Часто применяемый педагогический прием - возбудить у воспитуемого чувство стыда, вины за какой-либо проступок, скорее всего, окажется малоэффективным у школьников с синдромом ММД в силу уже известных нам причин - несостоятельности восприятия ряда отрицательных эмоций. Вместе с тем такую базовую дискретную эмоцию, как страдание, лица с ММД дифференцируют достаточно хорошо. Эту особенность стоит «принять на вооружение» педагогу, в нужный момент следует лишь направить ситуацию, активизирующую эту эмоцию, в должное русло, преобразовав страдание в со-страдание, эмпатию.
Принимая во внимание тесную семантическую связь гностической и праксической потребностей при ММД, логично предположить, что данные субъекты способны достаточно эффективно приобретать знания посредством овладения определенными мануальными навыками. В народе про таких говорят: «Их руки учат». Процесс приобретения знаний через праксические навыки может стать еще более эффективным, если ему придать соответствующую позитивную эмоциональную окраску. Опыт работы с детьми с синдромом ММД, многочисленные примеры из жизни и собственной педагогической практики подтверждают «жизнеспособность» такого подхода.
Литература
1. Барашнев Ю.И., Бубнова Н.И., Сорокина З.Х. и др. Перинатальная патология головного мозга: предел безопасности, ближайший и отдаленный прогноз.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 1998, № 4.
2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности.//Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000, № 3.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: Питер. -2005.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер. -2001.
5. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983.
6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988.
7. Петренко В.Ф. Построение семантических пространств как метод и форма модельного представления.// Психология, 1998, № 3.
8. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: 2002-2005.
9. Потапкин А.А. Ситуационно-операциональная решетка как метод профессиональной психодиагностики.// Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004.
10. Тарасова Г.Д. Состояние слуха у детей с нейроп-сихологическими особенностями.//Вестник оториноларингологии, 2000, № 5.
11. Уткин И.В., Линьков В.В., Уткина М.Н. Экспериментально-психосемантическое исследование эмоциональной сферы у старших школьников с синдромом минимальной мозговой дисфункции.// Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005, № 5.
12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1990. - Т. 5.
13. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных.//Вопросы психологии, 1982, № 5.
14. Ясюкова Л.А., Муляр О.И. Минимальные мозговые дисфункции - кризис начальной школы.// Психологическая газета, 1997, № 4.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Н.В. Андреева,
аспирант кафедры методики обучения биологии
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки в образовательный процесс является неотъемлемой частью модернизации российского образования. Общество и государство на современной стадии развития требуют значительных изменений и обновлений в системе образования. Необходимость перехода к профильному обучению обоснована в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" [4]. В соответствии с целями общего образования выявляется важность подготовки человека к жизни в быстро меняющихся условиях, готового к ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в профессиональной сфере, социальной жизни и в быту.
В целях ориентации учащихся на выбор профиля обучения при переходе в старшую школу либо в среднее профессиональное учебное заведение вводится предпро-фильная подготовка в 9-х классах. Она особенно важна
и экологии РГПУ им. А.И. Герцена
для осознания и решения проблемы самоопределения и выбора профессии. Выбор учащимися профессии и трудового жизненного пути должен быть максимально осмыслен и осознан. В системе образования необходимо создать условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов, связанных с профессиональной деятельностью.
В реализации предпрофильной подготовки важное значение имеет готовность самих учителей к введению предпрофильной подготовки в образовательный процесс. С целью выяснения отношения учителей школ г. Санкт-Петербурга к введению предпрофильной подготовки на современном этапе нами была разработана анкета, включающая вопросы, ориентированные: на развитие отношения учителей к задачам предпрофильной подготовки; на содержание, которое вкладывают учителя в работу в процессе обучения биологии учащихся 9-х классов; на конкретную практику учителей по предпрофильной подготовке.
