https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.7
Иванова Александра Георгиевна, Бояршинова Ирина Михайловна
СТАНОВЛЕНИЕПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1991-2017 ГГ.
Статья раскрывает становление правовых основ молодежной политики в Оренбургской области в 1991-2017 гг. на основе федерального и регионального законодательства, обозначает комплекс проблем, стоявших перед молодыми людьми в регионе в эти годы. Проанализированы количественные и качественные показатели реализации основных направлений работы государственных органов власти, общественных молодежных организаций. Исследуя этапы становления правовых основ, авторы делают вывод о том, что существует объективная взаимосвязь между принимаемыми документами, степенью их осуществления и особенностями региональной государственной молодежной политики.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972018/12-277.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 2. C. 219-224. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 93 Дата поступления рукописи: 17.09.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.7
Статья раскрывает становление правовых основ молодежной политики в Оренбургской области в 1991-2017 гг. на основе федерального и регионального законодательства, обозначает комплекс проблем, стоявших перед молодыми людьми в регионе в эти годы. Проанализированы количественные и качественные показатели реализации основных направлений работы государственных органов власти, общественных молодежных организаций. Исследуя этапы становления правовых основ, авторы делают вывод о том, что существует объективная взаимосвязь между принимаемыми документами, степенью их осуществления и особенностями региональной государственной молодежной политики.
Ключевые слова и фразы: Оренбургская область; молодежь; молодежная политика; правовые основы; молодёжные общественные организации.
Иванова Александра Георгиевна, д.и.н., профессор Бояршинова Ирина Михайловна, к.и.н., доцент
Оренбургский государственный педагогический университет kaf_hist_otech@mail.ru; boyarira@yandex.ru
СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1991-2017 ГГ.
Исследование финансируется за счет гранта Оренбургской области в сфере научной и научно-технической деятельности № 30 от 31.07.2018 г. «Формирование противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде на примере Оренбургской области и сопредельных территорий (исторические предпосылки и современность)».
Развитие любого государства и общества во многом определяется качеством жизни молодежи как стратегического ресурса. Доступность образования, включенность молодых людей в производство материальных и духовных благ, способность внести свой вклад в развитие экономики, готовность к инновациям, способность реализовывать новые проекты определяют актуальность исследования. Становление правовых основ молодежного законодательства является базовой составляющей осуществления государственной региональной молодежной политики. Цель исследования - изучить этапы становления правовых основ государственной молодежной политики в Оренбургской области в 1991-2017 годы. Задачей исследования является изучение процесса осуществления государственной молодежной политики, взаимосвязи принятия правовых документов на федеральном и региональном уровнях и практических результатов решения сложных проблем реализации молодежной политики в Оренбургской области. Новизна исследования состоит в комплексном анализе становления правовых основ государственной молодежной политики и ее реализации в Оренбургской области, обозначении ключевых проблем молодежи в регионе и перспектив их решения.
Становление правовых основ государственной молодежной политики с 1990-х годов прошло несколько этапов: 1992-1999 гг. (первый этап), 2000-2010 гг. (второй этап), 2011-2017 гг. (третий этап). Каждый этап имел свои особенности и различия по уровню принимаемых федеральными и региональными органами власти нормативно-правовых актов и степени их практической реализации.
Первый этап характеризовался созданием органов и служб по делам молодёжи, системы информационного обеспечения молодёжи, государственной поддержкой деятельности молодёжных организаций и объединений, обеспечением условий духовного и физического развития молодёжи, а также решением сложных социально-экономических проблем, с которыми сталкивались молодые люди.
Принятое в 1993 году Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» формулировало задачи создания федеральных и региональных органов по делам молодежи, положило начало молодежному законодательству [30]. Становление правовых основ федеральной молодежной политики осуществлялось в реализации Указов Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Принятые федеральные целевые программы «Молодёжь России», «Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов» впервые обозначили приоритет решения проблем молодежи для дальнейшего развития страны, заявили необходимость финансирования основных направлений федеральных программ при формировании федерального бюджета на 1995-1997 гг., обозначили правовые и организационные условия координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти [20; 25]. Реализация программных положений этих документов составила лишь 57% от предусмотренных бюджетом ассигнований [47].
