центном соотношении от 28% до 17%; креативность, по-прежнему, занимает последнее место.
Итак, что касается терминальных ценностей по двум курсам, то они практически не отличаются по значимости для студентов обоих курсов.
Таким образом, сложность решения проблемы ценностной составляющей в подготовке будущего медицинского специалиста следует рассматривать
УДК 378.147:5 ББК Ч 486.44
Е.А. Игумнова, М.С. Пушкарёва
формирование у бакалавра естественнонаучного образования компетенций по проектированию предпрофильного обучения в школе
В статье раскрывается вопрос о подготовке студентов бакалавриата естественнонаучного образования к организации предпрофильного обучения в школе. В предлагаемом элективном курсе «Пред-профильная подготовка по естественнонаучному направлению» особое место
в различных аспектах, в частности, в философско-педагогическом. При этом качественные результаты возможны при систематической и целенаправленной работе в духовно-нравственном воспитании молодых специалистов. В дополнение необходимы элективные курсы для студентов, ориентированные на ценностное отношению к жизни, культурному наследию человечества, специфику своей будущей профессии.
занимает овладение студентами технологией проектирования школьных курсов предпрофильной подготовки.
Ключевые слова: бакалавр, естественнонаучное образование, компетенции по проектированию образовательного процесса, предпрофильное обучение в школе.
E. A. Igumnova, M.C. Pushkareva
Forming the competence of preprofile school educational projection in barchelors' of natural Sciences education
In this article the question of Barchelors of Natural Sciences education preparing for
Список литературы
1. Антология гуманистической педагогики. Сухомлинский В.А. / состав. авт. Г.Д. Глейзер, А.Ф.Иванов. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997. - 224 с.
2. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. -Вильнюс, 1971. - 347 с.
3. Бондаревская, Е.В. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: коллект. монография в 2-х книгах. - Кн.1. - 2001. - 336 с.
4. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. - М.: Политиздат, 1991. -368 с.
5. Маслоу, А. Мотив и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.
6. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. - М.: Изд. ЭКСМО-пресс Харьков, изд.Фолио, 1998. - 1056с.
7. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии.- Волгоград: Перемена, 2000. - 147 с.
8. Тугаринов, В.П. Личность и общество.- М.: Мысль, 1965. - 191 с.
9. Тугаринов, В.П. Теория ценностей. - Л.: Изд. Ленин.универст., 1968. - 124 с.
10. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. - М.: Пед. общество России, 2000. - 128 с.
preprofile school educational organizing is revealed. In the suggested elective course "Preprofile school preparing in Natural Sciences" students' mastering of competence of school courses of preprofile educational projection technology has special place.
Key words: Barchelor, Natural Sciences education, competence of school educational projection, preprofile school educational.
В общеобразовательной школе к 2010 году постепенно завершается организационный переход на принципы профильного обучения, определённые в концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [2]. В проекте «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» особо подчёркивается, что старшим школьникам должна быть предоставлена помощь в их профессиональном самоопределении. Проектирование новой школы задаёт новый уровень требований к учителю: «Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [3]. Для повышения профессионализма учителя предполагается обновление системы подготовки педагогических кадров в вузах и послевузовском образовании.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 540100.62 Естественнонаучное образование (2005) нормативно закрепляет требования к выпускнику, получившему степень бакалавра естественнонаучного образования, сформулированные в качестве готовности решать образовательные и ис-
следовательские задачи в рамках основной общеобразовательной школы [1]. В проекте федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования (2008 г.) в качестве одной из задач профессиональной деятельности бакалавров определено проектирование, организация, реализация и оценка результатов процесса обучения и воспитания в сфере естественнонаучного образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям подростков и отражающих специфику предметной области [4]. Успешность студента как будущего педагога во многом зависит от его активности как субъекта образовательного процесса, который способен ориентироваться в современных образовательных тенденциях, прогнозировать их развитие, проектировать образовательную среду и создавать условия для реализации её на практике.
Подготовка бакалавра естественнонаучного образования к организации предпрофильного обучения в школе требует овладение им фундаментальными знаниями по базовым и психолого-педагогическим дисциплинам, умениями и навыками в процессе учебно-исследовательской и педагогической практики, его исследовательской деятельности, а также специальной подготовкой по заявленному направлению в рамках элективных курсов. Вариативность образования в рамках регионального компонента вуза и индивидуальной образовательной программы студента содействует обеспечению образовательных запросов студентов.
Нами на базе естественно-географического факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) в рамках регионального компонента для студентов бакалавриата разработан и реализуется элек-
тивный курс «Предпрофильная подготовка по естественнонаучному направлению».
Целью курса является содействие формированию у студентов общепрофессиональной компетентности, способствующей осмыслению изменений в российской системе образования, связанных с процессом профилизации современной школы, и овладению студентами умениями проектирования современного образовательного процесса.
Задачи курса:
- помочь формированию у студентов целостного педагогического знания о предпрофильной подготовке и профильном обучении в современной школе;
- содействовать формированию у студентов умения проектировать образовательный процесс в целях организации предпрофильной подготовки;
- ознакомить студентов с опытом работы школ региона в сфере предпро-фильной подготовки;
- содействовать личностно-
профессиональному росту будущего педагога.
Основные идеи курса:
- идея расширения личного опыта студентов в процессе осмысления и проектирования предпрофильной подготовки на основной ступени общеобразовательной школы;
- идея диалогизации общения студентов и преподавателя и совместного поиска решений педагогических ситуаций;
- идея предоставления выбора студенту в определении формы самостоятельной работы;
- идея учёта региональной образовательной практики в анализе современных тенденций модернизации школы.
