V.N. KOHMAN
REALIZATION OF MAIN INTERNATIONAL STANDARDS FOR THE TREATMENT OF PRISONERS IN EUROPEAN PENAL SYSTEM
В.Н. КОХМАН
(Воронежский институт ФСИН России)
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
Первая попытка разработки пенитенциарных стандартов в Европе была предпринята в 1973 г., когда Совет Европы своей резолюцией одобрил Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Они были направлены на то, чтобы адаптировать к европейским условиям Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые 30 августа 1955 г. I Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1987 г. Правила были тщательным образом переработаны, с тем чтобы «последовательно реализовать нужды и чаяния тюремных администраций, заключенных и сотрудников пенитенциарных учреждений по обеспечению позитивного, реалистичного и современного подхода к вопросам управления и обращению с заключенными».
Современная редакция Правил преследует ту же цель и базируется на предыдущих тюремных стандартах и ценностях Европейской конвенции по правам человека. Однако с 1987 г. в развитии европейского пенитенциарного законодательства и практике обращения с заключенными произошло множество изменений. Эволюционные шаги в обществе, политике борьбы с преступностью, практике вынесения приговоров, а также присоединение к Совету Европы новых государств-членов привели к значительным переменам в области организации управления пенитенциарными учреждениями и обращения с заключенными.
По мнению эксперта по исполнению наказаний земли Северный Рейн доктора юстиции К. Коеп-села, разрабатывавшаяся на протяжении многих лет основная концепция европейской пенитенциарной системы всегда зависела от степени влияния
отдельных государств в руководящих органах Совета Европы. Например, в рамках европейской системы исполнения наказаний всегда доминировали скандинавские государства. Кроме того, большое влияние на эти процессы оказывают и страны традиционной демократии Запада (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Португалия и Испания), постоянно следя за тем, чтобы они были задействованы в разработке новых пенитенциарных правил. Однако образцом для подражания в Европе, по существу, могли стать только те государства, чья социальная политика была концептуально убедительной не только на словах, но и на деле. В этом отношении интересно новое исследование, в рамках которого изучался вопрос о том, в каком объеме были реализованы социально-политические программы. Внутри Европейского союза передовые позиции занимают Финляндия, Швеция, Дания и Норвегия. Германия находится лишь 13-м месте, то есть ниже среднего уровня1 .
По нашему мнению, данный вывод не совсем объективен, так как, чтобы узнать, насколько результат этого исследования отражает реализацию заданных юридических и политических условий в местах лишения свободы, требуется более детальное, всестороннее его рассмотрение.
Бесспорные лидеры в области гуманизации условий отбывания наказания - Финляндия, Норвегия, Дания и Швеция, однако и они испытывают на себе влияние духа времени с его требованием ужесточения тюремных наказаний, которые должны быть более длительными, суровыми и последовательными. В уголовно-исполнительной политике стран Западной Европы наблюдается растущий скептицизм по отношению к возможно-
• •
Уголовно-исполнительное право
2008. № 2
сти измененить человека в лучшую сторону. При обсуждении данной проблемы на различных межгосударственных кворумах сформировалось устойчивое мнение о необходимости последовательного введения более жестокого тюремного наказания. Это является политическим девизом Западной Европы в обращении с нарушителями общественного спокойствия. В то же время Восточная Европа, в том числе Россия, начинает постепенно отходить от применения суровых тюремных заключений и берет курс на гуманизацию уголовноисполнительной политики.
Ключевую роль в эволюционных изменениях идеи исполнения наказания сыграло непрерывно растущее число решений, принятых Европейским судом по правам человека применительно к исполнению (отбыванию) наказания. В связи с этим Европейский комитет по проблемам преступности поручил Совету по сотрудничеству в уголовной области привести Европейские пенитенциарные правила в соответствие с лучшими примерами современной практики. В нем подчеркивается никогда не следует забывать о том, что тюремное заключение должно использоваться только как крайняя мера, то есть о принципе ultima ratio - крайней меры. Цель ее применения - уменьшение числа заключенных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, до минимально возможного уровня. Особо подчеркивается важность использования наказания в виде лишения свободы только для наиболее тяжких преступлений. Принцип крайней меры должен применяться лишь для того, чтобы ограничить срок содержания под стражей как осужденных, так и не осужденных лиц. Государствам необходимо тщательно рассмотреть возможность вынесения осужденным альтернативного приговора, который не связан с тюремным заключением, а также исключения некоторых правонарушений из числа уголовно наказуемых или их переквалификации, с тем чтобы они не наказывались тюремным заключением.
