СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И. В. АГАФОНОВ
В статье проанализированы педагогические возможности использования спортивноориентированной физической подготовки, одной из задач которой является социализация учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Систематизированы педагогические методы и принципы, положенные в основу разработанной методики спортивно-ориентированной физической подготовки детей с ограниченными возможностями. Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Ключевые слова: спортивно-ориентированная физическая подготовка, социализация, дети с ограниченными возможностями.
Проблема освоения ценностей физической культуры и спорта может быть решена в принципиальном плане на основе масштабного развертывания инновационных процессов в системах физического воспитания и детско-юношеского спорта при использовании теоретически обоснованных и экспериментально апробированных современных педагогических технологий, обеспечивающих модернизацию содержания форм и методов физического воспитания подрастающего поколения.
Одной из инновационных форм физического воспитания является спортивно-ориентированная физическая подготовка, в основе которой лежит использование приемлемых для ее целей средств и методов спортивной тренировки. Средства спортивно-ориентированной физической подготовки так же, как и средства спортивной тренировки, могут быть разделены на три группы физических упражнений: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Но при этом особенностью спортивно-ориентированной физической подготовки является то, что физические упражнения варьируются в соответствии с задачами конкретного этапа этого процесса [6].
Эффективность формирования ценностных ориентаций и ценностных отношений воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к здоровью и здоровому образу жизни напрямую зависит от методов, используемых в образовательном процессе.
При формировании ценностных отношений воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к здоровью и здоровому образу жизни мы придерживаемся трех групп педагогических методов [3]:
1. Методы повседневного систематического, целенаправленного и свободного общения, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях.
2. Методы педагогического и психологического прикосновения педагога к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях.
3. Методы детской самодеятельности.
Каждый из перечисленных методов позволяет
создать систему отношений на гуманистической основе, так как в центре внимания находится личность воспитанника.
При этом метод педагогического требования характеризуется применением способа четкого указания, алгоритмизацией деятельности. Воздействие педагога рассчитано на переход требования педагога в требование воспитанника к самому себе.
Метод убеждения характеризуется построением причинно-следственной связи явлений, обосновывающей необходимость принятия подростком соответствующего решения.
Методы педагогического и психологического прикосновения педагога к личности воспитанника
основываются на коррекции его сознания и поведения, стимулировании или торможении деятельности, обращении к личности в реальных жизненных ситуациях.
Методы детской самодеятельности, на наш взгляд, самые сложно реализуемые и представляют собой способы самоорганизации творческой деятельности. К группе методов детской самодеятельности относятся следующие способы: самоорганизация, саморегуляция, самообразование, самодисциплина, самосовершенствование. Об их эффективности свидетельствует внутренняя готовность воспитанника принимать педагогические воздействия и самостоятельно следовать им [3].
Эффективность применения этих методов зависит от воспитуемости детей: готовности к восприятию педагогического воздействия при оптимальном для данного возраста соотношении активности и устойчивости личности, обеспечивающей продвижение в его развитии за счет максимального использования педагогических условий. С другой стороны, воспитуемость, наряду с ценностными отношениями, является результатом применения методов воспитания [3; 7].
Социологические опросы детей и подростков, проведенные нами по методикам Л. И. Лубыше-вой [5; 6], активно занимающихся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни, обществе, мире в целом. Нами показано, что именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Опираясь на идеи В. К. Бальсевича [1] и Л. И. Лубышевой [5; 6] - широкое привлечение средств спорта к процессу обязательного физического воспитания, суть которых заключается в адаптировании спортивных технологий, в первую очередь спортивной тренировки для повышения эффективности школьного физического воспитания, нами были разработаны принципы формирования системы спортивно-ориентированного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Это позволило нам актуализировать возможность использования средств спорта в целях воспитания и социализации данной категории учащихся.
