Кубанова М.Я.
Кандидат экономических наук. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия».
Реализация национального проекта «цифровая экономика» (на примере карачаево-Черкесской Республики)
Относительно происхождения термина «цифровая экономика» в научной литературе встречаются два мнения. Некоторые исследователи утверждают, что термин «Цифровая экономика» ввел в 1995 г. профессор Массачусетского университета Николас Негропонте. под данным термином понимается широкий спектр социальных, экономических, производственных и технологических процессов и явлений, общим для которых является использование актуальных инновационных цифровых технологий. по мнению автора данного термина, цифровую экономику следует рассматривать: во-первых, как процесс производства, распределения, обмена и потребления, которые осуществляются посредством использования цифровых платформ, вступающих друг с другом в коммуникации по передаче данных для принятия управленческих решений; во-вторых, с точки зрения моделей реальных экономических процессов, объектов, проектов и окружающей бизнес- производственной и управленческой среды, которые в виде алгоритмов и программ используются компьютерами для координации их взаимодействия; в-третьих, как охват цифровой экономикой практически всех сфер человеческой жизни, что означает формирование базы данных о человеке, социуме, социальных взаимодействиях, моделях поведения и пр.; в-четвёртых, с точки зрения данных, знаний и моделей, которые являются основными предметами коммуникаций в цифровой экономике; определения системной пространственно-временной экономической структуры, соответствующей целям расширения возможности и повышения эффективности цифровых технологий; усовершенствование методологии и методики построения цифровых моделей; создания программно-технических платформ, обеспечивающих комплексное использование создаваемых моделей [1, с. 34].
Другая группа исследователей считает, что термин был введен
в научный оборот канадским предпринимателем, консультантом и исполнительным директором компании Tapscott Group Доном Тэп-скоттом. Вышедшая в 1994 его книга «Цифровая экономика» стала первой книгой, описывающей систему виртуальной хозяйственной системы.
«В своем выступлении на открытии ВЭФ основатель и Президент Давосского форума Клаус Шваб подчеркнул, что человечество стоит на пороге новой технологической революции... Основой четвертой промышленной революции выступает цифровая экономика - система экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» [2, с. 23].
По мнению Мещерякова Р. к пониманию термина «цифровая экономика» следует использовать два подхода, первый - «классический», при котором цифровая экономика понимается как, экономика, основанная на цифровых технологиях и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг; второй подход - трактует «цифровую экономику как, экономическое производство и использованием цифровых технологий [3].
В соответствии с «Программой развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года», цифровая экономика - это «совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств» [4].
По мнению Апатовой Н.В., «главным в цифровой экономике является развитие, комплектование и распространение информации, что позволит расширить и упорядочить сферу человеческой деятельности. Цифровые технологии изменяют окружающий мир по следующим причинам: люди проводят все больше времени с электронными устройствами, что позволяет назвать современное общество не только информационным, но и SMART-обществом; стираются границы между технологиями, используемыми на работе и в быту; совершенствуются интерфейсы, основанные на использовании естественного языка; на рынке ИТ-продукции постоянно возникают новые бизнес-модели; продолжает расти роль социальных сетей; элементная база компьютеров и компьютерных сетей как средств связи продолжает совершенствоваться опережающими темпами [5].
В основе новых экономических технологий цифровой экономики лежат следующие принципы: разработка принципиально новых бизнес-моделей; оптимальное объединение различных информационных технологий и методов их использования в организационно-технологических процессах реального сектора экономики; минимизация трансакционных издержек и применяемых в производстве материальных ресурсов. Цифровая экономика оказывает влияние на социально-экономическое развитие за счет следующих факторов: экономического роста, создания новых рабочих мест и повышение производительности труда.
В настоящее время в России началось формирование правовой базы для развития цифровой экономики. Введение цифровых технологий касается всей сферы общественных отношений. Первым важным и долгосрочным документом, определившим курс направления развития цифрового общества в России и положившим начало значительному использованию информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти Российской Федерации и обществом в целом стала «Стратегия развития информационного общества в России», утвержденная Президентом Российской Федерации в 2008 году. Стратегия констатировала интеграцию существующих практичных систем в экономику знаний, существенное усиление роли интеллектуальных факторов производства при переходе от индустриального общества к постиндустриальному; признание высоких технологий, в том числе информационных и телекоммуникационных, двигателем социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств [6]. В Стратегии уже использовалась формулировка «цифровая экономика».
Разработанная в целях реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации определяет цифровую экономику как, экономическую деятельность, в которой основным фактором производства являются данные в цифровой форме, и которая позволяет формировать информационное пространство с учетом потребностей граждан и общества в получении качественной и достоверной информации, развитии информационной инфраструктуры, создании и применении российских информационных и телекоммуникационных технологий, а также формировании новой технологической базы для социально-экономической сферы. Национальными интересами в области цифровой
экономики являются: формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики; укрепление российской экономики; увеличение за счет применения новых технологий объема несырьевого российского экспорта, в первую очередь товаров и услуг, пользующихся спросом у иностранных потребителей; повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке; обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям; защита граждан от контрафактной и некачественной продукции; обеспечение правомерного использования персональных данных, информации, источником которой являются объекты промышленной, транспортной инфраструктур, инфраструктуры связи, а также данных, полученных из государственных информационных систем; защита интересов российских граждан, обеспечение их занятости; сохранение существующих в традиционных отраслях экономики технологий и способов производства товаров и оказания услуг; обеспечение защиты интересов российских организаций, реализующих свою продукцию на традиционных (неэлектронных) рынках; совершенствование антимонопольного законодательства; выполнение требований законодательства Российской Федерации иностранными участниками российского рынка наравне с российскими организациями; развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в России, повышение уровня и качества жизни граждан за счет увеличения доступности и качества товаров и услуг, получаемых в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения осведомленности и цифровой грамотности, повышения популярности, простоты и практичности государственных услуг для граждан, а также безопасности в пределах так и за пределами страны.