Исследуя вопросы правовой имплементации норм международного права в национальное законодательство европейских стран, нужно остановиться на анализе некоторых тюремных систем. Особый интерес представляет пенитенциарная система Швейцарии. Как известно, до 2002 г. эта страна не входила в ООН, следовательно, не была обязана исполнять принятые ею правовые документы, в том числе касающиеся исполнения (отбывания) уголовного наказания. Несмотря на это, Швейцария ратифицировала важнейшие документы ООН по правам человека: Соглашение против пыток и прочего жестокого, бесчеловечного и унижаю-
щего обращения (1984 г., ратифицировано в 1986 г.); Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г., ратифицирован в 1992 г.); Пакт о гражданских и социальных правах (1966 г., ратифицирован в 1992 г.); Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах на запрещение смертной казни (1989 г., ратифицирован в 1986 г.); Соглашение о правах ребенка (1989 г., ратифицировано в 1997 г.) и др.
Таким образом, правовая имплементация указанных международных документов в значительной степени повлияла на дальнейшую пенитенциарную политику Швейцарии. В результате совершенствовалось уголовно-исполнительное законодательство, а вместе с ним вся тюремная система.
В отличие от России в Швейцарии всего три уголовных наказания: штраф, лишение свободы и превентивные меры. Срок тюремного заключения не может превышать 20 лет. Места лишения свободы в этом государстве - тюрьмы, которые подразделяются на два вида: открытого типа и каторжные. В тюрьмах открытого типа содержатся впервые осужденные, в каторжных - рецидивисты. Однако различий в условиях тюремного содержания нет, разница проявляется только в степени изоляции.
Тюрьмы открытого типа в какой-то степени схожи с российскими колониями-поселениями. Они не имеют ограждений, их территория лишь обозначена, заключенные могут свободно передвигаться и работать за ее пределами. В каторжных тюрьмах есть все тюремные атрибуты, в том числе инженерно-технические сооружения и средства охраны. В одной тюрьме содержатся заключенные с краткими и длительными сроками лишения свободы.
В Швейцарии в настоящее время проживает 7 миллионов человек, 20 % из них - иностранцы, в основном рабочие-эмигранты или беженцы. В кантонах функционируют около 30 учреждений, исполняющих наказания, включая две женские тюрьмы. К ним можно добавить около 150 преимущественно маленьких тюрем для подследственных арестантов в округах. В большинстве учреждений, исполняющих наказания, по 50-150 мест, в некоторых - 150-200 мест. В самых крупных учреждениях содержатся примерно 380 заключенных 80 национальностей. Во всей Швейцарии под стражей находятся около 6 тыс. человек.
Тюрьмы подразделяются следующим образом: для подследственных, первично осужденных, рецидивистов, пытавшихся совершить побег и социально опасных преступников2 .
Швейцарские тюрьмы обязаны предоставить рабочее место каждому заключенному, после-
Уголовно-исполнительное право
2008. № 2 • •
дние, в свою очередь, должны работать. За выполненную работу им выплачивают заработную плату, уровень которой несколько ниже, чем на рынке труда. Часть ее переводится на заблокированный счет, который открывается при освобождении заключенного, другую часть он может использовать на мелкие покупки, а также на плату за пользование телевизором. Гарантированный минимум заработка заключенного составляет 300 франков в месяц.
В отличие от тюрем Восточной Европы в Швейцарии заключенные, как правило, проживают в отдельных камерах размером от 6 до 16 м2. Они закрываются только на ночь, в остальное время заключенные свободно передвигаются по территории тюрьмы. Как и во всех тюрьмах Европы, самое распространенное нарушение режима в швейцарских тюрьмах - употребление наркотиков. За нарушение режима отбывания наказания заключенные подвергаются различного рода взысканиям, в том числе водворению в дисциплинарный изолятор на срок до 10 суток.
