Раздел 3. Административная деликтология
СЕРГЕЕВ М.В., schokscha1@mail.ru Кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях; Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, просп. Комарова, 7
SERGEEV M.V.,
schokscha1@mail.ru
Chair of the activities
of the internal affairs bodies
under special conditions;
Omsk Academy of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
Komarova Ave. 7, Omsk, 644092,
Russian Federation
ДИЗЕР О.А.,
кандидат юридических наук, доцент,
dizer77@mail.ru Научно-исследовательский отдел;
Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, просп. Комарова, 7
DISER O.A.,
Candidate of Legal Sciences,
associate professor,
dizer77@mail.ru
Research Department;
Omsk Academy of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
Komarova Ave. 7, Omsk, 644092,
Russian Federation
ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОСМОТРОВЫХ И ОСМОТРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В ОТНОШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Аннотация. Сотрудники полиции применяют различные меры обеспечения личной и общественной безопасности, проведения режимных мероприятий, производства по делам об административных правонарушениях и преступлениях. Особого внимания и четкой правовой регламентации требуют меры, связанные с непосредственным ограничением прав и свобод граждан, такие как личный осмотр, досмотр пассажиров, наружный досмотр, личный досмотр. В статье дается краткая характеристика правовых норм, регламентирующих проведение сотрудниками полиции личного осмотра, досмотра пассажиров, наружного досмотра, досмотра в рамках контртеррористической операции, личного досмотра, личного обыска. Результаты проведенного анализа дали авторам основание подвергнуть критике действующее законодательство в связи с отсутствием какой-либо систематизации правовых норм, предусматривающих проведение сотрудниками полиции досмотровых и осмотровых мероприятий в отношении физических лиц, а также законодательно установленной процедуры их осуществления. Рассматриваются различные варианты решения выявленной проблемы, в том числе с помощью использования зарубежного опыта. Сформулированы авторские определения понятий «личный осмотр», «личный досмотр», «личный обыск», которые предлагается ввести в действующее законодательство.
Ключевые слова: полиция; личный осмотр; наружный досмотр; личный досмотр; личный обыск.
THE REGULATION OF INSPECTION AND EXAMINATION ACTIVITIES CARRIED OUT BY POLICE OFFICERS AGAINST INDIVIDUALS
Annotation. Police officers use various measures to ensure personal and public safety, conduct security activities, as well as administrative and criminal proceedings. The measures connected with the direct restriction of the rights and freedoms of citizens, such as personal inspection, passenger screening, external examination, personal search, require special attention and clear legal regulation. The article gives a brief description of the legal norms regulating the process of carrying out the personal inspection, passenger screening, external examination, examination within the framework of counter-terrorist operation, personal examination and personal search by police officers. The results of the conducted analysis allowed the authors to criticize the current legislation due to the absence of
any systematization of the legal rules providing for the inspection and examination activities carried out by police officers against individuals, as well as legally established procedure for their implementation. Various ways of the solution of the revealed problem are considered, including those that involve the use of foreign experience. The author's definitions of the concepts of "personal inspection", "personal examination", "personal search" are formulated and they are proposed to be introduced into the current legislation.
Keywords: police; personal inspection; external examination; personal examination; personal search.
Действующее законодательство наделяет сотрудников полиции полномочиями по применению различных мер обеспечения личной и общественной безопасности, проведения режимных мероприятий, производства по делам об административных правонарушениях и преступлениях (проверка документов, задержание и доставление граждан, личный и наружный досмотр, личный осмотр, изъятие вещей и документов, остановка, осмотр, досмотр и задержание транспортных средств, вхождение в жилище и др.).
Особое значение среди этих мер имеют осмотры и досмотры, проводимые в отношении физических лиц, поскольку они связаны с непосредственным ограничением прав и свобод граждан. Указанные меры затрагивают честь и достоинство человека, оказывают сильное психическое воздействие на личность, что обусловливает необходимость четкого правового регулирования оснований и порядка их применения.
В литературе отмечается необходимость четкой регламентации оснований и механизма применения подобных мер. Например, А.В. Мягков считает: «...правового акта, который устанавливал бы общеправовые принципы, возможные основания, порядок, правила проведения досмотра, к сожалению, не существует» [1].