Успешность формирования системы спортивно-ориентированной физической подготовки достигается посредством реализации следующих педагогических принципов:
1. Принцип принятия ребенка с проблемами
в состоянии здоровья и развития со всеми его достоинствами и недостатками через понимание причин, определивших его состояние. Отклоняющееся поведение ребенка от общепринятых норм, как правило, вызывает конфликт с окружающими, что создает предпосылки для формирования социально отчуждаемой личности, не способной адекватно оценивать себя и других. Поэтому в работе с детьми с проблемами в развитии важно создать атмосферу доверия и партнерства, способствующую преодолению отчужденности, проявлять терпимость наряду с требованием соблюдения моральных норм.
2. Принцип учета индивидуально-личностных особенностей ребенка. Различная степень интериоризации личностью средовых воздействий обусловлена неодинаковыми способностями детей и их уровнем усвоения и преобразования двигательного опыта и зависит от особенностей высшей нервной деятельности, интересов и потребностей ребенка.
3. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Подчеркивает значимость диагностического этапа социально-педагогической деятельности, позволяющего определить те позитивные стороны развития личности, с помощью которых при грамотном профессиональном подходе возможно полное или частичное преодоление явлений проблем в его развитии. В коррекционной работе акцент делается на социально не одобряемых поступках ребенка, а не на отрицательных качествах его личности.
4. Принцип формирования позитивной перспективы жизнедеятельности. Это позволит усилить мотивацию ребенка к преодолению дезадаптации, уверенность в себе, помогает разобраться ему в трудной жизненной ситуации.
5. Принцип конструктивного взаимодействия с микросоциальным окружением ребенка в процессе его социальной и двигательной адаптации. Деятельность по преодолению социальной дезадаптации у детей будет эффективной, если в этот процесс будет включено его ближайшее социальное окружение, готовое к позитивным изменениям для обеспечения эффективности взаимодействия.
6. Принцип соответствия требуемому уровню компетентности в профессиональной педагогической деятельности, учитывающей специфику детей с проблемами в развитии как особой социальной категории. Использование общепедагогических технологий и методов взаимодействия предполагает интеграцию со специальными педагогическими технологиями, овладение спе-
циалистами определенными знаниями, а также умениями и навыками работы в социуме.
Нами предложены методы социально-педагогической адаптации детей с проблемами в состоянии здоровья и развития с использованием средств спортивно-ориентированной физической подготовки.
Основные идеи, подходы, принципы и содержание педагогической работы по социальной адаптации детей с проблемами в состоянии здоровья и развития отражены в способах взаимодействия с детьми данной категории. Предлагаемая к использованию классификация методов социально-педагогической адаптации подчинена основной идее -активизации позитивного потенциала ребенка для преодоления социальной дезадаптации через стимулирование, регулирование и коррекцию поведения, деятельности и отношений детей. Основными критериями выбора того или иного метода являются характер и преобладающие мотивы поведения и поступков ребенка.
За основу взята адаптированная классификация педагогических методов в социально-педагогической работе с детьми с проблемами в состоянии здоровья и развития:
1. Методы формирования сознания. Основное назначение данной группы методов - формирование устойчивых социально приемлемых взглядов, понятий, убеждений у детей, стимулирующих их деятельность.
2. Методы формирования образа действия. Успешность любой деятельности определяется знанием содержания и способов действия. Это объясняет необходимость формирования у ребенка опыта деятельности, поведения в той или иной ситуации, совершенствования форм деятельности и общения, приобретения нового смысла деятельности.
3. Методы социального научения. Обеспечивают переход от пассивного усвоения знаний к самостоятельной активности, развитие функциональной грамотности. Важно не только развивать у ребенка определенные способы деятельности, продуктивного социального поведения, общения, но и способствовать формированию его личной социальной активности в целях развития навыков самопомощи.
4. Методы формирования социальной перспективы. Ребенку необходимо показать его возможные достижения при условии овладения новыми знаниями, умениями, навыками в соответствии с его интересами и потребностями.
5. Методы включения личности в коллективную деятельность. Важно показать, что любая
деятельность ребенка осуществляется не изолированно, затрагивая интересы других. Коллектив в данном случае должен вступать в качестве воспитательной среды, способствующей формированию социально значимых качеств личности, помогающим строить продуктивные отношения с окружающими.
6. Методы включения в постепенно усложняющуюся деятельность.
