УДК 378.016:81+81 ББК Ч481.2+Ш100
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
О.В. Белкина ЮУрГУ
REALIZATION OF MODULE APPROACH WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGES
O.V. Belkina South Ural State University
Рассматривается проблема использования модульного подхода при обучении иностранным языкам: актуальность внедрения его в образовательный процесс, понятие модуля как законченной единицы образовательной программы, достоинства модульной системы, принципы отбора учебного материала для модульного учебника. Анализируя эффективность модульного подхода при обучении иностранным языкам, автор опирается на опыт использования 5-модульного учебника, разработанного в рамках проекта Tempus - Catch.
Ключевые слова: модуль, модульное обучение, модульный подход, кредитные единицы, компетенции.
The article deals with the problem of realization of module approach while teaching foreign languages. The author pays special attention to the topicality of module approach implementation in the educational process, considers the notion of the module as a single educational unit in the syllabus, focuses on the advantages of the module system as well as selection principles of educational material for the module student’s manual. Analyzing the effectiveness of module approach while teaching foreign languages the author relies on the experience of using 5-module student’s manual elaborated within the framework of Tempus - Catch project.
Keywords: module, module education, module approach, ECTS, competences.
Актуальность и злободневность внедрения модульного подхода в образовательный процесс по иностранному языку обусловлены рядом объективных причин.
Наряду с компетентностным подходом и учетом трудозатрат на обучение в кредитных единицах модули являются базовым понятием в рамках идущего в Европе в последние 10-15 и в России на протяжении 6-7 лет широкомасштабного процесса совершенствования образовательных программ и достижения максимальной унификации, взаимной понятности и прозрачности систем обучения в вузах разных стран [3].
Но если вопросам использования кредитных единиц и реализации компетентностного подхода в формате образовательного процесса посвящено достаточно большое количество обзорных материалов, то раскрытию принципа модульного построения учебных программ уделяется значительно меньше внимания.
О модулях обычно говорится как о чем-то очевидном. Нередко модуль попросту трактуется как учебная дисциплина. Но чаще под модулем понимается совокупность разных форм учебной работы и мероприятий по контролю выработки соответствующих компетенций, оцениваемая в итоге определенным количеством начисляемых студенту кредитов.
Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., приняла на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов с высшим образованием и по существенному изменению подходов к формированию нормативных документов в области образования [4].
Данная переработка подразумевает взаимосвязь ряда важнейших компонентов: изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов в сторону увеличения доли самообучения в образовательном
Теория и методика профессионального образования
процессе; увеличение гибкости образовательных программ, возможность получения первичных профессиональных навыков в нескольких родственных областях.
Вводимую систему обучения логично именовать кредитно-модульно-компетентностной, так как три ее основных элемента - кредиты, модули и компетенции - выступают как тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты единого целого. При этом как система кредитов, так и введение модульно-компетентностного обучения побуждают внести изменения в организацию учебного процесса по линии отношений между студентом, преподавателем и вузом. Если в традиционной системе обучения главной являлась связь Госстандарт - учебный план - дисциплина -студент, то в новой системе модуль становится одной из важнейших единиц, регулирующих и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения, и оценку знаний вплоть до получения соответствующей квалификации [5].
Модульно-компетентностный подход в высшем образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения [1].
Определения модуля как структурной единицы достаточно разнообразны и варьируются в зависимости от научного подхода к трактовке самого понятия, содержания обучения и формата преподавания учебной дисциплины. Тем не менее существуют определённые атрибуты, позволяющие дать достаточно полную, общую дефиницию этого ключевого понятия.
Учебный модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Каждый модуль имеет свою дидактическую цель, которой должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Соотношение практического материала к теоретическому в модуле составляет восемьдесят процентов к двадцати процентам, то есть модуль ориентирован на сугубо практическую реализацию и имеет ярко выраженный прикладной характер.