В действующем законодательстве какая-либо систематизация правовых норм, предусматривающих проведение досмотровых и осмотровых мероприятий сотрудниками полиции, отсутствует. Проблемой является и отсутствие установленной процедуры их проведения, поскольку в ряде случаев закрепляется лишь право должностных лиц органов внутренних дел (полиции) на их осуществление.
Кроме того, в Российской Федерации отсутствуют развернутые официально закрепленные определения понятий «личный досмотр», «личный осмотр», «наруж-
ный досмотр», «личный обыск», что, несомненно, является пробелом.
В связи с изложенным представляется актуальным рассмотрение административно-правовых мер, применяемых сотрудниками полиции и связанных с проведением осмотровых, досмотровых мероприятий в отношении физических лиц.
В настоящее время законодатель наделяет сотрудников полиции правом проведения следующих видов осмотра, досмотра и обыска в отношении граждан:
1) личный досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
2) личный осмотр граждан как мера обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при проведении массовых мероприятий;
3) досмотр пассажиров как мера обеспечения безопасности при осуществлении перевозок;
4) досмотр физических лиц как мера обеспечения общественной безопасности при введении режима контртеррористической операции;
5) наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудника полиции;
6) личный обыск как мера обеспечения режима содержания в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; мера обеспечения обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела.
Кратко охарактеризуем каждую из перечисленных мер.
Личный досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях проводится на основании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отдельные положения содержит Федеральный закон от 7 февраля
2011 г. N З-ФЗ «О полиции»* (далее - ФЗ «О полиции»).
В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, определяется как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
А.А. Богомолова понимает личный досмотр как принудительную меру, применяемую к гражданину (лицу без гражданства) должностным лицом органа внутренних дел (иного правомочного органа) одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых того же пола, в отдельном помещении, в отсутствие посторонних лиц, которая заключается в обследовании одежды, находящейся на досматриваемом лице, тела досматриваемого лица, а также в обследовании его одежды отдельно без нарушения ее конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения [2, с. 78].
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»** личный досмотр также может проводиться в отношении лиц, подвергнутых административному аресту, как мера обеспечения режима содержания. В Правилах внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста***, регламентирующих процедурные вопросы проведения такого досмотра, определено лишь требование о том, что его участники должны быть одного пола.
* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N З-ФЗ: ред. от 7 марта 2018 г. // Рос. газ. 2011. 10 февр.; 2018. 12 марта.
** О порядке отбывания административного ареста: федер. закон от 26 апр. 2013 г. N 67-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. // Рос. газ. 2013. 30 апр.; 2016. 8 июля.
*** Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста: приказ МВД России от 10 февр. 2014 г. N 83: ред. от 30 авг. 2017 г. // Рос. газ. 2014. 4 июля; 11К1_: http://www.pravo.gov.ru
Б.В. Россинский отмечает, что наряду с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении различаются и меры предупреждения как разновидность мер административного принуждения. При этом меры предупреждения применяются вне зависимости от совершения лицом административного правонарушения, в целях обеспечения безопасности [3].
Среди мер предупреждения выделяется личный осмотр граждан как мера обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при проведении массовых мероприятий. На основании п. 18 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции предоставлено право осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру - не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места. В отличие от личного досмотра, проводимого принудительно, указанная мера добровольна, т.е. гражданин может не подвергать себя этой процедуре, тем самым лишая себя права на участие в массовом мероприятии. Порядок производства личного осмотра граждан в нормах права не определен. На практике он включает в себя визуальный осмотр и бесконтактное обследование с помощью специальных приборов (металлоискатели, рамки-металло-детекторы, рентгено-досмотровые приборы, газоанализаторы и т.д.).
В целях обеспечения безопасности при осуществлении перевозок осуществляется досмотр пассажиров.
На основании ст. 85 Воздушного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, на-
ходящиеся при пассажирах, а также груз и почта. Данные досмотры проводятся уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Положения Воздушного кодекса Российской Федерации дополняет п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», закрепляющий полномочия полиции принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.
Предполетный досмотр пассажиров является добровольным, при отказе пассажира от досмотра договор перевозки считается расторгнутым в одностороннем порядке. Процедура производства досмотра пассажиров определена Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров*.
Порядок проведения схож с личным осмотром граждан при проведении массовых мероприятий, однако к визуальному осмотру и бесконтактному обследованию с помощью специальных приборов добавляется контактное обследование одежды и ручной клади.
