УДК 332.13(470.54)
Реализация политики поддержки кластеров в старопромышленном регионе на примере Свердловской области
В статье рассмотрена теория и практика выстраивания селективной промышленной политики поддержки кластерных инициатив в старопромышленном регионе, предложены рекомендации по поддержке кластеров в Свердловской области, методика оценки эффективности реализации кластерной политики.
Ключевые слова: кластер, селективная политика, постиндустриальный и индустриальный кластеры, кластерная инициатива.
ТУРГЕЛЬ И.Д., ТРОФИМОВА О.М.
Кластерная политика во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности экономик. Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью объединения предприятий в кластеры и формирования сетевого сотрудничества. Как показывает мировая практика, кластерная политика не только служит цели реализации промышленной политики, но и способствует развитию отдельных регионов и стимулированию регионального развития.
Методической основой выстраивания политики поддержки кластеров в Свердловской области послужила оценка потенциала кластеризации, которая была проведена автором на основе сравнения экономического и пространственного профилей региона. Анализ экономического профиля региона позволил автору сгруппировать в «первый эшелон» кластеризации ведущие отрасли региона, как имеющие наивысший инвестиционный и промышленный потен-
циал, а также наиболее квалифицированные трудовые ресурсы. Во «второй эшелон» с точки зрения локализации и перспективности для экономики Свердловской области автором были объединены отрасли, которые имеют определенный потенциал кластеризации, но требуют инфраструктурного развития, капитальных вложений и участия государства. Среди отраслей обрабатывающих производств («первого эшелона») автором были выявлены также будущие точки роста, т.н. зоны экономических инициатив, т.е. исторически сложившиеся отрасли и обусловленные естественно-природным потенциалом территории виды экономической деятельности, которые в перспективе могут быть кластеризованы, но при необходимых инвестиционных вливаниях и технологических изменениях.
В рамках анализа пространственного профиля региона автором исследованы города Свердловской области с точки зрения хозяйственной специализации, тяготения к основных промышленным узлам (центрам агломераций). Были выявлены семь моногородов, имеющих наименьший потенциал развития, что с необходимостью требует пересмотра их стратегичес-
кого видения и экономического профиля с возможностью вовлечения их предприятий в кластеры либо создания на их основе зон экономических инициатив.
Интеграция экономического и хозяйственного профилей территорий Свердловской области позволила сформировать
Характеристика протокласт
территориально-отраслевую структуру с выделением точек локализации, территорий функциональной специализации и потенциальных участников кластеров, а также выявить потенциальные протокласте-ры на территории Свердловской области (таблица 1).
Таблица 1
ов в Свердловской области
Характеристика кластера в детерминантах внутренней и внешней среды Точки локализации
Черная металлургия Развивающийся кластер специализированных производителей с сильными межфирменными связями и защитной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию в сфере добычи и обработки природных ресурсов Внепространственный, стабильный, скрытый кластер "центра и спиц" с высокой долей зависимости участников, сформированный стихийно без участия органов власти Екатеринбург Каменск-Уральский, Первоуральск, Полевской, Алапаевск, Сухой Лог Кушва, Богданович, пос. Двуреченск, Нижние Серьги, Нижний Тагил, Верхняя Садца, Нижняя Садца, С еров, Краснотурьинск
Цветная металлургия Развивающийся кластер специализированных производителей с сильными межфирменными связями и защитной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию в сфере добычи и обработки природных ресурсов Внепространственный, стабильный, скрытый кластер "центра и спиц" с высокой долей зависимости участников, сформированный стихийно без участия органов власти Екатеринбург Каменск-Уральский, Полевской, Ревда, Верхняя Пышма, Березовский, Реж, Сухой Лог Среднеуральск, Михайловск, Верхняя Садца, Красноуральск, Кировград, Краснотурьинск, Ивдель
Машиностроительный Развивающийся кластер специализированных производителей с сильными межфирменными связями и защитной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию в сфере промышленного производства и транспорта Пространственный, стабильный, скрытый кластер "центра и спиц" с высокой долей зависимости участников, сформированный стихийно без участия органов власти Екатеринбург Первоуральск, Полевской, Ревда, Березовский, Алапаевск, Сухой Лог Артемовский, Сысерть, Дегтярск, Нижний Тагил, Невьянск, Нижняя Тура, Верхняя Тура, Карпинск, Волчанск