Принятые ранее законы «О региональной государственной молодежной политике в Оренбургской области» [22], «Закон о государственной молодёжной политике в Оренбургской области» [5] позволили разработать основы региональной молодежной политики, создать структуру органов по делам молодежи, определить финансовые механизмы решения молодежных проблем. В ходе реализации законов в 1996 году администрацией Оренбургской области были приняты распоряжения «О мерах по поддержке молодой науки» [14] и «О мерах по поддержке талантливой молодёжи» [15], в которых предусматривалось увеличение количества и размера областных стипендий молодым учёным, а также выделение 250 млн рублей на поддержку студенческой науки.
Постановлением Правительства Оренбургской области были приняты «Программа развития физической культуры и спорта в Оренбургской области на 1997-2000 гг.» [43], программа «Дети Оренбуржья» [28], которые обозначили меры поддержки детских клубов, механизм подготовки спортсменов в спортивных школах и молодежных общественных организациях. В постановлении была закреплена и система контроля со стороны Правительства Оренбургской области, обозначены основные организационные структуры, работающие в сфере развития физкультуры и спорта [28; 43].
Постановлением Правительства РФ принята вторая программа «Молодежь России» на 1998-2000 годы [26], которая выработала более определенный механизм финансирования, однако вопросы образования, поддержки общественных инициатив, отдых и оздоровление молодежи, занятость, профилактика наркозависимости и другие значимые вопросы не были обозначены отдельными направлениями. Вторая молодёжная программа также не была реализована по основным показателям, поскольку выделено 51,5% от утвержденного в бюджете объема и 13,3% от общей потребности в финансировании. Это привело к свертыванию большинства подпрограмм [27].
Становление правовых основ государственной молодежной политики в Оренбургской области на первом этапе определило направления деятельности органов государственной власти по созданию правовых и финансовых условий поддержки молодежных организаций, молодых семей, а также молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Однако на этом этапе не удалось полностью решить обозначенные в законах и постановлениях правительства проблемы молодежи. Заявленные программы не были реализованы в полном объеме. Причиной этого СМИ называли слабую законодательно-нормативную базу государственной молодёжной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне, проблемы в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении; недостаточное финансирование, составляющее лишь 65% от предусмотренных бюджетом ассигнований [7, с. 23].
Второй этап становления правовых основ молодежной политики характеризовался принятием Распоряжением Правительства РФ третьей и последней федеральной целевой программы «Молодёжь России» на 2001-2005 гг. [8], реализация которой предусматривала значительный рост бюджетных и внебюджетных источников денежных поступлений более чем в 58 раз с начала 2000-х годов [48]. Новая программа обозначила молодёжные проблемы, которые угрожали безопасности государства. Важнейшими из них были развитие гражданственности и патриотизма, поддержка учащейся молодёжи, обеспечение гарантии реализации прав молодёжи на труд, решение жилищной проблемы, поддержка социально-незащищённых категорий молодёжи, а также профилактика молодёжной преступности, наркомании и проблема распространения СПИДа.
В Оренбургской области с начала 2000-х годов стало традиционным заслушивание «Ежегодных докладов о положении молодёжи» и обсуждение их на расширенных совещаниях всех заинтересованных организаций и служб. Деятельность всех структур, подчинённых органам исполнительной власти в регионе, определялась программами мероприятий по различным направлениям, которые были включены в ежегодные «Планы мероприятий по реализации государственной молодёжной политики» и обеспечивались ежегодным обязательным финансированием в объеме 150 млн рублей по разделам «Образование» в планах экономического и социального развития Оренбургской области [19].
Одним из главных направлений в эти годы было формирование правовых основ поддержки молодых семей органами власти. В результате принятого Законодательным собранием Оренбургской области в феврале 2003 года закона [34] появилась возможность приобретения жилья для молодёжи через молодёжную ипотеку и систему субсидий на жильё, выделяемых молодым родителям в зависимости от количества детей в семье. Реализация этого закона позволила получить льготные кредиты 200 молодым семьям. Всего в результате реализации этой программы за период с 2003 по 2010 гг. государственную поддержку получили 3260 молодых семьи в форме субсидий на общую сумму 1236,0 млн рублей за счет регионального финансирования [35]. Всего на реализацию жилищной программы в отношении различных категорий молодежи было затрачено 4682,6 млн рублей [42].
