206
ИТО Марий Эл -2010
Литература
1. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009. 176 с.
2. Патаракин Е.Д. Киселев А.К. Шустов С.Б., Пономарев С.М. Социальные сервисы в современном образовании. Нижний Новгород, 2008.
3. Патаракин Е.Д. Теория коммуникации & прикладная коммуникация: сборник научных трудов // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 1 / под общей редакцией И.Н. Розиной. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. C. 109-118.
Реализация образовательной инициативы Microsoft «Твой курс»
В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Цирлина Наталья Александровна ([email protected])
Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород
Аннотация
На базе НТПУ в рамках инициативы Microsoft «Твой курс» открыт второй в Поволжье центр компьютерной грамотности. Проект реализуется как волонтерский. Молодое поколение продвинуто в сфере цифровых технологий и после сертификации выступают в роли преподавателей-тренеров. Это говорит о префигуративной культуре современного общества.
16 апреля на базе НГПУ в рамках инициативы Microsoft «Твой курс» официально был открыт второй в Поволжье центр компьютерной грамотности. Цель инициативы: повышение качества жизни российских граждан и их интеграция в информационное общество через обучение современным технологиям и совершенствование знаний и навыков в сфере ИКТ. Через обучение в сфере ИКТ инициатива призвана открыть новые, более широкие возможности для граждан России. Полученные знания позволят жителям страны беспрепятственно и в полном объеме пользоваться государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде, помогут решить проблему трудоустройства или улучшить свое положение на рынке труда. Для людей с ограниченными возможностями здоровья приобретенные навыки в области ИКТ - это еще и шаг на пути к социальной адаптации и полноценной жизни в современном мире. В рамках инициативы «Твой курс» в перспективе 3 лет более 1 миллиона человек из разных регионов страны смогут пройти обучение в сфере ИКТ и в результате - развить свой потенциал, получить более широкий доступ к информации и услугам электронного правительства, стать полноправными гражданами информационного общества. Пользователи смогут обучаться как дистанционно по специально разработанным учебным материалам, включающим в себя электронные курсы, тесты, ссылки на внешние источники информации и др., сгруппированным по темам и уровням владения ИКТ-инструментами, так и в учебных центрах. По завершении обучения участники смогут получить сертификат, подтверждающий полученные знания, что в свою очередь может стать конкурентным преимуществом на рынке труда.
В Нижегородском государственном педагогическом университете проект реализуется силами студен -тов-волонтеров. Студенты проходят предварительное обучение и приобретают навыки тренеров программы. Не секрет, что молодое поколение значительно опережает в своих познаниях в области цифровых технологий. Это говорит о префигуративной культуре современного общества. В 1960-е годы американским этнографом и социологом Маргарет Мид была предложена типология культур, включающих три существенно различающихся между собой способа по критерию освоения и приобретения знаний и опыта во взаимоотношениях поколений. Мид выделяла постфигуративную культуру, характеризующуюся тем, что дети прежде всего учатся у своих предшественников, в кофигуративной культуре дети и взрослые учатся у своих сверстников и, наконец, в префигуративной культуре взрослые люди учатся также и у своих детей.
Структура реализации образовательной инициативы «Твой курс» в Нижегородском государственном педагогическом университете прослеживается следующим образом.
Формирование рабочей группы волонтеров-тренеров. Студенты, желающие участвовать в волонтерском проекте, проходят обучение и получают соответствующий сертификат тренера.
Формирование учебной группы слушателей курса. Для определения стартового уровня будущие слушатели курса проходят собеседование, целью которого является уточнение практических навыков
Информационные технологии в обучении
207
при работе с компьютером. Выделяем следующие категории: 1 - никогда не пользовался компьютером; 2 - имеется попытка самостоятельного обучения; 3 - имеются навыки, есть потребность в систематизации собственных знаний.
Прохождение процесса обучения, сертификационного тестирования, получение сертификата, подтверждающего полученные знания и умения.
Проект полезен не только обратившимся к нам слушателям, но и самим тренерам-студентам. Студенты приобретают профессиональные навыки преподавания, консультирования и др., и повседневные навыки общения, планирования времени, умения решать проблемы. Умение работать с общественностью необходимо не только будущим педагогам, но и студентам всех других специальностей. Встречи и общение с людьми, представителями других возрастных групп, с иным опытом, с представителями иных стран позволит лучше понять общество, в котором живет волонтер. Через общение волонтер без сомнения заведет новые знакомства, благодаря которым появится возможность расширять связи не только в настоящем, но и в будущем. Повышение самооценки и самоуважения - самооценка волонтера поднимается и утверждается в результате того, что человек ощущает себя важной частью команды и высоко ценится своими коллегами.
Цифровое неравенство поколений расслаивает общество по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. Взаимодействие поколений направлено на преодоление цифрового неравенства. Это неравноправие не должно быть большим, иначе именно оно будет определять все перекосы современного информационного общества.
=10- Литература
1. Социология образования. http://ru.wikipedia.org/wiki Социология_образования
2. Киселев А.К., Шустов С.Б. Информация, образование, общество: спасут ли сети от цифрового неравенства // Нижегородское образование. Нижний Новгород, 2010.
Информационная культура и уроки обществознания в школе
Чепайкина Наталья Геннадьевна ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», РМЭ
Аннотация
В данной статье представлены основные способы применения новейших информационных технологий на уроках обществознания, как один из методов развития информационной культуры в современной школе.
В России обучение навыкам работы с информацией имеет большую историю; накоплены богатые традиции и опыт работы школ, вузов и библиотек по подготовке граждан к жизни в информационном обществе. Однако последнее десятилетие в России получила широкое распространение концепция информационной культуры.
В постиндустриальном обществе человек должен быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации. Этому способствуют новые условия труда, порождающие зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Причем овладение этой культурой начинается с раннего детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.
На сайте МОО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru/) представлен огромный спектр вопросов перехода к информационному обществу, связанному с историей и становлением понятия «информационная культура» не только в нашей стране, но и на международном уровне.
Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования