Ушарова Н.Ю.
зам. председателя Межрегиональной Монтессори-ассоциации,
руководитель НОЧУ «Семицветик» Долгопрудный, Россия Реализация Монтессори-метода в условиях современных требований
к дошкольному образованию
Аннотация: В современной жизни постоянно происходят изменения, которые затрагивают любого человека. Эти изменения в первую очередь заметны в новых требованиях к современному человеку и к системе образования в целом.
Методика воспитания и обучения детей, созданная Марией Монтессори, родилась еще в конце 18 века. Многие люди той эпохи признавали и поддерживали эту работу. Однако многие ее открытия актуальны и в современном образовании. Поэтому сегодня будет интересно рассмотреть варианты использования метода Марии Монтессори в педагогической работе. Для этого мы постараемся проанализировать некоторые принципы данного метода и исследования, направленные на развитие потенциала человека. А также рассмотрим опыт работы Монтессори детских садов и покажем те результаты, с которыми выходят дети из Монтессори-школ.
Ключевые слова: метод Монтессори, детский сад, школа, развитие человека. Тезисы
То, что казалось невозможным еще несколько лет назад, становится реальностью и быстро приобретает статус чего-то обыденного. Еще десять лет назад доступ в Интернет был для многих затруднен, сегодня в крупных городах человек практически не отключается от него все двадцать четыре часа в сутки. Быстро изменяются технологии во всех отраслях, люди находятся в лавинообразном потоке информации, им требуются новые знания и умения. На этом фоне требования к человеку не могут оставаться статичными, они изменяются, причем изменяются кардинально. Общество и государство стараются также подстроиться под существующие реальности, внедряя новые требования к образованию. Родители все внимательнее присматриваются к тому, что дает дошкольное учреждение их детям, насколько качественно оно готовит их к окружающей жизни, и делают осознанный выбор.
Для современного человека важно:
• быть самостоятельным и уметь принимать решения,
• иметь активную жизненную позицию,
• иметь позитивную самооценку и быть социально успешным,
• хотеть и уметь постоянно учиться, приобретать новые знания,
• уметь решать разноплановые, в том числе и довольно сложные жизненные задачи,
• уметь анализировать и выделять необходимое из огромного потока информации,
• Быть социально активным и социально ответственным.
За последние годы интерес к опыту Монтессори в обществе значительно возрос, и это не случайно. С одной стороны, при знании и правильном применении метода все необходимые качества для
формирования успешного современного человека как нельзя лучше развиваются в детских учреждениях, работающих по системе Монтессори.
В качестве доказательства этого можно привести фамилии известнейших выпускников Монтессори-школ: писатель Габриэль Гарсиа Маркес, Жаклин Кеннеди, наследники Британского престола принц Уильям и принц Гарри, Француа Миттеран, актер Джордж Клуни, основатели Google: миллиардеры Сергей Брин и Лэри Пэйдж, внуки Льва Толстого и уже сотни выпускников детских садов и школ в нашей стране. Они пока не так известны, но точно успешны в своей жизни, занимаются выбранным делом, свободны и трудолюбивы.
С другой стороны, Монтессори-педагогика привлекает многих прогрессивных и мыслящих педагогов, которые видят сложности в реализации поставленных гуманистических задач в образовании и в той форме, что нужно использовать. В Монтессори-группах решается ряд противоречий, которые сложно решить в обычных группах и при этом реализовывать новые федеральные требования:
• увеличение численности групп в детских садах и требование индивидуального подхода к ребенку,
• качественная подготовка детей к школе за довольно короткое выделенное время и привитие ребенку любви к учебе,
• организация присмотра за детьми и одновременно ведение планомерной, качественной методической работы, повышающей профессиональную компетенцию педагога, - как это реализовать?
• качественная социализация ребенка в большой группе детей одного возраста.
Принципы, используемые в Монтессори-системе, и их влияние на развитие личности ребенка:
1. Свобода и дисциплина.