В Законе о государственной молодежной политике в Оренбургской области (2006 г.), наряду с прежними задачами по обеспечению соблюдения прав и свобод молодежи в сфере образования и воспитания, нравственного развития молодых граждан, обозначена задача по профилактике асоциального поведения молодежи и подростков [11]. Решениями органов исполнительной власти по выполнению региональных законов [18; 41] определялись основные мероприятия по улучшению работы с молодежью, организована поддержка деятельности 12 военно-патриотических клубов [31] и более десяти молодежных проектов [29], профинансированы комплексные областные соревнования «Золотой колос Оренбуржья», «Оренбургская снежинка», «Фестиваль рабочего спорта», спартакиады «Старты надежд», «Рабочая смена», «Юность России», «Фестиваль студенческого спорта» [19]. В результате чего сократились в 2,3 раза показатели по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков [23], снизились показатели преступлений среди несовершеннолетних с 2753 в 1995 году до 1431 в 2010 году [13; 38; 39].
Основными итогами решения проблем занятости молодежи в области было создание внебюджетного фонда занятости населения, на деятельность которого было выделено 226 миллионов рублей, в том числе на строительство учебного центра по профессиональной переподготовке кадров - 10 миллионов рублей [10]. Постановлением Законодательного собрания Оренбургской области был утвержден порядок финансирования мероприятий по содействию занятости, определены региональные пособия по безработице, стипендии на период прохождения профессионального переобучения, пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости [21].
Важное место в деятельности региональных органов исполнительной власти занимало формирование и реализация государственной молодежной политики по поддержке деятельности детских и молодежных общественных организаций, основные принципы и направления которой были закреплены в принятом в 2005 году законе Оренбургской области [12]. Взаимодействие с молодежными организациями в этот период и активная поддержка их деятельности способствовали появлению новых общественных организаций, таких, как «Молодежь против наркотиков», Городская организация добровольного студенческого отряда спасателей Оренбургского государственного педагогического университета, городских молодежных общественных организаций и общественно-политических движений «Перспектива», «Здоровье молодежи», «Зеленый Урал» [37].
Таким образом, становление правовых основ молодежной политики на втором этапе (2000-2010 гг.) практически переместилось на региональный уровень. Федеральное законодательство не формировалось, решение актуальных проблем молодого поколения, финансовая нагрузка в решении вопросов молодежной политики переместилась с федерального на региональный уровень. Это подтверждают и исследования историков Б. А. Ручкина, О. В. Минчука, которые отмечали ослабление роли федерального центра в решении молодежных проблем [6, с. 9; 46, с. 90].
Третий этап становления правовых основ государственной молодежной политики (2011-2017 гг.) в Оренбургской области обозначил новые задачи и перспективы. Основные направления и формы работы с молодежью сохраняли свою актуальность. В рамках исполнения ранее принятых законов возрастала активность институтов гражданского общества, которые активно включились в решение проблем, стоящих перед молодыми людьми. Активизировалась деятельность детских и молодежных общественных организаций, численность которых достигла 20 (2 детских и 18 молодежных по различным направлениям) [37]. Сформировалась система субсидий и грантов молодежным общественным организациям [32], которые ежегодно получали 40 проектов, прошедших защиту в рамках ежегодного Оренбургского молодежного форума «Рифей» [36]. С 2017 года проводится ежегодный Международный молодежный образовательный форум «Евразия», который объединил в 2018 году 800 молодых людей из 77 стран мира и 80 регионов России вокруг идеи Русского мира [3]. Работа молодежных организаций использовала формы дискуссионных клубов, позволяющие значительно расширить аудиторию наиболее активной молодежи. Основными направлениями встреч-дискуссий были: Молодежь, глобализация, вызовы времени; Карьера и социальный лифт; Предпринимательство; Лидерство; Культура; Благотворительность; Новое образование; Интернет, технологии; Экономика [4; 45].
