УДК: 372.4:7.01:372.87
doi 1018101/1994-0866-2017-1-121-125
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИВОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
© Шишлянникова Нина Петровна
доктор педагогических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Россия, 655017, г. Абакан, ул. Ленина, 92 E-mail: [email protected]
В статье актуализирована проблема формирования у детей живого восприятия и отношения к миру как к живому родственному организму в условиях интегрированного взаимодействия искусств на уроках в начальной школе. Подчеркнута новизна и актуальность концепции Д. Б. Кабалевского для нашего времени о необходимости освоения музыки как живого искусства и преподавания музыки в опоре на взаимодействие с другими видами искусства, что, в свою очередь, является условием формирования живого мировосприятия и мироотношения. Показана синтезирующая роль музыки во взаимодействии искусств благодаря эффекту резонанса — качественной характеристике звука, движения, лежащего в основе жизни на земле. Представлен пример модульного структурирования учебного материала уроков музыки, литературного чтения, изобразительного искусства как возможный вариант объединения усилий учителей. Ключевые слова: музыка, звук, движение, вибрация, резонанс, живое мировосприятие, уроки искусства, межпредметные модули.
В 80-х гг. прошлого столетия музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского стала крупным явлением отечественной культуры. Она предвосхитила ряд качественно новых процессов в педагогике и образовании, свидетелями которых мы являемся сегодня. Направленность занятий музыкой на воспитание духовной культуры школьников, признание приоритета общечеловеческих ценностей, освоение музыки как живого образного искусства, «рожденного жизнью и неразрывно с нею связанного», вместо усвоения узко-предметных знаний, умений, навыков — это далеко неполный перечень нововведений автора концепции. Концепция Д. Б. Кабалевского существенно расширила развивающие возможности урока музыки и во многом позволила преодолеть в практике образования междисциплинарную разобщенность предметов эстетического цикла.
Идеи Д. Б. Кабалевского продолжают оставаться актуальными в современных условиях, в русле новых задач модернизации образования и развития музыкальной, шире художественной, культуры, несмотря на появление других программ и УМК по музыке, в которых по-своему и далеко не в лучшую сторону интерпретированы его идеи. Многие десятилетия наука и образование были направлены на технологическое развитие и технократическое сознание. Познание мира путем усваивания школьниками разрозненных знаний из отдельно преподаваемых предметов привело к формирова-
нию фрагментарной картины мира, установка на интенсивное исследование и покорение внешнего мира — к утрате чувства внутреннего родства с ним. Современное образование поставлено перед необходимостью формирования человека, способного к интеграции знаний о мире как живом и родственном организме.
В последние годы определение «живое» становится общепринятым в научно-педагогической литературе. Для нас «живая» — это художественно-творческая деятельность, организованная на основе чувств и представлений самого ребенка, с максимальным привлечением его возможностей и усилий.
Истоки педагогики живого мировосприятия коренятся в философских трудах Платона, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Д. Радьяра, П. А. Флоренского, в разработках русского космиста В. И. Вернадского. Музыка как особый способ чувствования обладает мощными синтезирующими возможностями во взаимодействии с другими видами искусства и формировании отношения школьников к миру как к гармоничному, живому организму благодаря звуку, движению и ритму — фундаментальным характеристикам не только музыки, но и мироздания.
Синтезирующие качества музыки коренятся в волновой, резонансной природе звука (Е. Н. Князева, В. П. Курдюмов, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Х. И. Хан). В свою очередь, звуковая природа резонанса восходит к пульсирующему движению или вибрации — самой тонкой сущности движения. Музыка обращена к слуху, но при этом резонансно возбуждает отклик в других сенсорных системах и синтезирует в себе их качества в единый, пульсирующий, живой образ на уровне сознания. По мысли Х. И. Хана, музыка является резонансно-духовным звукообразованием, так как резонанс, который она создает, заставляет вибрировать все человеческое существо, поднимая мысль над плотностью материи [6, с. 192]. Резонанс — это состояние сознания, устанавливаемое мыслью на эмоциональной волне. Французский философ и музыкант Д. Радьяр относит способность резонирования к более высокой ступени сознания: «Резонирование — не отражение. Отражение — простая способность сознания принимать информацию. Резонирование — способность реагировать на малейшие изменения в целом» [5, с. 198].
Резонанс как уровень сознания мы отличаем от синестезии — уровня физиологии. Синестезия есть возникающие на сенсорном уровне элементарные связи между чувственными анализаторами и объектом воздействия. Применительно к звуку это означает способность звукового образа вызвать незвуковые представления. Синестезия, по А. И. Бурову, это элементарный, физиологический уровень сенсорного синтеза, о котором Е. В. Назайкинский пишет так: «Под влиянием синестезии на основе простейших ассоциаций, возникающих в музыкальной деятельности, у ребенка постепенно складывается тезаурус, соответствующий лишь первичному семантическому уровню музыкального языка. Опирающееся только на уровень синестезии восприятие музыки примерно также отличалось бы от полноценного художественного восприятия, как буквальное понимание стихотворного текста от проникновения в его поэтический смысл» [4, с. 359].
