ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.92
ББК 67.401.011 © К.А. Султанов, 2018
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИЦИЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Камиль Арифович Султанов, преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка, кандидат экономических наук, доцент
ВИПК МВД России (142007, Московская область, Домодедово, микрорайон Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3) E-mail: mpkr@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемные вопросы и роль органов внутренних дел в реализации законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях. Исследована роль полиции при реализации законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Предлагаются конкретные рекомендации, способствующие устранению возникшей ситуации, связанной с возбуждением дел об административных правонарушениях по региональным законам.
Ключевые слова: законодательство субъектов России, административная ответственность, уполномоченные органы, органы внутренних дел, полиция, КоАП РФ.
IMPLEMENTATION BY POLICE OF THE LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Sultanov A. Kamil, lecturer of the chair of training of police officers for the divisions for the protection of public order, candidate of economic sciences, associate professor
VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia (142007, Moscow region, Domodedovo, Aviatsionny microdistrict, ul. Pikhtovaya, d. 3) E-mail: mpkr@mail.ru
Annotaton. The article Deals with topical issues of concern and the role of internal Affairs agencies in the implementation of the legislation of the Russian Federation on administrative offenses. The role of the police in the implementation of the legislation of the Russian Federation on administrative offenses. Specific recommendations are proposed to facilitate the elimination of the situation related to the initiation of cases of administrative offenses under regional laws.
Keywords: legislation of subjects of Russia, administrative responsibility, authorized bodies, bodies of internal Affairs, police, administrative Code.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Султанов К.А. Реализация полицией законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):243-246.
Федеральный законодатель, наделяя субъекты Федерации правом принятия норм об административной ответственности за нарушение регионального законодательства, установил ограничения такого регулирования пределами действия не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), но и федерального отраслевого законодательства, которым установлены объективные критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений. В соответствии с федеральным законодательством субъекты Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако, на практике в большинстве случаев региональные нормы об административной ответственности за нарушение названных правил Вер-
ховным Судом РФ признаны недействующими по причине вторжения регионального законодателя в компетенцию РФ [1, с. 11—15].
Наряду с этим, принятие региональных законов об административных правонарушениях еще не обозначает их неукоснительное исполнение, если в нормативном правовом акте не прописан четкий механизм возбуждения дела об административном правонарушении. Муниципальные и региональные органы власти по-прежнему не в состоянии составлять протоколы без помощи сотрудников полиции.
Одновременно не стоит забывать, что федеральным законодательством на сотрудников полиции возложена обязанность по возбуждению более 100 составов административных правонарушений. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях определены п. 12 ч. 1 ст. 12 ФЗ от
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О Полиции» [2] (далее — Закон «О Полиции») и п. 2 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [3]. Компетенция по составлению протоколов по признакам региональных законов об административных правонарушениях определены ст. 1 ФЗ от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — 247-ФЗ), согласно которой: «Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между территориальными органами МВД и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий».
Субъектам Российской Федерации, после вступления в силу 247-ФЗ, следовало подготовить проекты соглашений и направить для согласования в МВД России. Однако, принятый 247-ФЗ порядок передачи полномочий от субъекта России к органу внутренних дел частично игнорируется региональными органами власти. По-прежнему на сотрудников полиции возлагаются обязанности по исполнению несвойственных полномочий (нарушение условий проживания в семье, нарушение правил содержания (выгула) домашних животных, нарушение правил благоустройства, непринятие мер по очистке крыш ото льда или нарушение правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных и непредставление или несоблюдение установленных законом сроков предоставления ответа на обращение депутата) [4, с. 186—188]. В регионах не понимают, что скорейшее заключение соглашений о передаче полномочий определит механизм взаимодействия региональных органов власти с сотрудниками полиции и устранит имеющиеся противоречия.
Однако, средствами массовой информации преподносится недостоверная информация о том, что МВД России не желает исполнять региональное законодательство и пресекать противоправные деяния виновных лиц. Так, депутат Московской городской думы А. Клыч-ков поясняет, что правоохранительные органы отказываются добиваться выполнения норм Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, потому что нет соответствующего соглашения. По его мнению, КоАП г. Москвы затрагивает самые злободневные для
москвичей вопросы, но без содействия полиции полноценно реализовать региональный кодекс не представляется возможным [5].
