6. Организация и проведение занятий, связанных с моделированием ситуаций повседневной деятельности подразделений органов внутренних дел с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия : учебное пособие / под ред. Т.С. Купавцева, В. А. Морозова, Б.А. Федулова. - М. : Департамент гос. службы и кадров МВД РФ, 2018. - 200 с.
REFERENCES
1. Astafyev, N.V. and Dubinetsky, V.V. (2016), "Further training of police officers at the post in the training process operational activity", Pravo i obrazovanie, No. 7, pp. 70-76.
2. Ivanova, S.I. and Boush, KS. (2016), "To a question of competence-based approach in the system of professional education of staff of bodies of internal affairs", Bulletin of the Tyumen institute of professional development of police officers of Russia, No. 1 (6), pp. 174-180.
3. Kupavtsev, T.S. (2015), "Characteristics of the subject of self-improvement in the system of professional education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Higher education today, No 1, pp. 55-59.
4. Moiseenko, А.А., Arhipov, E.V. and Pesterev, N.N. (2017), "About some features of preparation for use of weapons by police officers", Materials of the "Current Problems of Fight against Crimes and Other Offences " conference, Barnaul, pp. 166-167.
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of May 5, 2018 No. 275 About the statement of the Order of the organization of training for replacement ofpositions in law-enforcement bodies of the Russian Federation" available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71877330/.
6. Ed. Kupavtsev, T.S., Morozov, V.A. and Fedulov, B.A. (2018), The organization and training, the situations of daily activity of divisions of law-enforcement bodies with use ofphysical force connected with modeling, special means and firearms: manual, Moscow.
Контактная информация: kupavzev22@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.07.2019
УДК 378.147
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник. Научно-исследовательский центр Военного института физической культуры
Аннотация
Статья содержит результаты изучения различных видов мотивов (административного, деятельно-двигательного, коммуникативного, оздоровительного и эстетического) выбора занятий аэробикой студентами технического вуза по дисциплине «Физическая культура и спорт», представлена динамика приоритетных ожиданий студенток 2 курса от практических занятий физической культурой на специализации «Аэробика». В материалах сформулированы рекомендации по модификации содержания учебных занятий с учетом физиологических особенностей девушек и личностных ожиданий результатов от занятий аэробикой на основе представленных мотивов. Знание мотивов позволяет эффективно варьировать содержание учебных программ, реализуя личностные приоритеты студенток второго курса в двигательной активности, способствуя тем самым улучшения всех показателей физического развития, функционального состояния и работоспособности студенток второго курса. В статье представлены особенности выбора специализации.
Ключевые слова: личностные потребности, физическая культура, специализация аэробика.
REALIZATION OF PERSONAL NEEDS OF FEMALE STUDENTS DURING PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS
Anna Yurevna Lipovka, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Elena Georgievna Zuykova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Va-lerievna Bushma, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Vladimir Petrovich Lipovka, the doctor of pedagogical Sciences, professor, senior researcher, Research center of the Military Institute of Physical
Culture
Annotation
Article contains the results of studying of the different types of motives (administrative, active and motor, communicative, improving and esthetic) for choice of the aerobics occupations by the students of the technical college in discipline "Physical culture and sport", it presents dynamics of priority expectations of the students of the 2nd courses from the practical training in physical culture in specialization "Aerobics". The materials contain the recommendations about modification of contents of the studies taking into account the physiological features of the girls and personal expectations of the results from aerobics occupations on the basis of the presented motives. Knowledge of motives allows to vary effectively the contents of the training programs, realizing the personal priorities of the students of the second year in physical activity, thereby promoting improvements of all indicators of physical development, functional state and efficiency of the students of the second year. Features of the choice of specialization are presented in article.
Keywords: personal requirements, physical culture, specialization aerobics.
ВВЕДЕНИЕ
Организация занятий по физической культуре для студентов 2 курса в СПбПУ предусматривает возможность выбора элективного курса. Универсальным видом двигательной активности для девушек-студенток является аэробика. Это одно из наиболее популярных направлений спортивных занятий у студенческой молодежи. Реализация личностных интересов студенток в процессе обучения повышает их мотивацию к занятиям физической культурой, стимулирует поиск новых технологий обучения, методов преподавания [1, 3]. В связи с этим вопрос адекватности содержания учебных программ с личностными ожиданиями студенток актуален и способствует оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию.
Цель работы: реализация ожиданий студенток от учебных занятий по физической культуре средствами аэробики.
Задачи исследования:
1. Определить важность предмета «Аэробика» в системе Элективных курсов по физической культуре в высшем учебном заведении.
