Р.М. Гаранина
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, самостоятельная работа студентов, самоактуализация, самореализация.
Аннотация: В статье рассматривается личностно-профессиональное становление будущего врача в процессе самостоятельной учебной работы студентов при изучении теоретических дисциплин; раскрывается необходимость активизации самостоятельной работы и указаны аспекты развития личности студента в медицинском вузе - самоактуализация, саморазвитие, самостоятельность, творческая личность, самореализация.
Теоретический анализ российской и зарубежной литературы в области философии, психологии, медицины, педагогики по развитию личности позволил выявить сущность данного процесса, который заключается в становлении будущего врача как субъекта в области здравоохранения с гуманистическим мировоззрением, со сформированной моральноэтической культурой, с активной творческой позицией, способного быстро адаптироваться к меняющимся жизненным и профессиональным реалиям, с развитой готовностью к самообразованию, саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, осознанному построению своего профессионального пути. «Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки» и «в конечном итоге, - экономический, нравственный, духовный потенциал общества» [2]. «Современный работник должен быть квалифицированным профессионалом, хорошо знающим свою специальность, владеющим профессиональной компетентностью» [4]. Личностно-профессиональное развитие будущего специалиста лечебно-профилактической деятельности определено нами как активный, целенаправленный процесс профессионально-личностного становления и развития студента медицинского вуза, в ходе которого вырабатывается адекватная ценностномировоззренческая позиция, гуманистическая направленность деятельности будущего врача, внутренне мотивированная и осмысленная интеграция в профессиональную социокультурную среду, систему здравоохранения и непрерывного медицинского образования.
Умение прогнозировать исход событий с учетом их вероятности, необходимость самостоятельного совершенствования в знаниях и выработке необходимых навыков непосредственно в процессе деятельности, способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий, готовность к инновациям, решают проблему профессионального самоопределения, становятся залогом профессионального успеха [1]. Предлагаем выделить в личностно-профессиональном развитии будущего врача три этапа самореализации студентов в самостоятельной работе: познавательный, предполагающий усиление личностной ориентации на использование и развитие информационного, исследовательского, коммуникативного потенциала для решения учебно-познавательных задач, формирование устойчивой потребности в самоорганизации, самоуправлении, самореализации; репродуктивнопоисковый, направленный на проектирование индивидуального варианта организации и осуществления самостоятельной работы, самостоятельное нахождение научной информа-
ции, поиск способов презентаций учебных и личностных достижений; творческо-исследовательский, завершением которого становится устойчивое развитие способности студента к перспективному целеполаганию в самостоятельной исследовательской учебнопознавательной деятельности, проявление им интеллектуальной инициативы и активности; способности самостоятельно анализировать положительную динамику учебных и личностных достижений на основе рефлексивно-критического мышления, обеспечивающего личностное саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование.
Мы рассматриваем самостоятельную работу студентов как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической, психологической и педагогической организации. Считаем, что самостоятельная работа -активная познавательная творческая деятельность студента, направленная на самостоятельное приобретение способов познания окружающего мира, на развитие рефлексивного мышления, это способ развития творческих способностей, это форма сотрудничества и «сотворчества» преподавателей и студентов в образовательном процессе. Наше определение расширяет понятие «самостоятельная работа» и позволяет интерпретировать его как многозначную открытую систему осознанной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей неуклонный рост индивидуально-личностного развития и саморазвития личностного потенциала студента: интеллектуального, мыслительного, исследовательского, рефлексивного, коммуникативного, психологическую самомотивацию и саморегуляцию.
Нами выявлены личностно-развивающие возможности самостоятельной работы студентов в медицинском вузе, из которых особо отметим следующие: стремление управленческого и профессорско-преподавательского состава создать действенные педагогические условия для успешной реализации личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов; применение активных технологий и разнообразных форм самостоятельной деятельности, новейших достижений мирового уровня; формирование многомерного личностного и социального опыта, морально-этической культуры студента; ориентация профессиональной подготовки на непрерывное образование, саморазвитие и самосовершенствование; формирование, проявление, расширение и использование субъектного опыта обучающихся; повышение уровня адаптации студентов к самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности; использование дополнительных возможностей для раскрытия их личностного потенциала с целью успешного освоения основных профессиональных ролей; трансформация процесса приобретения новых знаний в ходе самостоятельной деятельности студента в исследовательский процесс; превалирование гуманистической составляющей в учебном процессе для развития важных личностно-профессиональных качеств. Также нами выявлены и раскрыты принципы организации самостоятельной работы студентов на основе функционально-деятельностного подхода: активности и сознательности в управлении организацией самостоятельной работы; дифференцированного обучения, позволяющего изменять структуру и содержание самостоятельной работы с учетом медицинского профиля, уровня его подготовки и ориентации на последующее непрерывное самообразование; использования интерактивных методов обучения; мониторинга результативности учебного процесса, проведенного на основе анализа и самоанализа организации самостоятельной работы и уровня приобретенных ключевых компетенций; формирования готовности студентов к использованию информационных и коммуникативных технологий.