Ребенок в Монтессори-классе может самостоятельно выбирать материал, партнера, место и время работы. Но при этом существуют ограничения, позволяющие свободе не перерасти во вседозволенность. Например: соблюдение порядка - все стоит на своих местах и должно быть возвращено на место; если место или материал заняты одним ребенком, другому нужно дождаться, когда оно освободится.
Этим принципом развивается одно из важнейших качеств человека - самостоятельность. Это основа духовного развития человека, позволяющая не просто осуществлять какую-то деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор и постоянно самосовершенствоваться.
«Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать» Щ, - говорила М.Монтессори.
История знает немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу деятельности детских учреждений. В России и за рубежом, кроме детского сада Монтессори Юлии Ивановны Фаусек в Петербурге, были еще и Яснополянская школа Л.Н.Толстого, колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого, «Кельнский дом» на Девичьем поле (руководитель А.АПерроте), сад под руководством А.П.Выготской, сад для глухонемых детей Н.П.Соколовой, а также «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцеля, «Сиротский дом Прево» и другие. Для всех для них главным критерием воспитания и обучения была нравственная и физическая свобода ребенка и создание вокруг него окружающей среды принятия и соучастия в развитии.
2. Обустройство специально подготовленной окружающей среды.
Окружающая среда формируется из дидактических материалов (в том числе и предметов, помогающих ребенку в обыденной жизни: при мытье рук, посуды, стирке белья и т.д.), она должна быть представлена в полном объеме и выстроена по четкой логике. При этом необходимо обеспечить свободный выбор материала ребенком. Подобный средовый подход позволяет реализовывать всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Также немаловажно, что при работе в такой организованной среде у воспитателя/учителя есть возможность следить не только за зоной актуального развития, но и за зоной ближайшего развития ребенка, реализуя идеи Льва Семеновича Выготского.
3. Отсутствие оценок взрослого позволяет формировать у ребенка уверенность в себе, объективную оценку себя, своих поступков и работы. Ребенок занимается только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку. Также Монтессори-материалы имеют проверку, т.е ребенок может самостоятельно убедиться в правильности или, наоборот, неверности выполнения задания, не прибегая к помощи взрослого. Это помогает формировать адекватную самооценку и развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку.
4. Разновозрастные группы.
Именно разновозрастные группы позволяют решить многие задачи, связанные с социализацией и адаптацией детей. В разновозрастной группе нет сравнения и оценки, поэтому дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи:
• младшие имеют возможность учиться у старших;
• старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, у них формируется чувство ответственности.
5. Подготовленный взрослый.
Монтессори-система строится на глубоком понимании природы ребенка, опираясь на базисные потребности. Смысл метода заключается в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Это невозможно реализовать без безусловного безоценочного понимания и принятия ребенка взрослым. И речь идет не только о педагогическом составе, но и о родителях, работа с которыми должна вестись планомерно и постоянно. Родительское понимание и осознанность - наиважнейшее условия при достижении результата работы педагога.
Лев Толстой говорил: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях» [2]. К сожалению, подобные «родительские» установки зачастую переносятся педагогами и в работу с детьми в группе. Именно поэтому самой важной составляющей работы в Монтессори-системе является подготовка педагогов. И хотя процесс этот очень долгий и кропотливый, затрагивающий в первую очередь трансформацию личности и отношения как детям, так и к миру вообще, это то, без чего не может существовать качественное образование, так как именно через окружающих ребенка взрослых он воспринимает и понимает этот мир.
В теоритической и практической частях технологии М.Монтессори многое логично выстроено и проработано. Однако и сегодня есть масса вопросов, которые ждут совместной работы. Это и развитие русского языка, и особенности представления в окружающей среде именно русской национальной культуры, влияние и развитие новых информационных технологий, привлечение молодых кадров в образовательную сферу, работа с родителями и осознание их роли и многое другое. Все эти вопросы интересные и важные, и хотелось бы думать о них сообща, вместе со всем образовательным сообществом. Это могут быть совместные исследования, наблюдения работы педагогов, совместные обсуждения конкретных вопросов и другие мероприятия и методы взаимодействия.
Щ МонтессориМ. Помоги мне сделать это самому. М., 2004. С. 37. [2] Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 54.