В тюрьмах Швейцарии разрешены отпуска с правом выхода за пределы тюрьмы, однако они предоставляются только тем заключенным, которые примерно себя ведут и хорошо работают. Допускаются краткосрочные свидания продолжительностью не более четырех часов. В течение одного месяца заключенный может получить до двух свиданий.
Институт условно-досрочного освобождения применяется только по отбытии осужденным не менее двух третей срока наказания. Примечательно то, что решение об условно-досрочном освобождении принимает не суд, как в России, а департамент юстиции и полиции того кантона, на территории которого находится тюрьма.
Тюремная система Норвегии отнесена к ведению Министерства юстиции и полиции и включает в себя 45 тюрем, в которых содержится около 3 тыс. осужденных к лишению свободы, а также лиц, в отношении которых избрана мера уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу. Они подразделяются на два вида: открытые и закрытые. В соответствии с требованием ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными во всех тюрьмах Норвегии существует жесткая дифференциация, предусматривающая отдельное содержание (в разных блоках) лиц мужского и женского пола, осужденных и заключенных под стражу, взрослых и несовершеннолетних.
Лимит наполнения тюрем постоянно колеблется и может изменяться от 120 до 400 человек. Во всех тюрьмах Норвегии осужденные содержатся в одноместных камерах, которые за-
Уголовно-исполнительное право
* * 2008. № 2
пираются не только на ночь, но и на несколько часов днем (в открытых тюрьмах лишь на ночь). Доступ в камеры других осужденных разрешается в пределах одного блока (коридора). В тюрьме есть штрафные камеры, куда помещаются нарушители режима отбывания наказания на срок до двух недель.
В норвежских тюрьмах осужденным разрешают иметь радиоприемники, телевизоры, видео- или аудиомагнитофоны. Кроме того, даже в тюрьмах максимальной безопасности есть спортивные залы или специально оборудованные комнаты с тренажерами, спортивные площадки на открытом воздухе. Во время отбывания наказания заключенные имеют право выходить в город в сопровождении сотрудника тюрьмы, посещать городской бассейн, кино, театры, спортивные мероприятия. С разрешения администрации они могут увидеться со своей семьей, но на ночь обязаны вернуться в тюрьму.
Примечательно то, что осужденные питаются в одних столовых с сотрудниками тюрьмы, причем одновременно, пища для всех одинакова. Представители пенитенциарных учреждений Норвегии поясняют, что такой порядок установлен для налаживания «дружеских отношений» и рассматривается как важнейшая мера безопасности.
Все осужденные обязаны работать или учиться. Те, кто заняты обучением, к работе не привлекаются. Основные виды производства - изготовление мебели, металлообработка, швейное производство. Плату за труд осужденные не получают, все доходы поступают в бюджет Работающим и обучающимся выплачивают небольшие суммы денег на карманные расходы, связанные с покупкой сигарет, письменных принадлежностей, телефонные переговоры с родственниками или знакомыми.
Тюрьмы Финляндии находятся в ведении Министерства юстиции. Тюремное «население» этой страны невелико, всего около 3 тыс. заключенных. При этом надо учитывать, что в Финляндии немногим более пяти миллионов жителей.
В 1972 г. в Финляндии была отменена смертная казнь, поэтому лишение свободы рассматривается как самое суровое уголовное наказание, максимальный срок которого не может превысить 15 лет. За отдельные составы преступлений законодательство Финляндии в исключительных случаях предусматривает пожизненное лишение свободы. В связи с этим суды широко используют в своей практике меры наказания, не связанные с изоляцией от общества: штраф, отсрочку наказания, условное осуждение. К лишению свободы приговаривается не более 10 % виновных, а фактически в тюрьму направляется чуть более 3 % осужденных3.
В тюремную систему Финляндии входят 17 тюрем. Каждому заключенному предоставляется отдельная камера (размером 3 х 2 м), в которой есть кровать, стол, стул, шкаф для личных вещей, душ, туалет. Заключенным разрешают пользоваться телевизором, магнитофоном, книгами, письменными принадлежностями, играть в компьютерные игры.
