Конституционное право, административное право
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. № 20-П по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в связи с жалобой Шенгелая Зазы Ревазовича // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 2. - Ст. 160.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 октября 1996 г. № 18-П по делу о проверке конституционности ст.6 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина О.В. Сушкова // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 45. - Ст. 5203.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. № 21-П по делу о проверке конституционности ч.5 ст.325 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шаглия // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 28. - Ст. 3394.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№18. - Ст. 1748.
УДК 34.07
И.А. Симакина*, О.В. Безлепкина**
К вопросу об актуальности и целесообразности изменения законодательства в части составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, для практической деятельности органов внутренних дел
В статье рассматриваются проблемные вопросы изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, и влияние указанных изменений на возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, органами внутренних дел.
Ключевые слова: соглашение о передаче части полномочий, законодательство субъекта Российской Федерации, правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
I.A. Simakina*, O.V. Bezlepkina**. The issue of the relevance and feasibility of modifying legislation drafting protocols on administrative offences, prescribed by the laws of the subjects of the Russian Federation, for the practical activities of internal affairs bodies. The article deals with the issues of changing the code of administrative offences of the Russian Federation considering the aspect of making records on administrative offences provided by the legislation of the subjects of the Russian Federation, and the impact of these changes on the possibility of bringing cases of administrative offences, provided by the laws of the subjects of the Russian Federation, bodies of internal affairs.
Keywords: agreement of partial delegation of powers, legislation of the subject of the Russian Federation, offences infringing public order and safety.
22 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон N° 247-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [4]. В соответствии с данным документом у должностных лиц органов внутренних дел (полиции) появилась возможность возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации, в случае, когда им частично переданы полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях и имеются соответствующие соглашения.
* Симакина, Ирина Александровна, доцент кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент. 680020 г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. Тел:. 8-914-155-67-07, E-mail. jazimina@inbox.ru
** Безлепкина, Ольга Вячеславовна, доцент кафедры уголовного процесса, ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 680020 г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. Тел.: 8-914-200-69-11. E-mail: oly-le@mail.ru.
*Simakina, Irina Alexandrovna, associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative-official Activity of Internal Affairs Bodies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of juridical sciences. 680030, Khabarovsk, Kazarmenny lane, 15. Ph.: 8-914-155-67-07. E-mail: jazimina@inbox.ru.
** Bezlepkina, Olga Vyacheslavovna, associate Professor of the Department of Criminal Procedure of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 680030, Khabarovsk, Kazarmenny lane, 15. Ph.: 8-914-200-69-11. E-mail: oly-le@mail.ru.
© Симакина И.А., Безлепкина О.В., 2016
Симакина И.А., Безлепкина О.В. К вопросу об актуальности и целесообразности изменения.
Затрагивает данное новшество не все составы административных правонарушений, а только посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Исходя из действующей редакции ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ, передача указанных полномочий должна закрепляться соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации [1]. Поскольку МВД России является таким федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет указанные функции, то именно министр внутренних дел уполномочен заключать такие соглашения с главами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Если говорить о своевременности внесения таких изменений, то можно согласиться с рядом авторов [3], что на момент вступления указанных изменений в силу законодатель таким образом «разрешил вопрос о некоторой несогласованности административно-процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с правами и обязанностями полиции, возложенными в части 2 статьи 3, пункте 11 части 1 статьи 12 и пункте 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции"». Однако по прошествии определенного времени и очередных изменений законодательства стало понятно, что рассматриваемые изменения ни только не разрешили ряд проблемных вопросов, но и породили новые.
В рамках данной статьи, рассмотрим в хронологической последовательности все изменения законодательства, относительно рассматриваемого вопроса, а так же проанализируем возникшие с течением времени проблемы.
Итак, через некоторое время после вступления в силу изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, для оценки их эффективности ГУОООП МВД России был разработан комплексный план проведения научных исследований, посвященных мониторингу реализации органами внутренних дел законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашениями о передаче осуществления части полномочий. В рамках проводимых мероприятий коллективом кафедры административного права и административно-служебной деятельности Дальневосточного юридического института на протяжении полутора лет выполнялось научное исследование по соответствующей заявке. Основными задачами указанного исследования были анализ и обобщение правоприменительной практики по пресечению предусмотренных законами субъектов Российской Федерации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, с учётом соглашений о передаче осуществления части полномочий.