Отдельного внимания требуют положения п. 12 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму»**, который определил, что при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории может проводиться досмотр физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств.
* Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров: приказ Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104: ред. от 30 марта 2018 г. // Рос. газ. 2007. 17 авг.; URL: http://www.pravo.gov.ru
** О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ: ред. от 18 апр. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146; URL: http://www. pravo.gov.ru
В данном случае законодателем до настоящего времени также не уделено достаточное внимание процедурным вопросам. Однако из целей контртеррористической операции и опыта ее проведения можно сделать вывод о том, что данная мера проводится принудительно, отказаться от ее проведения гражданин не может. На практике порядок проведения включает в себя визуальный осмотр одежды и тела, обследование с помощью специальных приборов, контактное обследование одежды и ручной клади.
От перечисленных выше видов досмотра и осмотра следует отграничивать наружный досмотр, являющийся мерой, обеспечивающей личную безопасность сотрудников полиции, и осуществляющийся путем прощупывания одежды задержанного лица с наружной стороны в местах наиболее вероятного сокрытия оружия и предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия [4, с. 411]. Он проводится на основании п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции***.
Целью наружного досмотра является обнаружение оружия и других предметов, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения или побега. Наружный досмотр проводят сотрудники полиции в отношении лиц, задержанных за совершение преступления.
Процедура проведения наружного досмотра отчасти отражена в Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 1 июля 2017 г. N 450****. Базовые тактические особенности проведения наружного досмотра включают в себя досмотр задержанных в положении стоя у стены, под воздействием загиба руки за спину, с использованием наручников, под угрозой применения оружия (специального сред-
*** Устав патрульно-постовой службы полиции: утв. приказом МВД России от 29 янв. 2008 г. N 80: ред. от 12 февр. 2015 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27; 2015. N 30.
**** Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: утв. приказом МВД России от 1 июля 2017 г. N 450. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ства) в различных положениях, а также в составе группы [5].
Однако возникает вопрос о возможности применения к перечисленным выше досмотрам и осмотрам, как к разновидности административного принуждения, по аналогии закона, а именно положения ст. 27.7 КоАП РФ и, соответственно, о необходимости наличия понятых. В случае их отсутствия закономерен вопрос о значении результатов досмотра или осмотра для привлечения виновных лиц к юридической ответственности.
Достаточно дискуссионным, на наш взгляд, является вывод отдельных исследователей о том, что при проведении наружного досмотра присутствие понятых не требуется [5].
Отчасти ответ на данный вопрос содержится в решении Конституционного Суда Российской Федерации, который, комментируя положения п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах», устанавливающие право судебного пристава осуществлять досмотр вещей лиц, находящихся в зданиях (помещениях) судов, указал, что данные меры носят предупредительный характер и не связаны с привлечением к публичной ответственности лиц, в отношении которых они применяются*, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Кроме того, очевидно, что схожие по содержанию и назначению действия в одном случае законодатель определяет как личный осмотр, в другом - досмотр, допуская явное смешение понятий.
Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова досмотр определяется как проверочный осмотр; личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица; а обыск - официальный осмотр ко-
* Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона «О судебных приставах»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 780-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
го-чего-нибудь с целью найти укрываемое недозволенное [6, с. 152, 281, 377].
М.Ю. Тихомиров понимает досмотр как проверку ручной клади, личный досмотр - как исключительную форму таможенного контроля [7, с. 152, 296, 229, 283]. Осмотр, как и обыск, рассматриваются им исключительно как следственные действия, проводимые в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.
На наш взгляд, спорным является решение рассматриваемой понятийной осмотрово-досмотровой дилеммы, предложенное в Наставлении по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны, утвержденном приказом МВД России от 21 сентября 2015 г. N 900**, в котором в качестве полномочия сотрудника строевого подразделения вневедомственной охраны указано, что при несении службы необходимо требовать от граждан соблюдения пропускного режима на охраняемых объектах, осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов.
Заслуживающими внимания и рассмотрения являются положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза *** (далее - ТК ЕАЭС), в которых данная понятийная дилемма решена посредством включения в текст закона официальных дефиниций таможенного осмотра, таможенного досмотра, личного таможенного досмотра.