2. Выявить динамику приоритетных ожиданий студенток 2 курса от занятий физической культурой на специализации «Аэробика».
3. Сформулировать рекомендации по модификации содержания учебных занятий.
Объект исследования: процесс занятий по аэробике в СПбПУ.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, педагогическое наблюдение, методы математической обработки результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ научно-методической литературы подтвердил приоритетность занятий аэробикой для студенток вузов. Существующий практический опыт и научно-обоснованные разработки вариантов оздоровительных программ по аэробике показали эффективность применения средств аэробики для повышения двигательной активности студенток, улучшения их работоспособности, развития физических качеств, общего укрепления здоровья [1, 2, 4, 5].
Аэробика занимает особое место среди видов двигательной деятельности «Элективных курсов по физической культуре» в СПбПУ 33% девушек выбирают специализацию «Аэробика» для учебных занятий.
В начале учебного года проведено анкетирование 176 студенток второго курса, избравших аэробику в качестве своей специализации для занятий физической культурой. Респондентам предложено ранжировать варианты ответов в порядке значимости личным целям и приоритетам (таблица 1).
Таблица 1 - Предлагаемые варианты мотивов для ранжирования
№ п/п Мотивы
1 Административный мотив: получение зачета, аттестация по предмету.
2 Деятельно-двигательный мотив: повышение двигательной активности, поддержание формы.
3 Коммуникативный мотив: общение, получение новых практических умений.
4 Оздоровительный мотив: улучшение здоровья и самосовершенствование.
5 Эстетические мотивы: внешний вид, приобретение красивой осанки, коррекция проблемных зон фигуры, телосложения.
Результаты сравнения ответов, побуждающих девушек выбрать занятия аэробикой показали значительное преимущество эстетических мотивов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Мотивация студенток 2 курса при выборе занятий аэробикой
Почти половина опрошенных студенток (46%) хотят улучшить свой внешний вид, приобрести красивую осанку, изящное телосложение.
На второе место студентки поставили оздоровительные мотивы (27%), ожидая, что занятия аэробикой способствуют развитию физических качеств, улучшают работу всех органов и систем организма, укрепляют здоровье.
На третьем месте деятельно-двигательные мотивы - 13%. Для многих студенток учебные занятия по физической культуре являются единственной формой их двигательной активности.
На четвертом месте коммуникативные мотивы - 11%. Общение студенток, объединенных едиными интересами в учебную группу аэробики - естественное состояние девушек.
На последнем месте оказались административные мотивы - 4%. При добровольном выборе вида двигательной деятельности получение зачета не является первостепенным мотивом к учебным занятиям.
Таким образом, изучение и анализ ответов студенток о мотивах и ожиданиях от занятий аэробикой выявили необходимость в обновлении содержания учебных программ:
• внедрение в учебные программы в большем объеме комплексов танцевальных и гимнастических упражнений, формирующих осанку, улучшающих координацию движений, развивающих чувство ритма;
• включение в каждую часть занятия комплексы упражнений пилатеса, каллане-тики, стретчинга, требующих проявления равновесия, гибкости, эластичности мышц;
• использование на занятиях силовых упражнений направленного воздействия, которые позволят респондентам сформировать мышечный корсет, скорректировать
телосложение.
Нами разработана рейтинговая система оценивания результатов деятельности студенток на протяжении их обучения на специализации «Аэробика», которая позволяет преподавателю дифференцированно подходить к обучению каждого студента, мотивируя на достижение им конкретного результата. Открытость системы контроля позволяет студенту самостоятельно контролировать уровень своих достижений и принимать осознанные решения в избранном виде двигательной активности.
ВЫВОДЫ
1. Аэробика - это сложно координированный вид спортивной деятельности, кото -рый занимает особое место среди видов «Элективного курса по физической культуре» в СПбПУ Оптимально дозированные нагрузки, разнообразие упражнений, современная ритмичная музыка формируют положительную мотивацию у 96% студенток при выборе вида двигательной активности.
2. С учетом физиологических особенностей девушек и личностных ожиданий результатов от занятий аэробикой в учебные программы включены комплексы с использованием современных направлений аэробики.
3. Разработаны рейтинговые таблицы, обеспечивающие открытость и объективность оценки достижений студенток на протяжении всего процесса обучения и оптимальность требований к результатам их действий.
4. Положительное отношение студенток к учебным программам обеспечивается реализацией ожидаемых приоритетов и подтверждается высокой посещаемостью занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аэробика. Влияние занятий аэробикой на студентов : методические рекомендации / сост. А.Г. Митрофанова ; Вологодский гос. техн. ун-т. - Вологда : [б.и.], 2010. - 20 с.
