РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL PRINCIPLES
IN LEGISLATION
УДК 342.92+343.36
О.А. ДИЗЕР,
кандидат юридических наук (Омская академия МВД России, Россия, Омск) [email protected]
В.И. ЕВТУШЕНКО,
доктор юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород, [email protected]
OLGA A. DIzER,
Candidate of Law (Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)
VLADIMIR I. EVTUSHENKO,
Doctor of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина при отправлении справедливого правосудия. В частности, уделяется внимание вопросам межотраслевой интеграции законодательства, а также принципам права, делается акцент на элементах, без которых справедливое правосудие невозможно. Аргументируется на основе правоприменительной практики необходимость изменения действующего законодательства. По мнению авторов, подобные предложения значительно расширят существующие гарантии прав и свобод человека и гражданина при применении в отношении них сотрудниками полиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также в вопросах отправления справедливого правосудия. Предлагается предусмотреть возможность межотраслевой интеграции оперативно-разыскного и уголовного законодательства. В статье предложена авторская позиция по общеправовым принципам. Дана оценка проблемным вопросам, требующим детальной проработки, а также отмечены негативные моменты административного усмотрения, затронуты вопросы судебного усмотрения. Рассматриваются основные проблемы, связанные с сущностным пониманием провокации преступления, определением ее признаков, отграничением ее от законно проводимого оперативно-разыскного мероприятия. На основе комплексного анализа сложившегося положения дел формулируются предложения по совершенствованию правовой регламентации и индивидуализации наказания.
Ключевые слова: беспристрастность, равенство, полиция, правосудие, принципы административного права, права и свободы, провокация преступления, справедливость.
Для цитирования: Дизер О.А., Евтушенко В.И. Реализация конституционных принципов в законодательстве // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 4. - С. 4-8.
Abstract: the article deals with problematic issues of ensuring human and civil rights and freedoms in the administration of fair justice. In particular, attention is paid to the issues of intersectoral integration of legislation, as well as the principles of law, emphasis is placed on the elements without which fair justice is impossible. The necessity of changing the current legislation is argued on the basis of law enforcement practice. According to the authos, such proposals will significantly expand the existing guarantees of human
публично-правовые
(государственно-правовые) науки
2024'4
and civil rights and freedoms when police officers apply measures against them to ensure proceedings in cases of administrative offenses, as well as in matters of the administration of fair justice. It is proposed to provide for the possibility of intersectoral integration of operational investigative and criminal legislation. The article proposes the authors' position on general legal principles. The assessment of problematic issues requiring detailed study is given, as well as the negative aspects of administrative discretion are noted, issues of judicial discretion are raised. The main problems related to the essential understanding of the provocation of a crime, the definition of its signs, and its separation from a legally conducted operational investigative event are considered. Based on a comprehensive analysis of the current state of affairs, proposals are formulated to improve the legal regulation and individualization of punishment.
Keywords: impartiality, equality, police, justice, principles of administrative law, rights and freedoms, provocation of crime, justice.
For citation: Dizer O.A., Evtushenko V.I. Implementation of constitutional principles in legislation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 4. - P. 4-8.
История борьбы с преступностью содержит примеры, когда в периоды послаблений в вопросах подбора кадрового состава соответствующих ведомств страну заполоняли громкие дела, где использовалась провокация как действенный метод расследования преступлений. Это было связано прежде всего с тем, что состав сотрудников сыска пополнялся лицами, не обладающими необходимым опытом и компетенциями в вопросах изобличения преступников, по причине чего низкий уровень профессионализма приводил к различного рода злоупотреблениям [1, с. 75-76].
В настоящее время ст. 304 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)1, предусматривающая уголовную ответственность только за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, содержится в главе, посвященной преступлениям против правосудия.
Правосудие чаще всего символично отождествляется с собирательным образом двух богинь -древнегреческой Фемиды и древнеримской Юстиции, которыми для отправления правосудия неизменно использовались три характерных символа: повязка на глазах как знак беспристрастности, меч как символ возмездия, наличие же весов в руке богини символизирует равновесие и справедливость в вопросах правосудия.
Возможно предположить, что последний символ нашел свое отражение в принципах права, таких как справедливость и равенство всех перед законом, закрепленных в нормативных правовых актах. Само понятие «принцип» в переводе с латинского языка (рппаршт) означает «начало, основа, происхождение,первопричина». Так, на-
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня
1996 г. № 63-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из
СПС «КонсультантПлюс».
