Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Право
УДК 34
Реализация права умершего гражданина на захоронение
Галяутдинова Р.Р.
Аспирант кафедры гражданского права Университета управления «ТИСБИ» (Казань)
В статье рассмотрено право гражданина на захоронение, которое является конституционным правом. Субъектами, позволяющими реализовать данное право, является группа лиц, в которую входят: орган местного самоуправления, специализированная служба, ответственное лицо за захоронение.
Ключевые слова: захоронение, захоронение граждан, реализация прав.
«... Хуже смерти ничего не случается - а смерти не минуешь»
М.Ю. Лермонтов
Право гражданина быть захороненным после смерти согласно его волеизъявлению, с соблюдением обычаев и традиций, религиозных и культовых обрядов вытекает из положений Конституции Российской Федерации [1] (далее Конституция). Данное право прямо Конституцией не закреплено, однако такой вывод можно сделать, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» [2] (далее Закон о погребении) и «Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершённого ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кармовой» от 28 июня 2007 г. № 8-П, право человека быть погребённым после смерти вытекает из ст.ст. 21, 22, 28 и 29 Конституции, гарантирующих охрану достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова, мнений и убеждений, и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права [3].
Важно отметить, что, исходя из положений ст. 17 Гражданского кодекса РФ [4], правоспособность гражданина (в нашем случае интересующим элементом правоспособности является способность иметь права) прекращается смертью.
Согласно точки зрения ГФ. Шершеневича, смерть по своей юридической природе является событием [5]. Следовательно, смерть является юридическим фактом (событием) для возможности реализации права гражданина быть захороненным.
Рассматриваемое право является уникальным, поскольку Конституцией гражданину предоставляется право на захоронение, которое вопреки нормам гражданского законодательства может быть реализовано им лишь после смерти.
Несмотря на то, что рассматриваемое право предоставляется гражданину, реализовать это право сам лично он не может. В связи с чем с момента наступления события - смерти конкретного гражданина реализация права, в широком смысле, возлагается, по нашему мнению, на три группы лиц: органы местного самоуправления, специализированные службы и ответственные лиц за захоронение.
Первая группа лиц - органы местного самоуправления (в исключительных случаях - органы государственной власти).
Указанная группа выделена на основании совокупности следующих норм.
Согласно п. 2 ст. 25 Закона о погребении, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 14 и пп. 23 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6], основные полномочия в сфере
113
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Право
управления кладбищами находятся у органов местного самоуправления.
На органы местного самоуправления, исходя из анализа Закона о погребении, возлагаются такие функции как: по оказанию содействия в исполнении волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства; по установлению требований к качеству предоставляемых услуг по осуществлению процедуры погребения; по принятию решения о создании места погребения - кладбища и др.
Указанные в Законе о погребении функции первой группы лиц направлены на создание условий для реализации конституционного права, как конкретного гражданина, так и неопределённого круга лиц, которые в последующем воспользуются своим правом.
Наряду с перечисленными функциями, органы местного самоуправления наделены функциями по созданию второй группы лиц - специализированных служб (п. 2 ст. 25, п. 2 ст. 29 Закона о погребении), которые также позволяют реализовать право гражданина на захоронение.
Подраздел 2 раздела 1 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, закрепляющий положения о лицах, не содержит понятия «специализированная служба». Следовательно, полномочия органов местного самоуправления по созданию «специализированных служб» в части определения организационно-правовой формы не конкретизировано законодателем.
В период обязательного лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг действовало Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг» [7]. Согласно п. 5 указанного Постановления Правительства РФ, лицами, получающими лицензию на осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг, могли быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Со вступлением в силу Закона о погребении, круг лиц, осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных услуг, сузился. Законодатель установил ограничение, согласно которому деятельностью по оказанию ритуальных услуг могут заниматься специализированные службы.
Согласно Письма Федеральной антимонопольной службы от 30.09.2009 г. № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» [8] и письма Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2009 г. № ПС/24493, «О рассмотрении обращения» [9] институт специализированных служб был введён федеральным за-
конодательством (ст.ст. 9, 25 Закона о погребении, Указом Президента РФ от 29.06.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Поскольку законодательство не выделяет в качестве отдельной формы управления «специализированную службу», а также в связи с отсутствием ограничений федеральным законодательством организационно-правовых форм указанных лиц, полагаем, что специализированные службы могут осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, установленной органами местного самоуправления и предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Специализированные службы (создаваемая органами местного самоуправления в любой организационно-правовой форме) осуществляют реализацию права гражданина на захоронение через функции по: исполнению волеизъявления умершего; определению возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, с учётом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учётом заслуг умершего перед обществом и государством; оказанию услуг по оформлению документов, необходимых для погребения; предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребению (кремации с последующей выдачей урны с прахом); принятию решений о месте погребения умершего на общественных кладбищах и т.д.
Следовательно, вторая группа лиц, так же как и первая, в широком смысле, создаёт условия для реализации права гражданина на захоронение.
Третья группа лиц, названная нами как «ответственные лица за захоронение», выделена на основании положений п. 1 ст. 8, пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона о погребении.
К ответственным лицам за захоронение законодатель относит: супругов, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
На ответственных лиц за захоронения возлагаются функции: по предоставлению согласия или несогласия подвергать тело патологоанатомическому вскрытию; по предоставлению согласия или несогласия на изъятие органов и (или) тканей из его тела; о предоставлении информации, на каком месте должен быть погребён умерший, по тем или иным
114
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Право
обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу; по оплате стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению и т.д.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что третья группа лиц - это лица, которые осуществляют непосредственную реализацию права конкретного гражданина на захоронение.
Исходя из изложенного, следует, что гражданин своё право на захоронение после смерти может реализовать через три группы лиц при условии, что каждый из субъектов на своём уровне будет осуществлять возложенные на него полномочия.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 146.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кармо-вой» // СЗ РФ. - № 27. - 2007. - Ст. 3346.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Фирма «СПАРТАК», 1995. -556 с.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 г. № 1272 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг» // СЗ РФ. -1996. -№ 1. - Ст. 532003.
8. Письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2010 (ч. II). - № 4.
9. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2009 г. № ПС/24493 «О рассмотрении обращения» [Документ опубликован не был] // СПС Консультант плюс.
Exercise of Dead Citizen’s Right to Burial
R.R. Galyautdinova University of Management «TISBI»
The paper deals with the right of the citizen to burial which is one of the constitutional rights. The agents that provide exercise of this right are local government body, specialized service and a person responsible for burial.
Key words: burial, burial of citizens, exercise of rights.
115