В соответствии с разработанным планом, аналитические обзоры должны были готовиться и направляться в ГУОООП МВД России каждые полгода (июнь 2015 г., декабрь 2015 г., июнь 2016 г., декабрь 2016 г). Забегая вперед, следует отметить, что в силу объективных причин подготовка последнего аналитического обзора не состоялась, т.к. в свете вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 93 «О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» [2], был изменен порядок разработки соглашений. Таким образом, целесообразность подготовки заключительного обзора отпала, и возникла новая необходимость - провести новое исследование, после заключения МВД России соответствующих соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако до возникновения данного вопроса, на протяжении полутора лет возникали и другие, в данной статье мы предлагаем остановиться на некоторых из них в хронологической последовательности их появления.
Итак, после подготовки соответствующей заявки перед научным коллективом кафедры возникла первая трудность: для подготовки первого аналитического обзора необходимо было провести мониторинг реализации ОВД законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, в соответствии с соглашениями о передаче осуществления части полномочий, в то время, когда такой практики еще не существовало в силу отсутствия самих соглашений.
Остановимся на проблеме более подробно. В Дальневосточный федеральный округ входят девять субъектов Российской Федерации - Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. В процессе проведенного анализа установлено, что ни в одном субъекте Российской Федерации, входящем в Дальневосточный федеральный округ, по состоянию на 1 марта 2016 года (дата подготовки третьего промежуточного аналитического обзора авторским коллективом) не заключены соглашения о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом можно отметить, что с момента вступления рассматриваемых изменений в силу и до марта 2016 года во всех субъектах ситуация по заключению соглашений складывалась различным образом.
Так, в ряде субъектов (например, в Приморском, Камчатском, Хабаровском краях, Магаданской и Еврейской автономной областях, а также в Чукотском автономном округе) по состоянию на март 2016 г. были подготовлены проекты соглашений о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную
Конституционное право, административное право
безопасность, предусмотренных соответствующими законами указанных субъектов Российской Федерации, и проекты протоколов согласования потребностей в материальных и финансовых средствах, которые направлялись в ГУОООП МВД России для согласования, однако по различным причинам согласованы не были.
Кроме того, следует отметить, что в рамках вносимых изменений в отдельных регионах, например, в Магаданской области были подготовлены два законопроекта по внесению соответствующих поправок в областное законодательство об административных правонарушениях.
В ряде же субъектов (Республика Саха (Якутия), Амурская и Сахалинская области) по состоянию на март 2016 г. хотя и были подготовлены проекты соглашений о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных соответствующими законами указанных субъектов Российской Федерации, и проекты протоколов согласования потребностей в материальных и финансовых средствах, однако в соответствии с предоставленными сведениями указанные проекты на предварительное рассмотрение в ГУОООП МВД России не предоставлялись. Это связано с различными причинами: так, например, в Амурской области на протяжении полутора лет, в соответствии с предоставленными данными, «проводились мероприятия по решению вопроса о целесообразности заключения такого соглашения», в частности, 20 февраля 2016 г. в адрес Губернатора Амурской области было направлено письмо от имени начальника УМВД по Амурской области с просьбой разрешить данный спорный момент.
В процессе анализа проблем, возникавших при рассмотрении разработанных документов, установлено, что Соглашения в каждом из субъектов Дальневосточного федерального округа готовились на основании типового Соглашения, в котором сторонами оговаривались два концептуальных вопроса. Во-первых, конкретные составы административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, по которым полномочия составлять протоколы передаются полиции. С этим вопросом была связана первая проблема по разработке и заключению Соглашения: не во всех законах субъектов, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, существовала выделенная глава, содержащая составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность. Таким образом, на первом этапе в ряде субъектов в проекты Соглашений были включены составы, не относящиеся к сфере охраны общественного порядка и безопасности. Например, в первый проект Соглашения в Амурской области было предложено внести следующие составы, закрепленные Законом Амурской области от 30 марта 2007 г. № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области»:
- статью 4.1 «Совершение действий, нарушающих тишину и спокойствие граждан»;
- статью 4.8 «Нарушение общественного порядка при проведении спортивно-зрелищных, культурных и иных массовых мероприятий»;
- статью 4.11.1 «Изготовление или хранение в целях сбыта, сбыт спиртных напитков домашней выработки»;
- статью 4.13 «Приставание к гражданам»;
- статью 4.16 «Торговля в местах, не включенных органами местного самоуправления в схему размещения нестационарных торговых объектов».