пример, принцип справедливости, закрепленный в ст. 6 УК РФ, гласит, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны... соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного», и во второй части законодателем отмечается, что «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».
Так, например, согласно точке зрения А.В. Бриллиантова и Н.И. Крюковой, справедливость является «очень емким понятием, включающим в себя многие факторы» [2, с. 25]. К.А. Сыч, характеризуя принцип справедливости, отмечал: «Принцип справедливости, положенный в основание законодательной модели регулирования общественных отношений, должен предполагать такой правовой порядок, в котором нашлось бы место вопросу восстановления нарушенных прав и интересов потерпевшего, возмещения морального, физического, имущественного и иного вреда последнему» [3, с. 204].
Не вызывает сомнения и тот факт, что понятие справедливости затрагивает сферу нравственности [4] и неразрывно связано с установлением ответственности и наказания. При этом возникает ряд спорных вопросов, находящихся в плоскости определения границ индивидуализации ответственности лица, совершившего противоправное деяние. Данная проблема возникает ввиду демаркационной размытости при определении пределов резерва обстоятельств, способных значительно смягчить ответственность и наказание лица, совершившего виновное деяние, либо вообще освободить его от ответственности [5].
Исходя из этого, необходимым условием отправления справедливого правосудия является правильная юридическая оценка и точная квалификация деяния в соответствии со статьей УК РФ.
2024'4
публично-правовые (государственно-правовые) науки
Затрагивая вопросы принципов права, необходимо отметить, что они не всегда способны урегулировать все юридические отношения.
Так, например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) обозначен только один общеправовой принцип - принцип равенства перед законом (ст. 1.4)2, который гласит, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д.
Анализ административно-правовой доктрины, действующего законодательства об административной ответственности и практики его применения позволяет выделить общие принципы административного права: законность; равенство всех перед законом; приоритет прав и свобод человека и гражданина; гласность; презумпция невиновности; ответственность; федерализм; гуманизм; разделение властей; разумность и необходимость; справедливость и соразмерность. Необходимо отметить, что на данных принципах базируется административно-правовое регулирование, однако перечень обозначенных принципов и их содержание в административном праве не является полным и требует конкретизации ввиду возникающих сложностей в доктринальном осмыслении и транслировании общих и отраслевых принципов административного права и в их практическом значении для государственного управления и в вопросах правоприменения и судопроизводства.
Однако здесь необходимо акцентировать внимание на принципе, занимающем центральное место, - приоритете прав и свобод человека и гражданина. Это один из важнейших принципов любого правового государства. Он является общеправовым, закрепленным в ст. 2 Конституции Российской Федерации3, и раскрывается через отношения «общество - государство - личность», где обязанностью государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также признание его прав и свобод критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства.
Так, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина находит свое отражение в ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыск-
2 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 25.12.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
ной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»)4. Отметим, что данный принцип является общим принципом деятельности полиции и закреплен в ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»5.
Главенство интересов личности логично вытекает и из норм административного права. Между тем нельзя не согласиться с точкой зрения В.Е. Севрюгина, справедливо отметившего, что пробелы в доктринальном осмыслении и правовом решении проблемы о системе общих и отраслевых принципов административного права оказывают негативное влияние на систему исполнительной власти и государственного управления: «Эти негативные тенденции проявляются в неоправданном росте государственного управленческого аппарата, его бюрократизме, формализме и волоките, стремительном росте коррупции во всех эшелонах власти» [6, с. 165].
Чаще всего усмотрение рассматривается как коррупционный фактор. Вполне логично, что правовое регулирование в вопросах, затрагивающих ограничения основных прав и свобод граждан, требует более тщательной аргументации, при этом нельзя упускать из виду и публичный интерес, являющийся признаком административного усмотрения.
Необходимо отметить, что административное усмотрение является вполне естественным явлением в правоприменении, так как оно свойственно как администрации, так и органам правосудия.
Тот факт, что глаза Фемиды закрывает повязка, является своего рода символом беспристрастного правосудия, «слепого» к регалиям и положению лиц, в отношении которых осуществляется правосудие.