Другими словами, модуль - это закончен-
ная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Соответственно модульная образовательная программа - это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.
Модульная система обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ. Она «состыковывает» все уровни обучения и сокращает разрыв между возникшими в последние годы в силу объективных причин высокими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускника неязыкового вуза и ограниченным количеством учебных часов, выделяемых на иностранный язык учебными профессиональными программами. Она унифицирована и может быть использована в любом другом университете гуманитарного профиля: модуль может быть сжат или расширен в зависимости от сетки часов. Система мобильна и даже на современном этапе дает возможность осуществить разные формы подготовки студентов - от уровня международного стандарта в группах референтов-переводчиков до обучения студентов новому языку с «нуля», так как лингвистическое и экстралингвистичеекое наполнение одного и того же модуля может отличаться по объему и степени сложности [2].
При этом к материалу модульного курса предъявляются унифицированные требования, единые формы отчетности студентов, стандартизируются цели и задачи, осуществляемые и решаемые в процессе прохождения модуля. Ввиду логической последовательности и преемственности всех этапов языковой подготовки модульный характер обучения способствует системному овладению лингвистическим материалом, расширению фоновых (лингвострановедческих, профессиональных, культурологических и др.) знаний студентов, совершенствованию умений и навыков по основным видам речевой деятельности [3].
И наконец, выбор и постановка модуля определенным преподавателем ведет к специализации данного преподавателя, разграничению сфер и обязанностей, к переходу из разряда «многостаночника», использующего методы и дидактический материал других авторов, в разряд «однопредметника», создателя собственного курса, программы и учебной
литературы, результатом чего - при ответственном подходе к решению данной проблемы -может быть только повышение уровня преподавания иностранного языка [ 1 ].
Кроме того, модульный характер обучения дает возможность определить интеграционные связи между модулями иностранного языка и модулями специальных дисциплинарных циклов, выявить на основе этого возможное сочетание этих образовательных сфер и проводить «бинарные» уроки и даже целые циклы занятий.
Необходимо заметить, что продуманная организация учебного процесса в модульном формате позволяет, учитывая имеющиеся узлы сопряжения, материальные и др. ресурсы, распределять модули в различном порядке. Так, базовый курс иностранного языка в бакалавриате и магистратуре может протекать по линейной траектории обучения, а в аспирантуре к последовательному ряду модулей (например, грамматическому, фонетическому, дискурсивному и т.д.) могут быть добавлены дополнительные модули, позволяющие осуществлять разветвленную траекторию обучения, причем, модули могут как надстраиваться, так и встраиваться, например, в научно-исследова-тельскую и производственную прак-тики [2].
К достоинствам модульной системы обучения относят следующие параметры:
- четкую структуру курса, упорядоченность;
- возможность отслеживания связей между элементами;
- наглядность, осознание перспективы;
- индивидуальный подход к обучению слушателя;
- гибкость предоставления информации;
- развитие продуктивного мышления;
- многофункциональность;
- возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем;
- активизацию познавательной деятельности;
- комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;
- накопительный принцип оценивания работы студента;
- возможность самоконтроля и самооценки;
- формирование самостоятельности;
- формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
Опыт применения модульных технологий при обучении различным дисциплинам показывает, что их современными характеристиками могут быть названы гибкость, мобильность, адаптивность, вариативность.
В основе организации модульного обучения лежат следующие основополагающие принципы:
- ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности студентов, стимулирование их познавательной активности;
- максимально эффективное использование учебного времени, затрачиваемое студентами, за счет методически обоснованного построения модулей и использование средств информационных технологий в обучении;
- изменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования студентов, анализа результатов обучения и коррекции методики;
- ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений;
- систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений;
- обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.