Химический Развивающийся кластер специализированных производителей с сильными межфирменными связями и защитной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию в сфере промышленного производства Пространственный, стабильный, скрытый кластер "центра и спиц" с высокой долей зависимости участников, сформированный искусственно с участием органов власти Екатеринбург Первоуральск, Полевской, Верхняя Пышма, Ирбит, Нижний Тагил, Кировград, Ивдель
Лесопромышленный Зарождающийся кластер поставщиков с потенциальными межфирменными связями и защитной стратегией поведения, производящий однородную продукцию в сфере обработки природных ресурсов Пространственный кластер, развивающийся, открытый кластер малых и средних предприятий индустриально-стагнационного характера, сформированный искусственно с участием органов власти Сысерть, Полевской, Тавда, Краснотурьинск, Новоуральск, Нижний Тагил
Агропромышленный Пре-кластер поставщиков с латентными межфирменными связями и защитной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию Пространственный, развивающийся, скрытый кластер Маршалла индустриально-стагнационного характера, сформированный стихийно без участия органов власти Камышлов, Каменск-Уральский, Алапаевск, Михайловск
Туристический Пре-кластер специализированных производителей с латентными межфирменными связями и активной стратегией поведения, производящий однородную продукцию (услуги) (сервисный, постиндустриальный) Пространственный, развивающийся, открытый кластер Маршалла с инновационной ориентацией, сформированный искусственно с участием органов власти Качканар, Североуральск, Екатеринбург Пригородный район, Нижние Серги, Юго-Западная, Восточная рекреационные зоны, Махнево, Меркушино, Верхотурье, Краснотурьинск, Нижняя С инячиха, Коптелово, Нижний Тагил
Характеристика кластера в детерминантах внутренней и внешней среды Точки локализации
Технопарки Пре-кластер интенсивного размера с латентными межфирменными связями и активной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию (услуги) (сервисный, постиндустриальный) Пространственный, развивающийся, скрытый кластер Маршалла с инновационной/ инновационно-индустриальной ориентацией, сформированный искусственно с участием органов власти Екатеринбург Нижний Тагил, Заречный
Кластер по производству строй материалов Зарождающийся кластер поставщиков с потенциальными межфирменными связями и защитной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию в сфере обработки природных ресурсов Пространственный, развивающийся, скрытый кластер государственных предприятий с индустриально-стагнационной ориентацией, сформированный стихийно без участия органов власти Михайловск, Невьянск, Нижние С ерги, Нижний Тагил, Екатеринбург Верхняя Садца
Торговый Пре-кластер специализированных производителей с латентными межфирменными связями с активной стратегией поведения, производящий разнородную продукцию (услуги) (сервисный, постиндустриальный) Пространственный, развивающийся, скрытый кластер Маршалла с инновационной ориентацией, сформированный искусственно, но без участия органов власти Екатеринбургская городская агломерация
Создание кластера или зоны экономических инициатив в промышленной структуре подобных территорий позволит наилучшим образом реализовать интересы различных акторов социально-экономического развития региона, а также эффективно выстроить и реализовать стратегию долгосрочного развития региона.
Вместе политика поддержки кластерных инициатив на данных территориях должна носить селективный характер. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики реализации политики поддержки кластерных инициатив позволил автору провести типилогизацию кластеров и разработать рекомендации по реализации селективной промышленной политики в старопромышленном регионе. Поскольку ключевыми характеристиками старопромышленного региона, детерминирующими формирование кластеров, являются следующие его особенности: устойчивая структура хозяйственного комплекса традиционных отраслей специализации и значительный потенциал инновационного развития, то можно выделить такие типы кластеров, как традиционный и постиндустриальный (сервисный).
Кластеры традиционного типа в старопромышленном регионе с точки зрения де-
терминант внутренней структуры представляют собой вертикально или диагонально интегрированные системы, имеющие устойчивые или потенциальные межфирменные связи, высокий уровень инновативнос-ти, конгломерат крупных предприятий. Еще одной специфичной чертой таких кластеров является активное участие федеральных и региональных органов власти в стимулировании их формирования.
