Научная статья на тему 'Кластерные процессы корпоративного развития в Уральском регионе'

Кластерные процессы корпоративного развития в Уральском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КОРПОРАЦИЙ / УРАЛЬСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / CLUSTERS / CLUSTER POLICY OF THE REGION / CLUSTER INITIATIVES OF CORPORATIONS / URAL CONSTRUCTION CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврикова Юлия Георгиевна

Рассматриваются процессы кластеризации с позиции развития отдельных корпораций и экономики региона в целом. Раскрывается суть кластерной политики региона: цель, задачи, содержание, результативность. Анализируются особенности формирования и развития уральского строительного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster Processes of Corporate Development in the Urals Region

The article considers clustering processes from the perspectives of development of particular corporations and regional economy as a whole. The essence of the regional cluster policy is revealed including the objective, tasks, contents and results. In addition, the paper analyzes the formation and development particularities of the Ural construction cluster.

Текст научной работы на тему «Кластерные процессы корпоративного развития в Уральском регионе»

© Лаврикова Ю. Г., 2013

ЛАВРИКОВА Юлия Георгиевна

Доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе

Институт экономики Уральского отделения РАН

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Контактный телефон: (343) 371-18-51 e-mail: [email protected]

Кластерные процессы корпоративного развития в Уральском регионе1

Ключевые слова кластеры; кластерная политика региона; кластерные инициативы корпораций; уральский строительный кластер.

Рассматриваются процессы кластеризации с позиции развития отдельных корпораций и экономики региона в целом. Раскрывается суть кластерной политики региона: цель, задачи, содержание, результативность. Анализируются особенности формирования и развития уральского строительного кластера.

Проблемы пространственной организации экономики на уровне государства в целом, отдельных регионов, локальном уровне внешне не являются первоочередными по сравнению с проблемами, порождаемыми макроэкономической ситуацией в Российской Федерации. Однако их нерешенность приводит к сосредоточению экономического роста во всё меньшем количестве населенных пунктов при усилении социальной, экономической и экологической нагрузки на них. Так, в Свердловской области, несмотря на усилия городских властей, наблюдаются ярко выраженные процессы концентрации промышленного производства в центре региона - Екатеринбурге. За 2007-2011 гг. доля города в общем обороте организаций промышленности возросла с 26,7 до 31,5%. Эти же тенденции характерны для инвестиций, трудовых ресурсов, социальной сферы.

Оценка кластерного потенциала Свердловской области 1] показывает, что в экономике региона существуют объективные предпосылки (высокая концентрация различных видов экономической деятельности, возможность дальнейшего развития выпуска конкурентоспособной продукции, кооперация, значительный кадровый и научный потенциал) развития кластеров в машиностроении, металлургии, химической, фармацевтической, лесоперерабатывающей промышленности, 1Т-отрасли, торговле, образовании, туризме, транспортном комплексе. Помимо объективной оценки важна субъективная составляющая кластерного развития - готовность бизнеса развиваться в форме кластера. Для выявления этого автором были разработаны анкеты, позволяющие определить вид деятельности, с целью реализации которой сформированы или формируются кластер, ядро кластера, его окружение, проекты (их могут воплотить в жизнь участники кластера), виды совместной деятельности, ограничения развития и др. Результаты анкетирования руководителей отраслевых ассоциаций, крупных предприятий, специалистов министерств показали, что в экономике Свердловской

1 Статья подготовлена при поддержке проекта 12-С-7-1010 «Стратегические приоритеты инфраструктурного обеспечения пространственного развития региона на принципах государственно-частного партнерства» целевой Программы Уральского отделения РАН, выполняемого совместно с Дальневосточным отделением РАН.

области можно выделить 27 кластерных инициатив в различных сферах деятельности: промышленности, строительстве, торговле, образовании, туризме и др.

Перспективность государственной поддержки направлений кластерного развития Свердловской области определяется исходя из соответствия кластерных инициатив, прежде всего, общестратегическим приоритетам развития Российской Федерации и Свердловской области, а также приоритетам научно-технологического развития. Кроме того, существенным фактором распространения мер кластерной политики является степень реализации кластерной инициативы, или, иначе говоря, уровень развития конкретного кластера.

По мнению автора, уровень развития кластерной инициативы можно определить на основе следующих индикаторов: «связанность», «значимость», «эффективность». Индикатор «связанность» характеризует необходимый признак существования любого кластера - кооперирование его участников. Индикатор «значимость» характеризует конкурентоспособность выпускаемой продукции кластера. Индикатор «эффективность» определяется показателями, которые имеют существенное значение для развития Свердловской области (объем привлекаемых инвестиций, уровень выпуска инновационной продукции, создаваемые новые рабочие места).

Высокие значения всех категорий показателей в кластерной группе означают высокую вероятность реализации кластерной инициативы в регионе. Источниками информации выступали материалы участников кластеров (анкеты, опросы, интервью), материалы Правительства Свердловской области, официальные документы, касающиеся реализации инвестиционных проектов «ядер» кластеров.