Так, например, в феврале 2016 г. прошел суд в отношении полицейского, признанного в Ижевске «лучшим по профессии», сфальсифицировавшего результаты оперативно-разыскных мероприятий в отношении 52-летнего мужчины. По сфальсифицированным материалам было возбужденно уголовное дело, а непричастный к преступлению мужчина заключен под стражу. Уголовное преследование в отношении гражданина продолжалось девять месяцев. Как сообщили в пресс-службе МВД по Удмуртской Республике, 6 октября 2016 г. полицейский был
4 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 14.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
публично-правовые (государственно-правовые) науки
2024'4
уволен за совершение проступка, порочащего честь сотрудника внутренних дел6.
Принцип беспристрастности - это обязательное условие надлежащего осуществления правосудия. Между тем он не только заключается в том, что судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений, но и требует объективности в принимаемых решениях. Судьи своей интеллектуально-практической волевой деятельностью в ходе интерпретации правовых норм обеспечивают законность и беспристрастность правоприменительной деятельности.
По внутреннему убеждению производится и оценка судом доказательств. Однако при всей свободе их оценки никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Необходимо отметить, что ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) также содержит указание на то, что результаты оперативно-разыскной деятельности могут быть использованы в процессе доказывания7. На данный момент и Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях обратил внимание и разъяснил, что результаты оперативно-разыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона - то есть так, как это предписывается ч. 1 ст. 49 и ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации. В определениях отмечено, что на основании результатов оперативно-разыскной деятельности возможно не только подтвердить, но и поставить под сомнение или опровергнуть сам факт преступления, что имеет существенное значение для разрешения вопроса об уголовном преследовании или отказе от него8.
Не вызывает сомнений и тот факт, что согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации определяющим смыслом законодательной деятельности, а также основной функцией правосу-
6 В Ижевске «лучший по профессии» полицейский получил срок за подброс наркотиков [Электронный ресурс]. -URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4179576
7 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8 См.: определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. № 1182-О, № 1183-О, № 1184-О; от 27 июня 2017 г. № 1419-О; от 28 июня 2018 г. № 1468-О; от 29 января 2019 г. № 71-О [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2023).
дия всегда является соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Между тем в действующем законодательстве существует ряд вопросов, требующих настоятельного решения для нивелирования проблем, возникающих при осуществлении правосудия.
Безусловно, провокация должна быть запрещена под угрозой наказания: прямой запрет содержится и в ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако этого недостаточно для того, чтобы не допустить провокацию преступления - должно быть единство в подходах по вопросу об отличии оперативного сопровождения от провокации преступления [7]. Данную проблему возможно решить только путем легального закрепления понятия провокация преступления [8, с. 38-40].
Третьим и последним символом является находящийся в руках Фемиды обоюдоострый меч, который ассоциируется с возмездием и высшей справедливостью.
Н.С. Таганцев отмечал: «Наказание падает на преступника за совершенное им преступное деяние с проявленными в нем субъективными и объективными элементами, и карательные меры должны иметь свойство применимости к особенностям отдельного деяния, должны обладать свойствами видоизменяемости или гибкости, способностью индивидуализироваться» [9, с. 98].
Действительно, одно дело, когда наказание применяется к лицу, преступившему закон, а другое - когда закон нарушается должностным лицом, которое из ложно понятых интересов службы или каких-либо личных интересов нарушает конституционные права граждан на справедливое судебное разбирательство, что, в свою очередь, приводит к падению авторитета правоохранительных органов и всей системы правосудия.
При рассуждении по данному вопросу особую ценность представляет точка зрения профессора В.Ф. Луговика, отметившего, что «оперативно-розыскное законодательство должно обеспечивать равную оперативно-розыскную доступность к выявлению и документированию преступной деятельности лиц, независимо от их правового статуса» [10, с. 124].
Таким образом, вполне логично для достижения справедливого правосудия вести речь об устранении существующих законодательных пробелов, а также о межотраслевой интеграции уголовного и оперативно-разыскного законодательства.
2024'4
публично-правовые
(государственно-правовые) науки
В заключение отметим, что в зависимости от направления и распространенности выделяют три сферы принципов права: межотраслевые принципы, отраслевые принципы, общеправовые принципы. Между тем в самих изображе-
ниях Фемиды и Юстиции древними греками и римлянами заключен ответ, на чем должно зиждиться правосудие: справедливость, равенство, беспристрастность и индивидуализация наказания.