Кластеры постиндустриального типа в старопромышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой горизонтально интегрированные системы на основе сочетания конкуренции и кооперации с потенциальными межфирменными связями, сверхвысоким уровнем инновативности, инновационной ориентацией, сформированные, как правило, спонтанно «снизу вверх», без участия органов власти.
В результате проведенного анализа потенциала кластерообразования на территории Свердловской области были выявлены практически сформированные (как правило, «сверху вниз») кластеры традиционных отраслей промышленности области (первого и второго эшелонов). Приоритетами органов государственной власти по отношению к машиностроительному, ме-
таллургическому, лесопромышленному, химическому кластерам должны стать развитие обслуживающих дополняющих и вспомогательных объектов. Реализация стратегии по отношению к указанным объектам должна быть основана на отдельных программных документах поддержки малого и среднего предпринимательства, диверсификации территорий, интеграции научной сети территории и крупнейших предприятий кластера.
Кроме того, анализ потенциала клас-терообразования позволил выявить зоны экономических инициатив, или так называемые постиндустриальные(сервисные) кластеры, как горизонтально интегрированные локальные структуры (узлы). К таковым можно отнести туристический и торговый кластеры. Задачами органов власти по отношению к сервисным кластерам должны стать стимулирование малого и среднего предпринимательства, а также развитие транспортно-логистичес-кой инфраструктуры.
Методологической основой рекомендаций по реализации политики поддержки кластеров в Свердловской области явились следующие принципиальные положения:
■ выбор инновационного сценария развития в качестве основного;
■ поддержание конкурентоспособных отраслей добывающей, обрабатывающей промышленности, транспортно-логистического комплекса;
■ ориентация на приоритетные направления и масштабы формирования инновационной системы области на базе использования имеющихся конкурентных преимуществ;
■ содействие оптимизации пространственного развития Свердловской области;
■ уменьшение рисков и кризисов, вызванных нарушением безопасности экономических агентов.
В целом для органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления можно определить следующие методические рекомендации для эффективного управления развитием кластеров.
Органам государственной власти Свердловской области необходимо:
1) разработать и утвердить концепцию кластерной политики и план действий по ее реализации;
2) разработать и утвердить региональную кластерную программу развития инновационных секторов экономики;
3) разработать и утвердить региональную кластерную программу развития промышленности;
4) разработать конкурсный механизм отбора и реализации пилотных кластерных проектов, включая следующие направления:
- диагностика конкурентоспособности, выявление кластерных образований;
- создание концепции активации кластера;
- разработка методов кластеризации;
- разработка структуры управляющей компании;
- интеграция процесса кластеризации в отраслевые или комплексную программу развития региона;
- разработка мер стимулирование развития кластера;
- создание специализированной производственной инфраструктуры для развития кластера;
5) разработать систему грантов для финансирования кластерных инициатив в области;
6) сформировать межведомственный координационный орган по проблемам кластерной политики, в состав которого включить представителей региональных органов власти, органов местного самоуправления, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, общественных организаций;
7) разработать систему мероприятий, направленную на информирование и распространение лучшей практики реализации инициатив по формированию и развитию промышленных кластеров и зон экономических инициатив;
8) разработать меры по информационному и методическому обеспечению кластерной политики, в том числе по изучению, обобщению и распространению отечественного и международного теоретического и практического опыта в области кластеризации;
9) совместно с органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями провести серию конференций, семинаров, направленных на информирование региональных и местных деловых и общественных кругов о принципах и механизмах кластерной политики.
Органам местного самоуправления необходимо:
1) разработать предложения по формированию региональной инновационной системы (научно-технического комплекса) для формирования высокотехнологичных инновационных территориально-отраслевых комплексов;
2) разработать планы действий по реализации частно-государственного партнерства, включая создание сети площадок (технопарки, бизнес-парки и др.) для регулярного взаимодействия бизнеса, научно-образовательных структур и власти;
3) провести анализ конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями муниципального образования, и на этой основе определить точки экономического роста, которые могли бы стать основой для создания кластеров;
4) принять программы поддержки местных фирм промышленного сервиса - малого бизнеса в наукоемких производственных услугах (инжиниринговых, консалтинговых, дизайнерских и др.) как ключевого звена формирующихся территориально-отраслевых комплексов;
5) обеспечить включение кластерного подхода в муниципальные программы и стратегии социально-экономического развития;
6) обеспечить взаимодействие местных научных и образовательных структур и деловых кругов в реализации проектов инновационного характера;
7) подготовить маркетинговые программы по продвижению имиджа и услуг региона на внешних рынках;
8) совместно с деловыми и экспертными кругами разработать программы привлечения, обучения, переподготовки, повышения квалификации, стажировки специалистов для нужд местных экономик.