Такое предложение содержит существенное нарушение, прежде всего потому, что приведенные ст. 4.11.1 и 4.16 не являются составами административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, поэтому при проведении анализа проектов Соглашений на втором и третьем этапе на данный вопрос обращалось особое внимание. Установлено, что, несмотря на указание ГУОООП МВД России, некоторые субъекты, входящие в состав ДФО, еще не устранили в переработанных проектах Соглашений выявленные недостатки. Зачастую это было связано с тем, что изменения в законы об административных правонарушениях и ответственности соответствующих субъектов Российской Федерации на тот период времени внесены не были.
Вторым концептуальным вопросом являлось включение в соглашение заранее просчитанной и методически обоснованной реальной потребности органов внутренних дел (полиции) в материальных и финансовых средствах, выделяемых региональными бюджетами на реализацию передаваемых полномочий (причем такая потребность должна была рассчитываться ежегодно в количественном и стоимостном выражении, после чего закрепляться сторонами путем оформления соответствующего дополнительного протокола).
На основе анализа процесса принятия проектов соглашений в ряде субъектов Дальневосточного федерального округа можно отметить, что именно здесь и крылась основная проблема, связанная с отсутствием правового механизма предоставления денежных средств на реализацию переданных полномочий. В процессе подготовки аналитических обзоров тщательно изучалась возможность преодоления данной проблемы. В связи с этим можно отметить высказанное мнение о том, что до законодательного урегулирования этого вопроса реализация полицией вышеуказанных полномочий может осуществляться лишь при условии «натуральной» закупки и последующей безвозмездной передачи территориальным органам МВД России необходимых материальных средств. К таким средствам может относиться различная бланочная продукция, канцелярские принадлежности, оргтехника, расходные материалы, средства связи, транспортные средства, ГСМ и запчасти. Конкретный перечень может быть определен по специальной методике с учетом количества правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, форм реагирования (выезд
Тихая Л.С. О некоторых аспектах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите.
сотрудников, доставление правонарушителей), а также прочих региональных особенностей. При этом заключаемые соглашения должны предусматривать возможность одностороннего приостановления полицией исполнения передаваемых ей полномочий в случае невыполнения органом исполнительной власти региона обязательств по выделению таких материальных средств [3].
И, наконец, третьим проблемным вопросом, выявленным при проведении анализа, явилось принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 93 «О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» [2]. Согласно требованиям, которые закрепило указанное постановление, проект любого соглашения необходимо подготавливать по примерной форме, разработка которой возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.
Таким образом, делая вывод, повторим, что при проведении научно-практического исследования правоприменительной практики реализации законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в соответствии с соглашениями о передаче осуществления части полномочий был выявлен целый ряд проблем, которые не позволили заключить соглашения о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, по законам субъектов. Некоторые из выявленных проблем носят субъективный характер, некоторые обусловлены объективными обстоятельствами, преодолеть которые пока не представляется возможным. Тем не менее в процессе проведённого исследования у нас сохранилось и окрепло убеждение, что результаты процесса преодоления негативных факторов, влияющих на процесс передачи части полномочий органам внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, в конечном итоге должны быть положительными.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 93 «О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 8. - Ст. 1114.
3. Шевцов, А. В. Проблемные вопросы передачи МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектам Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения). - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015.
4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4248.
УДК: 342.72/.73
Л.С. Тихая*
О некоторых аспектах деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Статья посвящена вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ, проблемам правового регламентирования деятельности указанных комиссий, а также их участию в деятельности по защите прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: правовой статус несовершеннолетнего, права несовершеннолетнего, обязанности несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
L.S. Tikhaya*. Some aspects of the activities of commissions for minors and protection of their rights. Article is devoted to the activities of commissions for minors and protection of their rights in Russia,
* Тихая, Людмила Сергеевна, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-70-13. E-mail: ludakazakova@mail.ru.
* Tikhaya, Lyudmila Sergeevna, docent of chair constitutional and international law of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotcika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 744-70-13. E-mail: ludakazakova@mail.ru.
© Тихая Л.С., 2016