Предложенная нами содержательно-деятельностная модель реализации личностно развивающего потенциала самостоятельной работы студентов учитывает особенности протекания исследуемого процесса, его методические обеспечение, мониторинг личностнопрофессионального развития субъектов образовательного пространства. В теоретической модели нами условно выделены составляющие ее компоненты - ценностно-целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативный. В основу моде-
ли положена идея взаимодействующего сближения всех субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества, «сотворчества» и диалога.
В первом приближении нами выделены компоненты личностного развития студентов, определена содержательная конструкция самостоятельной работы, ее направленность на формирование как профессионально важных, так и личностных качеств студента. В ходе формирующего эксперимента в качестве критериев личностно-профессионального развития нами выделены уровни самореализации студентов в процессе самостоятельной работы; изучены функциональные возможности кейс-метода по формированию личностных качеств будущего специалиста; определена ориентация образовательного процесса на глубокие знания по теоретическим дисциплинам, в области медицины, на воплощение в жизнь новой образовательной парадигмы - «образование в течение всей жизни». Основу формирующего эксперимента составила разработанная нами модель реализации личностноразвивающего потенциала самостоятельной работы студентов при освоении теоретических дисциплин в образовательном пространстве медицинского вуза. Формирующий эксперимент показал, что процесс личностного развития студентов в ходе самостоятельной работы происходит более успешно в контексте специально разработанной модели, которая включает в себя пять блоков: ценностно-целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативный.
Мы предложили модель организации самостоятельной работы, которая позволила студенту свободно развиваться в образовательном пространстве вуза, раскрывать свой личностный и профессиональный потенциал, самостоятельно выстраивать траекторию личностнопрофессионального развития, создавая условия для успешной адаптации, самореализации и интеграции в профессиональную медицинскую среду. Педагогический эксперимент показал, что в процессе выполнения самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, научноисследовательской деятельности, участия в работе студенческого научного общества, выступлений на научно-практических конференциях происходит стимулирование познавательной активности и познавательной самостоятельности студента; формирование способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, личностное и профессиональное развитие студента. Вместе с тем темпы внедрения современных образовательных технологий, активизации самостоятельной учебной деятельности студентов, уровень сотворчества преподавателей и студентов, степень вовлеченности студентов в учебно-исследовательскую деятельность, качество работы по формированию личностных качеств студента, его самоактуализации и самоорганизации не в полной мере удовлетворяют современным требованиям к специалисту. Известно, что стремление к позитивному самоизменению и продуктивному выстраиванию своего личностного развития заложено в человеке природой, является его потенциалом, однако эффективность личностного развития студента зависит как от внутренней готовности к самореализации и самосовершенствованию, так и от уровня включенности в учебную деятельность, ориентированную на личностно-профессиональное развитие. Самоопределение в потребностях запускает все процессы саморазвития - самопознания, самообучения, саморегуляции, самореализации [5].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что для эффективного развития личностных возможностей и самореализации студентов медицинских вузов необходимо разработать и внедрить в процесс профессиональной подготовки будущих врачей комплекс педагогических условий в контексте разработанной нами модели реализации личностноразвивающего потенциала самостоятельной работы.
Формирующий эксперимент проходил в специально создаваемых педагогических условиях. Экспериментальные группы были включены в апробацию всех педагогических условий. Проводилась корректировка программ по теоретическим дисциплинам и их методическое обеспечение. Были определены методы реализации комплекса педагогических условий, осуществлялся контроль самостоятельной работы студентов, уровней их личностно-
го роста и самореализации в процессе выполнения самостоятельной работы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса.
В процессе исследования нами было выделено три уровня личностнопрофессионального развития - низкий (недостаточно самостоятельный), средний (деятель-ностно-направляемый) и высокий (самостоятельно-деятельностный), а также три уровня самореализации студентов - познавательный, репродуктивно-поисковый, творческо-исследовательский. Основными критериями характеристики выступают ценностносмысловые ориентации; познавательные способности; рефлексивные способности; коммуникативные и организаторские способности, самомобилизационные и самообразовательные умения, ориентация на непрерывное личностное и профессиональное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование.
Предложенные нами педагогические условия учитывали и дополняли имеющийся потенциал образовательной среды вуза и способствовали: стремлению к развитию у студентов ценностносмысловой ориентации на самоактуализацию, самопознание, саморазвитие, самоорганизацию, самореализацию, составляющие профессионально-личностную основу современного специалиста здравоохранения; умению планировать и прогнозировать свой личностно-профессиональный рост; осознанию своего личностно-профессионального потенциала и готовности формировать необходимые профессионально важные качества; активности и мобильности в достижении профессионально значимых целей. Педагогические условия выступили при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательного процесса медицинского вуза.