По мнению сопредседателя республиканского штаба Общероссийского народного фронта в Республике Башкортостан Н. Крыловой, сотрудники полиции не имеют права составлять протоколы для привлечения виновных к ответственности по соответствующим статьям Кодекса Республики Башкортостан об административной ответственности и за нарушение региональных законов ввиду отсутствия специального соглашения между МВД и правительством республики Баш-корстан по передаче полномочий, что позволяет нарушителям уйти от ответственности. Поэтому, например, протоколы за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время составляются членами административных комиссий, большинство из которых работают на общественных началах [6].
В настоящее время соглашения с МВД России заключены только в четырех субъектах России: Республика Татарстан, Оренбургская, Мурманская и Челябинская области. По мнению вышеуказанных средств массовой информации, МВД России не торопится заключать соглашения, однако, позиция МВД России кажется более обоснованной.
В частности, необходимо отметить, что соглашения принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно с учетом складывающейся оперативной обстановки и норм регионального законодательства. По мнению МВД России, у большинства субъектов РФ отсутствует заинтересованность в поддержании предложений территориальных органов МВД России о выделении бюджетных ассигнований на реализацию передаваемых соглашением полномочий, поскольку данные регионы являются получателями дотаций из федерального бюджета [7].
При этом, в 2016—2017 гг. процедура заключения соглашений усложнилась. Согласно постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. № 93 [9], соглашения заключаются в соответствии с примерной формой, утвержденной приказом Минюста России от 10 августа 2016 г. № 182 [10], а после их заключения направляются в Минюст России на правовую экспертизу. При этом принятие данных нормативных правовых актов, по мнению МВД России, позволило создать достаточный механизм реализации положений ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ, не требующий дополнительного регулирования.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В настоящее время к основным причинам, препятствующим заключению соглашений, относятся: отсутствие в региональном законодательстве полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях, передача которых предусмотрена соглашениями, наделение сотрудников органов внутренних дел (полиции) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, не относящихся к сфере охраны общественного порядка, не включение в бюджеты субъектов РФ субвенций на реализацию указанных полномочий в объеме необходимой потребности, а также ненадлежащая проработка расчетов потребности в финансовых и материальных средствах, необходимых для заключения соглашений.
Для активизации работы по заключению соглашений в территориальные органы МВД России в качестве образца были направлены соглашения с Оренбургской областью и Республикой Татарстан, утвержденные Правительством РФ [8].
В наибольшей степени готовности находятся проекты соглашений, подготовленные в республиках Башкортостан, Крым, Карелия, Пермском, Ставропольском краях, Белгородской, Курской, Калининградской, Мурманской, Нижегородской и Челябинской областях.
По вопросу заключения соглашения с Правительством Магаданской области необходимо отметить, что препятствием для его подписания являлось отсутствие в законодательстве Магаданской области полномочий органов исполнительной власти указанного региона по составлению протоколов об административных правонарушениях, передача которых предусмотрена соглашением.
В целях создания условий для заключения указанного соглашения 28 октября 2016 г. Магаданской областной Думой принят закон № 2103-03 «О внесении изменений в Закон Магаданской области «Об административных правонарушениях в Магаданской области», которым должностные лица органов исполнительной власти Магаданской области наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, передача которых предполагается должностным лицам органов внутренних дел.
По информации Правительства Магаданской области, вышеуказанный проект соглашения дорабатывается с учетом изменений регионального законодательства и после завершения согласительных процедур будет направлен на рассмотрение в МВД России.
Самое главное многие умалчивают, что отсутствие заключенных соглашений между МВД России и органами исполнительной власти большинства субъектов РФ не является препятствием для сотрудников органов внутренних дел (полиции) исполнять обязанности по пресечению любых административных правонарушений, в том числе предусмотренных региональным законодательством, при их непосредственном обнаружении и направлению соответствующих материалов в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях указанной категории. В частности, п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» предписывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения любого административного правонарушения (даже не отнесенного к компетенции полиции), пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения [4, с. 186—188].
Таким образом, 247-ФЗ окончательно определил компетенцию полиции на производство по делам об административных правонарушениях, совершенных исключительно в общественных местах. Региональные власти если и готовы делегировать полномочия полиции, то совсем по другим статьям местных законов, несвязанных с общественным порядком.
Регионы продолжают согласовывать проекты своих соглашений с МВД. Проблема с исполнением региональных законов действительно существует. Однозначно, что рано или поздно решение будет принято, поскольку речь идет о соблюдении конституционных прав граждан на комфортное проживание.