В этот период фактором гражданской консолидации в деятельности молодежных организаций становится волонтерское движение, которое на государственном уровне было признано. Внимание общества к этому направлению усилилось с 2017 года, когда Агентство гражданских инициатив разработало Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах РФ [49]. 2018 год был официально объявлен Годом добровольчества (волонтерства) в России. В Оренбуржье сформировалось 15 добровольческих отрядов, объединивших 240 молодежных активистов по разным направлениям деятельности, которые вовлекли в решение общественно-полезных дел более 5000 молодых людей [24, с. 7]. Волонтерские центры в школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях совместно с молодежными общественными организациями ежегодно реализуют социально-значимые проекты: региональный многопрофильный лагерь «Грани» (более 100 участников), «Академия успеха», молодежное добровольческое движение «Марафон здоровья», «Студенческий добровольческий корпус», Оренбургский социальный добровольческий театр «Люди-Т», деятельность добровольческого движения «Волонтеры Победы» [Там же, с. 8]. Проект «Марафон добрых дел» стал победителем грантового конкурса Фонда президентских грантов, 14 представителей области получили индивидуальные гранты на общую сумму 2 млн 600 тыс. рублей [Там же, с. 9]. В сфере добровольческого движения в Оренбургской области учрежден официальный памятный знак «Золотая молодежь Оренбуржья», номинация «Добровольчество». В муниципальных образованиях региона активно создаются ресурсные центры по поддержке добровольчества, финансируются молодежные инициативы в виде проектов, осуществляется грантовая поддержка. Степень участия или неучастия молодежи в реализации общественно-значимых проектов определяется уровнем доверия молодых людей к тем организациям, которые осуществляют эту деятельность, прежде всего, детским, молодежным благотворительным организациям, а также организациям социальной поддержки, которым доверяют 18-22% населения области [Там же, с. 10].
В эти годы основные задачи реализации государственной молодежной политики были возложены на региональные бюджеты и решались в зависимости от наличия (отсутствия) средств в регионе. Объемы финансирования обеспечения жильем молодых семей Оренбуржья значительно сократились. В планах на 2014-2020 годы планировалось обеспечить жильем в Оренбургской области 10159 семей, однако финансовая ситуация изменилась уже в самом начале реализации программ. Большинству молодых семей оказалась недоступна возможность получения льготных субсидий. Общая сумма социальных выплат-субсидий в 2016 году составила лишь 17 689 500,0 руб. [20], и только пятнадцать молодых семей прошли все условия конкурса и получили социальные выплаты на общую сумму 10 309 697,0 руб. [33]. В результате принятого постановления Правительства Оренбургской области в 2016 году заявления о постановке на учет по программе субсидий стали принимать только от семей молодых ученых. В 2017 году из 1989 многодетных семей в Оренбургской области, нуждающихся в социальной выплате на жилье, получили ее только 27 на сумму 40 млн рублей [17], а прием документов от молодых семей был приостановлен по причине урезания финансирования [9]. Закрыт был также международный молодежный лагерь «Соседи» в Оренбургской области [2], прекратил деятельность социальный проект археологического краеведческого лагеря «Оренбургский археолог» в Октябрьском районе Оренбургской области [1].
Недостаток финансирования не позволил решить серьезные проблемы в среде молодежи, обозначенные в третьем этапе. Приграничное положение Оренбургской области, поступление наркотиков из государств Средней Азии в европейскую часть России через территорию области обеспечивали доступ молодым людям к различным видам наркотиков. За 2017 год зарегистрировано 465855 случаев обращения жителей Оренбургской области в наркологический диспансер, из них пролечено 9799 пациентов в лечебных отделениях стационара и 442 - в условиях дневного стационара. Заболеваемость наркологическими расстройствами в Оренбургской области имела показатель 10,4 человек на 10 тысяч населения, что позволило включить Оренбургскую область в десятку регионов с тяжелой наркоситуацией в РФ [40]. Не менее опасной проблемой является распространение радикальных экстремистских идей, которые популярны в среде транзитных мигрантов, а также граждан Республики Казахстан, которые ежедневно пересекают границу Оренбургской области с долгосрочными и краткосрочными визитами. Правоохранительные органы пресекли деятельность нескольких запрещенных религиозных движений «Таблиги Джамаат», «Ата жолы», «Орда», группы «Алля аят» и «Пономаревский джа-маат», связанных с боевиками в Сирии и состоящих в основном из молодых людей в возрасте до 35 лет [44].