С целью обеспечения научной составляющей мероприятий по развитию про-
мышленных кластеров и зон экономических инициатив, позволяющей снизить риски инвестиционных и бюджетных вложений, институты Уральского отделения Российской академии наук, учреждения высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты в пределах своей специализации должны быть привлечены к:
■ разработке научной продукции;
■ организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предпроектной стадии в рамках уставной деятельности;
■ предоставлению на взаимовыгодной основе специалистов, научных разработок и лабораторно-производственной базы для организации инновационных предприятий;
■ поиску и отбору перспективных инновационных проектов и научных исследований;
■ сопровождению и контролю реализации проектов;
■ организации взаимодействия с промышленными предприятиями в целях реализации продуктов инновационной деятельности.
Программно-целевой метод должен стать основным методом планирования по развитию промышленных кластеров и зон экономических инициатив, а целевая долгосрочная программа - основным плановым документом, содержащим увязанный по ресурсам, срокам и исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Авторы рекомендуют разработать и внедрить следующие программные документы по реализации политики поддержки кластерных инициатив на среднесрочную перспективу (до 2015 года) с возможной пролонгацией в долгосрочном периоде: I. Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в рамках промышленных кластеров и зон экономических инициатив Свердловской области»
Цель - содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и на
территориях, где создан промышленный кластер и/или зона экономических инициатив (сервисный кластер).
Предлагаемые мероприятия:
1. Анализ региональных действующих нормативно-правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства по снижению административных барьеров для малых и средних предприятий, создающихся для обеспечения деятельности промышленного кластера и/или зоны экономических инициатив или с целью повышения эффективности их функционирования.
2. Мониторинг размещения государственного заказа по линии Правительства Свердловской области и иных органов государственной власти Свердловской области на предмет участия в нем субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего деятельность промышленного кластера или зоны экономических инициатив
3. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующих развитию и эффективному функционированию промышленных кластеров и зон экономических инициатив, по вопросам мер государственной поддержки
4. Консультирование органов местного самоуправления тех территорий, где расположены предприятия промышленного кластера, в том числе монопрофильных городов, по формированию программ развития малого и среднего предпринимательства.
II. Программа «Развитие технологической базы предприятий промышленных кластеров»
Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Основные мероприятия:
1. Финансовая, методическая и экспертная помощь в модернизации производственных мощностей и технологий, используемых предприятиями кластеров.
2. Создание и поддержка профильных испытательных лабораторий.
3. Развитие действующих элементов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технологических центров, промышленных и научно-инновационных технопарков, центров трансферта технологий - с целью дальнейшего обмена технологиями между предприятиями региона.
4. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение кооперации высшей школы и предприятий территориально-отраслевых комплексов в реализации базовых технологий в приоритетных областях жизнедеятельности страны.
5. Нормативно-правовое и финансовое обеспечение разработки инновационных технологий учреждениями высшей школы, научно-исследовательскими институтами с предварительной апробацией результатов с учетом изменения масштабов разработанных технологий.
III. Программа «Развитие транспорт-но-логистической системы Свердловской области»
Целями Программы, направленными на создание транспортных условий для инновационного развития Свердловской области и повышения качества жизни ее граждан, являются:
■ развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
■ повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
■ повышение конкурентоспособности транспортной системы Свердловской области и реализация транзитного потенциала региона;
■ повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
■ улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Предлагаемые мероприятия:
1. Создание единой межведомственной системы обменаданными между органами исполнительной власти на региональном уровнях, включая контрольные и регулирующие органы, для обеспечения эффективности государственного управления и создания максимально комфортных условий для пользователей услуг
транспортного комплекса путем реализации технологии работы по принципу «одного окна» для ускорения пассажире- и товародвижения.
2. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по реализации программы.