Результаты распределения студентов по уровням личностно-профессионального развития, а также по уровням самореализации студентов в процессе самостоятельной работы в экспериментальных группах показывают более высокие уровни развития личностных возможностей, что подтверждает эффективность рекомендуемых условий. Можно утверждать, что выделенные нами педагогические условия являются необходимыми и достаточными для эффективного личностного развития студентов медицинского вуза в процессе самостоятельной работы. Эксперимент проводился на основе личностно ориентированного, функционально-деятельностного и системного подходов к организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза и реализации ее личностно-развивающего потенциала. Формирующий эксперимент реализовывался посредством логически поставленных действий: разработка модели реализации личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов; разработка заданий кейс-методом; управление процессом личностного и профессионального развития студентов с применением эффективных педагогических методов, форм, средств и приемов; обучение студентов основам проектирования личностного и профессионального развития и совершенствования; раскрытие личностного и профессионального потенциалов студентов и преподавателей, мониторинг происходящих изменений в соответствии с выбранными критериями, показателями и уровнями личностнопрофессиональной адаптированности, развития и самореализации.
В процессе исследования мы получили качественные и количественные результаты, позволяющие определить следующее:
- личностно-развивающие возможности самостоятельной работы в образовательной среде вуза способствуют освоению ключевых компетенций, основных профессиональных ролей «специалист», «исследователь», «менеджер», однако темпы, уровень и качество недостаточно системной и частично направляемой работы по личностно-профессиональному развитию и совершенствованию студента неудовлетворительны;
- в мотивационной структуре личности студента незначительно превалирует сторона потребительных мотивов по сравнению с мотивами производительной системы, направленными на самосовершенствование в профессии, что потребовало коррекции при организации работы со студентами во время элективных и лабораторных занятий;
- мотивационная сфера и активность субъекта деятельности достаточно отзывчивы на внешнее педагогическое воздействие и быстрее подвержены качественным изменениям;
- к числу эффективных экспериментальных методов следует отнести проверенные эмпирическим путем: деловые игры и развивающие тренинги профессиональной направленности, кейс-технологии, учебно-профессиональные задания ситуационного характера;
- эффективность личностно-профессионального развития в значительной степени зависит от умело организованного сотрудничества, «сотворчества» и диалога преподавателя и студентов, в процессе которых объединенные усилия всех субъектов образовательного процесса направлены на поступательное развитие личностно-профессионального потенциала;
- полученные сравнительные результаты внедрения педагогических условий на кафедральном уровне оказались более весомыми и значительными, чем реализация их на уровне факультетском и общеуниверситетском, что подтверждает наличие планомерной исследовательской работы преподавателей на уровне кафедры, а также связано с высоким потенциалом профессорско-преподавательского состава кафедры.
Повышение результативности работы по активизации самостоятельной учебной деятельности студента и его личностно-профессионального развития на факультетском и общеуниверситетском уровне является перспективной задачей по формированию профессиональной направленности, профессиональной адаптации, профессиональной компетентности, профессиональной рефлексии и профессионального поведения студентов на основе наработанного материала и опыта.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, и анализ фактического материала позволили убедиться в правомерности первоначально выдвинутых предположений. В результате целенаправленной организации личностно-развивающей самостоятельной работы студентов, получила подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс личностно-профессионального развития студента медицинского вуза зависит от эффективности предложенных педагогических условий.
Проведенная опытно-экспериментальная часть работы не только способствовала эффективному профессионально-личностному развитию будущего врача, но и обеспечила повышение качества профессиональной подготовки студентов медицинского вуза. Эффективность профессионально-личностного развития будущих медиков проявилась в том, что в ходе формирующего эксперимента происходило раскрытие личностного и профессионального потенциалов студентов и преподавателей, освоение ключевых компетенций, статистически значимо возросли все показатели профессиональной адаптированности, личностнопрофессионального развития, самореализации, что позволило подтвердить справедливость теоретических положений гипотезы.
1. Амиров, А.Ф., Мурзагалина, Л.В. Профессиональная социализация будущих врачей в медицинском университете / [Текст] / А.Ф. Амиров, Л.В. Мурзагалина. - Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. - 268 с.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. [Текст] / Б.С. Гершунский. - М. : изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
3. Инструктивное письмо Минобразования России «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений [Текст] / письмо №14-55-996, ин/15.-2002.-27 ноября.
4. Дорожкин, Е.М., Ткачева, О.Н. Система дополнительного профессионального образования - институт профессионального становления личности / Е.М. Дорожкин, О.Н. Ткачева // Педагогический журнал Башкортостана. -2009. - № 5(24). - С. 113-124.
5. Селевко, Г.К., Соловьева, О.Ю., Замыслова, Н.Н. Механизмы самоопределения // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа, 2009. Вып. 3(22). С. 82-107.
6. Трегубова, Е.С. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза: современные подходы к организации и контролю: учеб. пособие [Текст] / Е.С. Трегубова, О.Б. Даутова, Н.А. Петрова. - СПб. : СПбГМА, 2008. - 80 с.
7. Черниченко, В.И. Дидактика высшей школы: история и современные проблемы [Текст] / В.И. Черниченко. -М. : Вузовская книга, 2002. - 136 с.