Обусловлены необходимостью учета психофизиологических, индивидуальных особенностей детей и уровня сформированности сознания, позволяют преодолеть пробелы в личностном и социальном развитии, обеспечивая переход на новые уровни самоутверждения и самовыражения.
7. Методы одобрения и осуждения. Направлены на торможение или стимулирование определенных действий и поступков детей на основе эмоциональной регуляции (сопереживания, сочувствия). В работе с детьми группы риска необходимо увеличивать роль негласного социального контроля.
8. Методы педагогической коррекции. Используются с целью определения и преодоления негативных навыков и привычек у детей наряду с выявлением и закреплением положительных.
Данный подход не является универсальной для всех случаев, так как ее реализация зависит от конкретной ситуации, ведущих факторов риска для ребенка, условий, ресурсов и резервов социально-педагогической адаптации и требует творческого осмысления.
Наиболее близко к рекомендуемому подходит режим дня Горельской школы-интерната, но в ней тоже не выдерживаются рекомендации по организации свободного времени детей - вместо рекомендованных 200 мин. в этой школе-интернате у детей среднего и старшего возраста это время составляет 178 мин. Из всех школ-интернатов по этому показателю ближе всех к норме режим дня Котовской и Горельской школы-интерната.
При этом каждая школа-интернат, в соответствии со спецификой контингента, имеет особенности проведения свободного времени - в Го-рельской и Знаменской школах-интернатах это в основном производственный и обслуживающий труд, а не организованная двигательная деятельность. В Котовской школе-интернате, где находятся в основном дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата, это малоподвижная деятельность, прогулки не носят активных характер, дети много времени посвящают посещениям кружков творческого направления.
В процессе проведения констатирующего педагогического эксперимента нами выявлены организационно-педагогические условия спортивноориентированного физического воспитания, основными из которых являются:
- свобода выбора вариантов физкультурных занятий, что максимально обеспечивает спортивно-ориентированное физическое воспитание школьников;
- создание широких возможностей для освоения каждым школьником ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности;
- возможность объединения в учебнотренировочные группы, занимающиеся за рамками академического расписания, относительно однородные по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности;
- построение учебно-тренировочного процесса в соответствии с требованиями теории управления подготовкой юных спортсменов;
- при организации физической и спортивной подготовки учащихся, их физкультурного и спортивного воспитания обязательность использования технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки;
- осуществление постоянного контроля и вариативности двигательных режимов и их интенсивности.
Предложенная нами методика спортивноориентированной физической подготовки включает специально подобранные физические упражнения, используемые как средства спортивноориентированного физического воспитания избирательно в зависимости от этапа указанной формы физического воспитания: на начальном этапе реализации методики в основном используются общеподготовительные и соревновательные упражнения; по мере приобретения двигательной и технической базы используются общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения; на заключительном этапе используются специально-подготовительные и избранные соревновательные упражнения, что позволяет повысить уровень развития двигательных способностей и процесс социализации
учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Литература
1. Бальсевич В. К., Прогонюк Л. Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон. Сургут, 2000. С. 5- 7.
2. Битинас Б. П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. Каунас, 1994.
3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т. 2.
4. Леонтьев А. И. Избранные психологические произведения: в 2 т./ под ред. В. В.Давыдова [и др.] М., 1983. Т. 1.
5. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11-13.
6. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 11-14.
7. Матвеев Л. П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 1990. № 2. С. 23-29.
* * *
REALIZATION OF A TECHNIQUE OF THE SPORTS-ORIENTED PHYSICAL TRAINING IN STRUCTURE OF SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTIONS
I. V. Agafonov
In article analyzes the pedagogical possibilities of using a sports-oriented physical training is analyzed, one-term objective of which is the socialization of high school students of special (correctional) educational institutions. Pedagogical methods and principles underlying the methodology employed a sports-oriented physical preparation of the children with disabilities are systematized.
The organizational and pedagogical conditions that ensure efficiency geodesic financial education in special (correctional) educational establishments are identified.
Key words: sports-oriented physical training, socialization, children with disabilities.