Основными принципами отбора учебного материала для модульного учебника являются следующие:
- упор должен делаться на следующие виды речевой деятельности: говорение и аудирование. Соответственным должен быть формат отобранного материала. Несмотря на приоритетность формирования и совершенствования вышеупомянутых навыков, в процессе обучения иностранным языкам следует затрагивать все виды учебной деятельности: студент должен владеть навыками чтения и письма;
- грамматический материал должен вводиться интегрированно, не монолитными блоками, как это практикуется при традиционном подходе обучения;
- наиболее предпочтительный режим работы в формате модуля - групповой (пары, триады, полилогические группы). Поэтому в модуле должны быть широко представлены учебные материалы для подобного формата: ситуативные диалоги, ролевые игры с чётко
Теория и методика профессионального образования
прописанными заданиями, проектные задания, вебквееты и т.д.;
- модуль ориентирован на студента, а не на преподавателя, поэтому материалы должны быть отобраны с учётом интересов студентов, темы диалогов и игр должны быть востребованы студентами и носить актуальный характер;
- конечной целью модуля является формирование коммуникативной компетенции не только вербальной, но и невербальной. Поэтому должное внимание должно уделяться активному совершенствованию навыков Socializing; модуль должен быть насыщен ситуациями, дающими возможность практиковать эти навыки.
Как правило, модуль состоит из нескольких уроков.
Урок первый:
A) вводная часть и вопросы для обсуждения данной темы/проблемы, работа с лексикой;
B) тематический текст, содержащий проблему, требующую рассуждения и решения;
C) слушание/просмотр видеоматериала с последующим обсуждением, работа с грамматическим материалом.
Урок второй:
A) ролевая игра на основе кейс-техно-логий;
B) контроль.
Обязательно имеется пособие для преподавателя. Оно содержит:
• полное содержание всех модулей;
• указание языкового уровня;
• указание на количество часов (например, 32 часа аудиторных занятий, 60 часов самостоятельной работы);
• подробные сведения о количестве часов, отведенных на работу над каждым юни-том (аудиторных и индивидуальных);
• подробное описание заданий;
• ответы к заданиям;
• тексты на прослушивание даны в письменном виде;
• описание умений и навыков, которые вырабатываются при выполнении тех или иных заданий;
• план проведения и описание ролей для ролевых игр.
Основным условием функционирования каждого модуля является обеспеченность его программой и дидактическим материалом, состоящим из следующих основных компонентов: набора соответствующих аутентичных текстов/учебного пособия; рабочей тет-
ради студента; словаря-минимума; дидактических материалов для работы с ТСО, компьютерными базами данных и ресурсов Интернет; учебно-методических мультимедийных разработок для самостоятельной работы студентов.
Последний тип учебной литературы будет, несомненно, приобретать все большую значимость в связи с нехваткой аудиторных часов и возникающей при этом необходимостью и важностью овладения студентами методикой самообразования. А построение учебно-методической разработки для самостоятельной работы студентов в виде материалов для работы на компьютере открывает широкие возможности как для самостоятельной работы в компьютерном классе, так и для дистанционной формы обучения, которая, как показывает практика, получает все более широкое распространение.
Рассмотрим модульный курс по обучению английскому языку, предназначенный для студентов технических специальностей, который был разработан группой преподавателей крупнейших вузов России в рамках проекта Tempus - Catch под эгидой Европейского союза.
Курс «Английский язык для профессиональных целей» состоит из 5 модулей. Первый модуль в соответствии с международной градацией, одобренной Европейским Советом, включает вводно-коррективный и базовый (начальный) курсы уровня А1/А2, второй и третий модули - Intermediate Level В1/В2 -предусматривают развитие общей коммуникативной компетенции, четвертый модуль -В2+С1 Advanced Language Application - предназначен для формирования и развития умений и навыков общения в профессиональной коммуникативной среде, и, наконец, последний пятый модуль - С1/С2 Competent Language Application - предусматривает профессиональную коммуникацию в области науки, технологии и бизнеса. Соответственно, после успешного завершения первого модуля студент становится Basic User (владеющим базисными умениями и навыками); по окончании второго и третьего модуля - Independent User (владеющим основными умениями и навыками) и, завершив четвертый и пятый модули, - Proficient User (обладающим профессиональной компетенцией).