Становление правовых основ государственной молодежной политики требует дальнейшего развития федерального и регионального законодательства. В настоящее время в Совете Федерации и в Государственной Думе Федерального Собрания РФ рассматриваются два проекта нового закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации». В преамбуле проекта, подготовленного Советом Федерации ФС ГД, подчеркивается, что рассматриваемый закон устанавливает правовой статус молодежи в РФ. Положения проекта закона закрепляют цели и основные направления государственной молодежной политики РФ, здесь же прописана деятельность федеральных органов государственной власти субъектов РФ по разработке и реализации молодежной политики, а также гарантии участия молодых граждан и их объединений в ее осуществлении [16, с. 1]. Важнейшей целью проекта закона является установление правового статуса молодежи в РФ, формирование на территории РФ целостной государственной молодежной политики на основе комплексного законодательства, устойчивое федеральное финансирование [Там же].
Таким образом, анализ становления правовых основ государственной молодежной политики Оренбургской области в период с 1991 года по 2017 год свидетельствует, что на протяжении всех трех этапов нормативно-правовая деятельность органов власти не являлась системной.
Первый этап характеризовался принятием законов в регионе несколько раньше, чем на федеральном уровне, что позволило решить определенные организационно-политические и социально-экономические проблемы молодежи в Оренбургской области. На втором этапе молодежные проблемы реализовывались на уровне РФ в рамках федеральных целевых программ, чего было недостаточно, поэтому становление правовых основ молодежной политики переместилось на региональный уровень. В Оренбургской области были приняты законы, регулирующие различные аспекты молодежной политики. Однако недостаток финансирования не позволил реализовать в полном объеме основные направления молодежной политики в регионе. Третий этап характеризуется активизацией деятельности различных институтов гражданского общества, которые взаимодействовали в решении молодежных проблем с органами региональной власти и местного самоуправления. Вместе с тем складывающаяся ситуация в молодежной среде - проявление экстремизма, распространение наркотиков, кризис молодой семьи - требует дальнейшей разработки и совершенствования правовых основ для эффективного осуществления молодежной политики.
Список источников
1. В Октябрьском районе завершает работу вторая смена областного палаточного лагеря «Оренбургский археолог» [Электронный ресурс]. URL: https://www.orinfo.ru/54366/v-oktyabrskom-raione-zavershaet-rabotu-vtoraya-smena-oblastnogo-palatochnogo-lagerya-orenburgs (дата обращения: 12.07.2018).
2. В Оренбурге завершился международный молодежный лагерь «Соседи» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruy. ru/press/news/v-orenburge-zavershilsya-mezhd// (дата обращения: 26.08.2018).
3. В Оренбурге подвели итоги форума «Евразия» [Электронный ресурс]. URL: http://forumeurasia.ru/v-orenburge-podveH-itogi-foruma-«evraziya».html (дата обращения: 11.09.2018).
4. Диалог на равных [Электронный ресурс] / Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. URL: https://www.rea.ru/ru/events/Pages/dialog-na-ravnyh.aspx (дата обращения: 26.08.2018).
5. Закон о государственной молодёжной политике в Оренбургской области: закон Законодательного собрания Оренбургской области № 27 от 18.10.1995 г. // Южный Урал. 1995. 14 декабря.
6. Минчук О. В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: учебно-методическое пособие. М.: Перо, 2016. 30 с.
7. Молодежная политика: информационный бюллетень. 1998. № 1.
8. Молодежь России на 2001-2005 гг.: федеральная целевая программа // Молодёжная политика. 2000. № 2.
9. О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 6 марта 2015 года № 142 [Электронный ресурс]: постановление Правительства Оренбургской области от 24.11.2016 г. № 886-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5600201611300004?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 21.08.2018).
10. О внесении изменений и дополнений в закон Оренбургской области «О бюджете внебюджетного фонда занятости населения Оренбургской области на 2000 год»: закон Оренбургской области от 04.04.2000 г. № 495/111-03 // Оренбуржье. 2000. 15 апреля.
11. О государственной молодежной политике в Оренбургской области [Электронный ресурс]: закон Законодательного собрания Оренбургской области № 579/Ю7-1У-ОЗ от 01.09.2006 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/952005781 (дата обращения: 21.09.2018).
12. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Оренбургской области
[Электронный ресурс]: закон Оренбургской области от 09.03.2005 г. № 1925/362-Ш-ОЗ. URL: http://docs. cntd.ru/document/ 952007010 (дата обращения: 12.07.2018).
13. О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: распоряжение администрации Оренбургской области № 217 от 07.05.2002 г. // Оренбуржье. 2000. 25 июля.
14. О мерах по поддержке молодой науки: распоряжение администрации Оренбургской области № 895-р от 28.11.1995 г. // Оренбуржье. 1996. 27 февраля.