Подробный анализ 27 кластерных инициатив показал, что на территории Свердловской области пока не существует ни одного кластера, который обладал бы всеми характерными признаками этой формы самоорганизации бизнеса. Тем не менее среди кластерных инициатив условно можно выделить три группы, отличающиеся уровнем реализации: функционирующие, латентные и потенциальные кластеры.

Под кластерной политикой, реализуемой в Свердловской области, понимается система отношений между органами государственной власти региона и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров.

Цель кластерной политики Правительства Свердловской области - повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов посредством создания условий для формирования и развития кластеров и содействие на этой основе модернизации и диверсификации структуры экономики области.

Таким образом, кластерная политика Правительства Свердловской области нацелена на создание благоприятных условий формирования и развития конкурентоспособных кластеров на территории региона и включает в себя: общие меры по поддержке кластерного развития; проведение диагностики кластеров на территории области; поддержание кластерных инициатив; стимулирование развития кластеров; мониторинг деятельности кластеров и оценку эффективности кластерной политики.

Для достижения цели и выполнения задач кластерной политики на каждом ее этапе Правительство Свердловской области формирует План действий. Реализация Концепции создания высокотехнологичного кластера предполагает также выполнение мероприятий, осуществляемых в соответствии с ведомственными целевыми программами по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности в Свердловской области, развития малого и среднего бизнеса, производственной кооперации 2].

Направления, формы и методы реализации кластерной политики в Свердловской области носят как общий характер - направлены на создание общих благоприятных условий развития всех кластеров на территории области, так и специфический характер, обусловленный степенью реализации кластерной инициативы [3].

Основные формы реализации кластерной политики в Свердловской области:

• организация деятельности институтов (организаций) содействия кластерному развитию в регионе (формирование рабочей группы по содействию развитию кластеров в Свердловской области, выделение уполномоченной организации, создание экспертно-консультативного совета и координационных советов развития кластеров);

• программный подход к кластерному развитию на основе разработки Плана мероприятий Правительства Свердловской области, по сути являющегося программой мероприятий по реализации кластерной политики, а также программ развития конкретных кластеров;

• проектный подход к поддержке кластерного развития, подразумевающий разработку конкретных бизнес-проектов развития основных производств и инфраструктуры кластеров.

Реализация кластерной политики Свердловской области позволит:

• повысить конкурентоспособность продукции региона и экономики в целом по таким видам инновационной высокотехнологичной продукции, как фармацевтическая, новые материалы, редкоземельные металлы, машиностроительная (медицинское, энергетическое и электротехническое оборудование, оборудование для нефтегазового комплекса, электровозы нового поколения), программное обеспечение. Как ожидается, по всем перечисленным видам продукции предприятия Свердловской области займут существенные позиции на российском рынке, а по ряду из них и на мировом. Повышение конкурентоспособности позволит увеличить объемы выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью более чем в 3 раза;

• изменить структуру экономики Свердловской области, усилить ее диверсификацию путем создания новых секторов (таких, например, как производство программного обеспечения и сопутствующих услуг, редкоземельных металлов, глубокая переработка химического сырья, титанового полуфабриката, производство электровозов нового поколения) и проведения инновационного обновления традиционных секторов (металлургия, деревообрабатывающая промышленность, химическая промышленность, стройиндустрия). В результате доля высокотехнологичного сектора к 2020 г. в структуре валового регионального продукта Свердловской области достигнет 24,0%;

• создать условия для перехода на инновационное высокотехнологичное развитие традиционных отраслей за счет расширения предложения производимых в рамках кластеров новых материалов (продукция глубокой химической переработки газа, производство литейных смол и высокоэнергетических наноструктурированных магнитных материалов, хроматирующих нанодисперсных композиций), новых современных технологий модернизации (услуги Технико-внедренческого центра), улучшения свойств продукции базовых отраслей (например, создание высокопрочных прецизионных труб из нержавеющих сталей и сплавов на основе нанотехнологий);

• внедрить в систему государственного управления Свердловской области межотраслевой и межсекторальный подходы, нацеленные на согласованное развитие производственного бизнеса, инфраструктуры, науки и образования.

Формирование и развитие кластеров в экономике Свердловской области будет способствовать созданию новых территориальных центров экономического роста - полюсов конкурентоспособности. Часть центров кластерного развития (мест расположения «ядер»кластеров) расположены в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Верхней Пышме, Первоуральске. Многие кластерные инициативы планируется реализовывать в городах «второго эшелона» - Камышлове, Кировграде, Новоуральске, Верхней Салде, Туринске, Тавде, Североуральске, Карпинске, Ирбите и др. Таким образом, кластерная политика будет способствовать оптимизации пространственной организации производительных сил Свердловской области, формированию полицентричной структуры экономического пространства региона.

В настоящее время наблюдается процесс формирования кластеров «снизу», когда инициатором выступает бизнес, причем функционирование последного связано с высоким уровнем конкуренции на профильном рынке и высокой вероятностью потери части данного рынка в случае отсутствия налаженного взаимодействия между его участниками. Поэтому данные процессы не столько связаны с мерами государственной поддержки кластеров, сколько с потребностями самого бизнеса. Так, в Свердловской области в настоящее время формируются кластеры в сфере оценочных услуг и строительной индустрии.