Таким образом, субъектам России необходимо ускорить процесс принятия и согласования заключений о передаче полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях. При проектировании соглашений необходимо использовать типовую форму соглашения, рекомендованную Минюстом России, планировать передачу полномочий только по признакам нарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Литература
1. Мачинский В.М., МачинскийА.В. Административная ответственность в контексте реформ, происходящих в России // Законность. 2014. № 10.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) // СПС «Консультант-Плюс».
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) «О полиции» // СПС «Консультант- Плю с».
4. Султанов К.А. Правовые проблемы реализации отдельных положений законодательства об административных правонарушениях субъектов России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5.
5. Полиция Москвы уже два года не может наказывать нарушителей регионального КоАП // URL: https://www.znak.com/2016-11-04/v_moskve_uzhe_-dva_goda_ne_deystvuet_chast_regionalnogo_koap
6. Активисты ОНФ в Башкирии обсудили защиту тишины и покоя в квартирах граждан в ночное время // URL: http://www.bashinform.ru/news/1069061-aktivisty-onf-v-bashkirii-obsudili-zashchitu-tishiny-i-pokoya-v-kvar-tirakh-grazhdan-v-nochnoe-vremya/?yn
7. Письмо МВД России от 24 апреля 2017 г. № 3/177704342047 «О рассмотрении обращения депутата Государственной Думы ФС О.А. Бондарь» // URL: http://www.duma.gov.ru/
8. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. № 93 «О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» // СПС «Консультант-Плюс».
9. Приказ Минюста России от 10 августа 2016 г. № 182 «Об утверждении примерных форм соглашения между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления части полномочий федерального органа исполнительной власти, соглашения между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче федеральному органу исполнительной власти осуществления части полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».
References
1. Machinskiy V.M., MachinskiyA.V. Administrativ-naya otvetstvennost' v kontekste reform, proiskhodyashc-hikh v Rossii // Zakonnost'. 2014. № 10.
2. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ (red. ot 7 marta 2018 g.) // SPS «Konsul'tant-Plyus».
3. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (red. ot 7 marta 2018 g.) «O politsii» // SPS «Konsul'tant-Plyus».
4. Sultanov K.A. Pravovye problemy realizatsii ot-del'nykh polozheniy zakonodatel'stva ob administrativnykh pravonarusheniyakh sub"ektov Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 5.
5. Politsiya Moskvy uzhe dva goda ne mozhet naka-zyvat' narushiteley regional'nogo KoAP // URL: https://-www.znak.com/20 16-1 1-04/v_moskve_uzhe_-dva_goda_ne_deystvuet_chast_regionalnogo_koap
6. Aktivisty ONF v Bashkirii obsudili zashchitu tis-hiny i pokoya v kvartirakh grazhdan v nochnoe vremya // URL: http://www.bashinform.ru/news/1069061-aktivi-sty-onf-v-bashkirii-obsudili-zashchitu-tishiny-i-pokoya-v-kvartirakh-grazhdan-v-nochnoe-vremya/?yn
7. Pis'mo MVD Rossii ot 24 aprelya 2017 g. № 3/177704342047 «O rassmotrenii obrashcheniya de-putata Gosudarstvennoy Dumy FS O.A. Bondar'» // URL: http://www.duma.gov.ru/
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 fevralya 2016 g. № 93 «O vnesenii izmeneniy v Pravila zaklyucheniya i vstupleniya v silu soglasheniy mezhdu federal'nymi organami ispolnitel'noy vlasti i ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii o peredache imi drug drugu osushchestvleniya chasti svoikh polnomochiy» // SPS «Konsul'tant-Plyus».
9. Prikaz Minyusta Rossii ot 10 avgusta 2016 g. № 182 «Ob utverzhdenii primernykh form soglasheniya mezhdu federal'nym organom ispolnitel'noy vlasti i vysshim is-polnitel'nym organom gosudarstvennoy vlasti sub"ekta Rossiyskoy Federatsii o peredache vysshemu ispolni-tel'nomu organu gosudarstvennoy vlasti sub"ekta Rossiyskoy Federatsii osushchestvleniya chasti polnomochiy federal'nogo organa ispolnitel'noy vlasti, soglasheniya mezhdu federal'nym organom ispolnitel'noy vlasti i vysshim ispolnitel'nym organom gosudarstvennoy vlasti sub"ekta Rossiyskoy Federatsii o peredache federal'no-mu organu ispolnitel'noy vlasti osushchestvleniya chasti polnomochiy vysshego ispolnitel'nogo organa gosudarstvennoy vlasti sub"ekta Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tant-Plyus».