3. Разработка комплексной схемы управления транспортными потоками в городах.
4. Разработка концепции подготовки специалистов в сфере предоставления транспортных и логистических услуг.
IV. Программа «Развитие лесопромышленного кластера Свердловской области»
Цель Программы - стабилизация, технологическое перевооружение и последующее развитие производства всех видов лесоперерабатывающей продукции для удовлетворения потребностей в них отраслей экономики, населения и повышения экспортного потенциала региона.
Предлагаемые мероприятия:
1. Создание условий для привлечения в лесопромышленный кластер российских и иностранных инвестиций, в том числе:
■ разработка предпроектной или проектной документации по выбору площадки под строительство конкретного объекта, согласование документации и места предполагаемого строительства с надзорными территориальными и областными органами, получение согласия органов местного самоуправления на данное строительство;
■ подготовка и продвижение инвестиционных площадок;
■ постоянное повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области.
2. Развитие системы производственной кооперации между предприятиями лесопромышленного кластера, производителями оборудования и компаниями, предоставляющими сервисную поддержку.
3. Содействие созданию машиностроительных производственных мощностей по выпуску и ремонту комплектного технологического оборудования.
4. Сертификация лесного хозяйства в Свердловской области по международным стандартам.
Поскольку реализация кластерной политики в Свердловской области предполагает формирование кластеров в инициативном порядке («снизу вверх») в форме инвестиционных проектов, а размещение будет носить территориальный характер, то задачей органов государственной власти Свердловской области является софинан-сирование инвестиционных проектов на конкретных территориях присутствия кластеров. Можно выделить ряд моделей финансирования кластерных проектов.
Наиболее распространенной моделью является субсидирование территорий. Данная модель базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, вовлеченных в реализацию программ предприятий.
Реализация мероприятий программ осуществляется за счет средств бюджета Свердловской области в виде субсидий муниципальным образованиям. Субсидии для муниципальных образований распределяются на основе предварительно выполненных исследовательских работ, расчетов и прогнозов. Субсидии предусматриваются в составе бюджета области на очередной финансовый год и плановый период. При этом подобные программы предусматривают четкий перечень расходов бюджетов муниципальных образований, частично финансируемых из бюджета области, общий объем субсидирования территорий.
Более жесткой формой финансирования кластерных инициатив является суб-венциальная модель. Реализация мероприятий по подобным программам предусмотрена посредством наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Методика распределения субвенций между муниципальными образованиями утверждается законом о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в определенных областях и видах экономической деятельности.
Реализация инвестиционных кластерных проектов также может быть осуществлена по модели софинансирования расходов по программам на основе соглаше-
ний с соответствующими органами местного самоуправления. При этом конкретного механизма софинансирования, так же как и критериев отбора, параметров софинансирования, программа может не предусматривать. Это дает достаточно широкие возможности вариации для участия территорий в реализации приоритетов региональной кластерной политики.
Еще одной формой финансирования кластерных проектов на территориях является модель компенсации части затрат инвестора (заемщика) по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов на определенной территории. Данная мера предусматривается с целью стимулирования создания новых (модернизации существующих) производств на территории. Размер субсидируемой за счет средств региона ставки для инвестора (заемщика) определяется равным действующей на день получения соответствующего кредита ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Субсидирование в административном порядке и на договорной основе должно стать приоритетной формой финансирования программ поддержки сервисных кластеров и зон экономических инициатив, субвенциальная модель - форма финансирования традиционных кластеров.
В предлагаемых программах необходимо также предусмотреть смешанное (бюджетное и внебюджетное) финансирование мероприятий, включая разработку технологий и создание экспериментально-стендовой и опытно-производственной базы.
В отношении работ с комплексными проектами допускается образование консорциумов с участием бизнес-структур, в том числе иностранных. Распределение прав собственности на результаты работ будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.
Важным аспектом эффективной кластерной политики является проведение регулярного мониторинга развития промышленных кластеров и зон экономических инициатив Свердловской области, ко-
торый может быть основан на пяти характеристиках.
1. Наличие конкурентоспособных предприятий.
В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в промышленный кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стоимость).
2. Наличие у территории конкурентных преимуществ для развития кластера.
В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории могут рассматриваться: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в промышленный кластер, динамика специализированных ресурсов предприятий, динамика опытных лабораторий и специализированных организаций, проводящих НИОКР.