преимущества цифровой экономики, по сравнению с традиционным рынком классических товаров и услуг, отмечает В.А. Вайпан, основаны на отсутствии веса товаров, виртуальности хозяйственных связей, значительном уменьшении потребностей в сырье, ненужности громоздкой транспортной инфраструктуры, возмож-
ностях быстрых глобальных перемещений, использовании новых цифровых валют и т.п. [7, с. 15].
В Карачаево-Черкесской республике в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 июня 2021 г. N 129 утверждена Государственная программа «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики» [8]. Ответственным исполнителем реализации Государственной программы «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики» назначено Министерство цифрового развития Карачаево-Черкесской Республики. Реализуемые направления государственной программы развития цифровой экономики республики полностью соответствуют программам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Северо-Кавказского федерального округа, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года и государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
Приоритетными задачами реализации государственной программы республики является повышение качества жизни и работы граждан, улучшение доступности государственных услуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности. Развитие экономической возможности республики с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий являются приоритетными направлениями развития информационного общества в Карачаево-Черкесской республике. Основной целью государственной программы является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг в интересах граждан, субъектов малого, среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей. Для реализации поставленных задач в государственной программе предусмотрены подпрограммы «Управление государственной программой «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской республики», «Реализация инфраструктурных проектов и развитие связи и телерадиовещания», «Развитие цифрового государственного управления и реализация цифровых проектов в Карачаево-Черкесской республике».
Карачаево-Черкесская республика участвует в трех направлениях реализации государственной программы: инфраструктура, инфор-
мационная безопасность и цифровое государственное управление. Осуществление указанных направлений позволит развить технологическую площадку инфраструктуры электронного правительства республики, реализующую взаимный доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, организаций и населения к информационным ресурсам республики, в том числе увеличив деятельность инфотелекоммуникационной сети органов государственной власти республики, и создав защищенные каналы связи; обеспечить органы государственной власти республики актуальными информационными сервисами и организовать эффективный информационный обмен между органами государственной власти республики, тем самым улучшив информационную гласность деятельности органов государственной власти республики; наладить технологический процесс ведения делопроизводства в государственных органах республики и упростить документооборот между государственными органами республики в результате создания системы межведомственного обмена информацией в электронном виде по телекоммуникационным каналам с использованием сертифицированных средств электронной цифровой подписи.
Достижение основной цели подпрограммы в конечном итоге должно выразиться в достижении целевых показателей (индикаторов) подпрограммы государственной программы [9].
Центральным ресурсом цифровой экономики является человек, поэтому для реализации программы цифровизации страны - необходимы квалифицированные кадры, функции и знания которых, в цифровой политике, существенным образом изменятся. Внедрение цифровых технологий во всех сферах привело к радикальному изменению качества цифровой экономики. Достаточное количество экономических процессов моделируется, поддерживается и используется на основе новых принципов управления, ядром которых являются цифровые новшества: массивы информационных данных; новые методы анализа и точного моделирования.
Библиографический список:
1. «Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: Монография»(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова) .Изд-во: «Юстицинформ», 2019.-376 с.
2. Авдеев В.С. Цифровая экономика// Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 8 (122). С. 20-25.
3. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин // РИА Ново-сти-2017 // URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (Дата обращения: 11.11.2022)
4. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года.
// URL: https://alterozoom.com/ru/documents/38087.html (Дата обращения: 17.10.2022)
5. Апатова Н.В. Тренды цифровой экономики // URL: http://www.oboznik.ru/?p=60099 (дДата обращения: 12.10.2018)
6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212) (документ утратил силу с 09.05.2017 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203) // Российская газета. 2008. 6 февраля.
7. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11. С. 5-18.
8. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 июня 2021 г. N 129 «О государственной программе «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики» (интернет-портал правовой информации. // URL: http//www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 7.11.2022).
9. Официальный сайт Министерства цифрового развития КЧР // URL: https:// digitalkchr.ru/news/74 (Дата обращения- 14.11.2022).
References
1. «Legal regulation of economic relations in modern conditions of development of the digital economy: Monograph» (responsible editors V.A. Vaypan, M.A. Egorova) .Publishing house: Yustitsinform, 2019.-376 p.
2. Avdeev V.S. Digital economy// Ethnosociety and international culture. 2018. № 8 (122). P. 20-25.
3. Digital economy: how experts understand this term // RIA Novosti-2017 // URL: https:// ria.ru/science/20170616/1496663946.html (11.11.2022)
4. Program for the development of the digital economy in the Russian Federation until 2035. // URL: https://alterozoom.com/en/documents/38087.html (10.17.2022)
5. Apatova N.V. Trends in the digital economy // URL: http://www.oboznik.ru/?p=60099 (10.12.2018)
6. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on 07.02.2008 N Pr-212) (the document became invalid on 09.05.2017 due to the issuance of the Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 N 203) // Rossiyskaya Gazeta . 2008. February 6.
7. Vaypan V.A. Fundamentals of legal regulation of the digital economy // Law and Economics. 2017. № 11. P. 5-18.
8. Decree of the Government of the Karachay-Cherkess Republic of June 24, 2021 N 129 "On the state program "Development of the Digital Economy of the Karachay-Cherkess Republic" (Internet portal of legal information. // URL: http//www.pravo.gov.ru (7.11.2022).
9. Official website of the Ministry of Digital Development of the KChR // URL: https:// digitalkchr.ru/news/74 (11.14.2022).