Анкетирование проводилось среди учителей биологии школ г. Санкт-Петербурга. Было обработано и проанализировано 102 анкеты учителей из разных школ города. Результаты анализа ответов показали, что абсолютно все учителя, участвовавшие в анкетировании, считают, что предпрофильная подготовка необходима. 83% считают, что она необходима для развития интереса к предмету биологии, 81% - для выбора учащимися профиля обучения в старших классах. 72,5% отмечали, что цель пред-профильной подготовки - повышение уровня мотивации к учебной деятельности. Важность предпрофильной подготовки в развитии способности к самоопределению и умения делать выбор своего будущего образования отметили 70% учителей, в повышении уровня успеваемости по предмету биологии в 9-м классе - 63%. Учителями отмечается также, что повышение уровня успеваемости происходит только у учащихся, имеющих интерес к предмету, или же в том случае, если присутствует элемент осознавания необходимости данных знаний для дальнейшего образовательного пути. Такие цели пред-профильной подготовки, как повышение уровня адаптации учащегося при переходе в старшую школу и понимание роли прикладных разделов биологии, назвали важными соответственно 58% и 59% учителей. В то же время 14% учителей считают, что предпрофильная подготовка не оказывает влияния на повышение уровня адаптации учащегося к старшей школе, поскольку ученик способен легко адаптироваться при наличии у него интереса к предмету.
Таким образом, учителя считают, что предпрофильная подготовка необходима. Однако конкретной практической деятельности недостаточно, что связано с недостатком методических пособий для учителей по данной проблеме. Необходимо усиление внимания к предпрофильной подготовке. Наша работа была направлена на выявление эффективной деятельности учителя и учащихся на уроках. С целью ориентации учащихся на выбор профиля обучения в старших классах нами был выделен ряд методических условий, на наш взгляд, положительно влияющих на процесс развития мотивации к профильному обучению биологии у учащихся 9-х классов:
- обучение в основной школе строится на основе компетентностного подхода [3]. К окончанию 9-го класса формируются ключевые компетентности на том уровне, который позволит учащемуся социально адаптироваться и выбрать дальнейший путь (продолжение образования в школе, учреждении среднего профессионального образования или трудоустройство);
- необходимо включение во все учебные темы курса биологии 9-го класса материалов, развивающих интерес учащихся, и материалов о профессиях, направленных на формирование личностно значимых мотивов на выбор профиля обучения в старших классах. Эти материалы могут включать интересные статистические данные, примеры и факты, вскрывающие сущность биологического профиля. При этом важно акцентировать внимание учащихся на ценности выбора образовательного пути;
- включение в образовательный процесс психолого-педагогического сопровождения учащихся, проведение психологических методик с целью определения преобладающих мотивов в учебной деятельности, выявления ин-
тересов, способностей и направленности личности школьника.
Выпускнику школы важно привить осознание того, что стать успешным человеком в современном обществе сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным. Надо попытаться вызвать у школьников стремление к реализации своих способностей, своего личностного потенциала.
Конкретные методики, используемые в нашем исследовании, позволяют выявить особенности учебной мотивации личности (преобладающие мотивы в учебной деятельности у каждого ученика), склонности и возможности для самореализации в выбранной области, профессиональную мотивацию.
В нашем исследовании использовались следующие методики [2]: методика Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний», методика Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на оценку», методика А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», методика А.В. Голомштока «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации», методика «Дифференциально-диагностический опросник», разработанная Е. А. Климовым и др.;
- непрерывный, поэтапный и последовательный характер развития мотивов к выбору биологического профиля обучения и включения специального содержания в процессе обучения учащихся 9-х классов, способствующий в целом развитию мотивации к профильному обучению в старших классах. Причем включение дополнительных материалов в учебное содержание курса биологии 9-го класса необходимо осуществлять в единстве с его основным биологическим содержанием;
- обязательное включение в образовательный процесс курсов по выбору. Нами в процессе исследования предлагались два курса по выбору для учащихся 9-го класса: «В мире биолого-экологических профессий» и «Экология и ОБЖ». Целями элективных курсов является расширение кругозора учащихся, поддержание и развитие интереса к вопросам биологии и экологии, развитие мотивации к профильному обучению биологии в рамках предпрофильной подготовки и подготовка к осознанному выбору естественнонаучного профиля в качестве профиля дальнейшего обучения;
- использование таких форм обучения, как экскурсия. В рамках педагогического эксперимента нашего исследования мы предлагаем образовательную экскурсию в Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. С помощью экскурсии учащиеся получают необходимую информацию о возможностях продолжения образования, предшествующую совершению ответственного выбора, знакомятся с учреждением профессионального образования, с разнообразием специальностей и направлений обучения, узнают о состоянии и прогнозах развития рынка труда в нашем регионе. В результате они располагают необходимыми информационными ресурсами для планирования своего образовательного пути и учатся эффективно работать с этими ресурсами.