В соответствии со ст. 327 ТК ЕАЭС таможенный осмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе
** Наставление по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны: утв. приказом МВД России от 21 сент. 2015 г. N 900. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»,
*** Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апр. 2017 г.) // Евразийский экономический союз: официальный сайт: URL: http://www.eaeunion.org/12.04.2017; URL: http://www.pravo.gov.ru
транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий.
Таможенный досмотр (ст. 328 ТК ЕАЭС) - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Личный таможенный досмотр (ст. 329 ТК ЕАЭС) - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении досмотра физических лиц. Личный таможенный досмотр может проводиться только в отношении физических лиц, следующих через таможенную границу Союза и находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, при наличии достаточных оснований полагать, что такие лица скрывают при себе и добровольно не выдают товары, перемещаемые через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов.
Схожей по направлению (поиск запрещенных предметов), но отличной по назначению является процедура личного обыска. Данная процедура проводится в целях:
а) обеспечения режима содержания в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел на основании Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых
и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950*, и в следственных изоляторах на основании Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189**;
б) обнаружения и изъятия предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела, на основании ст. 184 УПК РФ.
Необходимо отметить, что в случае личного обыска в изоляторе временного содержания органов внутренних дел и следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы процедура представлена достаточно подробно: тщательно осматривается тело обыскиваемого, его одежда, обувь, а также протезы. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться, обнажить соответствующие участки тела. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются совместно с медицинским работником. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки.
Личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками одного с ними пола. При полном обыске не должны присутствовать лица противоположного пола, за исключением медицинских работников в необходимых случаях.
На основании изложенного можно предположить, что рассмотренные личный осмотр, личный досмотр, личный обыск следует отличать прежде всего по способу поисковых действий сотрудника правоохранительного органа:
* Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: приказ МВД России от 22 нояб. 2005 г. N 950 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 5.
** Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 14 окт. 2005 г. N 189 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 46.
- при осмотре - внешний, визуальный, бесконтактный, с помощью специальных приборов;
- при досмотре - к осмотровым способам добавляются активные контактные действия путем прощупывания, открывания, извлечения и т.д.;
- при обыске - активный, контактный, с участием специалиста и применением специальных приборов, в необходимых случаях с нарушением конструктивной целостности.
В зарубежном законодательстве следует выделить положения Закона об охране общественной безопасности и порядка Земли Гамбург Федеративной Республики Германия*, регламентирующие проведение рассматриваемых мероприятий. Так, в § 15 «Обыск и обследование лиц» указанного закона определено, что лицо может подвергаться обыску, если: 1. Оно может быть задержано в соответствии с настоящим Законом или иными правовыми актами; 2. Есть достаточные основания полагать, что лицо имеет вещи, которые могут быть изъяты; 3. Лицо находится в состоянии, заведомо исключающем свободное волеизъявление, или в ином беспомощном положении.
В соответствии с ч. 2 § 15 «Обыск и обследование лиц» лицо, личность которого должна быть установлена в соответствии с Законом об охране общественной безопасности и порядка Земли Гамбург ФРГ или иными правовыми актами ФРГ, либо которое необходимо остановить в общественном месте, может быть досмотрено на наличие оружия, других опасных предметов и взрывчатых веществ, если в данных обстоятельствах требуется защита сотрудников или третьих лиц от угрозы жизни или здоровью.
Нормы распространяются и на ситуации, когда к лицу в соответствии с иными нормативными актами должна быть применена мера доставления в другое место. Данное положение имеет некоторое сходство с наружным досмотром в российском законодательстве.
* Закон об охране общественной безопасности и порядка Земли Гамбург ФРГ // Юридический портал земли Гамбург, юстиция, право земли. URL: http://www.landesrecht-hamburg. de/jportal/portal/page/
Согласно этой же статье лица должны обыскиваться только лицами одного пола с ними или врачами; это не применяется, если требуется немедленный обыск для предотвращения угрозы жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство Земли Гамбург ФРГ объединяет основания проведения личного осмотра, наружного досмотра, личного досмотра и унифицирует порядок осуществления данных мер. Физическое обследование лица в Законе об охране общественной безопасности и порядка Земли Гамбург ФРГ рассматривается исключительно как мера медицинского характера, направленная на предотвращение угрозы жизни или здоровью.
