведении личного таможенного досмотра, завершая составлением по окончании проведения личного таможенного досмотра соответствующего акта в письменной форме.

Литература_

1. Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.who.int/ru/ (дата обращения: 16.05.2014).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) / Российская газета от 08.12.1994. № 238-239.

3. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) / Собрание законодательства Российской Федерации от 29.05.2000. № 22, ст. 2269.

4. Комиссии по наркотическим средствам (вспомогательный орган ЭКОСОС ООН). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. un.org/ru/ecosoc/index.shtml (дата обращения: 06.05.2014).

5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) / Российская газета от 25.12.1993. № 237.

6. Масленникова Н.В., Ковтун Е.Н., Хрипко-ва Л.Н. Влияние процедуры личного таможенного досмотра на психологию личности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 51(3). С. 34-46.

7. Международный комитет по контролю над наркотиками. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www .un.org/ru/development / surveys/docs/incb2010_supp.pdf (дата обращения: 16.05.2014).

8. ООО «ТКС.РУ» — все о таможне. Таможня для всех — российский таможенный портал. [Элек-

_References

1. Vsemirnoy organizatsii zdravooxraneniya (World Health Organization) Available at: http:// www.who.int/ru/ (accessed: 16 May 2014).

2. Grazhdansky kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) (The Civil Code of the Russian Federation (Part One)) ot 30.11.1994 № 51-fz (red. ot 05.05.2014) / Rossiyskaya gazeta (Russian newspaper) dated by 08.12.1994. № 238-239.

3. Edinaya konventsiya o narkoticheskih sred-stvah 1961 goda s popravkami, vnesennymi v nee v sootvetstvii s protokolom 1972 goda o popravkah k edinoy konventsii o narkoticheskih sredstvah 1961 goda (zaklyuchena v g. Nyu-Yorke 30.03.1961) (Integrated Convention on Narcotic Drugs of 1961 as amended, amended by the 1972 Protocol Amending of the Integrated Convention on Narcotic Drugs, 1961) / Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii (Collection of Laws of the Russian Federation) dated by 29.05.2000. № 22, art. 2269.

4. Komissii po narkoticheskim sredstvam (vspo-mogatelny organ EKOSOS OON) (Commission on Narcotic Drugs (subsidiary body of UN ECOSOC). Available at: http://www.un.org/ru/ecosoc/index. shtml (accessed: 06 May 2014).

5. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (Constitution of the Russian Federation) (prinyata na vsenarod-nom golosovanii 12.12.1993) / (Russian newspaper) Rossiyskaya gazeta ot 25.12.1993. № 237.

6. Maslennikova N.V., Kovtun E.N., Khripkova L.N. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elek-tronny nauchny zhurnal (Management of economic systems: electronic scientific journal), 2013. № 51(3). P. 34-46.

7. Mezhdunarodny komitet po kontrolyu nad narkotikami (International Narcotics Control Board). Available at: http://www.un.org/ru/development/ surveys/docs/incb2010_supp.pdf (accessed: 16 May 2014).

8. OOO «TKS.RU» — vse o tamozhne. Tamozh-nya dlya vseh — rossiysky tamozhenny portal. (OOO

тронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. tks.ru/crime/2007/07/09/10 (дата обращения: 22.05.2014).

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 (ред. от 23.08.2012) О формах таможенных документов / Таможенный вестник от августа 2010г., № 15.

10. Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010. №2. С. 13-16.

11. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17) / Собрание законодательства Российской Федерации от 13.12.2010. № 50 ст. 6615.

12. Трошкина Т.Н., Денисова А.Ю. Формы таможенного контроля в Таможенном союзе Ев-рАзЭС: взаимодействие наднационального и национального регулирования // Право и экономика. 2013. № 9. С. 53-59.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) / Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

14. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_conte nt&view=article&id=18634:2013-12-11-13-20-17&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 12.04.2014).

«TKS.RU» — all about customs. Customs for all — Russian customs portal). Available at: http://www.tks. ru/crime/2007/07/09/l0 (accessed: 22 May 2014).

9. Reshenie komissii tamozhennogo soyuza (Decision of the Commission of the Customs Union) ot 20.05.2010 № 260 (edit. dated by 23.08.2012) O formah tamozhennyh dokumentov (On the forms of customs documents) / Tamozhenny vestnik (Customs Bulletin) ot avgusta 2010 g. № 15.

10. Savosina N.G. Tamozhennoe delo (Customs business), 2010, № 2, P. 13-16.

11. Tamozhenny kodeks Tamozhennogo soyuza (Customs Code of the Customs Union) (prilozhenie k dogovoru o tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem mezhgosudarstvenno-go soveta Evraziyskogo ekonomicheskogo soobshhest-va ot 27.11.2009 № 17) / Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii (Collection of Laws of the Russian Federation) dated by 13.12.2010. № 50 art. 6615.

12. Troshkina T.N., Denisova A.Yu. Pravo i eko-nomika (Law and Economics), 2013, № 9, P. 53—59.

13. Ugolovny kodeks Rossiyskoy Federatsii (Criminal Code of the Russian Federation) ot 13.06.1996 № 63-fz (edit. by 05.05.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.06.2014) / Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii (Collection of Laws of the Russian Federation), 17.06.1996, № 25, art. 2954.

14. Federalnaya tamozhennaya sluzhba (Federal Customs Service). Available at: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_conte nt&view=article&id=18634:2013-12-11-13-20-17&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (accessed: 12 April 2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Григорян Т.В., ассистент, каф. «Административное право и таможенное дело», специалист по учебно-методической работе, Юридический факультет, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ

[email protected]

T. Grigoryan, assistant, Administrative Law and Customs Business Expert department, specialist on study and methodical work, Law faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia

Научные интересы: социальная философия, философия права, история философии, таможенное дело

Scientific interests: social philosophy, legal philosophy, philosophy history, customs right

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.