Экскурсии в этом случае могут способствовать осознанному выбору учащимися «своего» профиля. Важно показать, как человек, осваивая ту или иную область знаний, совершенствуется и становится профессионалом своего дела. Знакомясь с разнообразием направлений обучения и специальностей, учащиеся проявляют большую заинтересованность к одним и меньшую к другим. Развивается интерес к «близким» для учащегося специальностям и направлениям, а это, в свою очередь, способствует развитию мотивации к профильному обучению.
Причем при проведении экскурсий учитывается то, что на формирование положительной устойчивой мотивации большое влияние могут оказать такие факторы, как содержание материала, организация деятельности, коллективные формы работы и стиль педагогической деятельности экскурсовода. Для экскурсии со школьниками отбирается содержательный и иллюстративно богатый материал, содержащий интересную и ценную для самих учащихся информацию. Материал подается в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, заинтересовать, побудить к возникновению вопросов.
Таким образом, мы считаем, что Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена имеет важное значение в развитии
мотивации к профильному обучению и является одним из средств предпрофильной ориентации учащихся школ нашего города. 88% учащихся после экскурсии отмечают, что у них появились сведения, позволяющие рассматривать вариант поступления в РГПУ им. А.И. Герцена как один из возможных. Это говорит об эффективности экскурсии как средства профильной ориентации учащихся.
Об эффективности образовательных экскурсий мы можем судить также по положительным отзывам и оценкам учителей, сопровождающих учащихся на экскурсии.
Выявление представленных нами условий позволило определить возможные особенности реализации предпро-фильной подготовки по биологии в современной школе.
Литература
1. Занюк С.С. Психология мотивации. - Киев.: Эль-га-Н, Ника-Центр, 2001.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Н.А. Батчаева,
преподаватель МГИМ имени А.Шнитке
Теоретических и экспериментальных исследований, посвященных изучению особенностей профессионального труда преподавателя музыки, не так уже и много. В одних случаях они носят биографический характер из жизни выдающихся музыкантов, в других - узкий, методический. Педагогическая работа учителя музыкальной школы имеет ярко выраженную специфику. Она обусловлена самой музыкой как видом искусства, а также особенностями процесса передачи и усвоения музыкального опыта как в плане содержания музыкального образования, так и в плане овладения комплексом специальных умений и навыков (исполнительских, слуховых, аналитических).
Преподавателю детской музыкальной школы принадлежит решающая роль в реализации сложных музыкально-педагогических задач. Во-первых, специфической функцией педагога музыкальной школы как учебно-воспитательного учреждения является умение воспитывать у подрастающего поколения лучшие эстетические чувства, нравственные идеалы, музыкальный вкус и потребность исполнения высокохудожественных произведений. Во-вторых, преподаватель музыки организует учебный и воспитательный процесс, поэтому он должен владеть искусством воздействия на детей личным примером, быть для него авторитетом. При этом помнить, что «авторитет педагога, конечно, необходим, но поддерживается он отнюдь не высокомерием. Подлинно большой человек умеет устанавливать простые и благородные от-
ношения с людьми иного масштаба, в том числе и с учениками» (М.Э. Фейгин). В-третьих, специфика музыкальных школ связана с взаимодействием педагога с большим количеством разных по возрасту и характеру детей, что предопределяет высокие требования к его коммуникативным умениям. Преподаватель музыки должен быть общительный, тактичен, уметь устанавливать деловые и эмоциональные контакты, гибкий в отношениях с людьми, владеть техникой психолого-педагогического наблюдения, воображения и моделирования учебного процесса и т.п. В-четвертых, специфика музыкального искусства требует от педагога высокого уровня готовности организовывать учебно-воспитательный процесс с учеником так, чтобы развивать у него не только строгие нормативные навыки музыкального исполнения, но и творческие, индивидуальные, неповторимые, уникальные. Наряду с этим высокая напряженность музыкально-исполнительской деятельности, существующая в музыкальных школах, интенсивный рост требований к музыкально-техническому и художественному уровню требуют от педагога высокой степени самообладания и быстрой ориентации. И при всех указанных трудностях от преподавателя музыки окружающие всегда ожидают эстетическую выразительность, гармонию внешнего и внутреннего состояния, интеллигентность.
Педагогический опыт, приобретенный студентом-музыкантом в стенах вуза и музыкального колледжа, будет способствовать реализации его как специалиста в лю-