Преподавание информационных технологий в аспекте андрагогики
А.К. Киселев, А.В. Хренова,
Нижегородский государственный педагогический университет, alexxki@gmail. com, [email protected]
Важным положением современной педагогической системы является высказывание о том, что обучение это не единовременный этап человеческой деятельности, который охватывает лишь определенный промежуток жизни (чаще всего детство и юношество), а постоянный, непрерывный акт адаптации и самореализации человека в социальной среде.
Для того чтобы быть успешным и реализовывать себя в карьере, в творчестве и не только, современный мир ставит человека в условия необходимости овладевать знаниями и компетенциями в сфере информационных технологий. Такого рода компетенции становятся ключевыми, определяющими качество жизни современного человека.
В последние годы в педагогики выделилось особое направление в теории и практике обучения, которое делает акцент на особенности взрослых учащихся. Получило название такое направление - андрагоги-ка. Андрагогика это раздел педагогики, раскрывающий принципы обучения и освоения знаний взрослого человека. Рассмотрим как основные принципы этой науки применяются по отношению к преподаванию основ компьютерной грамотности и ИТ.
Для детей процесс освоения новых технологий не вызывает больших затруднений, по той простой причине, что они растут и развиваются в среде, которая целиком и полностью пронизана информационной культурой. Освоение ими знаний об этой культуре и информационных технологиях является естественным процессом, который гармонично вливается в деятельность, направленную на развитие ребенка, и не вступает в разрез с их образом мышления и мировоззрением. Взрослый же человек, сталкиваясь с новым типом знания, новой реальностью испытывает затруднения, которые иногда приводят к не желанию двигаться дальше и совершенствоваться. Наращиваемые темпы прогресса заставляют людей идти в ногу со временем, но возникает проблема, так называемого технологического (цифрового) разрыва. Молодое поколение с легкостью справляется с задачей быть ИТ-компетентными, ввиду особенностей своей психики и становлением в среде, которая для них естественна. Порой молодому человеку даже не требуется определенного обучения, чтобы овладеть определенной технологией или знанием. Взрослый же человек сталкивается с проблемой, когда ему приходится искусст-
венно, насильно входить в чуждую ему культуру (информационную культуру), т.е. менять специальность, переучиваться, посещать курсы, повышать квалификацию и т.д.
В Нижегородском Государственном Педагогическом Университете в апреле 2010 года, стартовал волонтерский проект, направленный на повышение компьютерной грамотности и развитию ИТ-компетенции у граждан России. Проект был инициирован корпорацией Microsoft в рамках ее образовательной инициативы «Твой Курс». Предполагалось, что курсы смогут посетить представители разных социальных групп с различным знанием в области ИТ. Фактически, большинством участников этого проекта стали люди, средний возраст которых составил около 50 лет, с "нулевым" уровнем владения компьютером. Преподавателями программы стали студенты нижегородских ВУЗов, которые на добровольной основе обучают взрослых основам цифровой грамотности (курс Digital Literacy) .
Была построена педагогическая ситуация в которой молодое поколение передавало свои знания пожилым людям. Феномен такой ситуации был описан американским антропологом М.Мид в модели префигура-тивного общества (когда дети обучают взрослых). В нашем случае доказывается педагогическая эффективность такого подхода к обучению взрослых.
Для того чтобы процесс обучения ИТ для взрослого человека не стал мучением и был эффективным, как говорит нам андрагогика, стоит учитывать все особенности взрослого человека.
Во-первых, взрослый учащийся четко знает для чего ему нужно обучаться той или иной специальности или идти на те, или иные курсы. Поэтому содержание обучения должно быть наполнено большим количеством практических занятий и наименьшим количество лекционного материала. Обучение должно быть прикладным, практически направленным и решать конкретные задачи.
Во-вторых, стоит учитывать то, что взрослый человек воспитывался в совершенной иной системе образования, нежели сейчас воспитываются их дети. Прежняя система образования, была направлена на получение знания, путем выполнения конкретных операций, которые в свою очередь носили характер единственно правильных. Учащийся не имел возможности самостоятельно, творчески подходить к процессу обучения и поэтому ограничивался заучиванием того, что педагог, как носитель единственного правильного знания, дал на уроке или порекомендовал изучить самостоятельно. Современная педагогика старается уйти от инструкционисткой педагогики прошлого и воспитать человека XXI века свободного от предрассудков, способного самостоятельно и критично мыслить, творчески подходить к любому виду деятельности, са-
мостоятельно конструировать свое знание, быть готовым к постоянно меняющейся реальности.
Другим важным принципом обучения взрослого человека, является принцип индивидуализации обучения. Согласно ему обучающий, т.е. тьютор, ориентируется я на уровень подготовки, опыт, особенности психики и когнитивные возможности каждого учащегося. Это связано с тем, что при обучении детей стараются формировать группы примерно одного возраста, когда уровень знаний практически одинаков и преподаватель один может эффективно, без ущерба для знаний отдельного ученика справиться со всей группой. Соблюсти такое правило при наборе взрослых групп практически невозможно, если речь, кончено, не идет об обучении или повышении квалификации в сложившихся коллективах или группах. Индивидуализация обучения не означает, что каждый учащийся обучается индивидуально. Это лишь означает, то, что учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений; оказывается индивидуальная помощь при выполнении общих заданий.
Самым главным при построении обучения для взрослых, по мнению андрагогики, является ориентация на приоритетность самостоятельного освоения знаний. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной деятельности взрослого учащегося. Это связано с тем, что количество часов отведенных на занятие не достаточно для того чтобы в должном объеме освоить всё что необходимо знать в преподаваемом курсе, но так же связанно с тем, что взрослый человек, в отличие от ребенка, усваивает новый материал намного медленнее и ему необходимо больше времени, которое, как правило, принято отводить на самостоятельное обучение. Взрослый человек нацелен на самореализацию и самообразование. Для взрослого процесс обучения имеет конкретные цели и задачи, поскольку инициатором обучения является он сам, он сам решает, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.
За период существования программы, нами было обучено более 300 человек, в качестве тренеров было привлечено 15 студентов различных специальностей. Проект находит всеобщее одобрение и получил высокую оценку со стороны слушателей.
Обучение взрослых юными педагогами в условиях ускоряющегося технического прогресса следует рассматривать как особый феномен педагогической практики, требующий анализа и осмысления.
Литература
1. Киселев А.К., Хренова А.В. Информационное общество как социальный строй: признаки и свойства /Сборник материалов научной школы МаГУ 2009.
2. Хренова А.В. Е-1еагш^ -образовательная концепция ИО. Новые технологии в преподавании астрономии:Материалы Всероссийской научно- практической конференции 23- 25 ноября 2009.- Н.Новгород: НГПУ, 2009-110с.