Цели и задачи учебного модуля - формирование и развитие умений и навыков устной профессиональной коммуникации (говорение,
слушание, чтение). По окончании, например четвертого модуля, студент должен уметь следующее:
• передавать в сжатой форме (письменно и устно) содержание текстов высокого уровня сложности, взятых из различных источников;
• составлять аннотацию и реферат;
• воспринимать на слух и в письменной
форме информацию на профессиональные темы; уметь обрабатывать, анализировать
данную информацию и делать соответствующие выводы;
• аргументированно выражать свою точку зрения в дискуссиях на общие и профессиональные темы;
• принимать участие в конференциях и собраниях;
• делать презентации на профессиональные темы;
• владеть навыком телефонных переговоров;
• находить необходимую информацию в электронных СМИ (Интернете) и творчески использовать полученные данные в своей работе.
Методика оценки - стабильность работы на протяжении всего цикла обучения (continuous assessment): участие в презентациях, собраниях, конференциях, переговорах, «мозговых штурмах»; успешное выполнение индивидуальных и групповых задач и проектов. Экзамен проводится в конце семестра.
Критерии оценки - общая сумма 100 баллов (экзамен и оценка стабильности работы на протяжении всего цикла обучения).
Экзамен - 50 баллов. Из них владение иностранным языком — 30 баллов:
• беглость, спонтанность и интерактивная коммуникация - 7 баллов;
• использование правильных грамматических структур - 10 баллов;
• лексический запас - 10 баллов;
• правильное фонетическое оформление речи - 3 балла.
Умения и навыки — 20 баллов.
• сформированность навыков аудирования - 5 баллов;
• умение передавать в сжатой форме содержание (summarizing) - 5 баллов;
• манера подачи материала (delivery of the subject) - 5 баллов;
• выражение собственной точки зрения -5 баллов.
Время на проведение экзамена - 45 минут, из них 20 минут - аудирование (listening to audio/video); 15 минут - сжатое изложение материала (summary), 20 минут - беседа на профессиональную тему (talking on subject-related topics).
Стабильность работы на протяжении всего цикла обучения (continuous assessment) - 50 баллов.
Проект Tempus - Catch находится в завершающей стадии, после чего данный модульный курс будет вводиться в широком масштабе для студентов всех специальностей технических факультетов, с которыми работает кафедра иностранных языков ЮУрГУ.
Для организации первого пробного и второго пилотирования были выделены группы инженерных специальностей. Было проведено входное, промежуточное и итоговое тестирование. Анализ итогов тестирования позволяет сделать вывод об эффективности использования данного курса, основанного на принципе модульного обучения.
Литература
1. Абозина, НМ. Кредитно-рейтинговая система и опыт ее применения в России / НМ. Абозина // Иностранные языки в экономических вузах России. Всероссийский научноинформационный альманах. - 2006. - № 5. -С 56-66.
2. Иванова, НК. Обучение международной научной коммуникации. Проблемы и решения / НК. Иванова // Материалы VII межвузовской конференции «Химико-технологические вузы и Болонский процесс. Современный процесс обучения». - М.: РХТУ, 2005. - С. 72-74.
3. Касевич, В.Б. Болонский процесс в вопросах и ответах/ В.Б. Касевич, Р. Б. Светлов, A.B. Петро, A.B. Цыб. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.- 108 с.
4. Резолюция международной конференции «Модульное обучение в сфере преподавания иностранных языков // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-информационный альманах. -2006.-№5. -С 3-6.
5. Ямшанова, В.А. Переход на модульное обучение иностранным языкам как реализация идей Болонской декларации / В.А. Ямшанова // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-информационный альманах. — 2006. - № 5. - С. 6-22.
Поступила в редакцию 29 апреля 2009 г.