Все тюрьмы подразделяются на три вида: повышенной безопасности (их три), средней безопасности (одиннадцать) и открытые тюрьмы (три). В тюрьмах повышенной безопасности осуществляется строгий надзор и максимальная изоляция от свободного общества и других заключенных. В тюрьмах средней безопасности заключенные могут общаться между собой, выходить за их пределы в сопровождении надзирателей. В остальных тюрьмах нет технических средств охраны и иных противопобеговых сооружений. Заключенные живут в камерах, имея при себе ключи от дверей, могут свободно передвигаться в пределах территории учреждения, носят одежду гражданского образца. Нарушители порядка переводятся в тюрьму закрытого типа.
Помимо тюрем, в Финляндии действуют 11 трудовых колоний, в каждой из них содержится по нескольку десятков человек. Колонии организованы при отдельных тюрьмах и предназначены для выполнения краткосрочных строительных работ на различных объектах. Заключенные проживают в небольших деревянных домиках (в России их называют финскими). Эти колонии во многом похожи на наши колонии-поселения. Следует отметить, что во всех тюрьмах хорошо организован труд заключенных, рабочий день которых составляет 40 часов в неделю. Есть тюрьмы, где осужденные находятся только в ночное время, а днем работают на гражданских предприятиях. В выходные и праздничные дни, а также каждый вечер после работы они должны находиться в своих камерах, которые на это время закрываются.
В тюрьмах Финляндии нет ограничений на свидания с родственниками, переписку, которая в необходимых случаях проверяется, разрешаются телефонные переговоры и отпуска с правом выезда за пределы тюрьмы. Основная масса осужденных освобождается досрочно под честное слово по системе так называемого пароля. В итоге около 70 % лиц, отбывающих наказания, проводят в тюремных камерах менее полугода4 .
Исследуя вопросы правовой имплементации норм международного права в национальное уголовно-исполнительное законодательство европейских стран, следует отметить, что в настоящее время четко просматривается определенная акти-
визация данного процесса. По нашему мнению, это вызвано прежде всего усилением интеграционных процессов, происходящих в европейском сообществе. Стремление к созданию Евросоюза, который по своей форме и содержанию соответствовал бы параметрам единого государства, породило некоторое количество проблем в национальных пенитенциарных системах. В первую очередь это вызвано отсутствием единой правовой базы, регулирующей данный вид правовых отношений, сложившимися национальными обычаями и традициями, многообразными подходами к установлению вины и соответствующей ей ответственности, определением цели наказания, различным уровнем внутритюремных бытовых условий, возможностью трудового использования и т. д.
Анализируя современное состояние пенитенциарных систем Западной Европы, можно легко убедиться в том, что их реформирование в духе международных стандартов, разработанных под эгидой ООН и Совета Европы, начинает давать определенные сбои. Отсутствие единых политических и экономических подходов к решению этих задач и плохое перспективное прогнозирование серьезно препятствуют воплощению в жизнь закрепленных на бумаге основных принципов и целей. Скверным попутчиком в этом направлении оказалось стремление некоторых государств идти «впереди Европы всей», недооценка своих материальных возможностей, заигрывание с демократией, дешевый популизм и т. д. Подгонка под Рекомендации Совета Европы национальных уголовно-исполнительных систем не принесла им желаемых результатов. В связи с этим почти во всех странах Европы отмечается изменение не в лучшую сторону настроения среди служащих пенитенциарных учреждений. Надежда положительно изменить заключенных с помощью воспитательных мер уже не так распространена, как i5 лет назад. «Неудивительно, что в западноевропейских тюрьмах у служащих и заключенных все больше растут общие пессимистические настроения, хотя в качестве идеологической настройки системы еще действуют европейские принципы и рекомендации, составленные под влиянием гуманного отношения к облику человека. Именно они являются официально провозглашенными руководящими принципами пенитенциарной системы, однако мало где уже удается реализовать эти рекомендации»5 .