Литература
1. МастерковА.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты провокационной деятельности: дис. ...канд. юрид. наук. - Владивосток, 2000. - 184 с.
2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / под. ред. А.В. Бриллиантова. - Москва: Проспект, 2010. - 702 с.
3. Сыч К.А. Уголовное наказание и его состав: теоретико-методологические аспекты исследования: дис. ... д-ра юрид. наук. - Рязань, 2001. - 408 с.
4. Дизер О.А. Общественная нравственность в структуре общественного порядка и роль правовых средств в ее охране // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 1 (39). - С. 8-14. - EDN YGXVYV.
5. Дизер О.А. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности в условиях формирования цифрового пространства // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2020. - № 3 (89). - С. 63-70. - EDN TNIVHD.
6. Севрюгин В.Е. Роль конституционных принципов административного права в повышении эффективности государственного управления / Конституция и жизнь современного общества: сборник научных статей. - Тюмень - Екатеринбург: Цицеро, 2015. С. 164-167.
7. Теоретические основы формирования отрасли полицейского права / О. И. Бекетов, А. А. Вакутин, О. А. Дизер [и др.]. -Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - 168 с. - EDN RBVVSG.
8. Дизер О.А. Проблема провокации преступления (по материалам судебно-следственной практики) / Уголовное право и оперативно-разыскная деятельность: проблемы законодательства, науки и практики: материалы VIII Международной научно-практической конференции / под ред. Г.В. Щербакова, Г.С. Шкабина. Ч. 1. - Москва: Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 2022. С. 34-40.
9. Таганцев К.С. Русское уголовное право. Лекция. Часть общая: в 2 т. - Москва: Наука, 1994. Т. 1. - 414 с.
10. Луговик В.Ф. Реализация конституционного принципа справедливости в оперативно-розыскном законодательстве / Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы: материалы VII международной научно-практической конференции. - Омск: Омская академия МВД России, 2023. С. 120-124.
References
1. Masterkov A.A. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty provokacionnoj deyatel'nosti: dis. ...kand. yurid. nauk. -Vladivostok, 2000. - 184 s.
2. Ugolovnoe pravo Rossii. Chasti Obshchaya i Osobennaya: uchebnik / pod. red. A.V. Brilliantova. - Moskva: Prospekt, 2010. - 702 s.
3. Sych K.A. Ugolovnoe nakazanie i ego sostav: teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovaniya: dis. ... d-ra yurid. nauk. -Ryazan', 2001. - 408 s.
4. Dizer O.A. Obshchestvennaya nravstvennost' v strukture obshchestvennogo poryadka i rol' pravovyh sredstv v ee ohrane // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. - 2017. - № 1 (39). - S. 8-14. - EDN YGXVYV.
5. Dizer O.A. Administrativno-pravovaya ohrana obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoj bezopasnosti v usloviyah formirovaniya cifrovogo prostranstva // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 3 (89). - S. 63-70. - EDN TNIVHD.
6. Sevryugin V.E. Rol' konstitucionnyh principov administrativnogo prava v povyshenii effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya / Konstituciya i zhizn' sovremennogo obshchestva: sbornik nauchnyh statej. - Tyumen' - Ekaterinburg: Cicero, 2015. S. 164-167.
7. Teoreticheskie osnovy formirovaniya otrasli policejskogo prava / O. I. Beketov, A. A. Vakutin, O. A. Dizer [i dr.]. - Omsk: Omskaya akademiya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2019. - 168 s. - EDN RBVVSG.
8. Dizer O.A. Problema provokacii prestupleniya (po materialam sudebno-sledstvennoj praktiki) / Ugolovnoe pravo i operativno-razysknaya deyatel'nost': problemy zakonodatel'stva, nauki i praktiki: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. G.V. Shcherbakova, G.S. Shkabina. Ch. 1. - Moskva: Nauchno-issledovatel'skij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossijskoj Federacii, 2022. S. 34-40.
9. Tagancev K.S. Russkoe ugolovnoe pravo. Lekciya. Chast' obshchaya: v 2 t. - Moskva: Nauka, 1994. T. 1. - 414 s.
10. Lugovik V.F. Realizaciya konstitucionnogo principa spravedlivosti v operativno-rozysknom zakonodatel'stve / Realizaciya Konstitucii Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy: materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2023. S. 120-124.
(статья сдана в редакцию 28.06.2024)