2. Бабичева, И.В. Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой / И.В. Бабичева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 673-676.
3. Лубышева, Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 5. - С. 3-5.
4. The usage of modular-rating technology in the educational process of physical culture / E.G. Zuykova, T.V. Bushma, A.Yu. Lipovka, A.V. Cherkasova // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS / Future Academy. - 2018. - Р. 127-133. - Режим доступа : https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.14 (дата обращения: 01.07.2019).
5. System-Modular technologies in the educational process of physical culture / E.G. Zuykova, T.V. Bushma, A.Yu. Lipovka, L.M. Volkova // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS / Future Academy. - 2018. - Р. 153-159. - Режим доступа : https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.17 (дата обращения: 01.07.2019).
REFERENCES
1. Mitrofanov, A.G. (2010), Aerobics. Influence of occupations aerobics on students: methodical recommendations, Vologda.
2. Babicheva, I.V. (2014), "Determination of the main criteria of optimization of physical activity on occupations improving aerobics", Young scientist, No. 20, pp. 673-676.
3. Lubysheva, L.I. (2017), "Modern sports science: from stagnation to a new paradigm of development", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp.3-5.
4. Zuykova, E.G., Bushma, T.V., Lipovka, A.Yu. and Cherkasova, A.V. (2018). "The Usage of Modular-Rating Technology in The Educational Process of Physical Culture", The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS, Volume LI, Published by the Future Academy, No. 14, pp. 127133, doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.14.
5. Zuykova, E.G., Bushma, T.V., Lipovka, A.Yu. and Volkova, L.M. (2018). "System-Modular Technologies in The Educational Process of Physical Culture", The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS, Volume LI, Published by the Future Academy, No. 17, pp. 153-159, doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.17.
Контактная информация: an_na.f@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.07.2019
УДК 796.01:612
ЦИТРАТ НАТРИЯ И АЭРОБНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-
ЛЮБИТЕЛЕЙ
Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник,
Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань; Наталья Викторовна Рылова, доктор медицинских наук, профессор, Казанский государственный медицинский университет; Андрей Владимирович Жолинский, кандидат медицинских наук, директор, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации, Москва ; Виктория Сергеевна Солонщикова, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Аннотация
Результаты нашего исследования свидетельствуют, что применение цитрата натрия приводит к более позднему наступлению вентиляторных порогов (ВП1 и ВП2) в процессе нагрузочного тестирования: отмечается статистически значимое их смещение на 20 секунд, что равноценно увеличению мощности работы на данных порогах. При этом, у испытуемых мужского пола можно отметить статистически значимое снижение частоты (с 50,5 до 47,8 цикл/мин, р=0,007) и минутного объема дыхания (с 133,1 до и 126,6 при р <0,05), при неизменной глубине дыхания. Цитрат натрия может иметь большую практическую ценность при занятиях любительским бегом, где характерна более низкая интенсивность физической нагрузки. У атлетов-профессионалов это может сохранить запасы гликогена на низкоинтенсивных нагрузках за счет более продолжительного липолиза, что может позволить демонстрировать лучший результат в тех случаях, когда запасы гликогена могут быть лимитирующим фактором в спортивной деятельности.
Ключевые слова: цитрат натрия, аэробная работоспособность, аэробный и анаэробный порог, кардиореспираторная система, спортсмены.
SODIUM CITRATE AND AEROBIC PERFORMANCE OF AMATEUR SPORTSMEN
Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, senior researcher, Andrey
Sergeevich Nazarenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan; Natalia Viktorovna Rylova, the doctor of medical sciences, professor, Kazan State Medical University; Andrey Vladimirovich Zholinsky, the candidate of medical sciences, Director, Federal Research and Clinical Center for Sports Medicine and Rehabilitation, Moscow; Viktoriya Sergeevna Solonschikova, the student, Kazan (Volga) Federal University
Annotation
The results of our study indicate that the use of sodium citrate leads to a later onset of fan thresholds (VP1 and VP2) during load testing: there is a statistically significant shift for 20 seconds, which is equivalent to an increase in power at these thresholds. At the same time, a statistically significant decrease in the frequency (from 50.5 to 47.8 cycles/min, p=0.007) and the minute volume of respiration (from 133.1 to and 126.6 with p<0.05), with a constant depth of breathing. Sodium citrate can be of great practical value when practicing amateur run, which is characterized by a lower intensity of physical activity. For professional athletes, this may save glycogen stores at low-intensity loads due to longer lipolysis, which may allow demonstrating better results in cases where glycogen stores may be the limiting factor in sports activities.
Keywords: sodium citrate, aerobic performance, aerobic and anaerobic threshold, cardiorespiratory system, athletes.