Во многих европейских странах в настоящее время наблюдается развитие в пенитенциарной системе феномена, называемого англичанами real lifers (в дословном переводе - «действительное пожизненное заключение»). После Второй мировой войны в Европе впервые был поставлен вопрос о том, как поступать с осужденными, котоУголовно-исполнительное право 2008. № 2 • •
рые должны будут умереть в заключении. Смерть в тюрьме стала актуальной и широко обсуждаемой темой на пенитенциарных конгрессах, симпозиумах, конференциях и т. д. Парадоксальность проблемы состоит в том, что Европейские минимальные правила обращения с заключенными не в состоянии обратить вспять наметившуюся тенденцию. В разделе, где идет речь об обращении с заключенными, отмечается, что независимо от продолжительности срока тюремного заключения у заключенного должно стимулироваться развитие способностей, позволяющих ему после освобождения вести жизнь без нарушений. Как же в таких условиях вести среди осужденных воспитательную работу, правовую пропаганду, миссионерскую деятельность и т. д.?
К сожалению, этот вопрос остается открытым не только для европейских стран, но и для России6, которая в последние годы уделяет большое внимание вопросам интеграции в европейское сообщество и правовой имплементации нормативных актов, регулирующих исполнение уголовного наказания. После принятия в 1996 г. Российской Федерацией Закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы» ускорилось осуществление правовой и судебной реформ в целом. Наша страна приняла на себя ряд обязательств, одно из которых - приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами. Исполняя взятые на себя обязательства, Россия ввела мораторий на смертную казнь и дала обещание исключить ее из системы уголовных наказаний. Несмотря на то что с тех пор прошло более 12 лет, соответствующие изменения (дополнения) в федеральные законы не внесены. Количество лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы, с каждым годом увеличивается, а законодательная регламентация условно-досрочного освобождения данной категории осужденных отсутствует.
Анализируя современное состояние европейских пенитенциарных систем, следует отметить, что лимит наполнения тюремных учреждений не успевает за динамикой роста количества заключенных, именно поэтому их перенаселенность становится главной проблемой во многих странах. В докладе Генерального секретаря ООН указывается: «...до тех пор, пока проблема с перенаселением тюремных учреждений существует, все остальные проблемы остаются на заднем плане»7.
Излишняя жесткость уголовного законодательства и материальные проблемы, без сомнения, являются главной помехой для последующей ресоциализации осужденных. За небольшие правонарушения они вполне могли бы более рационально искупить свою вину при исполнении пробации или других альтернативных наказаний, не связанных с лишением свободы. Создается впечатление, что во многих странах исполнение наказания и классификация преступлений стали все более зависимы от политических целей и решений.
Не следует забывать, что защита общества полностью реализуется в период заключения, но ущерб, наносимый заключенному, может оказаться очень серьезным. Обширные криминологические исследования и опыт многих тюрем показывают, что уровень криминализации многих заключенных после освобождения выше, чем в момент заключения в тюрьму. Следовательно, тюрьма не только не защищает общество от криминала, но и воспроизводит преступников, способных совершить более тяжкие преступления. Когда мы слышим, что гуманность и позитивное отношение к осужденным - это неоправданная мягкость, мы возражаем, что это вполне закономерная необходимость, поскольку грубое, жестокое обращение с ними может привести к совершению ими более тяжких преступлений.
1 См.: Коепсел К. Минимальные стандарты в европейской пенитенциарной системе и их реализация в практике исполнения наказаний // Реализация Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными в современных условиях: Сб. ст. М., 2006. С. 17.
2 См.: Хохштрассер Ф. Права человека и исполнение наказаний в Швейцарии // Там же. С. 57-58.
3 См.: Уголовно-исполнительное право: В 2 т. Т. 2: Особенная часть. Рязань, 2006. С. 570.
4 См.: Там же. С. 570.
5 Коепсел К. Указ. соч. С. 16.
6 См.: Корецкий Д.А. Концепция института помилования как проблема политики // Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ (теоретические и практические аспекты реализации)»: Материалы науч.-практ. конф. Брянск, 2002. С. 98; Михлин А.С. Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра. М., 1997. С. 154; Саженков Ю.В., Селиверстов В.И. Правовые проблемы помилования в России. М.,
2007. С. 93; Полищук Н.И. Мораторий на смертную казнь: вопросы теории и практики // Юрид. мысль. 2007. № 2.
7 Цит. по: Йохансен Б. Особенности реформирования пенитенциарной системы европейских стран и соблюдение Минимальных стандартных правил ООН. Реализация Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными в современных условиях: Сб. ст. М., 2006. С. 34.
• •
Уголовно-исполнительное право
2008. № 2