На основании изложенного следует сделать выводы:
1. Действующее российское законодательство содержит нормы, наделяющие сотрудников полиции правом на применение различных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, мер обеспечения личной и общественной безопасности, мер обеспечения режима содержания в изоляторах временного содержания, мер получения доказательств по уголовному делу: личный осмотр, досмотр пассажиров, досмотр граждан, наружный досмотр, личный досмотр и личный обыск. При этом единая понятийная система отсутствует, процедура проведения определена только в отношении личного досмотра, досмотра пассажиров и личного обыска как меры обеспечения режима содержания.
2. Личный осмотр - это добровольный, осуществляемый уполномоченными лицами внешний, визуальный или с помощью специальных приборов поиск предметов, которые могут угрожать общественной безопасности (объединяет действующие понятия «личный осмотр», «досмотр пассажиров»).
3. Личный досмотр - это принудительный, осуществляемый уполномоченными лицами внешний, активный, контактный или с помощью специальных приборов поиск предметов, которые могут угрожать личной или общественной безопасности, могут быть предметом или орудием преступления, административного правонарушения, производимый без
нарушения конструктивной целостности (объединяет действующие понятия «наружный досмотр», «досмотр граждан» и «личный досмотр»).
4. Личный обыск - это принудительный, осуществляемый уполномоченными лицами активный, контактный, в необходимых случаях с нарушением конструктивной целостности, с помощью специальных приборов поиск: запрещенных предметов, обеспечивающий режим содержания в изоляторах временного содержания или следственных изоляторах; предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела.
На наш взгляд, законодательное закрепление предлагаемого понятийного аппарата позволит избежать проблем в применении положений нормативных правовых актов сотрудниками полиции, осуществляющими осмотровые, досмотровые, обысковые мероприятия, а также в понимании соответствующих правовых норм гражданами, в отношении которых эти меры применяются, что будет способствовать укреплению единой правоприменительной практики в области охраны общественного порядка и безопасности, повышению авторитета сотрудников правоохранительных органов.
Список литературы
1. Мягков А.В. Досмотр как мера административного принуждения, применяемая милицией: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2004. 23 с.
2. Богомолова А.А. Таможенное право: конспект лекций. М., 2010. 169 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24-32. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. («Редакция "Российской газеты", 2015). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20 янв. 2018 г).
4. Белов С.В., Водяная М.Ю. Наружный досмотр как мера личной безопасности сотрудника полиции // Актуальные проблемы административной деятельности полиции: сб. материалов по итогам всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015. С. 410-416.
5. Безгачев Ф.В., Крупин В.А. Актуальные проблемы проведения личного и наружного досмотра сотрудниками органов внутренних дел // Novaum. 2017. N 10. URL: http://novaum.ru/public/p390 (дата обращения: 25 янв. 2018 г.).
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1985. 797 с.
7. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юрин-формцентр, 1997. 525 с.
References
1. Myagkov A.V. Dosmotr kak mera administrativnogo prinuzhdeniya, primenyaemaya militsiey. Avtoref. Kand. Diss. [Inspection as a measure of administrative coercion, applied by the police. Autoabstract Cand. Diss.]. Omsk, 2004. 23 p.
2. Bogomolova A.A. Tamozhennoe pravo [Customs Law: a summary of lectures]. Moscow, 2010. 169 p.
3. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh. Glavy 24-32. Postateynyy nauchno-prakticheskiy kommentariy [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. Chapters 24-32. Scientific and practical commentary]. Available at: http://www.consultant.ru/ (Accessed January 20, 2018).
4. Belov S.V., Vodyanaya M.Yu. Naruzhnyy dosmotr kak mera lichnoy bezopasnosti sotrudnika politsii [External inspection as a measure of the personal safety of a police officer]. Aktual'nye problemy administrativnoy deyatel'nosti politsii [Actual problems of administrative police]. Krasnodar, 2015. Pp. 410-416.
5. Bezgachev F.V., Krupin V.A. Aktual'nye problemy provedeniya lichnogo i naruzhnogo dosmotra sotrudnikami organov vnutrennikh del [Actual problems of conducting personal and external searches by employees of law enforcement agencies]. Novaum - Novaum, 2017, no. 10. Available at: http://novaum.ru/public/p390 (Accessed January 25, 2018).
6. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: ok. 57 000 slov [Dictionary of the Russian language: about 57 000 words]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1985. 797 p.
7. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya [The legal encyclopedia]. Moscow, Yurinformtsentr Publ., 1997. 525 p.