К проблемам развития строительной отрасли Свердловской области, которые требуют повышения эффективности взаимодействия субъектов строительного рынка и других секторов экономики, следует отнести:

• невозможность участия в крупных тендерах вследствие отсутствия гарантированного взаимодействия организаций в строительном комплексе;

• нерешенность проблем взаимодействия предприятий стройкомплекса с естественными монополиями, государственными и муниципальными разрешительными структурами, финансовыми организациями, образовательными учреждениями и др.;

• слабая и высокозатратная транспортно-логистическая обеспеченность предприятий комплекса.

Последствиями нерешения данных проблем являются:

• снижение конкурентоспособности продукции строительного комплекса Свердловской области по цене и качеству;

• потеря существующих и перспективных рынков сбыта продукции (например, ЯНАО, ХМАО и др.);

• недополучение финансовых ресурсов, способных обеспечивать дальнейшее развитие комплекса.

Суть создания строительного кластера Свердловской области, направленного на выпуск конкурентоспособной продукции строительного комплекса и расширение рынков сбыта его продукции, заключается в организации эффективного взаимодействия и координации деятельности предприятий строительной индустрии, а также проектных, инжиниринговых, транспортно-логистических организаций, учреждений науки, образования, финансовых, юридических услуг, государственных и муниципальных органов управления [4].

Строительный кластер формируется на базе ведущих предприятий строительного комплекса Свердловской области. Базовыми предприятиями кластера являются крупнейшие (лидирующие) предприятия промышленности строительных материалов (ОАО «Сухоложскцемент» (г. Сухой Лог), ОАО «Ревдинский кирпичный завод» (г. Рев-да), ОАО «Ураласбест» и др.) и строительные компании (ЗАО «Атомстройкомплекс», АООТ «Уралтрансстрой», ЗАО «СМУ № 3» и др.).

С «ядром» кластера тесно связаны:

• государственные региональные органы власти (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; Госархстройнадзор);

• общественные организации и профессиональные бизнес-сообщества (Союз предприятий стройиндустрии Свердловской области, Союз строителей Свердловской области, Союз проектных, научных и изыскательских предприятий и организаций Свердловской области, СРО строителей и др.;

• проектные компании (ОАО «Уралгипротранс», ООО «ТехноСтройПроект», «УралНИИпроект» РААСН, ОАО «11 Военпроект», ЗАО «Проектстальконструкция», ОАО «Уралгипромез», ОАО Институт «Уралгипроруда», ОАО «УралНИИАС» и др.);

• учебные заведения (ФГАОУ ВПО УрФУ им. Б. Н. Ельцина (на базе УГТУ-УПИ), строительный факультет; Уральский государственный межрегиональный колледж строительства и архитектуры и предпринимательства; ГОУ «Екатеринбургский

учебный комбинат Госстроя России»; ФГОУ Екатеринбургский колледж транспортного строительства; ГОУ СПО «Екатеринбургский монтажный колледж»; ГОУ СПО «Нижнетагильский строительный техникум»; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» (УГЛТУ); ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»).

Строительный комплекс, по сути являющийся наиболее кооперированным, обладающий развитой межотраслевой и внутриотраслевой кооперацией, объединяет более 8 тыс. организаций. В связи с этим основным вопросом его формирования выступает организация взаимодействия предприятий. В качестве предложений, уже начавших реализовываться на практике, можно назвать создание нескольких консорциумов в каждом из рыночных направлений деятельности строительных компаний с учетом характера их территориальной локализации, а именно: транспортный строительный консорциум, жилищный, промышленный, северный (центр - г. Краснотурьинск), западный (центр - г. Ирбит) консорциумы и т. д.

Участники соглашения о консорциуме обязуются временно объединить усилия по координации своей деятельности в конкурентной борьбе за получение крупнейших и особо значимых объектов в промышленности и их совместное исполнение. Организации, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность за исключением деятельности, которая связана с достижением целей проекта (в частности, будучи хозяйственно независимыми организациями, члены консорциума сохраняют за собой право самостоятельно работать с заказчиками).

В рамках консорциума заказчики заключают контракты с головным предприятием - «лидером», которое отвечает перед заказчиком как за весь строительный проект, так и отдельные его части. «Лидер» представляет интересы консорциума перед заказчиком и «третьими» лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов промышленного консорциума.

Таким образом, развитие кластера приводит к высокому социально-экономическому эффекту и способствует переводу на инновационную модель развития целой отрасли в экономике региона.

Источники

1. Татаркин А. И., Лаврикова Ю. Г., Высокинский А. Г. Развитие экономического пространства Российской Федерации на основе кластерных принципов // Федерализм. 2012. № 1.

2. Романова О. А., Лаврикова Ю. Г., Оглоблин А. А. Концепция создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина» / отв. ред. А. И. Татаркин. Екатеринбург : ИЭ УрО РАН, 2008.

3. Инновационные территориальные кластеры // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic.

4. Лаврикова Ю. Г., Котлярова С. Н. О кластеризации строительного комплекса Свердловской области // УрФО: Строительство. ЖКХ. 2012. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.