15. О мерах по поддержке талантливой молодёжи: распоряжение администрации Оренбургской области № 147-р от 19.02.1997 г. // Оренбуржье. 1997. 13 августа.
16. О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации // Текущий архив Общественной палаты Оренбургской области.
17. О проблемах современной семьи и мерах по повышению ее статуса [Электронный ресурс]: информационный бюллетень заседания Совета старейшин Оренбургской области. URL: http://orenpalata.ru/index/novosti/1214-o-problemax-sovremennoj-semi-i-merax-po-povyisheniyu-eyo-statusa (дата обращения: 12.09.2018).
18. О программе по борьбе с преступностью в Оренбургской области на 2001-2003 годы: закон Оренбургской области № 266 от 20.06.2001 г. // Южный Урал. 2001. 14 августа.
19. О программе социально-экономического развития Оренбургской области на 2000-2005 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Оренбургской области № 33 от 13.11.1999 г. URL: http://www.lawsrf.ru/region/documents/ 2537486/ (дата обращения: 24.10.2018).
20. О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов: Постановление Правительства РФ № 222 от 26.02.1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 1997. № 10.
21. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты РФ по вопросу финансирования мероприятий по содействию занятости населения»: постановление Законодательного собрания Оренбургской области от 24.07.2002 г. № 106 // Оренбуржье. 2002. 6 августа.
22. О региональной государственной молодежной политике в Оренбургской области // Южный Урал. 1992. 24 сентября.
23. О состоянии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и дополнительных мерах по противодействию правонарушениям в этой сфере: распоряжение администрации Оренбургской области № 320-р от 15.02.2000 г. // Оренбуржье. 2000. 28 марта.
24. О состоянии гражданского общества Оренбургской области в 2017 году // Текущий архив Общественной палаты Оренбургской области.
25. О федеральной программе «Молодежь России»: Указ Президента РФ № 1922 от 15.09.1994 г. // СЗРФ. 1994. № 22.
26. О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998-2000 годы)»: Постановление Правительства РФ № 746 от 18.06.1997 г. // СЗРФ. 1997. № 26.
27. О ходе реализации федеральной целевой программы «Молодежь России»: Решение Комиссии Совета Федерации ФС РФ по вопросам государственной молодежной политики от 22 декабря 1999 г. // Информационный вестник. 2000. № 1. С. 6-8.
28. Об областной программе «Дети Оренбуржья» на 1999-2000 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Оренбургской области от 25.09.1998 г. № 28-п. URL: http://docs.cntd.ru/document/952101600 (дата обращения: 14.08.2018).
29. Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками
в 2001-2004 годах: распоряжение администрации Оренбургской области № 971-р от 31 августа 2000 г. // Оренбуржье. 2000. 19 сентября.
30. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
31. Об улучшении военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной службе: распоряжение администрации Оренбургской области № 696-р от 14.06.2000 г. // Оренбуржье. 2000. 25 июля.
32. Об учреждении грантов Правительства Оренбургской области на реализацию лучших социально-ориентированных проектов в сфере молодежной политики [Электронный ресурс]: постановление Правительства Оренбургской области от 28.08.2014 г. № 621-п. URL: http://www.orenburg-gov.ru/upload/iblock/1f7/1f7ab369b41cbc13e2d 6d3d5d8313e34.pdf (дата обращения: 12.07.2010).
33. Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 гг. Подпрограмма Правительства Оренбургской области: приложение № 1 к приказу от 22.03.2016 г. № 27-од (выписка из приложения № 1 к приказу от 22.03.2016 г. № 27-од) // Оренбуржье. 2016. 28 марта.
34. Обеспечение молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы: закон Оренбургской области № 86 от 28 февраля 2003 года // Южный Урал. 2003. 11 марта.
35. Обеспечение молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: областная целевая программа. URL: http://base.garant.ru/27534477/b89690251be5277812a78962f6302560/ (дата обращения: 12.07.2018).
36. Областной образовательный молодежный форум «Рифей» [Электронный ресурс]. URL: http://kdm56.ru/docs/oblastnoj-molodezhnyj-obrazovatelnyj-forum-rifej/ (дата обращения: 12.07.2018).
37. Общественные организации и объединения в Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.orgpage. ru/orenburgskaya-obl/socialnie-organizacii/ (дата обращения: 21.08.2018).