Резонанс как качественная характеристика звука, а звук как проявление движения лежат в основе всего живого — мироздания, природы, человека, искусства. По словам В. В. Медушевского, музыка раскрывает «живую онтологию процессуальности, выявляет, схватывает и фиксирует в звучаниях вневременное сущностное начало» [2, с. 216]. Согласно Е. В. Назайкинско-му, «...слух может доставлять нам чрезвычайно большую информацию об окружающем нас пространстве и о происходящих в нем событиях, причем — не только в невидимой, но и видимой части пространства. Уступая зрению в деятельности, четкой дифференцированности восприятия пространства, слух превосходит его по полноте, широте одновременного охвата окружающей среды» [3, с. 111].
В связи с этим музыкальность рассматривается нами не только как узкопрофессиональное понятие, как «одаренность к музыке, .качественное своеобразное сочетание музыкальных способностей» (по Б. М. Теплову), но и как неотъемлемое качество мира — его пространства, форм, линий, свето-цветовых проявлений, аромата, вкуса и т. д. Слово — вербальная оболочка смысла, оно вторично по отношению к звуку, несущему психическую энергию существа, рождающего этот звук.
В каждом произведении искусства есть скрытый голос, скрытый звук, скрытая музыка. И эффект картины не в том, что она изображает, но в том, что она говорит вслух голосом сердца художника. Лучшие картины художников звучат. Они музыкальны. «Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом. Это похоже на музыку», — писал К. А. Коровин [приведено по: 1, с. 92].
Подтверждением синтезирующих свойств музыки как искусства звука служат слова П. И. Чайковского о поэзии А. С. Пушкина: «Независимо от того, что поэт выражает в форме стиха, в самом стихотворении, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
В каждом ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке, но без соответствующего воспитания она спит. К сожалению, синтезирующие возможности музыкального искусства в школе часто остаются нереализованными в условиях катастрофической нехватки учебного времени и усилиями одного только учителя музыки. В переломе ситуации в пользу музыки как модели формирования живого мировосприятия мы пошли по пути интеграции музыки с другими видами искусства и активное их внедрение в другие образовательные области. В целях координации совместной деятельности учителя музыки, начальных классов и изобразительного искусства нами разработаны и апробированы в практике начального образования шесть межпредметных тематических модулей, в которые структурирован учебный полихудожественный материал предметов искусства. При этом в школьном расписании по-прежнему сохраняются отдельные уроки музыки, литературы, ИЗО, но занятия ведутся на основе скоординированного взаимодействия различных видов искусства в учебной деятельности на единых методических принципах. Материал модулей осваивается за счет часов, отведенных на внеклассное чтение.
Каждый из модулей направлен на формирование различных аспектов мировосприятия школьников: «Образы пространства и времени в жизни природы и человека», «Наполним музыкой сердца», «Сказка в музыке и музыка сказки», «Загляните в мамины глаза», «Наши истоки», «Земля моя Хакасия». Тема модуля определяет подбор литературных произведений, репертуар для слушания и исполнения, произведений живописи и творческие задания для живописного воплощения в детских работах. Материал нарабатывается на отдельных уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, а затем вновь концентрируется на новом, более высоком уровне сложности и вмещается в обобщающий интегрированный урок (художественное событие), сценарий которого разрабатывается и реализуется совместными усилиями трех учителей [7, с. 7].
Каждый межпредметный тематический модуль направлен на стимулирование родственных чувств к миру (к природе в разные времена года, к искусству как второй природе, к человеку). При этом музыка выступает «оживляющим» началом детского мировосприятия. Перед детьми ставится задача соотносить и осознавать взаимосвязь этих характеристик в создании художественных образов. В процессе интегрированного освоения учебного материала уроков искусства в представлениях учащихся возникает более цельная, художественно-образная картина живого мира.
Литература
1. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка: очерки. — 2-е изд., доп. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 400 с.
2. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993. — 262 с.
3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
4. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982. — 319 с.
5. Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому.— М.: Ваклер, 1995. — 305 с.
6. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука: сб. — М.: Сфера, 1997. — 336 с.
7. Шишлянникова Н. П. Метапредметность и интеграция в современном художественном образовании // Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования: материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию Бурят. гос. ун-та (Улан-Удэ, 28-31 октября 2015 г.) / отв. ред. З. И. Пазникова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. — С. 6-10.
FORMATION OF VIVID WORLDVIEW IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF ART
Nina P. Shishlyannikova
Dr. Sci. (Education), Prof., Department of Music and Music Education, Art Institute of Katanov Khakass State University, 92 Lenina St., Abakan 655017, Russia E-mail: [email protected]
The article actualizes the problem of formation vivid worldview in children and perception of the world as living organism in the conditions of integrated interaction at lessons of arts in primary school. The novelty and relevance of Kabalevsky's concept on acquirement music as a living art and teaching music in interaction with other forms of art are highlighted; this, in turn, acts as a condition for formation of vivid perception of the world. We show the synthesizing role of music in interaction of arts due to the effect of resonance — qualitative characteristics of sound, movement, which are the basis of life on Earth. We give the example of modular structuring of educational material for lessons of music, literature, fine arts as possible variant of joining teachers' efforts for formation of vivid worldview in primary schoolchildren and their attitude to the world as a living organism.
Keywords: music, sound, movement, vibration, resonance, vivid worldview, art lessons, interdisciplinary modules.