Примером могут служить коэффициент локализации
- по объему произведенной продукции:
КЛ,0В,= УД1/У2> ^
где У - доля кластера в структуре производства региона,
Уд2 - доля производства кластера в стране;
-локализации по инвестициям в основной капитал:
Кп,ш = У 7У ., (2)
Л(И) дЗ1 д4' * I
где Уд3 - доля инвестиций в основной капитал кластера в общем объеме инвестиций в основной капитал в промышленности региона,
Уд4 - доля инвестиций в основной капитал кластера в общем объеме инвестиций в основной капитал в промышленности страны;
- локализации по числу организаций, проводящих НИОКР:
К = V /V П)
Л(ЧНИОКР) Д5' дб' * '
где Уд5 - доля организаций, проводящих НИОКР, данного кластера в общем количестве таких организаций в промышленности региона,
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Уд6 - доля организаций, проводящих НИ- НИОКР и образовательных программ, до-ОКР, данного кластера в общем количе- говорные отношения между компаниями стве таких организаций в промышленно- малого и среднего размера, сти страны. В перспективе мониторинг социально- 3. Географическая концентрация ибли- экономической эффективности развития зость. промышленных кластеров и зон экономиВ качестве индикаторов географичес- ческих инициатив в долгосрочной перс- кой концентрации могут рассматривать- пективе с учетом вышеперечисленных ся различные показатели, характеризую- индикаторов можно определить по следу-щие высокий уровень специализации дан- ющим показателям: ного региона. 1. Повышение производительности и Коэффициент специализации региона: конкурентоспособности компаний и сек-К -V /V (А) торов экономики. Компании, работающие СП д7' д8' V ' .. с в более развитых промышленных класте-где У _ - доля объема производства клас- a л7 r pax, более производительны, чем компа-тера региона в объеме производства со- r r „ г нии в менее развитых традиционных ответствующеи отрасли страны, .. г промышленных структурах. У „-доля валового регионального продук- „ „ д8 r г 1 2. Повышение инновационного потен-та региона в валовом внутреннем продук- ,- r ' r г ' циала. Более развитые промышленные те страны. , , . ,,, „ _ кластеры обладают большим инновацион- 4. Широкии набор участников и нали- , н ' ным потенциалом, что может быть изме-чие «критическои массы». рено, например, по количеству патентов. В качестве индикаторов могут рассмат- „ „ r J г 3. Стимулирование новых компании. риваться показатели, характеризующие п r „ r г ' Развитые промышленные кластеры спо-высокии уровень занятости на предприя- , r г собствуют появлению и развитию новых тиях и в секторах, входящих в кластер, ко- r „ „ г малых и средних компании, личество компании и организации, отно- „п * г 4. Повышение конкурентоспособности, сящихся к секторам, входящим в кластер. ., r г инвестиционного потенциала и экономи-Коэффициент локализации по числу „ ^^ „ ' ческого развития регионов. С точки зрения действующих организации: 1 г социально-экономического развития реги- ^л(чдо) онов развитие промышленных кластеров где Уд9 - доля действующих организаций положительно влияет на уровень и струк-данного кластера в общем количестве туру занятости, уровень заработной пла-действующих организаций в промышлен- ты в регионе, количественных показателей ности региона, инвестиций и их структуру. Уд10-доля действующих организаций дан- Реализация предложенных рекомен-ного кластера в общем количестве дей- даций, с одной стороны, создает концеп-ствующих организаций в промышленное- туальную основу для внедрения кластер-ти страны. ной политики в практику управления со- 5. Наличие связей и взаимодействия циально-экономическим развитием реги-между участниками кластеров. она и позволяет сформулировать для реВ качестве индикаторов развития про- гиональных и местных органов власти оп- мышленных кластеров можно выделить: ределенный набор формальных приемов партнерство с поставщиками оборудова- и методик, а с другой стороны, позволяет ния и специализированного сервиса, в сохранить достаточный запас «степеней том числе иностранными; связи между свободы», обеспечивающий учет индиви-компаниями, вузами и НИИ в рамках со- дуальных особенностей генезиса и эво-трудничества при реализации совместных люции конкретного кластера в старопромышленном регионе.
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 193