38. Оренбургская область: статистический ежегодник. Оренбург: Оренбургстат, 2005. 485 с.
39. Оренбургская область: статистический ежегодник. Оренбург: Оренбургстат, 2016. 514 с.
40. Оренбургский областной наркологический диспансер [Электронный ресурс]. URL: https://narko56.ru (дата обращения: 20.08.2018).
41. Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2002-2005 годы: закон о программе: принят постановлением Законодательного собрания области № 423 от 21.12.2001 г. Оренбург: Бузулукская типография, 2001. 80 с.
42. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/ 79/198/87236.php (дата обращения: 26.11.2018).
43. Программа развития физической культуры и спорта в Оренбургской области на 1997-2000 гг. [Электронный ресурс]: постановление Правительства Оренбургской области № 25-П от 30.06.1997 г. URL: http://orenburg.news-city.info/docs/sistemsk/dok_oeqoao.htm (дата обращения: 10.09.2018).
44. Религия в светском обществе. Оренбургская область [Электронный ресурс] // Сова: информационно-аналитический центр. URL: https://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/orenburg/ (дата обращения: 12.09.2018).
45. Росмолодежь запускает новый проект «Диалог на равных» [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/ news/2315399.html (дата обращения: 22.07.2018).
46. Ручкин Б. А. Молодежь и общество: двадцать лет спустя (демографическая ситуация) // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 83-91.
47. Социальное положение и уровень жизни населения России 2004: статистический сборник. М.: Росстат, 2004. 509 с.
48. Социальное положение и уровень жизни населения России 2005: статистический сборник. М.: Росстат, 2005. 485 с.
49. Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://fond-detyam.ru/dobrovoltsy-detyam/2018/СТАНДАРТ поддержки добровольчества в регионах РФ.pdf (дата обращения: 12.07.2018).
FORMATION OF LEGAL PRINCIPLES OF STATE YOUTH POLICY IN ORENBURG REGION IN 1991-2017
Ivanova Aleksandra Georgievna, Doctor in History, Professor Boyarshinova Irina Mikhailovna, Ph. D. in History, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University kaf_hist_otech@mail.ru; boyarira@yandex.ru
The article reveals the formation of the legal principles of youth policy in Orenburg region in 1991-2017 on the basis of the federal and regional legislation, and denotes a set of problems that young people faced in the region during those years. The authors analyse the quantitative and qualitative indicators of the implementation of the main areas of the state authorities' and public youth organizations' work. Studying the stages of legal principles formation, the paper concludes that there is an objective connection between the adopted documents, the degree of their implementation and the peculiarities of regional state youth policy.
Key words and phrases: Orenburg region; youth; youth policy; legal principles; youth public organizations.
УДК 93/94+371.2 Дата поступления рукописи: 01.09.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.8
В статье на основе архивных источников, отчетных материалов духовного ведомства, законодательных актов выявлена образовательная специфика Ардонской духовной семинарии - единственного в своем роде учебного заведения, предназначенного для подготовки приходских священников и учителей церковноприходских школ в Осетии. Показаны место и роль семинарии в региональной образовательной системе и сделан вывод о том, что, отвечая миссионерским задачам Православной церкви, семинария в то же время оказалась популярна среди местного населения, что объяснялось в первую очередь стремлением горцев к получению образования.
Ключевые слова и фразы: духовная семинария; Осетия; церковно-приходская школа; миссионерство; Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
Кобахидзе Елена Исааковна, д.и.н., доцент
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук elena_k11@mail. т
АРДОНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОСЕТИИ
История развития российского образования показывает его тесную связь с формированием образовательного пространства отдельных регионов страны. Буржуазные реформы второй половины XIX в. активизировали процессы интеграции национальных окраин Российской империи в единый государственный организм и дали толчок для развития их собственного экономического и социокультурного потенциала. Новые условия жизнеобеспечения требовали большого числа достаточно грамотных специалистов в разных областях управления и материального производства, что выдвигало на первый план задачу образования народа и соответствующих изменений в самой системе народного просвещения. Изучение региональной специфики процессов пореформенной модернизации образовательной системы в Российской империи представляет отдельную исследовательскую проблему. Ее актуальность обусловлена как академическим интересом, так и задачами сугубо практического свойства, возникающими в ходе реформирования системы