Отбор содержания курса основан на компетентностном подходе, при котором содержание и формы его реализации подчинены формированию у сту-
дентов компетенций. В данном курсе на особо место выходит формирование у студентов компетенций по проектированию образовательного процесса в школе - предпрофильной подготовки и профориентационной работы.
Студент бакалавриата в условиях профилизации старшей ступени образования при подготовке к работе в основной школе должен знать нормативное обеспечение профильного обучения, требования по конкретной учебной дисциплине на основной ступени, а также базовом и профильном уровнях старшей ступени школы, чтобы содействовать вертикальной интеграции в рамках «своего» учебного предмета. Актуальным является овладение студентами умениями по проектированию содержания предпрофильной подготовки естественнонаучного направления и подбором современных образовательных технологий для её осуществления; технологией сетевого взаимодействия по её организации на уровне школы, ресурсных центров города или другом населённом пункте; организацией информационного обеспечения; современными средствами оценивания и ролью портфолио. Одним из направлений работы учителя биологии является его взаимодействие со школьным психологом и с родителями: выступление на родительских собраниях с разъяснением специфики профилизации, консультирование родителей по вопросам организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Программа курса включает лекционные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов с нормативными документами, психологопедагогической, методической и биологической литературой, электронными ресурсами.
Особое место в реализации курса занимает овладение студентами технологией проектирования школьных курсов предпрофильной подготовки.
Студенты конструируют курс по выбору для системы предпрофильной подготовки. Проектирование начинается со знакомства с требованиями, предъявляемыми к элективным курсам и их видами, принципами проектирования. Так как для элективных курсов не существует образовательных стандартов, то вариативность во многом определяется социоприродным окружением школы, образовательными запросами учащихся и профессиональной компетентностью и увлечённостью учителя. По мнению большинства авторов, курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на три основных вида: предметные, межпредметные и ориентационные курсы.
Студенты осознают, что наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. С различными курсами предпрофильной подготовки и профильного обучения студенты знакомятся на сайтах школ Российской Федерации.
Студентами для обеспечения пред-профильной подготовки учащихся были спроектированы различные курсы по выбору для 8 и 9 классов, например: «Экспериментальная биология», «Актуальные проблемы биологии и медицины»; «Культура здоровья», «Рациональное питание», «Экологические проблемы нашего населённого пункта», «Социобиология», «Генетика поведения», «Движение - основа жизни», «Резервы человеческой психики», «Медицина будущего», «Ландшафтный дизайн» и др.
Учитывая вариативный характер, краткосрочность, чередующийся характер и свободный режим проведения курсов по выбору, при проектировании особое внимание студентов обращается на практическую направленность
курсов по выбору. В курсах по выбору студенты знакомят учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю курсов их содержание может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, причём название курсов должно быть привлекательным для ученика.
В проектируемых студентами курсах по выбору студенты предлагают различные формы организации познавательной деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационную поддержку образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки; социальные и предпрофесси-ональные практики; волонтёрство и др.
Студенты проводят взаимоанализ и взаимооценку разработанных курсов в соответствии с критериями оценивания, определёнными совместно в студенческой группе. При определении критериев разрабатываются требования к оформлению, представлению и содержанию курсов по выбору. В программе курса должны быть отражены все структурные компоненты образовательной программы курса, рекомендованные для общеобразовательной школы [5]. Зачастую трудность у студентов вызывает формулирование требований к уровню
подготовленности учеников - знания, умения, навыки, компетенции, полученные в результате освоения курса.
Следует отметить, что, разрабатывая курс по предпрофильной подготовке, студенты знакомятся не только с технологией его проектирования, но и с множеством готовых курсов по выбору, которые предлагаются в методической литературе. При этом они делают вывод, что учитель должен проектировать собственную программу курса по выбору. Во-первых, программа курса соотносится с профилем обучения в конкретной школе, в содержании программ отражается рынок труда в определённом регионе; во-вторых, программа должна быть ориентирована на образовательные запросы учащихся; в-третьих, любая программа составляется исходя из компетентности учителя по определённому кругу вопросов и его интересов.
В современных условиях перехода вузов на многоуровневое обучение студентов - подготовку бакалавров и магистров необходимо осуществлять с учётом профилизации современной шко-
лы, что возможно за счёт формирования индивидуального маршрута студента, который позволил бы ему готовиться к преподаванию «своего» предмета в универсальных, гуманитарных, физикоматематических и других профильных классах. Для осуществления такой дифференциации особую роль может сыграть учебно-исследовательская и педагогическая практика, организация научно-исследовательской работы и подготовка курсовых и выпускной квалификационной работы.
В целом в подготовке будущего учителя основной школы к организации пред-профильного обучения в рамках курсов по выбору по психолого-педагогическим и методическим дисциплинам ориентиром выступают требования к учителю основной школы, который на практике должен быть готов проектировать вариативную часть основной образовательной программы основной ступени общего образования и реализовывать её на основе современных образовательных технологий, взаимодействуя с социальными партнёрами.
Список литературы 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 540100.62 Естественнонаучное образование. Степень (квалификация) - бакалавр естественнонаучного образования. - Москва, 2005. 2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. - 2002. - декабрь. 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / http://mon.sov. m/press/news/5233/09.03Л6-nns.docnns.doc 4. Проект Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования. - Спб., Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 5. Требования к содержанию и оформлению авторских образовательных программ элективных курсов. - http://ipkps.bsu.edu.ru/source/contest/patriot Rosii/ ро^еше^р